Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.
по теме

 

         Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, сознательного и прочного усвоения знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx101.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов

 г. Шебекино Белгородской области»

Формирование познавательной активности  

учащихся на уроках русского языка и  математики.

                                                                                    Автор опыта: учитель

                                                                                    начальных классов

                                                                                    первой категории МБОУ «СОШ

                                                                                   №5  с углубленным изучением

                                                                                    отдельных предметов г Шебекино»

                                                                                    Мещерякова Любовь Ивановна

2013 год

Содержание:

Информация об опыте……………………………………………3-5

Технология опыта……………………………………………….6-17

Результативность опыта…………………………………………18-19

Библиографический список……………………………………….20

Приложение к опыту………………………………………………..21

  1. Информация об опыте.

       Активность человека – это всеобщая форма его существования как индивида, условие реализации себя как личности.

Условие возникновения становления опыта.

   За время работы в школе я убедилась, что для ребенка  годы обучения в школе – это период  жизни,  специально отведенный  для усвоения основ научного, этического и эстетического  опыта человека. Судьба ребенка во многом зависит от того, что он усвоит из социального опыта и как усвоит.

        Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий – важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования, но особенно большое значение приобретает в начальной школе.

        Я  считаю, что на уроках русского языка и математики,  максимально активизируя познавательную деятельность учащихся, можно привить им умения и навыки успешного овладения знаниями, воспитать интерес к учебным предметам.

Обоснование актуальности и перспективности опыта

       В связи со становлением новых экономических и общественных отношений в России наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям.

       Перед школой стоит сложная задача повышения интереса к учению, в частности к русскому языку и математике, как основе развития личности.

       С каждым годом становится очевиднее необходимость собственной активности растущего человека, получающего образование.

       Учащиеся, начиная уже с младшего возраста, способны формировать в себе определенные умения учебной деятельности: самостоятельно ставить цели, анализировать способы своей деятельности, поэтому я стараюсь активизировать познавательный интерес учащихся, воспитать у них интерес к родному языку и математике.

       Использую для этого разные средства.

       Задачи на смекалку, головоломки, загадки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Занимательный материал на уроках активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он не трудился.

        Занимательный материал рассматривается и как  одно из средств влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности школьника.

Ведущая педагогическая идея опыта

         Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, сознательного и прочного усвоения знаний учащихся.

         Ведущей идеей опыта является – формирование познавательной активности учащихся с целью воспитания у них интереса к изучению русского языка и математики, формирование умения самостоятельно добывать знания.

Длительность работы над опытом

         На протяжении всех 33 лет педагогической деятельности меня не переставала интересовать проблема сознательного и прочного усвоения знаний учащимися.

        Работа над формированием познавательной активности  учащихся на уроках русского языка и математики продолжается в течение  последних четырех лет.

Новизна опыта

             Новизна моего опыта заключается в своеобразном взаимодействии учителя и ученика в процессе работы над содержанием знаний, где они, обращаясь друг к другу, вступают в активные диалогические отношения, и педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит  как от личностных качеств ученика, так и от деятельности и личности самого учителя.

Диапазон опыта

             Творческий отчет по результатам обобщения опыта был представлен на методическом объединении учителей школы. Отдельные элементы опыта, например «Уроки-сказки» апробированы на уровне школы и дали положительные результаты.

Теоретическая база опыта

            Любая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека. Общественные ценности не могут быть навязаны, они должны быть согласованы с   индивидуальными ценностями ученика, ставшими содержанием его внутреннего мира, источником субъектной активности.

           Механизм становления познавательной активности можно выразить словами С.Л.Рубинштейна: «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое».

            Через самоактивность ребенка формируется его сознание, т.е. своеобразное соединение двух источников знания, это совместное знание, в которое и учитель, и ученик привносят часть своего опыта. По выражению И. М. Сеченова, усваивать – значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного».

