ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Папичева Мария Николаевна

 

С самого рождения ребенок постигает окружающую действительность, воспринимая различные визуальные формы и образы. Важно развивать умение обработки визуальных потоков. В этом важное место отводится художественной деятельности, которая включает ребенка в процесс освоения эффективных способов обработки визуального потока информации. В том числе дизайн-деятельности, которая способствует развитию визуальной креативности.

В своей работе планируем разработать экспериментальную программу развития, которая сможет входить в систему обучения младших школьников и целенаправленно применяться как методический материал для развития визуальной креативности детей младшего школьного возраста средствами дизайн-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_v_sovremennom_mire.papicheva.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.Н. Папичева

Санкт-Петербург

ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема развития творческого потенциала личности приобретает в современных условиях особую значимость. Изучение психолого-педагогических основ творческой деятельности детей характеризуется актуальностью и высокой практической значимостью.  В комплексе проблем творческой активности особо выделяется задача изучения различных параметров  креативности и создания условий для развития творческого потенциала детей.  

Очень высок интерес в современной науке к креативности, которую многие исследователи называют ведущей характеристикой процесса и результата творческой деятельности. Причем, особое значение имеют вопросы, связанные с формированием креативности, выделением параметров, которые будут этому способствовать.

Развивать креативность и различные ее параметры необходимо с детства. А чтобы развитие было эффективным, необходимо включать ребенка в активные формы различных видов творческой деятельности, одним из которых является дизайн-деятельность. Приобщение ребенка к дизайну, как процессу придумывания и создания красивых, удобных вещей, как виду деятельности, направленной на создание эстетически выразительной и комфортной предметной среды способствует формированию и совершенствованию психических процессов лежащих в основе творчества.

Необходимо развивать творчество в ребенке, прежде всего для него же самого. Только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.

Поэтому, мы считаем, что наиболее эффективный способ развития параметров креативности – это использование дизайн-технологий, так как дизайн-деятельность  интересна ребенку и позволяет одновременно развивать как интеллектуальные, так и эстетические параметры креативности.

Художественно-выразительная природа дизайна дает возможность развития представлений о гармоничной форме и целесообразной конструкции изделия, а это является основой для развития эстетического и художественного вкуса.

Одной из наиболее эффективных дизайн-технологий для эстетического развития ребенка является художественное конструирование.  Данная технология направлена на получение конкретного продукта. Художественное конструирование включает в себя создание разных конструкций и моделей из различного материала (мох, ветки, шишки, камни и т. п. и деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, природного материала) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.).

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности и, в первую очередь, игра и т. п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным. Они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Конструирование в этом случае опирается на образование представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Для художественного конструирования характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических и других решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится, в конечном счете, эталоном опытного образца изделия.

            Специфическим для метода художественного конструирования является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворить утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности.

Как показали наши исследования, художественное конструирование складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функциональный и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого ведется функциональный поиск, работа над композицией изделия).

Исследование проводилось в апреле 2008 года на базе школы № 58 Приморского района г. Санкт–Петербурга. В нем принимали участие учащиеся третьих классов в возрасте 9-10 лет. Исследование состояло из трех этапов: диагностирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На диагностирующем этапе для выявления уровня развития интеллектуальных и эстетических параметров креативности детей были предложены такие методики, как «Эскизы» Е.Е. Туник, «Графические анаграммы» - для выявления интеллектуальных и «Геометрия в композиции» Т.В. Морозовой, Е.М. Торшиловой - для эстетических характеристик. На контрольном этапе проводились те же методики, но на другом (аналогичном) стимульном материале. На формирующем этапе была проведена система заданий, которая включала три направления: конструирование по образцу, конструирование по заданным условиям, творческое конструирование.

Также все три направления реализовались с соблюдением этапов художественного конструирования, как проектной деятельности (художественно-конструкторский анализ, художественно-конструкторский синтез, моделирование и оценка).

        Сначала детям было предложено сконструировать изделие по образцу. Был проведен подробный анализ изделия, с помощью которого было выявлено из каких деталей состоит данное изделие, какой оно формы, какой формы каждая деталь и какими способами можно получить ту или иную деталь. Затем были выявлены наиболее эффективные способы изготовления деталей изделия и способы их скрепления. Был составлен поэтапный план выполнения работы. По завершению каждого этапа дети оценивали друг друга, проверяя правильность выполнения. По завершению работы было проведено коллективное оценивание всех работ.

        Работа по направлению конструирования по заданным условиям проводилась по тем же этапам: анализ, синтез, моделирование, оценка. Детям было предложено условие, что они могут сконструировать любое изделие, в котором присутствует элемент – кольцо из полосы. Для примера были проанализированы несколько изделий и как вспомогательный материал были предоставлены примеры изделий, удовлетворяющих заданному условию.

        По последнему направлению – творческое конструирование – работа велась с большей долей самостоятельности и творчества детей. Была задана общая тема изделий, а выбор изделия и то, из каких деталей оно будет состоять, дети конструировали сами.

В качестве критериев оценки уровня развития интеллектуальных параметров креативности (способности к преобразованиям)  были выделены показатели:

  • Беглость
  • Гибкость
  • Разработанность
  • Оригинальность
  • Разнообразие преобразований
  • Степень преобразований

На основании полученных результатов были выделены три группы детей с разным уровнем  развития способности к преобразованию формообраза: высоким, средним, низким.

Можно отметить, что для младшего школьника данного возраста характерен в основном средний уровень развития способности к преобразованиям, который характеризуется достаточно широкой вариативностью категорий, оригинальностью и разработанностью идей и образов. Детей с высоким уровнем развития способностей к преобразованию сравнительно мало. В контрольном классе не было выявлено детей с такими показателями. Также достаточно высок показатель низкого уровня развития в обоих классах. Вероятно, это обусловлено общим развитием ребенка в данном возрасте и преобладание мотивации успеха, т.е. сделать как можно быстрее, как оказалось, в ущерб качеству.

После проведения формирующего эксперимента данные показали, что  можно говорить о положительных результатах. Система заданий, разработанная нами, повлияла на изменение данных показателей у детей. Большое количество детей после формирующего эксперимента с низкого и среднего уровней перешли на более высокий или остались на среднем, но улучшили свои показатели.

В качестве критериев оценки уровня развития эстетических параметров (чувства формы) было выделено:

  • Целостность восприятия формообраза
  • Гармоничность создания формообраза

Оценка результатов производилась по количественным показателям – правильности целостно воспринятых, адекватно понятых и гармонично созданных структурообразующих характеристик формообраза.

На основании результатов было выделено также три группы младших школьников с разным уровнем развития чувства формы: высоким, средним, низким.

Исходя из полученных данных можно судить о том, что в данном возрасте интеллектуальные параметры креативности развиты лучше по сравнению с эстетическими. Это обусловлено, прежде всего, тем, что обучение в начальной школе, в первую очередь, направлено на развитие интеллектуальных способностей, в то время как эстетическому развитию уделяется не первое место, и часто интеллектуальное развитие идет за счет ущемления эстетического.

После реализации системы творческих дизайн-заданий мы выявили изменения интеллектуальных и эстетических параметров развития креативности у младших школьников.

Данные интеллектуального блока продемонстрировали, что в экспериментальном классе количество детей с низким уровнем развития креативности уменьшилось на 16,7% (на 25%), а количество детей на высоком уровне  увеличилось на 25% (20,8%). В то время как в контрольном классе результаты изменились незначительно. Количество детей с низким уровнем осталось без изменений, а вот распределение детей со средним и высоким уровнями развития либо осталось без изменений, либо количество детей со средним уровнем увеличилось на 4,2% за счет того, что количество детей с высоким уровнем  уменьшилось на 4,2%

Данные сравнительного анализа результатов диагностирующего и контрольных этапов исследования показали, что данная программа эффективна для развития интеллектуальных и эстетических параметров креативности, причем показатели эстетических параметров стали значительно выше, чем до работы с детьми по системе развивающих дизайн-занятий.

Данные исследования говорят о том, что одним из эффективных средств для развития креативных свойств личности, по нашему мнению, являются дизайн-технологии. Они наиболее полно отвечают как потребностям и интересам детей, так и обладают огромным потенциалом для развития их творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.

Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время....

Развитие креативности младших школьников.

Исследование на тему "Развитие креативности школьников". Из опыта работы....

Развитие креативности младших школьников

В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» определена главная задача современного образования - развитие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном...

Театрализация как один из способов развития креативности младших школьников

Талант и творчество личности на сегодняшний день являются очевидным двигателем интенсивного экономического развития любой страны и, соответственно, содействующим фактором усиления национального прести...

Исследовательская деятельность, как условие развития креативности младших школьников

Исследовательская деятельность – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности . ...

Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...