Дидактические игры как метод обучения
статья на тему

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет — сама человеческая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_kak_metod_obucheniya2.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры как метод обучения


В шестидесятые годы нашего века все большей популярностью в образовании стали пользоваться методы дидактических игр. Некоторые ученые относят их к практическим методам обучения, другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных и практических, вбирая в себя их элементы, а во-вторых, то, что они имеют особенности, присущие только им. В настоящее время этот метод свою актуальность  не утратил.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет — сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. 

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. 

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются: 


  • моделируемый объект учебной деятельности; 

  • совместная деятельность участников игры; 

  • правила игры; 

  • принятие решения в изменяющихся условиях; 

  • эффективность применяемого решения. 


Технология дидактической игры — это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством:
в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. 

Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения. 

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы: 


  • подготовка к самостоятельным занятиям; 

  • постановка главной задачи; 

  • выбор имитационной модели объекта; 

  • решение задачи на ее основе; 

  • проверка, коррекция; 

  • реализация принятого решения; 

  • оценка его результатов; 

  • анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом; 

  • обратная связь по замкнутому технологическому циклу. 


Дидактическая игра как метод пбучения содержит в себе большие потенциальные воз䐼ож␽ости активи䐷ачసи процесса оаучения. Вместз с темĠшкольная практиѺа и рез⑃льтаты провед䐵нных экспермментాв показали, что диҴакقические игры䀠могут сыграђь в обучении䀠положит䐵льную роль!толь␺о0葂огда, к␾гда они аспользуются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционныф методов,Ġа 䐽е 䐺ак их заменитవль. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактической игры в процессе обучения учащихся с недостатками интеллекта»

В младших классах коррекционной школы одним из эффективных методов (1 класс) и приемов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятель...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Материал содержит подборку игр, которые можно использовать начиная с первых уроков обучения грамоте...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изуче...

Дидактические игры как метод стимулирующий познавательную деятельность учащихся

В мастер-классе представлены различные дидактические игры для применения на уроках русского языка в начальной школе....