Курсовая работа по теме: «Исследовательская деятельность учащихся на уроке как фактор эффективности обучения»
учебно-методический материал по теме

Нечаева Инна Львовна

«…главное для педагога - не мешать детям в их естественном развитии как маленьких исследователей…»

  Я.А. Коменский

 

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_isledovatelskaya_deyatelnost_uch-sya_na_uroke.doc741.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Курсовая работа  по теме:

«Исследовательская деятельность учащихся на уроке как фактор эффективности обучения»

Выполнила:

Инна Львовна Нечаева

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 7

Конаково

Содержание

  1. Введение                                                                                                       3
  2. Основная часть                                                                                             6
  3. Заключение                                                                                                 22
  4. Список литературы                                                                                    26

Введение

«…главное для педагога - не мешать детям в их естественном развитии как маленьких исследователей…»

  Я.А. Коменский

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания является формирование у детей способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Одной из основных задач, поставленных перед школой,  является подготовка всесторонне развитой личности, способной к самостоятельным исследованиям и открытиям. И было бы глубоким заблуждением отодвигать решение этой проблемы на поздний период обучения школьников.

Ещё не редко можно наблюдать такую ситуацию, когда ребенок успешно обучаясь в младших классах, начинает отставать в старших. И одной из причин является недостаточное развитие способностей к самостоятельным исследованиям. В практике обучения младших школьников наиболее опасным является чрезмерное увлечение действиями по готовому образцу. Упор здесь делается на механическую память, а не на творчество и размышление.

Приходится наблюдать ещё, когда учителя предлагают учащимся упражнения только тренировочного характера, упражнения на воспроизведение, лишенное исследовательских элементов.

В результате у детей задерживается развитие активной деятельности, не получают развития такие качества их мышление, как глубина, прочность, систематичность, аргументированность, последовательность, гибкость и т.д.

В качестве гипотезы выдвигаю рабочее положение:

Исследовательская деятельность учащихся на уроке формирует у детей готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; «дисциплинирует» воображение, фантазию, создает обстановку внутренней свободы; помогает учащимся обрести уверенность во взаимоотношениях с окружающими, создает условия для формирования важнейших общеучебных навыков.

Цель и задачи:

  • Повысить качество знаний учащихся.
  • Развивать познавательные способности учащихся (за счет развития мышления).
  • Подобрать и апробировать задания направленные на исследовательскую деятельность учащихся на уроке.
  • Изучить научные труды отечественных педагогов, психологов по проблеме исследовательского подхода в обучении.
  • Представить характеристику исследовательского подхода в обучении как нового педагогического явления.
  • Провести контрольное исследование.
  • Обработать полученные данные и сформулировать выводы о роли исследовательской деятельности учащихся на уроке, её влиянии на формирование общеучебных умений.

Основная часть

Стремление исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. «Дети- малые философы  в настоящем смысле слова»

                                                                                                                         Сели

 Всем известно, что начало столетия, было отмечено активным поиском путей создания новой школы. Этот поиск породил такое количество идей, что без преувеличения можно сказать: столетия не хватило бы на то, чтобы до конца оценить их эвристическую силу и уж тем более воплотить в практику обучения. Изучая историю психолого-педагогической мысли 20 в., невольно задумываешься о том, что все педагогические инновации текущего столетия так или иначе своими корнями уходят в прошлое. Это относится и к исследовательским методам обучения, которые широко применяли В.П. Вахтеров, Д. Дьюи, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский. Начиная со «Школы детства» Я.Коменского мы находим ясную  мысль о том, что главное для педагога - не мешать детям в их естественном развитии как маленьких исследователей. Пусть дети буду «пчёлками», которые постоянно суетятся кругом, ползают, что-нибудь носят, рассказывают, перекладывают. Им следует оказывать некоторую помощь лишь затем, чтобы то, что они делают, было в известной мере разумно».  Ему вторит Д. Дьюи, отмечая, что цель учителя - поддержать «Священную искорку удивления» и раздуть пламя, которое уже тлело. Задача учителя - защитить дух исследователя.

