Развитие познавательной активности детей на уроках и внеурочной деятельности.
статья на тему
В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейшую судьбу. Такое решение приняла и я тридцать семь лет назад, когда поступила в Ичалковское педагогическое училище, решив стать учителем начальных классов. И о своем выборе нисколько не пожалела. В 1983 году закончив его, пришла работать в Большеполянскую школу. Параллельно с работой, в 1990 году, заочно завершила обучение в Мордовском государственном педагогическом институте М.Е.Евсевьева. Только один год из своего педагогического стажа пришлось мне потерять. Но и это произошло не по моей инициативе, школа была закрыта. И вот уже пятый год работаю в Редкодубской средней школе. Тема моей педагогической проблемы «Развитие познавательной активности детей на уроках и во внеурочной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_uchitel_goda.docx | 33.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Развитие познавательной активности детей на уроках и внеурочной деятельности.
В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейшую судьбу. Такое решение приняла и я тридцать семь лет назад, когда поступила в Ичалковское педагогическое училище, решив стать учителем начальных классов. И о своем выборе нисколько не пожалела. В 1983 году закончив его, пришла работать в Большеполянскую школу. Параллельно с работой, в 1990 году, заочно завершила обучение в Мордовском государственном педагогическом институте М.Е.Евсевьева. Только один год из своего педагогического стажа пришлось мне потерять. Но и это произошло не по моей инициативе, школа была закрыта. И вот уже пятый год работаю в Редкодубской средней школе. Тема моей педагогической проблемы «Развитие познавательной активности детей на уроках и во внеурочной деятельности»
Слайд 2 (+ 2 щелчка)
Каждую осень порог школы впервые переступают первоклассники. Все они очень разные: маленькие и большие, застенчивые и не очень, робкие и самостоятельные... Одни пришли учиться с охотой, другие крепко держат за руку родителей, боятся от них отойти. А мне предстоит помочь им прожить школьные годы, вырасти здоровыми, социально адаптированными и успешными. Я стараюсь помочь им адаптироваться к школьной жизни, научить учиться.
Детская любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. А всё вместе повышает интерес к учебе, к получению знаний.
Слайд 3
В своей педагогической деятельности я делаю акцент на следующие способы стимулирования ребенка:
- атмосфера, благоприятно влияющая на работу ребенка;
- доброжелательное отношение учителя к ученику;
- развитие способностей управлять своей деятельностью;
-развитие детской памяти, логического мышления, творческого воображения.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка.
Повышение качества обучения и воспитания личности школьника путем применения современных образовательных технологий – это задача нашей школы. А я – частичка этого учебного процесса. И я, как могу, стараюсь на своих уроках и во внеурочное время как можно больше уделять внимания именно этой проблеме.
Слайд 4
ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА:
- быть внимательным к каждому ребенку;
- уметь увидеть у ученика малейшую искру интереса к какой- либо стороне учебного процесса;
- создавать условия для развития интереса к знаниям;
- добиваться от ученика выполнения поставленной перед ним задачи
Самая главная задача - наметить образовательный маршрут для своего подопечного, формировать познавательную активность ребенка, уметь видеть и развивать интерес к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь подлинный интерес к науке, к знаниям.
Интерес - важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Познавательный интерес стал потребностью общества потому, что дидактика, а вслед за нею и практика обучения всё больше обращаются к личности обучающихся.
Начало обучения в школе - сложный и ответственный этап в жизни ребёнка.
Во-первых, меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным.
Во-вторых, у ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники должны «научиться учиться», т.е. запоминать учебный материал, решать задачи.
По моему мнению, деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности . С этой целью я использую в своей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале урока, на этапе определения целей урока, подведения итогов, а также во время проведения экскурсий или простой прогулки. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Включая школьников в работу необходимо с самого начала занятия заинтересовать детей, привлечь их внимание, это делается за счет крупно написанной на доске темы, ярких таблиц, иллюстраций, интересного вводного слова учителя, применения заданий с использованием ИКТ, интенрактивной доски и др. И, даже настроение учителя очень влияет на качество проведения урока.
Слайд 5 (+ 1 щелчок)
Какие же способы активизации познавательной деятельности применяю я?
-игровы формы
- самостоятельная работа
- создание проблемных ситуаций
- работа в группах, парах
-экскурсии
- урок-сказка
Слайд 6 (+1 щелчок)
- игровые формы (дидактические игры, ролевые игры);
Ролевая игра – самостоятельная, свободная деятельность детей, основанная на воображении, активности, творчестве, инициативе и требующая самостоятельного развития воображаемой ситуации. Следует еще раз обратить внимание на то, что игра остается обязательным структурным элементом урока в первом и втором классах. Ее вид и содержание подчиняется основному содержанию изучаемой темы. Ролевые игры очень часто применяю на уроках математики. Детям нравится быть « продавцом» и « покупателем», например, при изучении первого десятка в первом классе, и при работе с числами второго десятка во втором классе. При изучении тем по окружающему миру, например «Опасные незнакомцы», «Путешествия по городам» и другие, где дети выбирают себе роль и исполняя ее, получают новые знания. На внеклассных уроках ролевые игры применяю при подготовке к какому- либо мероприятию .На уроках литературного чтения разыгрываем сценки.
- самостоятельная работа (дети с большим интересом выполняют тестовые работы как по математике, так и по окружающему миру, и по всем другим предметам.)
- создание проблемных ситуаций (дети сами находят выход из
ситуации, предложенной учителем) Например: при чтении рассказа В. Бианки « Мышонок Пик» детям предлагаю ответить на вопрос: А как бы вы поступили ,если бы в ваших руках оказался маленький мышонок?
