«Развитие самооценки младших школьников в условиях совместной деятельности»
консультация по теме

Пилюгина Светлана Викторовна

Примеры  некоторых групповых игр, а также упражнений, направленных на повышение самооценки ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_samootsenki.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие самооценки младших школьников в условиях совместной   деятельности»

      В реальной жизни  ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться: договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения.

     Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде, вследствие чего, у детей, не находящих общий язык с одноклассниками, появляется неадекватная самооценка.

   А вот совместная деятельность младших школьников создаёт благоприятные условия развития навыков взаимодействия,  для навыков самоанализа и самооценки. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. Есть дети, которые стесняются высказывать своё мнение при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные в себе ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, при необходимости им объяснят и помогут. Этот факт свидетельствует о том, что младшие школьники хотят открыться однокласснику в совместной работе, прежде всего с положительной стороны: показать своя знания, умения, возможности, проявить свою доброжелательность и заинтересованность в учебных успехах одноклассников.  В совместной деятельности зажатые дети раскрепощаются, у них появляется уверенность в собственных силах, тем самым повышается самооценка.

           Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение одноклассников. Неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Именно в групповой деятельности дети могут проявить свои способности. Любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

     Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

    Для развития самооценки необходимо  создавать условия для совместной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время, опираясь на следующие принципы:

          -обучение в деятельности;

          -предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности;

          -обеспечение позитивного опыта деятельности;

          -работа педагога в стиле сотрудничества;

         -приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми    по ходу работы;  

    Развитие самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Решающее влияние на развитие самооценки оказывают два фактора:

- отношение окружающих;

- осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов.

И это осознание не появится автоматически: надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. Работа в данном направлении должна вестись систематически.

     Развитие самооценки в совместной деятельности я организую в парной работе, единой групповой и дифференцированной групповой.

     Начинаю с самой простой – парной уже в первом классе. Знакомимся с правилами общения: тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Именно в такой совместной деятельности дети начинают обращать  внимание на самого себя – оценивать свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

      Первоклассник может пока только накапливать пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя, его самооценка зависит от поведения и оценок взрослых.

       После того, как организовали работу в парах, переходим к организации работы в группе. Сначала учу детей выполнять единую групповую работу (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп), а затем - и дифференцированную групповую работу (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели). Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя. Владение навыками самооценивания  будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы.    

      Групповая работа выстраивается поэтапно.

    Именно на втором этапе появляется возможность проявить себя, оценить свои возможности. На данном этапе дети учатся обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работе, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая  самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”.

    После завершения групповой работы я провожу анкетирование на выявление самооценки работы группы.

       Каково же значение  адекватной самооценки для младшего школьника?

    Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ  будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

     Во – вторых, от адекватной самооценки во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

      В – третьих, адекватная самооценка может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности,  но и благополучия его будущей жизни.

         В условиях развития самооценки благодаря совместной деятельности каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей. Мои ученики – творческие, активные, они коммуникабельны, общительны, свободно высказывают свою точку зрения по различным вопросам, но при этом уважают мнение других, умеют вести диалог. Они готовы к непрерывному познанию и творчеству. Результаты психологической диагностики  показывают увеличение обучающихся с адекватной самооценкой.

   Я  приведу примеры  некоторых групповых игр, а также упражнений, направленных на повышение самооценки ребенка.

        Игра«Похвалилки»
    Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание». На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

      Игра «За что меня любит мама»
 Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

        Игра «Подари карточку»

   Взрослый вместе с детьми в течение нескольких дней рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма. Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет — доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!). Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством. По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее — дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

      Игра «Скульптура»
   Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:
— ребенка, который ничего не боится;
— ребенка, который всем доволен;
— ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
    Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут — сами дети. Играющие, обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.

    Упражнение "Мой портрет в лучах солнца": ребята рисуют в центре листа круг, в нем пишут слова "Я могу". Вокруг изображаются лучи, вдоль которых нужно написать, что они могут для других. При этом надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали.

    Упражнение «Ладошки»  Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает группе, а дети угадывают где, чья ладошка.

   Также я использую некоторые методики изучения самооценки. Методики я провожу два раза в год.

