«Развитие познавательной активности детей на уроках русского языка»
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Шагаева Марина Евгеньевна

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей.

Учение – это свет, дающий каждому человеку уверенность в своих действиях и поступках. Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно.

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому, меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач. Приобретая опыт педагогической работы в начальной школе, я пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность.

До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату придти.

Однако, прежде, чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который является мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным материалом, а так же  происходит актуализация и углубление знаний учащихся по конкретной теме и  совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшее развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности детей

на  уроках русского языка»

Актуальность темы

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей.

Учение – это свет, дающий каждому человеку уверенность в своих действиях и поступках. Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно.

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому, меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач. Приобретая опыт педагогической работы в начальной школе, я пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность.

До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату придти.

Однако, прежде, чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который является мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным материалом, а так же  происходит актуализация и углубление знаний учащихся по конкретной теме и  совершенствование важнейших качеств интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.), их дальнейшее развитие.

        Мобилизующий этап проводится сразу после организационной части и длится 3–4 мин, в течение которых решается несколько задач:

  • обеспечивается высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность;
  • в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;
  • на его основе учащимися формулируется тема и цель (образовательная) урока.

Перед учителем стоит главная задача - пробудить у детей интерес к учебе, желание учиться, сделать учебный процесс привлекательным и притягательным, только тогда учение будет направлено на развитие ребенка, на развитие его интеллектуальных способностей. 

Цель: рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников в мобилизующем этапе урока выступающее как условие успешности обучения

Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе.
  2. Познакомиться с опытом других учителей по формированию познавательной активности у детей.
  3. Подобрать пакет заданий для моего класса и внедрить в практику работы.

Прогнозируемый результат:

С первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.).

Учитель превращается в организатора  и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу.

Ученик не зажат на уроке принципом “от сих и до сих, ни шагу в сторону”, не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения.

Если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.

Для реализации поставленных задач буду использовать следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративные;
  • репродуктивные;
  • проблемного изложения;
  • эвристические (частно-поисковые);
  • исследовательские.
  • игровые методы обучения (инсценирование и др.);


Познавательная активность младших школьников

По мнению Д.Б. Годовиковой, в настоящее время перед образованием встает задача воспитать гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности человека, особое место в данном возрасте занимает проблема изучения и развития познавательной активности учащихся. Именно на этом этапе развития ученика происходят самые интенсивные процессы впитывания знаний, для чего, безусловно, необходима личная активность каждого из учащихся.

Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие школьников.

Познавательная активность, сформированная в период детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Существует множество определений активности.

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова даёт общеупотребительное определение "активного" как деятельного, энергичного, развивающегося. В различной литературе и бытовой речи понятие "активности" часто употребляется как синоним понятия "деятельности".

По мнению А.В. Петровского, в физиологическом смысле понятие "активность" традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика; как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражители. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения.

Также А.В. Петровский считает, активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

Активность личности (от лат. activus - деятельный) - деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Раскрывая понятие познавательной активности, нельзя не сказать о познании. В философском словаре под редакцией М.М. Розенталя и Н.Ю. Шведовой, это понятие отражено как обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и творческих способностей.

В процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.

По мнению В.А. Сластенина, познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она проявляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а так же выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе.

Согласно взглядам Д.С. Годовиковой, познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Познавательную активность младшего школьника можно определить как состояние готовности к познавательной деятельности, то есть то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее; как личностное качество, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания с учетом возрастных особенностей. Познавательная активность определяет направленность личности, составляет основной стержень ориентации в жизни, поведении, деятельности.

Г.И. Щукина и М.А. Данилов считают, что активность - "качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели".

Достаточно интересна и другая точка зрения, согласно которой познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность.

И.П. Подласый определяет активность как (интенсивность, прочность) "соприкосновения" ученика с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания,
  • стремление к самостоятельной деятельности,
  • систематичность обучения,
  • стремление повысить свой личный уровень

По мнению П.Н. Груздева, с активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников - самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учеником без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников взаимосвязаны: более активные школьники, как правило, более самостоятельны. Так, П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем познавательной активности.

По мнению А.М. Прихожан, наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

  • сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по "внимательной тишине");
  • ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;
  • положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;
  • эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

По мнению Г.Ф. Красножоновой, познавательная активность младшего школьника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется уровнем внутренней (мыслительной) активности.

А.М. Матюшкин выделяет уровни познавательной активности, которые можно представить как этапы любопытства, любознательности и познавательного интереса. Анализ результатов исследований позволил выработать критерии и показатели начального уровня сформированности познавательной активности.

