Развитие креативности младших шкрольников в учебном процессе
методическая разработка по теме

Якуб Маргарита Викторовна

 

Предполагаю, что тема творческого развития младших школьников  уже давно занимает умы педагогов. И это вполне оправданно. Ведь на протяжении многих лет эта проблема привлекает к себе  пристальное внимание. И я хочу поговорить об этом, но немного в другом ракурсе. В своей работе я решила поделиться опытом в реализации этого процесса. Может быть кому-нибудь он окажется полезен.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие кретивности младших школьников в учебном процессе.

                                              Слайд 1

Предполагаю, что тема творческого развития младших школьников  уже давно занимает умы педагогов. И это вполне оправданно. Ведь на протяжении многих лет эта проблема привлекает к себе  пристальное внимание. И я хочу поговорить об этом, но немного в другом ракурсе.

   В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, выходящие за границы схемы « знания – умения – навыки», люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Формирование основных в этой цепочке качеств целиком зависит от учителя начальных классов.

Слайд №2

                   «Учитель –  это артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он и врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и далеко не все хотят лечиться. Учитель и скульптор, но его труд не виден»

Эти слова наиболее ярко открывают, каким должен быть учитель. А теперь представим, что скульптору вручили две заготовки: кусочек глины и кусочек гранита. Работая с этим материалом, он старается придать ему совершенную форму. Но получит ли он из этих заготовок два совершенно одинаковых предмета. Однозначный ответ – нет!  

  Так и мы, педагоги, как бы мы не старались придать нашему материалу совершенную форму, это очень сложно, так как свойства разные и время для изготовления тоже разное. Ведь к концу обучения, ребенок младшего школьного возраста ХХI века, должен отличаться от своих сверстников ХХ века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе.

  Я имею в виду не уровень знаний, не отметки в дневнике и журнале, а его индивидуальность, т.е. сохранение и поддержку способностей, интересов, склонностей, каждого ребенка, которые в дальнейшем станут основной составляющей его успешности.

   Таким образом, определилась тема моего исследования, направленная на  формирование и развитие креативного мышления младшего школьника.

Слайд №3

Слайд №4

   Целью моей профессиональной деятельности является организация активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников.

 Для решения поставленной проблемы, я определила основные задачи:

 -   необходимость увидеть способности у каждого ученика.

 -  выбор и применение  методов  и приемов  для успешного развития    креативности  учащихся.

  -  вовлечение  детей в активную внеурочную деятельность.

  -  постоянная работа  над повышением своего собственного творческого потенциала.

Слайд №5

         

   Психологами  доказано, что в возрасте до 7-8 лет складываются и проявляются до 70% личностных качеств. 6-7 летний ребенок обладает наиболее высокой способностью мыслить нестандартно. Отсутствие творческого начала в младшем школьном возрасте становится препятствием в старшем, когда требуется принимать самостоятельное решение, уметь применять свои интеллектуальные способности в нестандартных ситуациях.

 Встает вопрос:  как в современных условиях обучения  наиболее продуктивно построить педагогическую деятельность так, чтобы добиться поставленной цели?  

  Я считаю, в центре развития  креативности должны стоять специальные задания и упражнения, направленные на развитие этих качеств.

Слайд №6

  Для этого, я использую составленный мною алгоритм деятельности, направленный на развитие креативного мышления у младших школьников.

  Условно я называю его «Ступени роста».

Каждая из выделенных ступеней является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Слайд №7

Эмоции и мотивация, что я вкладываю в это понятие?

   Главная задача для меня на этом этапе, не допустить появления комплексов у детей, каждый ребенок должен ощущать веру в свои силы, осознавать свою уникальность, видеть, что он интересен мне таким, какой он есть.

 

Я стараюсь научить детей думать, размышлять. Дети по своей натуре «умственные  лентяи». Они с младенчества привыкают к тому, что за них думают, решают, а иногда и делают взрослые. И поэтому мне нужно разбудить их мысль. Именно поэтому, я не даю детям знания в готовом виде, а создаю условия, для того, чтобы они смогли сами «открыть новое» и почувствовать удовольствие от собственной мыслительной деятельности.