С началом ХХI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку, а уж детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это стремление через познание и создает сегодня условия для исследовательского обучения.

Характерные черты исследовательского учебного процесса

  1. Учитель видит дидактическую цель в том, чтобы организовать учебное исследование, чтобы дети осваивали новый опыт. Для учащихся учебная задача выступает как исследовательская в контексте значимой для них проблемной ситуации.
  2. Условия обучения, характер учебного взаимодействия трансформируются, подчиняясь требованиям обстановки совместного исследовательского поиска.
  3. В качестве предметно - содержательного материала исследования наряду со специально подготовленным учебным материалом может выступать также дополнительный материал, собираемый и привлекаемый самими учащимися. Специальное место отводится освоению самой процессуальной стороны исследовательской деятельности.
  4. В учебной деятельности присутствует мотив освоения нового жизненного опыта, расширения познавательных возможностей, элемент состязательности (в том числе и с самим собой).
  5. Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т. д.) особым результатом обучения становится рефлексивно осмысляемый опыт поисковой деятельности…

В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.

  «Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум ребенка будет сосредоточен не на учебе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом учителя, с другой стороны, становится отыскивание условий, которые пробуждают самообразовательную активность, или учение и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности», - считал Дж.Дьюи.

Требования к процессу

  1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
  2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
  3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.
  4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
  5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

  1. учащийся выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  2. предлагает возможные решения;
  3. проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  4. делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  5. применяет выводы к новым данным;
  6. делает обобщения.

Три уровня исследовательского обучения

1 уровень -  преподаватель ставит проблему и намечает метод ее решения;

                         само решение, его поиск предстоит самостоятельно

                         осуществить учащемуся

2 уровень  - преподаватель только ставит проблему, но метод ее решения  

                        ученик ищет самостоятельно (здесь возможен групповой,

                        коллективный поиск)

3 уровень -  постановка проблемы, отыскивание метода и разработка

                        самого решения осуществляются учащимися самостоятельно.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие школьника задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирования ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного.

Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического ли практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера.

При организации обучения с применением исследовательского подхода имеет смысл регулярно проводить уроки-собеседования, которые позволяют осуществить разнообразные формы контроля и взаимоконтроля знаний, умений и навыков учащихся. Дидактически обосновано, что уроки-собеседования способствуют развитию межличностных контактов учителя и ученика, учащихся друг с другом. Педагогическая ценность уроков-собеседований заключается в том, что при собеседовании учитель имеет возможность следить за рассуждениями учащегося при анализе явлений и фактов, их обобщении и формулировке выводов. «Западающие» звенья в познании того или иного факта или явления при собеседовании выступают особо четко. Это позволяет учителю эффективнее планировать систему педагогических воздействий в отношении конкретного школьника, что дает возможность ликвидировать имеющиеся слабые места в умениях, навыках и способах познавательной деятельности.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок.

Использование исследовательского подхода на различных  этапах урока

Этап всесторонней проверки домашнего задания

Доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.

Способы активизации: использование различных форм и методов контроля, поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся.

Этап всесторонней проверки ЗУН

Использование разных методов проверки знаний, начиная от индивидуального опроса и заканчивая тестовой проверкой, которая дает за 10-15 минут получить ответы всего класса на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся; привлечение учащихся к исправлению ошибок

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Формулировка учениками под руководством учителя цели урока, учебной проблемы. Учащиеся должны понять, чему они должны научиться, какими ЗУН должны овладеть.

Этап усвоения нового материала

Использование приемов мышления: анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов, составление таблиц, схем, графиков

Этап проверки понимания учащимися нового  материала

Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. Обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д. Класс привлекается к оценке ответов средних и слабых учеников (комментированное оценивание)

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики

 Наиболее активно учащиеся младших классов включаются в исследовательскую деятельность по выявлению математических закономерностей, связей объектов в процессе работы над задачей.