     "Незаконченное предложение".  Ребята к каждому предложению готовят рисунок, тем самым, раскрывая свой внутренний мир.

 - Я словно птица, когда:

- Я превращаюсь в тигра, когда:

- Я словно муравей, когда:

- Я словно рыба, когда:

- Я - прекрасный цветок, если:

Все работы представлены на доске, и ребята по желанию комментируют их.

    «Шкала».  На специальном листе проводится несколько вертикальных линий (шкал), каждая из которых обозначает определенное состояние, свойство или черту личности, 7 шкал: счастье, здоровье, ум, авторитет в коллективе, характер, организаторские способности, исполнительские способности. Верхний полюс каждой шкалы соответствует наивысшему уровню развития того или иного показателя, нижний - самому низкому. Для отсчета верхнего и нижнего полюсов на листе проводятся горизонтальные линии. Такой лист для опроса, изображенный на рисунке, получает каждый ученик. Значения шкал учитель записывает на доске и поясняет: "У каждого из вас есть самооценка своих возможностей, черт, состояний, способностей, Представьте, что шкалы с 1-й по 7-ю последовательно обозначают счастье, здоровье, ум, авторитет, характер и т.д. Верхняя горизонтальная линия символизирует наивысший уровень развития указанных показателей, нижняя - самый низкий. На каком уровне развития, по вашему мнению, находится ваше здоровье, характер, ум, авторитет?.. Отметьте это точкой на каждой из шкал". Полученные результаты ребятами не оглашаются. Учащиеся сами для себя должны отметить, на каком уровне развития находится та или иная черта личности.

«Лесенка» 

  Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки 

     Инструкция (групповой вариант)
   У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

 «Дерево»

      Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Обведите в кружок  того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь подчеркните  того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ». Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится  исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Правила повышения самооценки.

Памятка 

  1. Каждый день узнавайте новое, делайте что-нибудь то, что никогда раньше не делали.
  2. Старайтесь чрезмерно не демонстрировать свою значимость. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях.
  3. Если вам что-то непонятно, не бойтесь задать вопрос собеседнику.
  4. Вечное недовольство всем и вся, любого превратит в унылого брюзгу. Больше оптимизма.
  5. Сравнивайте только себя с самим собой.
  6. Никогда не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление.
  7. И главное - нужно действовать решительно, помня лишь о стоящей впереди цели.

Анкета для самооценки работы группы

  1. Как ваша группа работала сегодня? (одно слово)__________________________
  2. Какой вам хотелось бы видеть свою группу? (одно слово)__________________
  3. Каждый ли член группы активно участвовал в работе?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
  4. Старались ли вы (и другие члены группы) поддержать доброжелательную рабочую атмосферу?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
  5. Старались ли вы (и другие члены группы) дать возможность каждому члену группы высказаться?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
  6. Выслушивали ли члены группы друг друга?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
  7. Демонстрировали ли вы (и другие члены группы) кивком головы, что слушаете друг друга?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
  8. Говорили ли вы (и другие члены группы) слова типа «Здорово!» друг другу, когда слышали предложения, которые вам нравились?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
  9. Задавали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг другу?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
  10. Выслушивали ли вы (и другие члены группы) вопросы друг друга и пытались ли на них действительно ответить?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
  11. Обращали ли вы (и другие члены группы) в ходе работы внимание друг на друга?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда____
  12. Говорил ли один из членов группы большую часть времени?
    Да, постоянно____ В основном____ Иногда____ Изредка____ Никогда_

Выбор позиции:

 

 

№ 1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12

общительность, дружескую поддержку

№ 4

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9

мотивация на развлечения

№ 13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8

характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14

кризисное состояние, «падение в пропасть».

№ 20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование объективной самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения.

В презентации представлен материал, позволяющий формировать объективную самооценку у младших школьников....

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...

«Развитие коммуникативных компетенций школьников в условиях совместной творческой деятельности»

Учение с увлечением, через сказку,игру и творческую деятельность –дорога к сердцу ребёнка....

«Развитие самооценки младших школьников при совместной деятельности на уроках в условиях ФГОС»

развитие самооценки у обучающихся как одного из средств повышения качества обучения...

Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО

Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО...