Активизация познавательной деятельности младших школьников
статья по теме

Марданова Гульфия Салимзяновна

Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами современных образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные педагогические технологии.

 Проблемное обучение»

    Меняется мир и скорость перемен становится все выше и выше. В этом динамичном  мире меняется все: общество, личность, окружающая   среда.  И  современному  обществу   необходим человек, умеющий  хорошо ориентироваться и приспосабливаться к стремительно изменяющимся условиям жизни, готовый  к самостоятельному решению собственных проблем, способный быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующий с социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом.

     В связи с этим возникла необходимость пересмотра образовательных  стандартов. Отличительной особенностью  стандартов второго поколения является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.       Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добавить новые знания. Один из путей, позволяющих решить эту проблему- активизация познавательной деятельности школьников.   Активизация познавательной деятельности предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных,  инициативы, настойчивости.  Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Один из таких методов – технология проблемного обучения. 
   Цель активизации путём проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Проблемная задача, в отличие от обычных учебных задач предоставляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условия задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. 

 Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. 

Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся.  Учащихся должны а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
     Основной  дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие
       С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа.
   Таким образом, при проблемном обучении базовыми являются следующие два важнейших элемента:   система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;   общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем материал. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, которое вызывает у учащихся   ощущение творческого затруднения. Выход из проблемной ситуации заключается в осознании противоречия и формулировании проблемы.


Условия возникновения проблемных ситуаций :

- Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. 

- Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

- Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. 
- Четвёртый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.


   Способы решения проблемных ситуаций:
- Первый способ – побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. 
  -Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.
- Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая практическая работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и так далее.
-  Четвёртый способ побуждения учащихся к анализу фактов и явлений деятельности, порождающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах. 
- Пятый способ – выдвижение предположения (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
- Шестой способ – побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

-  Седьмой способ – побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнивать их с известными и сделать самостоятельное обобщение. 
- Восьмой способ – ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведёнными в истории науки к постановке научной проблемы. 
- Девятый способ – организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом. 
- Десятый способ – варьированные задачи, переформулировка вопроса. 

Примерная  структура проблемного урока:

1. Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).
 2. Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).
3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком).
 4. Творческое применение открытых знаний.
   Данная структура урока в наибольшей степени развивает навыки самостоятельной работы, обеспечивает повышение познавательной и социальной мотивации учащихся, формирует умения применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески их преобразовывать, способствует развитию интеллектуальных способностей школьников. 
Оценить работу учащихся на таком уроке можно с помощью следующих критериев:

  1. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.
  2. Самостоятельное усмотрение проблемы в привычной и незнакомой ситуации.
  3. Видение новой функции знакомого объекта, явления.
    4.   Способность выделять в объекте, процессе, явлении его структурные и    функциональные компоненты. 
    5.  Самостоятельное предложение альтернатив, вариантов решения проблемы, разных способов поиска ответа.
    6.   Успешное комбинирование ранее известных способов решения проблемы для выработки нового, до сих пор не применявшегося.
        Эта схема применяется  на уроках, посвящённых изучению нового материала. На комбинированных уроках, уроках-практикумах, обобщающих уроках можно применять отдельные ее элементы.
     
    Решение  проблемы – сложная задача. Проблемы возникают тогда, когда возникают противоречия.  Некоторые из этих проблем включаются в содержание обучения и превращаются в учебные проблемы. Общее между проблемой и учебной проблемой – наличие в них объективных противоречий. Различает проблему и учебную проблему то обстоятельство, что в проблеме поставленная ею задача, как правило, ещё не решена, тогда как в учебной проблеме задача решена, известны способ её решения и результат решения. 
      В настоящее время обществу необходима личность самостоятельная, мыслящая творческая. Мыслящая личность начинается с проблемной ситуации. Проблемная ситуация – ситуация психического затруднения, противоречия. Учитель может преднамеренно  создавать проблемные ситуации, чтобы научить думать обучающихся.
    Конечная цель обучения – научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности, которая имеет место если возникает проблемная ситуация. Поэтому проблемное обучение занимает особое место в современных образовательных технологиях и задача педагога – создать условия для развития и становления личности, используя необходимые для этого средства и методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходит...

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Проблемное обучение не сводиться к тренировке учащихся в умственных действиях.. Эта активизация умственных действий.  Она заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...