  На этом этапе использую приемы «побуждающий диалог» и «подводящий диалог».

Слайд №8

  «Побуждающий диалог» - это «экскаватор», который выкапывает  проблему, вопрос,  трудность, т.е.  помогает  сформулировать  учебную  задачу. Подводящий  диалог помогает совместно найти верные пути решения.В проведении такой работы  важно придерживаться определенной логики.

Слайд №9

1 этап – создание ситуации «успеха». Предлагаю конкретно-практическую задачу, опирающуюся на прошлый опыт ребенка. Дети решают ее, не испытывая никаких трудностей. В результате они довольны своими знаниями.

2 этап – ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагаю решить похожую по внешним признакам задачу, заведомо зная, что они не смогут с ней справиться, потому что потребуется новый способ действия, который им не известен.

3 этап – фиксация «разрыва». На этом этапе дети формулируют вместе со мной то, чего им не хватает. Тогда и появляется учебная задача: «Что мы будем делать дальше?»

Почему ситуация является диалоговой?  Потому что ситуации «успеха» и «неуспеха», которые переживают дети, являются  общими: «Я сам не могу, и никто из нас не может, даже учитель, давайте попробуем вместе».

Вместо отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик», появляются отношения «спрашивающий ученик – учитель, помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ».

Слайд №10

Приучаю ребят во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что…», « Я уверен….», «А я думаю по-другому..»

Наблюдаю, как  растет на глазах уверенность в своей лингвистической компетенции.

Каждый урок начинаю по-разному, чтобы с первых секунд урока, заинтересовать, удивить, рассмешить, т. е. включить всех детей в процесс сначала общения, а потом и познания.

Например «ряд картинок». Такую работу можно использовать на любом уроке. Представляю вниманию детей ряд картинок, на различную тематику. Длительность просмотра – 1-2секунды. Затем прошу назвать какую-то незначительную деталь.

Слайд №11(ряд картинок).

                   

Например: сколько бантиков было у белочки, что было в руках Айболита, сколько зубов у бабы Яги?

С каждым последующим просмотром ряд картинок может увеличиваться.

Так, постепенно, у детей развивается зрительная память, целостное восприятие и не иссякает интерес к уроку. Можно подобрать материал, который поможет выйти на определение темы урока.

  Очень нравится прием, который пробуждает у детей потребность в фантазировании и перевоплощении.

Если это первый класс, даю задания такого вида: «Праздник красок»

В уголке помещаю вот такое стихотворение:

Слайд №13

На уроке чтения мы работаем над этим стихотворением, а на уроке изобразительного искусства, предлагаю детям побывать на празднике красок.

Детям очень нравятся упражнения «Истории». 

Слайд № 14

история по картинке к данному началу.

(картинка – кошка и мышка, задание: кошка и мышка стали друзьями)

-история об одном слове.

Из коробки достают карточку с напечатанным словом и составляют

рассказ по этому слову.

-история об одной вещи.

Ученик подходит к столу, на котором лежат разные вещи. Нужно

придумать историю об одной из них.

В третьем классе предлагаю такую работу: Как могут быть связаны между собой эти предложения: «Собака погналась за курицей. Я не смог поехать на рыбалку».

Размышляя, дети приходят к выводу, что необходимо вставить серединку текста, место, где происходит развитие событий. И предлагают свои варианты.

 Таким образом дети учатся писать сочинения .Сочинения  дети пишут по разным дисциплинам и не только о себе и своих переживаниях, но и от лица предметов, героев произведений  -   это позволяет просматривать динамику роста в развитии творческих способностей , узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, что является показателем общего развития ребенка.

Или следующая работа:

Слайд № 15

Подбираем рифму к незаконченному предложению: «Осень золотая – классная пора…..».

Вот что получается:

Листья пожелтели,

птицы улетели

скоро холода.

В школу собирается наша детвора

С мамами и с папами за руки идут

Яркие букеты первый раз несут.