              Педагогическое сотрудничество выступает как двусторонний процесс, успешность которого зависит от совершенствования, как личностных качеств ученика, так и деятельности и личности самого учителя. Таким образом, в этом процессе происходит личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся. Это первое важнейшее условие педагогического сотрудничества, второе – самостоятельная активность ученика. Третье условие – гуманизация педагогического процесса. И, наконец, четвертое условие – творческий педагогический поиск.

             Считаю, что каждый учитель должен не только учить, но и сам опираться на опыт ученика, раскрывать его, помогать извлечь из этого опыта такое содержание, которое необходимо для усвоения знаний, и тем самым обогащать этот опыт и вместе с учеником преобразовывать его на новой основе.

             

         

           

  1. Технология опыта. 

         Опыт работы показал, подлинная активность проявляется не столько в адаптации ученика к обучающим воздействиям, сколько в самостоятельном преобразовании на основе субъектного опыта, который у каждого уникален и не повторим. Эта активность проявляется не только в том, как человек усваивает нормативное задание, образцы, но и в том, как он их модифицирует, как выражает свое избирательное отношение к предметным и социальным ценностям, заданному содержанию знаний, характеру их использования в своей теоретической и практической деятельности.

          Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором стараюсь совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

          Я считаю, что сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходят в процессе их активной умственной деятельности, поэтому работу организую так, что учебный материал становится предметом активной деятельности ученика.

         Многолетний опыт работы в начальных классах помог мне найти способы максимальной активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и математики.

          Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению задач.

          Устойчивый познавательный интерес формирую разными способами.

          Наблюдения убедили меня, что ученик на уроке может писать, читать, отвечать на вопросы, но эта работа не затрагивает мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить внимание, напрячь память. Подобную работу называю пассивной. Конечно, что-то усваивается, но пассивное восприятие не может быть опорой прочных знаний и навыков. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом.

         Зная это, предлагаю такие задания как  наблюдения над изменяемостью слов в словосочетаниях, образование от данных слов новых слов при помощи приставок и суффиксов, разбор слов по  составу, подбор к данным словам родственных. Такие упражнения формируют у учащихся умение видеть, различать грамматико-орфографические формы отдельных частей речи, помогаю приобрести навыки правописания. Сосредотачивая внимание учащихся на языковых формах и их значениях, активизирую их познавательную деятельность, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала, развитию мышления детей.

          Когда ученики определяют падежные окончания имен существительных на основе разбора предложения по связи слов в предложении или сравнивают безударные окончания слов с ударными и делают вывод о тождественности их, или составляют свои предложения с существительными (или другими частями речи) и

доказывают правильность выполненного задания, то они в этих случаях думают, рассуждают, действуют активно, а следовательно активен процесс их усвоения.

          Помимо перечисленных видов работы для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка  я использую загадки, пословицы, стихи.  Большую ценность представляют загадки. Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Их использую на разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя полезные упражнения для ума. Загадки использую в устной форме, а затем в письменной при составлении предложений.  Они помогают акцентировать внимание  на изучаемом материале, пополняют словарный запас детей, знакомят с лексическим значением слов. Работа с малознакомыми словами дает возможность  использовать их в устной, а позднее и в письменной речи, обогащает и пополняет словарный запас, развивает слуховую и зрительную память. После ответа на загадки предлагаю произнести слово хором, запомнить его написание, а потом сравнить сравниваем с произношением, и найти разницу в произношении и написании, т.е. формирую орфографическую зоркость для последующего безошибочного письма.

          Использую загадки при формировании умения делить слова на слоги. Дети называют отгадки, произносят по слогам, затем показывают графическое обозначение на доске. Умение определять структуру слова считаю важной предпосылкой обучения правильному слоговому чтению.

            Загадки применяю при классификации предметов в определенные группы («Фрукты», «Овощи», названия видов транспорта и др.).

             Работая над многозначностью слов, предлагаю разбирать загадки, отгадывать их, знакомлю с переносным и прямым значением слов, что обеспечивает правильное употребление их не только в устной, но и в письменной речи. Такая работа развивает наблюдательность учащихся, учит их делать самостоятельные выводы, обогащает словарный запас.