Правда, в начальных классах ещё мало возможностей для проведения содержательных, глубоких аналогий, но такая работа осуществляется, например, распространении способа решения на другие задачи, формулировка аналогичных задач, выявлении аналогичных решений.

Различные задачи предполагают разную дополнительную работу (условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач)

В задаче для четвертого класса «Мотоциклист ехал 3 часа со скоростью 60 км/ч и 2 часа со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние он проехал за это время?» - выясняем ситуацию задачи: имеются два отрезка пути, каждый из которых мотоциклист проходит с определенной скоростью за определённое время (рис1)

Рисунок 1.

Нам известна зависимость между каждыми тремя числами.

Найдя все расстояние (320 км), обсуждаем с учениками обратные задачи: как найти t2 если известны все остальные данные и т.д.

Поставим перед учениками такой вопрос, с какой постоянной скоростью мотоциклист должен ехать, чтобы покрыть все расстояние за те же 5 часов? (это средняя скорость).

Получаем равенство

Vср. = S :  t

Vср. = (S1 + S2) : (t1 + t2), или

V = (V1•t1 + V2 • t2) : (t1 + t2)

В нашем случае средняя скорость будет равна

(60 • 3 +70): (3+2) = 64 (км/ч)

Сравниваем полученное значение 64 км/ч со скоростями 60 км/ч и 70 км/ч. Замечаем, что со скоростью 60 км/ч мотоциклист ехал большее время и средняя скорость ближе к этой скорости. А всегда ли это так?

Заполняем таблицу, соответствующую аналогичной  реальной ситуации.

Таблица 4.

S (км)

t (ч)

V (км/ч)

Vср. (км/ч)

2

4

12

6

12

30

1

5

12

6

24

60

2

7

При заполнении таблицы ученики решают разные задачи, объединенные одной ситуацией. Ещё раз отмечаем, что средняя скорость ближе к той, с которой мотоциклист двигался больше времени.

Предлагаем учащимся сравнить с рассмотренной задачей следующие:

«Расстояние между двумя пристанями теплоход прошел за 2 ч со скоростью 24 км\ч. обратно он шел 3 часа. с какой скоростью шел теплоход в обратном направлении?

«Туристы проплыли на катере 66 км. 2 ч они плыли со скоростью 18 км/ч, а остальной путь со скоростью 15 км/ч. сколько всего времени находились в пути туристы?»

«От Москвы до Киева 870 км. Поезд, вышедший из Москвы, шел 6 часов со скоростью 85 км/ч, а остальной путь до Киева он прошел за 4 часа, двигаясь с одинаковой скоростью. С какой скоростью поезд прошел эти 4 часа?»

Во всех приведенных задачах описываются одинаковые ситуации: два отрезка пути проходятся с определенной скоростью за определенное время.

Школьники приучаются к исследованию, постановке вопросов, отыскиванию закономерностей и в работе с магическими квадратами (рис.2)  

Рисунок 2.

Магические квадраты.

2

9

4

7

5

3

6

1

8

 

 Учащиеся учатся  с поверхности явлений связей проникать в их сущность, учатся такой деятельности, которая необходима при изучении любого другого школьного предмета, важна в жизни. Им были предложены задания на нахождение соответствующего числа (рис.3), подбор слов, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго (рис.4). Исключением «лишнего слова» (рис 5.)

Рисунок 3.

Нахождение соответствующего числа

   а = с + в – R               2 = 3 + 2 – 3               10 = 8 +4 – 2

 Рисунок 4.

Подбор слов, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго

                    (гол)

           (ель)

Рисунок 5.

Исключение «лишнего слова».

оарх – охра

оарвиньк – киноварь    краски

иидонг – индиго

аассинд – ссадина (лишнее)

елм – мел

аумх – муха (лишнее)

шааданкр – карандаш

оепр – перо

Такие задания приносят большое удовлетворение ученикам, и служит развитию их интереса, вкусу к процессу познания. 