А у нас на улице дождь идет с утра

Мокнут на песочнице забытые игрушки

Не сидят на лавочке бабушки-старушки.

Если это третий класс, то и задачи для детей ставятся наиболее сложные

Стихотворение с глубоким смыслом (по метафоре), состоящее из 6

характеристик, расположенных в следующей последовательности: цвет,

вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний:

Очень нравится задание:

«Нарисуй кнопку», опиши ее, лексическое значение слова не уточняется. Как бы выполнили это задание? А вот как это сделали дети.

Показ

Таких заданий можно еще придумать много, все зависит  от

творчества самого учителя.

Познание – на этой ступени происходит накапливание  творческого опыта познания действительности.

Слайд №16

Для этого использую упражнения  на:

  • развитие  детской фантазии,
  • зрительного восприятия,
  • сообразительности,
  • логического мышления,
  • проворства припоминания,
  • умения видеть скрытую информацию,
  • выявление противоречий.

Слайд №17

На любом уроке использую задания – пятиминутки:

Чудеса логики,  есть идея!

5 минут на размышление.

 Задачи с изюминкой.

Математические чудеса и тайны.

Математическая смесь.

 

От развлечения к знаниям.

Удивительные превращения.  

Задания на быстроту реакции.

Задания на установление закономерностей.

Ассоциативные цепочки.  ( Составь  ассоциативную цепочку со словом «лисица». Лисица рыжая, как солнце, солнце круглое, как мяч, мяч яркий , как цветок, цветок нежный, как мама…..)

Использую форму «сквозного урока», которую активно применяю и на всех этапах обучения. То есть выбираю определенную тему на весь учебный день и отрабатываю ее содержание на различных уроках. Эта практика нашла положительный отклик у детей. Впервые я ее попробовала на этапе подготовки детей к школе.

Стираются границы урока, процесс обучения становится гармоничным, интересным, увлекает детей и изучаемая тема рассматривается с разных сторон.

На этапе подготовки детей к школе, материал подбираю сама.

Слайд № 18

  Вот посмотрите, вроде бы небольшая страничка, но на ней мы будем  работать полтора часа, за это время мы занимаемся и изучением чисел, цифр,  их соотнесением; учимся чтению, развиваем моторику и составляем логическую цепочку, но самое главное – на всех этапах мы говорим о зиме.

  В период школьного обучения, стараюсь планировать учебный материал таким образом, чтобы была возможность для такой работы. Например:

 «Праздник птиц», весь учебный день посвящаем приходу весны и встрече перелетных птиц. День заканчиваем уроком технологии, на котором изготавливаем птиц и развешиваем их на деревце. Птицы все разные необычные и очень красивые. Дома прошу детей подготовить приветствия для птиц, заклички.

Примерные темы для сквозных уроков:

Слайд №19

«Снегирь», «Осень золотая», «Зима», «Родина моя – Россия», «Дождь с утра», «Приключения снежинки», « Падающий лист» и т. д……

Преобразование  объектов – учимся преобразовывать объекты, ситуации, явления. 

Предлагаю  детям выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:

Слайд № 20

«Самый интересный портфель».

          «Эскиз костюма для нашей сборной».

«Предложи новый вид спорта».

«Как можно данный предмет использовать не  по его прямому назначению».

«Придумай этикетку  и форму бутылочки для сока».

«Придумай этикетку для бутылочки с уксусом» (чтобы маленьким детям не хотелось ее брать в руки).

Создание – на этой ступени даю творческие задания, ориентированные на создание нового:

Слайд№21

Примерные темы для творческой работы:

 “ Моя визитка”;

“ Составь загадку”;

“ Придумайте свой цвет ( форму, материал, признак )”;

“ Изобрази свою память”;

“ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;

«Творческие хулиганства»,  Образцы

        Самореализация

  Мы подошли  к  рассмотрению следующего  шага. Теперь, используя, накопленный опыт и умения, дети способны к самостоятельному  анализу,  у них сохранился  достаточно высокий и устойчивый познавательный интерес, положительное отношение к школе.  Они уже обладают способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Дети научились основным способам общения, не боятся проблемных ситуаций, иметь свою точку зрения на их решение. И эта самореализация находит свое применение не только в учебном процессе, но и выходит за его рамки.