Первый уровень познавательной активности - любопытство, которое проявляется в устойчивом внимании, вызывается новизной стимула и используется в системе познавательной ориентировочной деятельности. Показателями становятся вопросы учителю, проявление интереса в поведении и поступках, интеллектуальные эмоции.

Второй уровень познавательной активности - любознательность. Она проявляется в проблемной ситуации, ее проявлением является количество и качество вопросов, возникающих по инициативе учащегося; создание познавательных задач и действий. Типы вопросов следующие: вопросы, носящие причинно-следственный характер, направленные на выявление причин; вопросы на определения, связанные с уточнением родовых понятий, видовых различий; уточняющие вопросы, требующие дополнительной информации, уточняющие факты.

Третий уровень познавательной активности - появление устойчивого интереса, который проявляется в реальном поведении и поступках; инициативности в познавательной и других видах деятельности; избирательности в их выборе.

Главным показателем сформированности активности у младших школьников является познавательный интерес.

А.В. Петровский считает, что интерес (от лат. имеет значение, важно) - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности. Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения [16, с.320].

Разделяя точку зрения Л.С. Выготского, можно сказать, что "интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями.

В этой связи познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо. Ряд исследований, проведенных психологами и педагогами по данной проблеме, показал, что формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, т.е. под влиянием интереса активизируется процесс познавательной деятельности и психические процессы, лежащие в основе деятельности, в том числе и учебной, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о тот, что под влиянием интереса активизируется процесс познавательной деятельности и психические процессы, лежащие в основе деятельности, в том числе и учебной.

Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса представлена неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности младшего школьника.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учеников, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны: отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, задавать вопросы своим товарищам и учителям, рецензировать ответы товарищей, оценивать ответы и письменные работы товарищей, помогать отстающим, объяснять более слабым ученикам непонятные места, самостоятельно выбирать посильное задание, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи, создавать ситуации самопроверки, анализа, личных познавательных и практических действий,  решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме познавательной активности младших школьников,  можно сделать выводы о том, что познавательная активность - это состояние готовности к познавательной деятельности, то есть то состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее; это личностное качество, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Показателями сформированности познавательной активности являются следующие:

  • сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по "внимательной тишине");
  • ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;
  • положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности;
  • эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Первичная диагностика (наблюдение) показала, что большинство детей моего класса не могут сконцентрироваться на основном этапе урока, поэтому я решила начать работу по формированию познавательной активности  именно с мобилизующего этапа урока.

Практическая часть:

 По теме «Согласные звуки и буквы» детям предлагается следующее упражнение: 
Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью. 

- Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище?
Отвечая, учащиеся повторяют текст упражнения и делают по нему вывод. (Волк и заяц сделали норы под корнями ели и сосны. Заячья норка не под елью. Значит, она под сосной, а волчья под - елью.)
Далее следует задание учителя, помогающее ученикам определить тему и поставить перед собой цель, над которой они будут работать в течение урока.
Учитель. Выполняя это упражнение, вы произнесли много разных слов, Скажите, из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
На какие две группы делятся все звуки русского языка? (Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.)
Каких звуков в русском языке больше? (Согласных звуков в русском языке больше, чем гласных.)
Как обозначаются звуки на письме? (^ Звуки на письме обозначаются буквами.)
Опираясь на два последних ответа, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема сегодняшнего урока «Согласные звуки и буквы».)
Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель: чему мы будем учиться на уроке? Для формулирования цели используйте опорные слова:
повторить…
развивать умение отличать… 
(Повторить изученное о звуках и буквах; развивать умение отличать их друг от друга)

Тема: «Строчная буква а»

М.?.к

Р.?.к

Л.?.к

Б.?.к

Уч-лъ. Рассмотрите это изображение. Определите, какую одинаковую букву

надо поставить между согласными М, Р,Л,Б и буквой К, чтобы получилось четыре

разных слова. Сформулируйте тему урока.

Уч-к. Между буквами М, Р,Л, Б и буквой К можно поставить букву А. Получатся

слова мак, рак, лак, бак. Значит, тема сегодняшнего урока: «Буква А».

Уч-лъ. Подумайте, какая буква а должна быть написана в этих словах: заглавная

или строчная. Уточните тему урока.

Уч-к. Тема урока: «Строчная буква а». (Учитель записывает тему урока на доске.)

Уч-лъ. Зная тему и используя опорную запись, поставьте цель урока.

Цель: учиться писать… а, буквосочетания с … ….

Уч-к. Цель урока: учиться писать строчную букву а, буквосочетания с этой

буквой.