Для решения задачи «В школе 370 учеников. Найдутся ли в этой школе хотя бы два ученика, у которых день рождения приходится на одну и ту же дату календаря? Необходимо провести исследование, сравнение, рассмотреть возможные варианты. Учащиеся перестают быть пассивными исполнителями, они активно участвуют в творческих поисках.

Решение задач на исследование приближает ученика к условиям, когда он решает практическую задачу, выдвинутую жизнью, когда осуществляется связь обучения с практикой.

Так задача «5 второклассников и 7 третьеклассников купили всего 50 тетрадей. Зная, что каждый второклассник купил одно и то же количество тетрадей, и каждый третьеклассник купил иное, чем второклассник, но так же одинаковое количество тетрадей, определить, сколько тетрадей купил каждый второклассник и третьеклассник?» не допускает стандартного подхода к решению, а требует проведения дополнительных исследований и рассмотрения различных вариантов.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературного чтения

 Цикл уроков – исследований строится на наблюдении над текстами, поиске в них интересующих нас признаков – примет художественности и их анализа с точки зрения значения и роли в тексте (вся работа основывается на творческой деятельности учащихся, направленной на формирование и развитие литературно-художественные умения).

Так, перед детьми ставиться проблема:

«Что общего в устном народном творчестве и поэзии С.Есенина».

Детям предлагается обратиться к народной поэзии, где много песен, где человек обращается к дереву (березе, ивушке, рябине, черемухе) как к живому, близкому родному существу, которое может радоваться и печалиться, мечтать и надеяться.

Учащиеся читают, анализируют слова народной песни:

«Ивушка, ивушка, зеленая моя!

Что же ты, ивушка, невеселая стоишь?

Или тебя, ивушку, солнышком печет,

Солнышком печет, частым дождиком сечет,

Под корешок ключевая вода течет»

Вспоминают русскую народную песню «Берёзонька»

«Берёзонька моя, берёзонька,

Берёзонька моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь ты берёзонька,

Посредь долинушки.

На тебе, берёзонька,

Листья зеленые;

Под тобой, берёзонька,

Травка шелковая…

И читают стихотворение С.Есенина «Черемуха душистая», опираясь на лексика – семантический анализ:

Учитель тактично направляет поисковую деятельность учащихся. В такой работе дети учатся думать, рассуждать, исследовать, искать новые оригинальные пути решения проблемы, так как такие задачи – богатейший материал, способствующий развитию логического мышления и исследовательских навыков. 

Таблица 5

Текст

Представления

Лексика

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Большая, белая, вся в цвету черёмуха стоит в ясный солнечный день в овраге. Аромат её хочется вдыхать полной грудью. Цветы черёмухи, белые с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.

Душистая – ароматная,

благоухающая, пахнущая. Ветки золотистые – цветы выглядят золотыми от солнца и желтизны тычинок.

Есенин рисует черемуху ещё в одной строфе, но здесь ничего не меняется в облике черемухи. Такой повтор приближает стихотворение к песенному фольклору: люди, сочинившие и поющие песню о них, разговаривают с ними и любуются их красотой.

Дети, перечитывая стихотворение, воссоздают образы черемухи и ручья, лексический анализ, способствующий воссозданию, и элементы сопоставления текста с фольклорными образами; отмечают близость стихотворения народной лексике со стороны её звуковой организации.

Практически каждый урок литературного чтения – это исследование, которое строится на создании:

  1. - проблемной ситуации для пробуждения интереса у учеников,
  2. - вопроса для исследования,
  3. - организации самоконтроля и самооценки деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка

 Формировать навыки учебного исследования, опираясь на тягу детей к поиску, познанию неизвестного предоставляется на уроках русского языка. Дети явно представляют предмет исследования, план решения проблемы.