Упражнения в стихотворчестве приносит свои, наиболее удачные стихи и рассказы печатаем в ежемесячной школьной газете «Шпаргалка».

Причем теперь дети справляются без моей помощи, сами относят свои работы, узнают темы будущих выпусков.

 Порой сами дети подсказывают мне идеи.  Так в процессе поиска  необычных форм работы с бумагой, дети заинтересовались работой, выполненной в технике квиллинга. Возникла необходимость создания кружка «Волшебные полоски». Эта техника дает неограниченные возможности для творчества и фантазии детей. Причем работы находят практическое применение, что приносит радость, удовлетворение и стремление к осуществлению новых творческих замыслов.

      На классных праздниках часто включаю творческие задания, которые ребята выполняют сразу без подготовки:

  • « Артисты – пантомимы» (изображают различные предметы, например дверной замок, мигающую лампочку, спадающие с носа очки и т.д., или ситуацию из жизни «зубной врач вырывает зуб», «повар готовит обед».
  •  поздравь товарища в стихотворной форме;
  • сочини песню на известный мотив;
  • придумай другую концовку сказки;
  • сочини скороговорку, загадку и т.д.

Идеи дети придумывают сами.

      В классе создается атмосфера творческого поиска, когда дети чем-то увлечены, к чему-то готовятся, что-то обсуждают. На первых порах я являюсь инициатором. Мне действительно интересно с ними гореть, творить! А дети, видя увлеченных людей рядом, заражаются атмосферой творчества и поиска. Пусть пробуют, ищут себя через различные виды деятельности.

Если вы спросите, в чем можно измерить и как оценить степень креативности, то я считаю, что креативность определяется тем, на сколько интересным получился творческий продукт или путь, по которому шел ребенок к достижению своей цели.

А если взять в качестве инструмента тест Торренса , то картина будет выглядеть вот так:

Слайд №22

Исследование креативности.

Методика:  «Завершение картинок» Э.Торренс.

Цель: определить коэффициент креативности учащихся.

Время проведения: май 2008 год, ноябрь 2009 год

Объект: 1 А класс, 3 А класс (24 ученика)

 Исследования креативности  проводились повторно в ноябре 2009 года с целью определить динамику в развитии показателя творчества. Рисунок с коэффициентом оригинальности по Торренсу равный 1,0 признается уникальным. Чем  ближе коэффициент к 0 тем ниже уровень креативности.

 

  Сравнительные данные по классу показали динамику в развитии креативности  у детей 3 А класса. Если при исследовании в 2008 году наивысший результат составлял   – k – 0,7, самый низкий результат по классу - k – 0,32, то в 2009 году самый высокий результат – k – 0.92, самый низкий результат по классу - k – 0.82

Слайд №23

Примеры работ.

     Я глубоко убеждена, что развитие  креативности  может осуществляться, не выходя за рамки школьных предметов. Для этого не нужно создавать специальных курсов или отбирать более способных детей.

   Фридрих Ницше говорил, что “есть человек творческий, а есть переделывающий в каком-либо отношении”, если ты - творческий, ты принадлежишь к свободным, если переделывающий - ты их раб и орудие.

 Мое желание, чтобы каждый ребёнок был творческой, а значит свободной личностью.

Resource id #4450

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе

В исследовательской работе рассмотрены теоретические основы логического мышления у младших школьников, вопросы обучения логическому мышлению....

Развитие креативности младших шкрольников в учебном процессе

Предполагаю, что тема творческого развития младших школьников  уже давно занимает умы педагогов. И это вполне оправданно. Ведь на протяжении многих лет эта проблема привлекает к себе  ...

Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе....

Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе

Исследовательская работа по теме "Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе"...

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления инди...

«Развитие познавательной деятельности во время учебного процесса у младших школьников»

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Развитие познавательного интереса младших школьников – основа успе...