              Использую загадки при объяснении нового материала и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе.  В любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно сказывается на их знаниях умениях и навыках. (См. в приложении №1, №2)

               При изучении правила правописания  проверяемой безударной гласной в корне предлагаю разнообразные задания, усложняя их: списать с доски, вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте слово с проверяемой безударной гласной, выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить орфограмму, рядом написать проверочное слово, поставить знак ударения, выделить корень.      

      На языке медок, а на сердце ледок.

      Красна весна цветами, а осень плодами.

     Апрель с водою, а май с травою.

           Произведения устного народного творчества использую с целью  обогащения речь детей и развития умения кратко излагать мысли.

           Для формирования умения обнаруживать орфограммы использую диктант «Проверяю себя». При написании диктанта учащимся разрешаю пропускать буквы, в написании которых они сомневаются. Затем вместе проверяется написание.

           На каждом уроке русского языка отвожу 12 мин. экспозиционному письму.  Использую упражнения И.Т.Федоренко, а также предлагаю наборы зрительных диктантов, основанные на русских пословицах и поговорках. Это помогает не только обеспечить прочные навыки грамотного и  скоростного письма, но и привить творческое отношение к изучению языка, вызвать  активный интерес к  материалу на уроке, познакомить с фольклором, который обогащает речь, учит народной мудрости. (См. приложение №4)

            На уроках русского языка использую составление учащимися предложений и текстов. Цель этих упражнений научить выражать в письменной форме не только единичные суждения, но и группу суждений, объединенных общей темой. Для себя сделала вывод: чем для ученика интереснее тема письменной работы, тем он активнее думает над своим письмом. Чем доступнее и ближе материал, над которым он трудится, тем больше  захватывает его сам процесс выражения мыслей и впечатлений.

              Особое внимание я уделяю  обучению детей написанию сочинений. При этом решаю задачи: обогащение представлений, развитие мышления, речи и чувств учащихся, применение на практике полученных знаний по русскому языку. В основе лежит развитие мышления, воспитание наблюдательности, формирование навыков внимательного изучения окружающей действительности.

Опыт показал, что развитию устойчивого интереса к изучению языка способствует связь с уроками окружающего мира и литературного чтения, поэтому при написании сочинений о природе использую материалы экскурсии, слушание фрагментов из музыкальных произведений, оформление обложки, чтение отрывков из стихотворений, рассказов, рассматривание картин.

               Нестандартные уроки позволяют использовать необычные  ситуации. Через сказочные элементы  нахожу путь в сферу эмоций ребенка, ведь желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность, развивает его интерес к предмету, наблюдательность.(См. приложение №1, №3)

Часто не хватает времени для того, чтобы рассказать о каких-то событиях, фактах, познакомить детей с интересной книгой. Провожу тематические уроки: «Нет, не зря все так назвали», «Письмо шло пять тысячелетий», «Зима», «Приключение капелек».

На этих уроках рассказываю много интересного, ненавязчиво, как бы попутно предлагаю правила русского языка. После таких уроков ребята чаще задумываются над смыслом слова, пишут грамотнее, знают больше об окружающем мире.

Использую в своей работе метод проблемного обучения при изучении правил правописания.

При организации проблемного обучения по орфографическому правилу  сформулировала задачи на пяти уровнях проблемности. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи и степенью помощи, подсказки со стороны учителя. Пять уровней проблемности представляют собой несколько вариантов одного и того же задания.

 Сущность этого метода заключается  в том, что проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки, на высоком уровне одну подсказку, на среднем «а» две подсказки, на среднем «б», три подсказки. Задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд вопросов и заданий, которые постепенно подводят учащихся к выводу правил правописания.

 

Например, тема: «Правописание мягкого знака у существительных после шипящих».

Самый высокий уровень. Рассмотреть слова, записанные на доске. Вывести правило правописания (рожь, нож, ночь, кирпич, мышь, плащ).

Высокий уровень. Рассматривают те же слова, записанные в два столбика:

рожь                           нож

печь                            кирпич

мышь                          шалаш

Средний уровень «а». Внимание обращается на то, что в тех же словах записанных в два столбика, подчеркнуты шипящие.

