Развитие креативности младших школьников.
статья по теме

Артамонова Ольга Николаевна

Исследование на тему "Развитие креативности школьников". Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_razvitie_kreativnosti_shkolnikov.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

         В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» определена главная задача современного образования - развитие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  Поэтому вопрос о развитии одаренности обучающихся в образовательном процессе является  актуальным для каждого педагога. Необходимо помнить, что работа с одарёнными детьми является одним из вариантов конкретной реализации прав личности на индивидуальность.

        Выдвижение на первый план цели развития личности, делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников.

В результате изучения опыта работы в начальной школе была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития детей с признаками одарённости в начальной школе.

          Цель исследования: проанализировать и выявить наиболее эффективные условия для развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе, а также рассмотреть взаимосвязь развития креативных способностей и самоактуализации личности.

          Объект исследования: процесс личностного развития одарённых школьников в новых социально-исторических условиях развития общества.

          Предмет исследования: развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе как условие роста его личностного достоинства.

Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие творческих способностей младших школьников будет способствовать самоактуализации личности и росту её достоинства.

Изучив состояние разработанности проблемы в науке на первом  этапе, мы пришли к выводу,  что  однозначного понимания  термина «одарённый ребёнок» нет. Можно  лишь  принимать  мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку  зрения одного из них. Либо обобщать всё  и  приходить  к  своему  пониманию  данного понятия.

Мы будем опираться на определение  понятия  «одаренный   ребенок». которое содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»): «Одаренный  ребенок  - это ребенок,  который  выделяется  яркими,  очевидными,  иногда  выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)  в  том или  ином  виде  деятельности».  

Встаёт вопрос: «Зачем учителю нужно знать виды одарённости?» Все дело в том, что к детям с разным видом одаренности нужен разный подход и разные системы работы с ними.

Итак, учитель должен видеть в своих учениках основные виды одаренности:

1. Интеллектуальный.

2. Академический.

3. Художественный.

4. Креативный.

5. Лидерский.

6. Спортивный.

           Возникает вопрос: «Какие подходы должен использовать учитель в обучении одарённых детей?»

 К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

- Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
-
Принцип учета возрастных возможностей. 

          Мы подошли ко второму этапу -  опытно-экспериментальному.          В содержании опытно-экспериментального исследования выделяются три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный,

   Констатирующий эксперимент проводился в январе 2010 года.

Исследование проводилось с целью изучения креативности учащихся.

Применяемые методы и методики: методика Е. Торренса, адаптированная А.Н. Ворониным; метод экспертной оценки; тест идей; анализ продуктов деятельности – решение изобретательских  задач.

Решение изобретательских задач

      Учащимся была предложена изобретательская задача, содержащая в себе противоречие и стандартный вопрос «Как быть?». Проанализировав данные, полученные в ходе эксперимента, мы получили следующие результаты.

Данные исследование представлены в виде диаграммы1.

Диаграмма 1 – Результаты решения изобретательской задачи учащимися 2  класса

         Таким образом, с предложенным заданием справились все испытуемые. Противоречие выделили 12% испытуемых и соответственно они же имеют продвинутый уровень развития системно-логического мышления. Средний  уровень имеют 81% испытуемых и начальный – 7%.

        Все учащиеся справились с выполнением задачи самостоятельно, что говорит об обобщенности умений по применению операций на основе наглядно-образного мышления (12% на высоком уровне). Доказательства решению задачи не представил ни один из учащихся, что говорит о недостаточной развернутости операций мышления и соответствует возрасту испытуемых.  

         Диагностика невербальной креативности

        

        Для диагностики невербальной креативности учащимся было предложено задания типа «дорисуй».

 Данные представлены в виде диаграммы 2.

Диаграмма  2 – Уровень невербальной креативности учащихся

       Средний индекс оригинальности - 0,8, что соответствует высокому уровню развития невербальной креативности. В целом это значит, что только 20 % учащихся того же возраста будут иметь уровень креативности выше, чем у учащегося имеющего средние показатели в данном классе.  Высокий уровень невербальной креативности  имеют 21 человек (81%).  Низкий уровень – 2 человека (7%).

       Средний индекс уникальности – 0,78, что также говорит о высоком уровне развития невербальной креативности у учащихся.

       Изучение вербальной креативности

       Вербальные творческие способности изучались с помощью интерпретации оригинальности названий и эффективности составления фраз теста идей.

         С предложенным заданием на составление фраз справились 17 учащихся (65%). 9 учащихся (35%) не смогли генерировать идею.

          Генерирование большого количества идей отмечалось у 2 учащихся (7%).  Из справившихся с заданием учащихся представили разнообразие типов идей 2 учащихся (7%). Словарный запас учащихся развит на высоком уровне. Таким образом, 2 учащихся (7%) имеют высокий уровень вербальных проявлений творческих способностей, 15 человек (58%)  – средний и 9 учащихся (35%) – низкий уровень.