Тема: « Строчная буква у»

Уч-ль. Сегодняшний урок письма мы начнем с отгадывания загадок. Первая

загадка: Что за птица людей не боится, не летает высоко, а поёт «ко-ко-ко» ?

Уч-к. Это петух.

Уч-ль. Правильно. Вторая загадка: «В воде купался - сух остался».

Уч-к. Это гусь. (Учитель записывает на доске слова петух и гусь.)

Уч-ль. Правильно! Молодцы! А теперь назовите общие признаки слов петух

и гусь.

Уч-к. Слова петух и гусь обозначают названия птиц.

Уч-к. Эти слова отвечают на вопрос кто? И т.д.

Формулирование учащимися темы и цели урока

Уч-ль. Назовите букву, которая имеется в словах петух и гусь. Скажите, какая

она: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока.

Уч-к. В словах петух и гусь есть буква у. Она строчная. Значит тема урока:

«Строчная буква у». (Учитель записывает тему урока на доске.)

Уч-ль. По теме и опорной записи поставьте цель урока.

Цель: учиться ….и, буквосочетания с… ….

Уч-к. Цель урока: учиться писать строчную букву у и буквосочетания с этой

буквой.

Тема: «Заглавная буква Ц»

Уч-ль. Прочитайте слова в прямоугольниках. (Учащиеся читают вслух слова в любом порядке.)

Уч-ль. Расположите прямоугольники по степени уменьшения их размеров.

Прочитайте слова в новом порядке. (Учащиеся составляют и читают скороговорку)

Цыпленок с курицей пьют чай на улице. Проводится конкурс на лучшее произнесение

скороговорки.)

П. Повторение изученного

Уч-ль. Какую единицу языка представляет собой скороговорка?

Уч-к. Это предложение.

Уч-ль. Что такое предложение?

Уч-к. Предложение - это слово или несколько слов, связанных между собой

по смыслу.

Уч-ль. Назовите основные признаки предложения.

Уч-к. В предложении о чем-либо сообщается.

Уч-к. Предложение произносится с определенной интонацией.

Уч-к. Предложение произносится с определенной интонацией.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока

Уч-ль. Назовите букву, с которой начинается первое слово в составленном Ними предложении. Определите, какая она: заглавная или строчная. Сформулируйте

тему урока.

Уч-к. Первое слово в предложении начинается на букву Ц. Она заглавная.

Тема урока: «Заглавная буква Ц». (Учитель записывает тему урока на доске)

Уч-ль. Зная тему, поставьте цель урока.

Уч-к. Цель урока: учиться писать заглавную букву Ц, буквосочетания и слова

Тема: Строчная и заглавная буква ш, Ш

I. Мобилизующий этап

На доске записана скороговорка:

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Уч-ль. Прочитайте скороговорку. (Дети читают вслух.)

Уч-ль. Проведем конкурс и выявим ученика, который большее количество раз без ошибок произнесет эту скороговорку. (Проводится конкурс. Выявляется победитель.)

II. Формулирование учащимися темы и цели урока

Уч-ль. В скороговорке, которую вы произносили на конкурсе, найдите согласную

букву, встречающуюся два раза. Установите, чем отличается написание этой

буквы в первом и втором слове. Сформулируйте тему урока.

Уч-к. В скороговорке два раза встречается согласная буква ш. В первом слове

она строчная, во втором - заглавная. Значит, тема сегодняшнего урока: «Строчная и заглавная буква ш, Ш». (Учитель записывает тему урока на доске.)

Уч-ль. Тему урока мы знаем. Поставьте его цель.

Уч-к. Цель урока: учиться писать строчную и заглавную букву ш, Ш и слова с этой буквой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

В статье рассматриваются основы экспериментирования как естественного способа познания окружающего мира детьми....

Развитие познавательной активности детей на уроках и внеурочной деятельности.

В жизни каждого человека  наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейшую судьбу. Такое решение приняла и я тридцать семь лет назад, когда поступила в Ичалковско...

Развитие познавательной активности на уроках русского языка с использованием регионального компонента

Развитие познавательной активности на уроках русского языка с использованием регионального компонента...

Развитие познавательной активности на уроках русского языка

Развитие познавательной активности на уроках русского языка. Принципы активизации познавательной деятельности. Способы активизации познавательной деятельности....

Практикум для воспитателей "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования. "

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования.Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АКТИВНУЮ РАБОТУ СО СЛОВОМ.

Как на уроках русского языка воспитывать вкус к речи и к слову, как основной единице речи, чтобы дети ощущали удовольствие от речи, подмечали её «вкусности» и испытывали потребности изъясн...