Средний уровень «б». Рассматривают слова, записанные в два столбика, в которых подчеркнуты шипящие. Требуется определить и обозначить род существительных.

Низкий уровень. Дается ряд заданий и вопросов в следующей последовательности:

     1. Рассмотри слова, записанные в два столбика. Что в словах особенного?

  1. 2. В чем особенность написания этих слов?

     3. Какой частью речи являются эти слова?

     4. Определите род существительных.

     5. Что пишется после шипящих в конце существительных женского рода с шипящим на конце?

     6. Какое правило написания можно вывести?

Применяемый мною способ организации изучения орфографических правил развивает умение мыслить и применять знания на практике, т.е. обеспечивает видение в слове орфограммы, обеспечивает дифференцированный подход к учащимся с различным уровнем развития.

Объясняя новый материал, использую метод сравнения. На уроке изучения темы «Родственные слова» дети знакомятся сразу с двумя понятиями: «родственные слова» и «корень слова».

Проследив жизнь нескольких поколений семьи, предлагаю объяснить, кто такие родственники?

Затем ответить на вопросы:

  • Что составили? (Родословную)
  • Как еще можно назвать родственников? (Родня, родичи).
  • Могут ли  между словами быть родственные отношения?
  • Какие слова допишем? (Род, родить, родители, родственники, родня, родичи, родословная).

      Предлагаю сделать вывод, как можно назвать эти слова.

(Эти слова по смыслу родственные).

         Есть еще одно необходимое доказательство (Одинаковая частичка рода).

Чтобы слова считались родственными, необходимо выполнение двух условий: они должны быть близки по смыслу, иметь общую часть.

                -    Назовем эту часть, а поможет нам в этом растение.

  • Какие части есть у растений? Каким из этих слов назовем одинаковую часть  родственных слов?

Все растения вырастают из корня, от слова род получились другие слова. Назовем его корень.

      На этом уроке учила детей сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

      Заметила, что ученик в период обучения письму не развивается, монотонные и однообразные написания элементов букв его утомляют, не вызывают в нем интереса, не активизируют мыслительных творческих способностей, не развивают речь.

Я стремилась к тому, чтобы изнурительное письмо для первоклассников стало интересным.

Опираясь на опыт Потаповой, я предлагаю детям заняться штриховкой. Штриховка не только укрепляет мелкие мышцы, но и развивает внутреннюю и внешняюю речь ребенка, его логическое мышление, общую культуру, активизируется творческие способности. Для штриховки использовала трафарет – линейку, разрешала пользоваться альбомами, книжками-раскрасками.

Расширила возможности приема штриховки, не только, как подготавливающего руку к письму, но и приема самоконтроля (рельсы-палочки).

                Каллиграфия не самоцель. Основное – снять психологическую перегрузку, освободить время для развития речи, для чтения.

На уроках, анализируя языковые формы явления, открывая то или иное правило, дети осознают, что своим трудом добились поставленной перед ними цели. Коллективно составили опорные схемы к темам «Состав слова», «Родственные слова», «Части речи». Поисковая работа с использованием  опорных схем способствуют развитию у детей внимания, логики и самостоятельности мышления.                                             Полноценный навык орфографической зоркости формирую через активное использование разнообразных видов письменных работ: предупредительные, объяснительные, выборочные диктанты, письмо по памяти.

Самостоятельность в работе считаю одним из условий, способствующих активизации познавательной деятельности и лучшему усвоению русского языка.

Для самостоятельной работы даю задачу, которую надо решать. Это формулировка вывода, грамматический разбор, изменение слов или их форм, составление словосочетаний или предложений, небольших текстов. Степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий должна увеличиваю постепенно.

При изучении словарных слов использую развитие образной памяти.

  1. Запомни по звукоподражанию (билет, квартира, газета, картофель и другие.)
  2. По форме буквы (п    года, яг    да)

  1. Составление ребуса (учит      , р1а)
  2. Объединение слов по написанию в одну группу.
  3. Использование стихотворных строк.

