Педагогическая концепция
методическая разработка по теме

Сат Чинчи Седен-Дамбаевна

Деятельностный метод - это инструмент, который помогает учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._kontseptsiya.doc68.5 КБ
Office presentation icon ped._kontseptsiya.ppt39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего самообразования -  деятельностный метод обучения. 

                                                                                                    «Тебе скажут — ты забудешь,

                                                                                                  Тебе покажут — ты запомнишь,

                                                                                                  Ты сделаешь — ты поймёшь»

Актуальность исследования.

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для научных исследований и практической жизни. В этих условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, умеющий ориентироваться в информационном пространстве, способный ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, умеющий адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации и саморазвитию.

 Цели: Развитие личностных качеств и способностей младших школьников, творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию, самовыражению; приобретение ими опыта разнообразной деятельности (учебно-познавательной, практической, социальной).

Задачи:

- способствовать сохранению и поддержке индивидуальности каждого ребенка;

- привести к повышению эффективности учебной деятельности школьников;

- повысить интенсивности урока;

- развить мышление, речь, творческие способности;

- ввести в урок элементы игры;

- дифференцированно подойти к обучению каждого ученика;

- дать возможность каждому ребенку работать в своем темпе, необходимом для  

  приобретения учебных навыков.

Педагогические условия реализации технологии деятельностного метода

Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности.

Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.

   Я учитель начальных классов, считаю, что моя профессия – одна из самых интересных. Она способствует всестороннему развитию школьника, воспитанию в нем нравственных качеств, воспитывает любовь и уважение окружающему миру, умению найти себя в огромном пространстве.    

На уроке, который является основной формой обучения, учителю необходимо быть в педагогическом поиске. Ведь здесь происходит непрерывно образовательный процесс,  где формируются умения и навыки, где ребенок с первых уроков каждый день делает для себя открытие. Очень важно дальше развивать эту познавательную активность на уроках и во внеурочное время. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – это любознательность.

Сегодня в начальной школе наибольшее распространение  получила «технология деятельностного метода обучения» т.е проектная деятельность.. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Только в деятельности происходит развитие ребёнка, в деятельности он познаёт себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности.

Творческая самореализация младшего школьника, исходя из особенностей данного возрастного периода, наиболее осуществляется в учебной деятельности, при условии, что ребенок в ней является субъектом. В учебном процессе для ребенка будет  значимым, интересным познание нового, если дать ему возможность активно исследовать понятия и связи, решать задачи, относящиеся к реальной жизни.

В то же время отмечается включенность младшего школьника и в другие виды деятельности (познавательную, предметно-практическую, творческую, коммуниктивно - нравственную, эстетическую). Наряду с учебной мы  особо выделяем творческую деятельность как составной и системообразующий ее компонент, обеспечивающий творческую самореализацию младшего школьника.  

Каковы же педагогические условия, обеспечивающие становление субъектной позиции младшего школьника в учебно-творческой деятельности, а также способствующие его саморазвитию и самореализации?

Учебный проект в нашем понимании - специально организованная учителем самостоятельная, творческая работа учащихся, соответствующая их возрастным возможностям, где они могут самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свой выбор и результат труда, которым является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно.

Работа над проектом всегда предполагает решение какой-то проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Особенность проектной деятельности учащихся младших классов как
средства формирования этих новообразований состоит в том, что проекты
носят наглядный, практический характер, объединяют знакомые, легко повторяющиеся в опыте ребенка действия, ставят значимые для ребенка цели.
Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести за него ответственность (в частности, доводить до
конца - до получения продукта - начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности. На данной ступени обучения происходит существенный рост самостоятельности учащихся в отношении действий, касающихся проектного замысла и реализации своего проекта.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения  школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной- двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели
по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например,
можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения».  

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или  ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники,
художественная литература, учебники)?»

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить
стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении
проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой – либо» номинации.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

  Деятельностный метод это инструмент, который помогает учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность детей. К прежним задачам обучения добавляются новые. В начале урока «открытия» знаний учитель организует включение каждого ребенка в учебный процесс. Затем идет подготовка их мышления к самостоятельному выполнению следующего шага и осознание его необходимости. На этапе проектирования каждый ребенок сам ставит перед собой учебную цель, определяет средство и способ ее достижения, строит и реализует план своих действий. Затем самоконтроль, самооценка, включение в систему знаний, тренинг, сопровождающийся рефлексивным осмыслением и коррекцией своих индивидуальных затруднений. И только после этого контроль, причем обучающий.

   Такой способ учения становится для детей привычным и радостным: позволяет усвоить знания, пережить свой личный успех в познавательной деятельности, найти и исправить собственные ошибки.

В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, но также необходимо умело направлять эту деятельность.  

Деятельностный метод обучения.

Цель метода – индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.

Отчёт о работе за три года

Какие задачи решались, какие работы организовывались.

Какие проблемы возникали.

I год работы

II год работы

III год работы

Проблемы

На стадии изучения шло знакомство

с технологией деятельностного метода

Задачи:

-  развитие личност- ных качеств  и способностей учащихся;

-  повышение интенсивности урока

с 3 кл. дети научились работать такой формой как реферат самостоятельно искать ответы на те или иные вопросы.  

Задачи:

-  формирование способностей  самообразования, самовыражения;

творческая самореализация школьника;

-дифференцированный подход к каждому ученику.

Задачи:

-  Приобретение опыта разнообразной деятельности.

(проекты, исследования)

Застенчивые,  медлитель-ные дети учатся выступать перед публикой аргументи-ровать свое выступление.  (рефераты)

Наблюдается повышение эффективности учебной деятельности.

Какие проблемы были?

Возникали проб-лемы в выборе тем;

проблемы, связан-ные с индивидуаль-ной особенностью детей, так как каждому ребенку нужно было подо-брать определенный подход;

возникали проблемы при работе со слабыми детьми.  