Так, в теме урока «Буквы О – Ё после шипящих и Ц», учащимся предлагается вначале вспомнить ранее изученный материал:

- Зависит ли выбор буквы О или Ё после шипящих и Ц от того, в какой части слова находится эта орфограмма?

- Когда в корне после шипящих звук [о] записывается буквой О, а когда буквой Ё?

1. Ответить на эти вопросы помогают примеры:

шелк – шелка

черный – чернеть,

щёки – щека

2. В какой части каждого слова находится орфограмма? Какой частью речи являются эти слова?

мышонок

бельчонок

зайчонок

каблучок

сапожок

пирожок

камышовый

моржовый

парчовый

ключом

ножом

врагом

большой

чужой

После этого дети распределяют и записывают по столбикам слова с орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих и Ц» и делают «открытие» самостоятельно, формулируют вывод, доказывающий правильность «открытия» записыванием слов буквами:

ш[о]пот,  зайч[о]нок, девч[о]нка, ш[о]лк, друж[о]к и т.д.

В изучении темы «Правописание ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах, учащимся предлагается самостоятельно определить, когда пишется ЦА, когда ТСЯ, а когда ТЬСЯ на основе отрывков из стихотворений.

Солнце садится, струится водица,

Птица синица в водицу глядится,

Чистой водицы синица напьётся –

Славно сегодня звенится – поется.

М.Бородицкая

Меж грибами мухомор

Красотой гордится.

Нечего гордиться –

для супа не годится.

Для детей, которым трудно дается сравнение, обобщение – предлагается подсказка

«Чтобы понять, когда пишется ТСЯ, а когда ТЬСЯ, определи, в какой форме стоят глаголы I столбика, и в какой форме стоят глаголы II столбика.

кусаться

купаться

стараться

кусается

купается

старается

Выполняя такие задания, в ребятах, пробуждается желание заниматься поиском и решением достаточно сложных проблем; создаются условия для формирования умений и навыков исследовательской деятельности как важнейших общеучебных навыков.

Такая, систематически проводимая, исследовательская деятельность, способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования. Деликатная помощь учителя здесь необходима для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочароваться и продолжать исследование, создавать «ситуацию успеха» для каждого школьника, каждую работу необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.

Заключение

Результаты.

Результатом исследовательской деятельности учащихся на уроке является высокий уровень учебной мотивации учащихся (см диаграмму 1), развитие познавательных процессов, таких как мышление (см диаграмму 2), внимание (см диаграмму 3), работоспособность (см диаграмму 4), умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Диаграмма 1.

Уровень учебной мотивации учащихся.

Диаграмма 2

Творческое мышление

 Диаграмма 3

Произвольное внимание

Диаграмма 4

 Работоспособность.

Выводы

Следовательно, наша гипотеза подтверждается и действительно исследовательская деятельность учащихся на уроке формирует у детей готовность и способность самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; «дисциплинирует» воображение, фантазию. Создает обстановку внутренней свободы; помогает учащимся обрести уверенность во взаимоотношениях с окружающими, создает условия для формирования важнейших общеучебных навыков.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять программу действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. составлять задания по предложенной теме;
  9. проводить самоконтроль.

Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.

Литература

1. Азаров Ю.П.

Радость учить и учиться М.,1989

2. Айдарова Л.В.

Психологические проблемы обучения младших  школьников русскому языку. М, 1978

3. Андреева Г.М.

Социальная психология М., 1997

4. Андреева Г.М., Яноушек Я.

Взаимосвязь общения и деятельности// Общение и оптимизация совместной деятельности М., 1985

5. Альтуллер Г.С.Верткин И.М.

Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, Беларусь, 1994

6. Бабанский Ю.К.

Оптимизация учебного - воспитательного: (Метод. основы). М, Просвещение 1982

7. Бахтин М.М.

Эстетика словесного творчества М., 1979

8. Белкин А.