Для проверки усвоения знаний учащихся по разным разделам русского языка использую перфокарты. Работа занимает мало времени, а оценить можно  каждого ученика.

 Немалую роль в деле обучения русскому языку играет сознательное отношение учащихся к работе. Считаю, что интерес к работе по этому предмету воспитывается у школьников в том случае, если он получает  посильные, заставляющие думать задания. Задания будут интересны, если для их выполнения необходимо анализировать, сравнивать, объяснять и доказывать. Ученик в таком случае работает активно.

При формировании познавательной математической деятельности основой активизации  познавательных способностей детей считаю целенаправленное развитие  процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются:  внимание, воображение, память, мышление. Практика свидетельствует, что от уровня развития произвольного внимания зависит успешность и четкость работы сознания. Очень важно для жизни, для становления самостоятельно мыслящей личности, познавательного процесса  развитие мышления, поэтому на уроках математики стараюсь развивать и совершенствовать операции: сравнение, анализ, и синтез: умение проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию. Убедилась, что развитие и совершенствование этих операций идет при выполнении заданий на сравнение чисел, числовых выражений, величин, текстовых задач, уравнений обладающих общими признаками и имеющих некоторые различия. При решении задачи логического содержания,  которые опираются не на вычисления, а на рассуждения, требующие построения цепочки точных выводов.

Использую три вида работ различных по своим познавательным целям:

  1. Задания, в процессе которых дети учатся наблюдать, подмечать сходство и различие, замечать изменения, делать выводы.
  2. В процессе такой работы у детей  постепенно  вырабатывается навык овладения сравнением, как определенным методом познания.
  3. Задания, направленные на проверку выдвинутой гипотезы, при выполнении которых учащиеся убеждаются в правильности и практической значимости, полученных ранее результатов (использование свойств умножения и сложения), для рациональных вычислений. Заданиями такого вида создаю условия для применения общих свойств к решению конкретной задачи, подчеркивая практическую направленность.
  4. Задания, ставящие цель найти область применения знаний. Они помогают детям свободнее ориентироваться в простейших математических закономерностях окружающего мира и использовать математические знания в жизни. (Вычислительные навыки, работа с величинами).

Каждую тему начинаю с целевой установки, довожу до сведения детей, чему и как они должны научиться на уроке, какие умения и навыки должны приобрести. Для того, чтобы весь класс активно работал, дифференцирую задания, использую карточки и дополнительный материал. Для повышения эффективности усвоения материала по математике приучаю детей к объяснению своих действий, сравнению, сопоставлению материала, При решении любой задачи добиваюсь обязательного объяснения выбора действия, поощряю нахождение других способов решения задачи и обязательно разбираю наиболее рациональный из них. Для повышения активности, развития умения рассуждать привлекаю класс к оценке ответа товарища, иногда практикую взаимопроверку.

Стремлюсь к повышению плотности урока, предлагаю учащимся  карточки и перфокарты.

Для повышения интереса к предмету большое значение имеют задания творческого характера. К ним отношу составление задач по предложенным числовым данным, задач по сходству с данной, обратных данной, изменение условия задач, изменение вопроса, составление задач по рисункам. (См. приложение №6, №7)

В своей практике использую занимательные задачи и задания. Мои наблюдения показали, что элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить материал. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Заметила, что в коллективных играх формируются нравственные качества личности: дети учатся оказывать друг другу помощь, считаться с интересами других, сдерживать свои эмоции и желания, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, воля характер. Дидактическая игра способствует прочному и активному восприятию учебного материала, так как содержит два элемента – познавательный и игровой. Игра-соревнование является итоговым уроком по пройденной теме, способствует развитию познавательной активности и интереса к предмету.

Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной работы, как с моей стороны, так  и со стороны учащихся.

В процессе игры  от них требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности.

Игра всегда приносит удовлетворение и радость. Делая материал доступным и интересным, игра создает богатые возможности для выявления  общих знаний и понятий у учащихся. Она способствует сплочению детского коллектива, формированию  уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика.