                Результаты:

               2 класс.  Дети учатся выражать свои мысли, приводить те или иные доводы

в качестве доказательства, начинают участвовать в различных конкурсах, мероприятиях.

               3 класс.  Дети узнают и учатся новым формам работ, в частности, пишут рефераты. Учащиеся все активнее участвуют в различных конкурсах. Учатся делать собственные проекты.

               4 класс.  У детей повышается интерес к учебной деятельности, появляется желание достигнуть больших высот; практически все ученики принимают участие в олимпиадах, конференциях, кожуунных и региональных конкурсах разных направлений; дети занимают призовые места, состоят в научных советах.

Какие конкурсы проводились:

2 класс

- Школьный конкурс «20 лучших учащихся школы». Участники и победители:  

   Куулар Доржу, Кара-Сал Айгерина. Сат Аюша, Ооржак Монгунаш.

- «Грамотей», «Эрудит», «Юный Пифагор», «Лучший рассказ».

   Участники: Сат Аюша,  Кара-Сал Айгерина, Хомушку Чинчи, Куулар Доржу,

   Ооржак Монгунаш, Маадыр-оол Млдынай, Ооржак Сайлана, Монгуш Айлан.  

3 класс

- «20 лучших учащихся школы». Участники: Сат Аюша,  Кара-Сал Айгерина, Хомушку Чинчи, Куулар Доржу, Ооржак Монгунаш.

Победители: Сат Аюша,  Кара-Сал Айгерина,

На последнем этапе учащиеся создавали проекты: Сат Аюша – модель Кремля, Кара-Сал Айгерина –  модели «Домик моей мечты», «Игровая площадка»; Ооржак Монгунаш – модель «Дом, в котором буду жить».

- Предметные олимпиады. Участники и победители: Сат Аюша,  Кара-Сал  

   Айгерина, Хомушку Чинчи, Куулар Доржу, Ооржак Монгунаш.

- «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно». Участники: Сат Аюша,    

   Кара-Сал Айгерина, Хомушку Чинчи, Куулар Доржу, Ооржак Монгунаш,  

   Ооржак Сайлана, Монгуш Айлан, Чюдук Ачыты, Ондар Белек

- «Грамотей», «Эрудит», «Юный Пифагор», «Лучший рассказ». Участники:  

    Кара-Сал Айгерина, Монгуш Айлан, Хомушку Чинчи, Куулар Доржу, Чюдук  

    Ачыты, Ооржак Монгунаш.

4 класс

- «20 лучших учащихся школы». Участники: Сат Аюша,  Кара-Сал Айгерина,

   Хомушку Чинчи, Куулар Доржу, Ооржак Монгунаш. Победители: Сат Аюша,  

   Кара-Сал Айгерина, Ооржак Монгунаш.

- Предметные олимпиады. Участники: Сат Аюша,  Кара-Сал Айгерина, Хомушку  

  Чинчи, Куулар Доржу, Ооржак Монгунаш, Саая Вероника, Чюдук Ачыты.

- «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно». Участвовало по 12 человек.  

- Научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Участник: Сат Аюша.  

  Тема работы – «Вежливые слова». Заняла II место в школе, участвовала

   в кожуунном туре.

- Социальные проекты: в ежегодном конкурсе «Жаворонок» с первого класса участвовала Ооржак Монгунаш и занимала почти всегда по селу I места, участвовала в кожуунном и республиканском турах успешно.

2010 г. Конкурс «Новая волна». Участники: Ооржак Монгунаш, заняла II место; Саая Вероника, грамота за активное участие.

                Вывод.

В результате использования деятельностного метода были достигнуты определенные  результаты.

Произошло развитие личностных качеств и способностей школьников, формирование способности учащихся к самообразованию, самовыражению; приобретение ими опыта разнообразной деятельности.

Деятельностный метод позволил поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Также способствовало развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние

на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

Данный метод усовершенствовал умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельностный метод обучения .

Слайд 2

«Тебе скажут — ты забудешь, Тебе покажут — ты запомнишь, Ты сделаешь — ты поймёшь»

Слайд 3

Цели : Развитие личностных качеств и способностей младших школьников, творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразованию, самовыражению; приобретение ими опыта разнообразной деятельности (учебно-познавательной, практической, социальной).

Слайд 4

Задачи: - способствовать сохранению и поддержке индивидуальности каждого ребенка; - привести к повышению эффективности учебной деятельности школьников; - повысить интенсивности урока; - развить мышление, речь, творческие способности; - ввести в урок элементы игры; - дифференцированно подойти к обучению каждого ученика; - дать возможность каждому ребенку работать в своем темпе, необходимом для приобретения учебных навыков.

Слайд 5

Только в деятельности происходит развитие ребёнка, в деятельности он познаёт себя и окружающий мир, способы и правила взаимодействия с другими, приобретает жизненный опыт и нравственные ценности .

Слайд 6

Проектная деятельность - это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.

Слайд 7

Проектная деятельность в начальной школе - это особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Слайд 8

Организация проектной деятельности позволяет создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести за него ответственность (в частности, доводить до конца - до получения продукта - начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности.

Слайд 9

Деятельностный метод это инструмент, который помогает учителю организовать самостоятельную познавательную деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...

Педагогическая концепция

Выступление на районном конкурсе "Учитель года" в 2011 году...

Моя педагогическая концепция

Часто задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня любимая работа… Работа? Да нет же, школа – моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее…В...

Педагогическая концепция воспитания

Воспитание как педагогический  компонент  социализации ребёнка через авторскую программу  «Я познаю мир через мой родной язык»   ...

Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.

1.  Цель, стоящая перед педагогическим  коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...

Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"

Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...