Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
статья (2 класс) по теме

Хохлова Нина Николаевна

Сбережение и укрепление здоровья детей - одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов, через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения. В данной статье описаны здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению высокой работоспособности, снятию усталости, улучшению самочувствия, комплекс упражнений  для профилактики близорукости, простудных заболеваний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

 «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение  умственное развитие, прочность  знаний, вера в свои силы», - писал В.А.Сухомлинский.

Сегодня в России две трети выпускников школ имеют хронические заболевания и отклонения в физическом развитии. Распространенность  хронических болезней среди учащихся начальной  школы увеличилась в 1,4 раза, а среди школьников – подростков – в 2,1 раза. Лишь около 30% российских школьников относятся к числу здоровых; 50% имеют патологию и 20% инвалидность.

Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического  и социального. Перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Здоровье ребенка должно быть базовым критерием личностно-ориентированной педагогики.

Педагоги наряду с медиками осознают свою ответственность за здоровье учащихся. Их внимание  сконцентрировано сегодня на профилактике заболеваний  и охране здоровья детей. В целях уменьшения негативного влияния вредных факторов обучения на состояние здоровья школьников всё шире  используются здоровьесберегающие образовательные технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить учащимся возможность сохранить здоровье в период школьного обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни,  научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Организация урока в условиях использования здоровьесберегающих технологий предусматривает:

 - чередование видов деятельности;

- использование наглядных пособий;

- включение в деятельность элементов творчества;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода, создание ситуации успеха каждому ученику;

 - эмоциональность и доброжелательность учителя, благоприятный психологический климат, доброжелательное сотрудничество учащихся;

- проведение физкультурных пауз, упражнений на релаксацию, музыкальных пауз;

- оптимальную (соответствующую возрасту) дозировку домашнего задания.  

Очень важным,  с точки зрения сохранения здоровья, в учебном процессе  является  психологический настрой детей  и их внутреннее состояние. Для определения психологического настроя можно использовать «Гусеничку настроения». Суть этой методики в том, что каждый ученик, придя утром в школу, показывает своё настроение в цветовом изображении. Таким образом, вырисовывается общая картина настроения класса,  в зависимости от которой  и строится работа педагога (намеченные накануне виды работы на уроке могут усложняться или упрощаться).

Каждый учебный день желательно начинать с «минутки вхождения в день» или приветствия в парах, группах, кругу или какой – то другой форме. Такое приветствие  выполняет функцию положительного эмоционального настроя, снимает напряжение, является своеобразным организационным моментом и установкой на уроке.

Известно, что при эмоциональном напряжении возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, поэтому нужно научить  детей расслаблять мышцы, чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на релаксацию можно проводить в течение 3-5 минут на любом уроке. Для освоения техники релаксации применяют следующие приёмы:

  • метод подражания (имитация) – поза “дремлющего кучера”;
  • метод удобного положения;
  • метод смены напряжения и расслабления мышц;
  • метод “дыхания по кругу”.
  • словесный метод (рифмованные упражнения)…

 С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса используют кратковременные перерывы на занятиях(1-3 мин.) – физкультминутки. Они проводятся ежедневно, по 2-3 на каждом уроке, примерно на 10-й и 20-й минутах.

Так  же  хорошо помогают  физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Физкультурные паузы являются  частью системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Учащимся более интересен групповой способ проведения физкультурных пауз, т.к. он носит комбинированный характер и состоит из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр.

После проведения физкультурных пауз и физкультурных минуток, дети становятся более активными, их внимание активизируется, формируется мотивация к изучаемому предмету, улучшается психоэмоциональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью.

Кроме этого полезны динамические паузы. Их, как правило, проводят на третьем уроке в хорошо проветренном классе, а в хорошую погоду на школьном дворе. В программу динамических пауз входят общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, подвижные игры.  Для динамических пауз подбирают игры, правила которых позволяют детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё в любое время. Чаще всего для проведения подвижных перемен  используют народные игры, т.к. они способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Корме того, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности. Проведение динамических пауз необходимо, чтобы утомление не наступало слишком быстро, не было чересчур глубоким, чтобы отдых был более эффективным.

 Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования  используют зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз учеников учебного дидактического материала. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Эту работу  чередуют с занятиями на ближних дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.). Также  можно использовать изображения разного рода траекторий, по которым дети “бегают” глазами; игру “Весёлые человечки”, “Бабочка”. Использовать  упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения и расслабления глаз, снятия утомления. На практике используют специальную гимнастику для глаз, разработанную специалистом по охране зрения детей профессором Э.С.Аветисовым. Упражнения для тренировки зрения и для снятия напряжения проводятся  ежедневно на переменах, во время физкультминуток в течение 2-4 минут.