Использую коллективную работу на уроке после устного счета. Даю шесть вариантов. Сидящие за одной партой должны решить свою задачу, затем задачу своего соседа, сверить решение и результат. Потом  меняются местами с любым из учеников в классе, кто справился с заданием. Новые соседи решают задачи друг друга. В конце урока подводится итог. Каждый ставит себе оценку карандашом. На таких уроках приучаю детей  помогать и обращаться за помощью к товарищам. Это поддерживает интерес к уроку. Процесс выполнения заданий  дополняется наблюдением, анализом, сравнением. Последовательность заданий на уроке выстраиваю так, что предыдущее задание подготавливает ученика к выполнению следующего.

Приведу пример активизации познавательной деятельности младших школьников на разных этапах обучения решению простых текстовых задач. Решение любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов: восприятие и первичный анализ задачи; поиск и составление плана решения; выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи; проверка решения и его корректировка (если последнее необходимо); формулировка окончательного ответа на вопрос задачи; дополнительная работа над решенной задачей.

Основная цель ученика на первом этапе – это понять задачу. Ученик должен четко представить себе: о чем эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связанны между собой данные (числа, величины, значения величин)? Какими отношениями связаны данные  и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношение, некоторое утверждение?

Использую следующие возможные приемы выполнения  первого этапа решения текстовой задачи.

      1.Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное участие в ней. С этой целью предлагаю учащимся представить себе то, о чем говорится в задаче,  нарисовать словесную картину.

       2.  Разбивка текста на смысловые части и выделение на этой основе необходимой для поиска решения информации. Например: «Лара нарисовала 6 астр. 3 астры она раскрасила. Сколько астр осталось раскрасить Ларе?

       3. Переформулировка текста задачи: замена описания данной в ней ситуации другой, сохраняющей все отношения и зависимости и их количественные  характеристики, но более явно их выражающие.

Цель переформулировки – опустить несущественные детали, уточнить и раскрыть смысл существенных элементов. Например, решение задачи: «Утром в магазине было 30 книжных шкафов. К концу рабочего дня осталось 12 шкафов. Сколько шкафов продали за день?» Удобнее решать , если текст ее будет сформулирован так: «Было 30 шкафов. Осталось 12 шкафов. Сколько шкафов продали?.

         4. Считаю очень важно при работе над задачей  научить детей выделять основные (опорные) слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету. Например: «На вешалке было 8 пальто. Дети взяли 6 пальто. Сколько пальто осталось?» Основные слова – было, взяли, осталось.

                     С этой целью провожу работу с опорными (основными)     словами без числовых данных. Например, читая задачу: «Первоклассники сделали игрушки. Несколько игрушек они отдали в детский сад. Сколько игрушек осталось у первоклассников?», - выставляю на полотне карточки со словами: сделали, отдали, осталось. Учащиеся получают задание поставить между ними знаки «+»,«-», «=» и обосновать, почему выбрали тот или иной знак, после чего выясняется, какое слово в задаче заменяет самое большое число, какое – самое маленькое число.

             5. Исследование решения задачи (установление условий, при которых задача имеет или не имеет решение, имеет одно или несколько решений, а так же установление условий изменения значения одной величины в зависимости от другой.)

               Например: предлагаю задачу в которой необходимо подобрать пропущенные числа и решить ее: «Вова прочитал за месяц … книг, а Толя на … книг(и) меньше. Сколько книг прочитал Толя?»

Проводя беседу, спрашиваю:

-  Каким действием будем решать задачу? (Вычитанием).                    

-  Что надо учитывать при подборе первого числа? (Надо взять столько книг, сколько можно прочитать за месяц).

- Примерно сколько? (10 книг или меньше).

  • Что надо учитывать при подборе второго числа? (Оно должно быть меньше первого или равняться ему.)
  • Подберите числа и прочитайте задачу. (Вова прочитал за месяц 10 книг, а Толя на 2 книги меньше. Сколько книг прочитал Толя?»)

- Решите эту задачу.

- Может ли второе число равняться 10? (Может, тогда получится, что Толя прочитал нуль книг, т.е. не прочитал ни одной книги.)