Учитель и ученики: стиль отношений// Воспитание школьников, 1996 - №1.

9. Безруких М.М. Ефимова С.П.

Знаете ли вы своего ученика? М: Просвещение, 1991

10. Берн З.

Игры, в которые играют дети. Люди, которые играют в игры М.,1988

11. Битянова М.Р.

Азаров Т.В. и др.

Работа психолога в начальной школе М: «Совершенство» 1998

12. Блага К.   Шебек М.

Я – твой учитель, ты мой ученик М: Просвещение, 1991

13. Брызгалова С.И.

Методы педагогического исследования М., 1995

14. Выготский Л.С.

Педагогическая психология М, 1991

15. Грехнев В.С.

Мастерство учителя: идеи, советы, предложения М., 1990

16. Елканов С.Б.

Профессиональное самовоспитание учителя М., 1987

17. Зверева В.И.

Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей М, 1998

18. Курганов С.Ю.

Ребёнок и взрослый в учебном диалоге М: Просвещение, 1989

19. Ковалев А.Г.

Психология личности. М, 1992

20. Львова Ю.Л.

Творческая лаборатория учителя. М, 1992

21. Леонтьев А.А.

Совместная деятельность, общение, взаимодействие: К обоснованию «педагогики сотрудничества» // Вест. в шк. 1989 - №11.

22. Макаренко А.С.

Педагогическая поэма. М, 1964

23. Маркуша А.М.

Если вы учитель. М, 1989.

24. Маркова А.К.

Психология труда учителя. М, 1993

25. Журнал завуч 2005г.

Методологические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением.

26. Миронова Р.М.

Игра в развитии активности детей М, 1989.

27. Мудрик А.В.

Учитель: мастерство и вдохновенье М, 1986

28. Одаренные дети: пер. с английского (общ. ред. Г.В. Бурлянской и В.М.Слуцкого. М, Прогресс 1991.

29. Обучение детей с учетом психофизиологии А.Л.Сиротюк. М, 2001

30. Панюшкин В.П.

Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем. М, 1980

31. Петровский А.В.

Новое педагогическое мышление. М, 1989

32. Практикум по общей психологии / А.И. Абраменко и др. М, 1990

33. Психологические исследования / Пашукова Т.И. М, 1996

34. Практическая психология для преподавателей. М, 1997

35. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М, 1999

36. Психология личности: тесты /Под ред. Гиппенрейтера М, 1982.

37. Разниченко М.А.

Особенности восприятия детьми личности педагога // Нач. шк. 1994 - №1.

38. Райгородский Д.Я.

Практическая психология. Самара: Издат. Д. «БАХРАХ», 1998

39. Реан А.А. Коломинский Я.А.

Социальная педагогическая психология, СПб, 2000

40. Ребер А.

Большой толковый психологический словарь Т 2, М, 2000

41. Рогов Е.И.

Настольная книга практического психолога. Т 2, М, 2000

42. Савенков А.И.

Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. М,2005

43. Синица И.Е.

Педагогический такт и мастерство учителя М, 1983

44. Сипягин Ю.

Ключ от сейфа по имени другой. Ульяновск, 1995

45. Слаботчиков С.

Психология личности. Питер, 1996

46. Станкин м.и.

Если мы хотим сотрудничать М, 1996

47. Столяренко

Основы психологии, практикум М, 1999

48. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М: Наука, 1988.

49. Цукерман Г.А.

Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться М, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но...

Психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока....

Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС

Доклад -презентация Эффективные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в рамках ФГОС...

Взаимодействие учителя и учащихся на уроках, как основа эффективного обучения. Организация учебного диалога.

В данной разработке можно найти полезную информацию об организации совместной деятельности учителя и ученика. Как организовать учебный диалог....

Курсовая работа Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках эрзянского языка

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках эрзянского языка...

"Здоровье школьника – один из факторов эффективности обучения".

Цель работы: В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий  ставится задача – сформировать у младших школьников необходимые зн...