- работа в группах, парах
Этот вид работы применяю на разных уроках. Дети учатся оценивать не только себя, но и товарищей, работающих в группе, в паре. А это очень положительно влияет на процесс обучения.
- урок-сказка
Иногда урок-сказка превращается в интегрированный урок. Например: При знакомстве с рассказом В. Бианки «Музыкант», брала урок по окружающему миру по теме «Братья наши меньшие» . Дети не просто читали произведение, они сравнивали поведение животного, размышляли об отношении человека к животным и приходили к выводу: Человек и животное – это часть природы, что жизнь животных зависит от отношения к ним человека.
-экскурсии;
Этот вид работы дети воспринимают не просто как урок наблюдения, а и как урок получения новых знаний, которые им будут полезны при прохождении материала по другим предметам.
С введением ФГОС учитель должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.
Слайд 7 (схема)
Во время проведения урока детям должно быть не просто интересно, они должны активно участвовать в образовательном процессе, то есть реагировать на сообщаемую информацию учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания, стремиться проявлять себя в соревновательных упражнениях.
Это не всегда удается на уроке. Иногда дети бывают пассивны и мне приходится применять различные приемы для активизации ребенка, постараться найти ту ниточку в задании, которая приведет к его выполнению. Иногда это словесная оценка деятельности, иногда сравнение качества работы товарища на уроке, дифференцированный подход к каждому ученику. А иногда простой вопрос: - А чем ты хуже…. при выполнении задания? И ребенок начинает свою деятельность. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вовлечь в урок, даю детям индивидуальные задания, работу с карточками с последующей оценкой работы. Начиная с первого класса в учебном процессе внедряю проектную деятельность. Во время каникул прошу детей вести наблюдения (особенно по окружающему миру) за птицами, растениями, насекомыми, чтобы в дальнейшем могли составить групповые «книги» наблюдений.
Во время каникул прошу детей вести наблюдения (особенно по окружающему миру) за птицами, растениями, насекомыми, чтобы в дальнейшем могли составить групповые «книги» наблюдений.
Слайд 8
Работая с детьми, заметила, что повышение активизации познавательной деятельности способствуют элементы проблемного обучения, новые подходы к использованию различных средств наглядности. Если еще несколько лет назад детям можно было объяснить материал, как говорили на пальцах, то для организации современного урока этого не всегда достаточно. Достигаю решения этих задач, в том числе и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждый урок с применением компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем.
Дети моего класса зарегистрированы на сайте УЧИ.РУ, (задания по математике) где с удовольствием на практике применяют свои знания и закрепляют их с помощью интересных математических заданий. Ежедневно стараюсь похвалить тех детей, которые заходят на сайт и выполняют задания. Дети соревнуются. Для развития интереса у детей к предметам стараюсь, некоторым учащимся давать ОНЛАЙН - задания. Это тоже стимулирует интерес к учебе. У детей проявляется чувство соперничества. Они пока еще очень ждут похвалы от учителя, этим проявляя интерес к учебе.
Слайд 9
Много видеоматериала применяю на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Дети любят не только смотреть, то, что приготовил им учитель, но и сами с помощью родителей подбирают материал для сообщений, поделок на определенную тему. Например, при прохождении темы «Домашние животные», «Птицы», «Лес в жизни моего села».
Слайд 10
Очень любят дети уроки - путешествия (особенно по родному краю). В разное время года ходим в лес, на сельский пруд, в поле. Наблюдаем за поведением птиц, насекомых.
Слайд 11 (+2 щелчка)
Часто на таких занятиях , встречая незнакомую птицу, бабочку или растение стараюсь вместе с детьми найти различный материал об этом субъекте. Детей это активизирует. Знания, полученные на экскурсии, применяют при составлении задач, мини - сочинений, презентаций. Учащиеся младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков.
Слайд 12
Стараюсь как можно больше времени уделять для развития логического мышления и интеллекта детей. Для этого даю различные задания творческого характера. Учимся сочинять стихи, сказки. Многим детям это очень нравится.
Слайд 13
Ученики класса участвуют в различных школьных и районных конкурсах и олимпиадах, становились призерами районной олимпиады по русскому языку (2013 г).
Дети с большой охотой принимают участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуренок», «Лисенок». Постоянно участвуют в районных конкурсах рисунка, занимая призовые места. Награждение детей грамотами, свидетельствами дает определенный стимул в работе, они с большим интересом выполняют задания.
Слайд 14
Наша школьная газета « Калейдоскоп» часто публикует статьи о конкурсах и полученных на них наградах.
Слайд 15 (+ 1 щелчок)
В моей работе огромную помощь оказывают родители. Они являются не только финансовыми спонсорами при проведении платных конкурсов по предметам, но и стараются их организовать сами. Это тоже очень сильно влияет на активность ребенка. Родители принимают участие в различных классных мероприятиях. В первом классе при проведении праздника « До свидания, Азбука» бабушки участвовали в сценках и различных конкурсах. Родители и дети – это неотъемлемая часть в учебном процессе, способствующая достижению поставленных задач.
Слайд 16
В этом учебном году я с удовольствием обучаю девочек на занятиях кружка "Рукодельница" навыкам вязания. Моё любимое хобби помогает им открывать новые способности в себе, ставить новые цели и идти к их достижению.
Слайд 17
Интерес к учению рождается там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.
Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие познавательной активности учеников на уроках и во внеурочное время
Какое значение имеют познавательные потребности для успешности обучения младшего школьника? ...
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...
«Развитие познавательной активности детей на уроках русского языка»
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...
"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности
Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной...
«Использование технологии развития критического мышления как средства формирования познавательной активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Цель моей педагогической деятельности: создание условий для формирования всесторонне развитой личности посредством применения технологии формирования типа правильной читательской деятельности.Да...
Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе
В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...