-  Может ли второе число равняться 11? (Нет, так как нельзя 10 уменьшить на 11)

               Пример приема активизации познавательной деятельности на втором этапе решения задач.

     Цель на втором этапе – выделить величины, данные и искомые числа, входящие в задачу, установить связи между данными и искомым и на этой основе выбрать соответствующее арифметическое действие.

     Использую различные методические приемы при обучении решению простых задач, что способствует развитию кругозора учащихся, правильному пониманию ими  математического смысла различных жизненных ситуаций, активизирует их

познавательную активность. На данном этапе использую различные способы моделирования.

  1. Предметное моделирование.

Рассматривается, например, задача: «У Лены было 6 карандашей, а у Тани 4 карандаша. Сколько карандашей у обеих девочек?» К доске выходят две девочки.

У одной из них в руке 6 карандашей, у другой – 4 карандаша. Такое воспроизведение уточняет представления детей, возникшие при восприятии ими задачи.

Для закрепления умения строить предметные модели предлагаю учащимся такие задания:

1) Изобразите с помощью кружков красного и желтого цвета то, о чем говориться в задаче: «У дома 3 клумбы и у школы столько же клумб. Сколько всего клумб у дома и у школы?»

-Что обозначают кружки красного цвета?

- Что обозначают кружки желтого цвета?

  1. На фланелеграфе – предметные модели нескольких задач. Я читает задачу: «У Володи было 8 красных кружков, а синих в два раза меньше. Сколько синих кружков было  у Володи?» Учащиеся должны показать соответствующую модель.

А.  О О О О О О О О

      О О О О О О

Б.  О О О О О О О О

     О О О О

  1. Графические модели – это рисунки и чертежи, с помощью которых помогаю учащимся понять задачу, организовать поиск ее решения. «У Иры было 5 маленьких матрешек, 3 она подарила. Сколько матрешек стало у Иры?»

          О О О О О

      Для формирования у учащихся умения записывать кратко простую задачу используются опоры – таблицы, выполненные по принципу перфокарт.

     Для закрепления умения составлять краткую запись простой задачи я использую следующие задания:

  1. Запишите кратко задачу: «В вазе лежало 9 груш. 3 груши съели. Сколько груш осталось?»
  2. К задаче: «Сорока может прожить 27 лет, это в 3 раза больше, чем может прожить ласточка. Сколько лет может прожить ласточка?» – ученик составил такую краткую запись:

С.  --  27 л.

Л.  --  ?, в 3 р. б.

Правильно ли он записал?

Если есть ошибки, исправьте их.

  1. Я читаю задачу: «В двух коробках 10 карандашей. В первой – 4 карандаша. Сколько карандашей во второй коробке?»  Учащиеся должны среди схем выбрать ту, которая соответствует условию этой задачи.

1 -                                                  1 -                      на ?

2 -                                                  2 -

Было        -

Взяли       -  

Осталось -

     С целью активизации познавательной деятельности учащихся на третьем этапе использую графический способ решения задач.

    Например: «На детское пальто расходуют 2 метра драпа. Сколько таких пальто можно сшить из 12 метров драпа?» Предлагаю изображать 1 метр драпа отрезком в 1 см. Тогда весь имеющийся материал можно изобразить в виде отрезка АВ равного 12 см. Опираясь на чертеж, легко дать ответ на вопрос задачи: «Можно сшить 6 пальто?»

А                                                         В

 

   Четвертый этап – проверка решенной задачи.

Для проверки простых задач использую следующие способы:

  1. Составление и решение обратной задачи.
  2. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными числами.
  3. Установление границ искомого число (прикидка ответа).

Проверка решения задач дело сложное, но полезное. Она играет большую роль в развитии самоконтроля, формирует умение рассуждать, внимательно относиться к анализу задачи, активизирует познавательную деятельность.

