Статья "Межличностные отношения учащихся в начальной школе".
презентация к уроку по теме
Проблема взаимоотношений между людьми была актуальна всегда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Межличностные отношения учащихся в начальной школе.
Тряпьева Маргарита Михайловна, учитель начальных классов МОБУ СОШ№ 15 г.Владимир
Проблема взаимоотношений между людьми была актуальна всегда. Философами, психологами, педагогами, социологами, учеными других отраслей исследуются межличностные конфликты, споры, вопросы, проблемы, возникающие при общении людей. Детское же общение стало восприниматься как особый предмет изучения совсем недавно. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к межличностным отношениям учащихся начальной школы. Неблагоприятные экологические факторы, социальные условия жизни, усиливающийся информационный поток (компьютеризация, телевидение), дефицит общения и положительных эмоций — всё это способствует нарушению эмоциональных состояний и устойчивых межличностных отношений детей в межличностном взаимодействии. Эмоциональные контакты, тем не менее, очень важны в жизни детей в начальной школе в силу того, что именно они создают эмоциональное богатство и благополучие самого индивида, что, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический потенциал коллектива в целом. Именно в личных отношениях младший школьник удовлетворяет свои базовые потребности: в эмоциональном контакте, в защищённости, социальной компетентности, стремлении быть личностью. Именно в данном пласте отношений происходит нравственное становление ребёнка: он приобретает опыт заботы, любви, терпимости. Из многоцветья межличностных отношений складывается социально-психологический климат детской группы, социальный контекст развития и социализации маленького человека.
С поступлением ребёнка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребёнка или его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков попадает на период младшего школьного возраста. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников являются одной из важнейших задач развития ребёнка на этом возрастном этапе. Благоприятный психологический климат в коллективе даёт возможность ребёнку пройти плавно период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы. Дети младшего школьного возраста по-прежнему много времени проводят в различных играх, где их партнёрами по игре становятся сверстники. Игра является одним из ведущих факторов, способствующих процессу адаптации детей в коллективе класса.
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным потребностям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребёнка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Младший школьник стремится к выполнению должных норм, которые предлагают ему взрослые, у него велико желание быть положительно оцененным, одобренным взрослым.
Младший школьный возраст представляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создаёт благоприятные предпосылки для формирования личности.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, позволяют развивать самоконтроль.
Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищённости, удовлетворять потребности в эмоциональном контакте, быть значимым для других людей. Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна «окружающая ребёнка атмосфера» социальной мысли (Л.С.Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.
Личность воспитывается личностью. В связи с этим закономерен интерес исследователей к личности педагога, к его характерным особенностям как субъекта профессиональной деятельности, которые обеспечивают профессиональную компетентность педагога и успешность педагогической деятельности. Во многих работах, посвященных личности учителя, отмечается, что учитель имеет дело с самым сложным, бесценным, дорогим - с человеком, его душой. Поучая, наставляя в настоящем, учитель формирует будущее.
Специфика учителя начальных классов в непреложности его авторитета, огромной вере детей в знания педагога, справедливость его решения, порой даже его идеализации. Учитель является образцом для учеников. Он решает воспитательные задачи и формирует личность ребенка. Можно предположить, что стиль его отношения к детям становится одним из существенных факторов в развитии и формировании стиля межличностных отношений учащихся. В начальной школе нет другого образца, этот образец - классный руководитель.
В первый класс дети приходят, уже имея определенный опыт межличностного общения. На формирование этого опыта влияют различные факторы: стиль семейных отношений, стиль отношений к детям в дошкольных учреждениях, опыт общения со взрослыми и со сверстниками, телевидение, мультфильмы, компьютерные игры и даже современные игрушки. К сожалению, в настоящее время не все эти факторы способствуют разностороннему развитию личности ребенка, не все могут способствовать гармоничному формированию межличностных отношений учащихся.
Изучая уровень социально – психологического климата в своём классе по методике А.Н.Лутошкина, сделан вывод о средней степени благоприятности. В классном коллективе царит атмосфера доброжелательности и доверия, дети проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность ко всему происходящему. Каждый ребёнок в классе с благоприятным климатом уверен в себе, не боится быть осмеянным в случае ошибки. В коллективе сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку. Необходимо поддерживать такую систему отношений ежедневно и на каждом уроке всем учителям, работающим в данном классном коллективе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Создать условия для формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках математики.
Анкета 1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание, решил задачу, составил план: А / часто; Б / иногда; В / никогда; 2. Что ты делаешь в таком случае? 3. Проверяешь ли ты себя при выполнении какого-нибудь задания: А / часто; Б / иногда; В / никогда; 4. Как ты себя проверяешь? 5. Зачем ты себя проверяешь? 6. Что значит - проверить выполненную работу? 7. Есть ли что-нибудь общее в том, что ты делаешь, чтобы проверить выполнение задания по математике, русскому языку, окружающему миру и т.д.
Диаграмма самоконтроля Завышенный уровень Адекватный уровень Заниженный уровень
Правила оценочной безопасности: 1. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки. 2 . Не скупиться на похвалу. 3. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Например: вместо «Ты сделал три ошибки в этом примере», лучше сказать «давай с тобой найдём в этом примере три ошибки». 4. «На ложку дёгтя – бочка мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём. 5. Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил 6 букв, сегодня – не больше 5».
«За двумя зайцами …..» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная Д. Формула «опять ты не …» верный способ выращивания неудачника. Каждый человек имеет право на ошибку, ребёнок тем более. 9. Каждый человек имеет право до – сдать и пере – сдать часть работ, по которому его не удовлетворяет результат.
Год Класс Итоговые результаты Результаты административных срезов % успеваемости % качества знаний СОУ % % успеваемости % качества знаний СОУ % 2011-2012 4б математика 100 89 100 100 85 70 2012-2013 1б математика 2013-2014 2б математика 2014-2015 3б математика Сравнение итоговых результатов и административных срезов
Демократический стиль общения учителя с учащимися Целенаправленные действия учителя на развитие интеллектуальных и коммуникативных умений учащихся Формирование у учащихся умения учиться Формирование у учащихся способности к самоконтролю и самооценки, снижения уровня тревожности Формирование самооценки и самоконтроля у младших школьников в рамках новой модели оценивания в образовательной системе «Школа - 2100»
Быть хорошим учителем можно, будучи хорошим воспитателем. С ребёнком надо встречаться как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радости победы и горечь утраты. В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социализация учащихся в начальной школе" Доклад.
Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе....
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...
Диагностика отношения первоклассника к начальной школе
Определение уровня адаптации...
Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе по программе «Школа 2100"
В данной статье описывается мой небольшой опыт по формированию самооценки младших школьников....
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"
Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО на...
Психолого – педагогический проект «Влияние детско-родительских отношений на успеваемость учащихся в начальной школе»
В настоящее время. в обществе возникла необходимость в преодолении противоречий между семьей и школой. Д етей с ЗПР становится больше. причём данная категория детей имеет задержку развития по причине ...