Сохранение высокой работоспособности и здоровье детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм сердца и циркуляция крови в организме. Основная цель дыхательных упражнений - выработать умение дышать правильно, чтобы было постоянное массирующее воздействие на внутренние органы. Дыхательные упражнения являются важным восстановительно-профилактическим средством. Они  не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.

Очень важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту и индивидуальным возможностям детей. В течение урока должны 4 – 6 раз меняться виды учебной деятельности, причём средняя их продолжительность не должна превышать 8 минут. Особенно эффективны физкультминутки, которые проводят сами дети.

 Как показывает практика,  большой эффект даёт проведение подвижных перемен. Они помогают снять усталость и способствуют физическому развитию.

Непоседливым, не умеющим ни на чём сосредоточиться, полезна релаксация « Поза покоя» (дети находятся в удобных для них позах). Педагог медленно, тихим голосом произносит:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Детям быстро утомляющимся, периодически следует менять умственную деятельность на физическую. Для этого используются кратковременные игры.  Легко возбудимые дети  комфортно себя чувствуют в малочисленных группах, участвуя в спокойных играх. Медлительным детям даётся больше времени на выполнение того или иного задания, а игры подбираются с постепенным увеличением темпа, с элементами соревнования. Не секрет, что дети, имеющие достижения в спорте ли на уроках физкультуры,  не всегда успешны в учёбе. Возможность для таких детей провести активную перемену, показать свои умения, способствует  формированию иного мнения учителя о них и помогает детям быстрее войти в коллектив. Такие перемены повышают активность и работоспособность  на последующих уроках.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе  позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья.

Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.

Что же происходит, если человек мало двигается? При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

Поэтому, главное, что нужно  стараться привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.

Самомассаж,  в том числе  точечный, улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение, способствует профилактике простудных заболеваний.  Проводится массаж рук, ушей, головы, крыльев носа.

Прослушивание музыки также благоприятно воздействует на организм: человек меньше устаёт и выполняет больший объём нагрузки. Классическая музыка избавляет от тревожных состояний. Самой полезной считается музыка В.А.Моцарта. Все его произведения рекомендуются для прослушивания при стрессе головной боли, для эффективного усвоения учебного материала.

Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни.  Поэтому всю работу желательно  строить  в тесном контакте с родителями.

 Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.

В  работе с родителями   можно использовать  следующие формы и методы:

- родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;

- наглядная пропаганда ЗОЖ;

- беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;

- анкетирование;

- дни открытых дверей.

Анкетирование родителей помогает получить необходимую информацию об особенностях здоровья детей. Хороший эффект даёт проведение классных часов на темы: « Моя семья», «Почемучки – это хорошо или плохо?», «Зачем нужны витамины весной?», «Вредные привычки и как отучить себя от них?», «Лесные доктора», «Компьютер: за и против», «Режим дня школьника», «Беседа о правильном питании».

Медработники  могут провести  практикум: «Оказание первой помощи», беседы «Личная гигиена», «Глаза  - зеркало – души».

Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье. Здоровье так же заразительно, как и болезнь. “Заразить здоровьем” - вот цель, к которой  должна стремиться школа.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам - М.:ТЦ, Сфера. – 2003.
  2. Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе //Начальная школа.- №8.- 2011.
  3. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе. // Начальная школа. - №9.- 2000.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1 – 4 классы- М.:ВАКО. -2004.
  5. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. //Начальная школа. - №6. – 2006.
  6. Ракитина Л.И. Способы борьбы с усталостью учащихся и потерей внимания на уроках. //Завуч начальной школы. - №8. – 2007.
  7. Ремизова Т.Д. Борьба с усталость и потерей внимания на уроках //Начальная школа.- №11 -  2010.
  8. Сураева Л. Технология педагогики здоровья. Приложение к // Директор школы: Экспресс опыт.- №2.- 1999.
  9.  Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. – Волгоград, Учитель. – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Это статья знакомит читателей с характеристикой здоровьесберегающих технологий и их использованием в образовательном процессе....

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Наше будущее – это наши дети. Цель современной школы- подготовка детей к жизни… К жизни в мире , полном огромного объёма информации. Наша задача – помочь детям овладеть не только багажом интелле...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Выступление на Педагогическом совете по теме " Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (из опыта работы)...

Консультация для учителей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

В публикуемом материале раскрыты внутришкольные факторы, представляющие потенциальную угрозу для здоровья учащихся и даются рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в обр...

Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе.

Данный отчёт выполнила Хитрова Е.Н. при подготовке к аттестации для профессионального портфолио, где поделилась опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках. во внеурочной д...

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Доклад на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»...