   Виды дополнительной работы с уже решенной задачей с точки зрения активизации познавательной деятельности  учащихся:

  1. Изменение условия задачи.
  2. Постановка нового вопроса к уже решенной задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые можно найти по данному условию.
  3. Сравнение содержания данной задачи и ее решения с содержанием и решением другой задачи.
  4. Анализ выполненного решения.
  5. Обоснование правильности решения.
  6. Составление задач по аналогии.

Дополнительные задания предлагаю по степени нарастания

трудности. Наиболее трудные задания выполняют сильные ученики. Рассмотрение разных способов выполнения основного задания, а также некоторых

дополнительных заданий с сильными учениками обогащает и остальных, т.к. показывает новые подходы к проблеме, новые способы ее решения.

    Считаю, что домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и  воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные знания на уроке, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело.

    При проверке домашнего задания использую различные методические приемы, способствующие формированию умения решать задачи, - это сравнение задач, дополнение условия задачи вопросом, недостающими данными. Дополнительные задания, связанные с проверкой домашнего задания, органически включаются в урок и служат достижению его целей.

     Все описанные виды работ активизируют деятельность учащихся. Выполняя их, они думают, анализируют, сравнивают, что способствует более прочному и осознанному усвоению знаний.

  1. Результативность опыта.

            С целью отслеживания эффективности своей работы по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и математики» я использовала метод анкетирования.

           Анкета «Характер мотивации учащихся» рекомендована ЦПК г. Шебекино  (ЦПК - центр диагностики и коррекции).

Почему ты ходишь в школу?

  1. – нравится узнавать новое, интересное
  2. -  нравится общение с умными, интересными учителями
  3. -  люблю общаться с товарищами по классу
  4. -  хочу испытать свои силы и способности в учебе
  5. -  хочу развить свой ум, внимание, память
  6. -  знаю, что каждый в нашей стране обязан учиться
  7. -  чтобы потом поступить в техникум, училище, институт
  8. -  хочу найти применение своим знаниям и способностям
  9. -  нравится получать хорошие отметки, похвалу
  10. -  хочу доказать, что я не хуже других
  11. -  боюсь осуждения, наказания
  12. -  хочу порадовать родителей своими успехами в учении
  13. -  хочу получить обещанный подарок
  14. -  надеюсь, что наконец, начну получать хорошие отметки

         Эта анкета позволила мне выявить наиболее значимые учебные мотивы для каждого из учащихся. Сравнительный анализ детских ответов за 2010 – 2011 ,2011 – 2012 уч.г. показал, что самый высокий процент среди учебных мотивов занимает познавательный мотив учения,  к 4-му классу процент выбора этого мотива стал заметно выше.

          Методы, приемы работы, описанные в данном опыте, действительно способствуют повышению познавательной активности школьников, а значит, оказались результативными.

         

     Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребенок лучше усваивает знания, с другой, – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

       Повышение познавательной активности, в свою очередь, ведет к повышению качества знаний.

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Русский язык

70,8%

72,2%

74,5%

Математика

72,5%

79,1%

79,9%

Библиографический список:

  1. Карпенко М.Т. Сборник загадок. Москва «Просвещение» 1988
  2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва «Просвещение» 1988
  3. Вавилов Н.С. Еще раз о пословице.  Начальная школа – 1994. -№3 с.68-70
  4. Тепишкина Е. Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Начальная школа – 2003. №2 с.45-48
  5. Федосеева О. И. Развитие гибкости мышления младших школьников. Начальная школа – 2004. №2 с.102-106
  6. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий. Начальная школа – 2004.№3 с.21-23
  7. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности. Начальная школа – 1992. №11-12. С.29-31

Resource id #2906

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, кажды...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, сознательного и прочного усвоения знаний учащихся....

Активная познавательная деятельность учащихся на уроках русского языка средствами современных педагогических технологий

«Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы  передать  русским языком». ( К. Паустовский). Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знани...

Статья "Личностно-ориентированный подход при формировании познавательной активности учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"

Статья о проблемах познавательной активности, способах и методах активизации учебной деятельности учащихся....

«Развитие познавательной активности детей на уроках русского языка»

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка.

Статья поможет развитию познавательной активности учащихся на уроках русского языка....