        Исходя из анализа названий рисунков, можно сделать вывод, что у учащихся богатый словарный запас и хорошая способность к образной передаче сути изображенного на рисунках. Суть рисунка раскрыли 26 учащихся (100%).  Проявили высокий уровень креативности при назывании работ 5 учащихся (19%).  

          Таким образом, можно сделать вывод, что средний уровень развития невербальной креативности учащихся 2 класса – высокий, вербальной креативности – средний.

          Полученные данные мы примем за точку отсчёта и используем в дальнейшей работе. Теперь нужно реализовать комплекс педагогических условий эффективного функционирования разработанной системы.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и наша цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Наша задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. 

         В этих целях в  классе создан  клуб “Радуга”, в котором разработана  система воспитания и обучения одаренных детей. Работа в этом клубе ведется в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся младшего школьного возраста.

Цель клуба  “Радуга”: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования посредством их участия в социально значимых акциях, проектах и инициативах.

Задачи:

  • выявление одаренных, неординарных, креативных обучающихся;
  • оказание им помощи в проявлении творческих способностей;
  • развитие у обучающихся:

– творческой инициативы, организаторских способностей через вовлечение их в индивидуальную и коллективную проектно-исследовательскую и спортивно-оздоровительную деятельность;

– познавательных интересов;

-   коммуникативных качеств;

– художественно-эстетического восприятия и творческой самореализации;

  • создание условий для развития ученического самоуправления через совместное планирование коллективной деятельности, участие в деловых играх, собраниях, соревнованиях, конкурсах, проектах, заседаниях клубов и т. д.

          Диагностирование позволило условно выделить три направления:

  •  “Хочу всё знать”;
  •  “Классная компания” (художественно-творческое направление);
  • “Супер-старт” (спортивно-оздоровительное направление).

          Направление «Хочу всё знать»

         Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства, выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми.

          Формы деятельности:

- занятия исследовательской и проектной деятельностью;

- научно-практические конференции;

- интеллектуальный марафон;

- участие в олимпиадах;

- конкурсы;

- предметные недели (декады);

- Дни науки;

- кружки по интересам;

- работа по индивидуальным планам.

Цели деятельности направления «Классная компания»  :

• формирование мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей обучающихся;

• воспитание у детей эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру.

Формы деятельности:

- выпуск литературно-художественного журнала «Ручеёк»;

- проведение тематических вечеров, праздников;

- театральная деятельность;

- конкурсы стихотворений собственного сочинения, рисунков.

Цели спортивно-оздоровительного направления «Супер-старт»:

• сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

• приобщение их к здоровому образу жизни;

• формирование у них потребности в физическом и нравственном совершенствовании;

• выявление и поддержка спортивно одаренных детей.

СЛАЙД 33

СЛАЙД 34

         Формы деятельности:

-  проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;

- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний ;

- организацию экскурсий, походов, прогулок.

          Данная система работы проводилась в течении всех 2010-2011-2012 учебных годов в экспериментальном классе.

          По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент с целью оценки эффективности реализованных на практике педагогических условий. На этом этапе применялись те же методики, что и в ходе констатирующего эксперимента.

          Рассмотрим сравнение результатов исследования креативности школьников во 2 и в 4 классе.

           Данные представлены в виде диаграмм.

Диаграмма 3 – Сравнительные результаты исследования креативности  методом решения изобретательских задач

Таким образом, продвинутый уровень развития системно-логического мышления вырос с 12% до 57%, средний упал с 81% до 40%.  Кроме того, от 2 к 4 классу возросло количество учащихся, способных представить доказательства решению задачи, что говорит о том, что операции мышления стали более развернутыми (с 0% до 36%).

Диаграмма 4 – Сравнение результатов исследования невербальной креативности

Таким образом, высокий уровень невербальной креативности возрос с 81% до 93%.

Диаграмма 5 – Сравнение результатов исследования вербальной креативности

Исходя из диаграммы, видно, что  высокий уровень развития вербальной креативности возрос с 7%  до 60%. Кроме того, увеличилось количество детей, способных предлагать большее количество идей различных типов.

Отмечается рост показателей вербальной и невербальной креативности, что позволяет сделать вывод об эффективности работы по развитию творческих способностей учащихся.

          Таким образом, реализация педагогических условий, проведённая в ходе опытно-экспериментальной работы, показал, что их внедрение значительно повышает эффективность развития  креативных способностей младших школьников в учебном процессе как условие роста его личностного достоинства.

          Данные обстоятельства позволяют признать проведение опытно-экспериментального исследования успешным, а целесообразность эффективность педагогических условий развития креативных способностей младших школьников подтверждёнными.

          В заключение исследования обобщены результаты, подведены итоги, позволившие подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач.

          Вывод: работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одарённых. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.

         Необходимо помнить, что работа с одарёнными детьми является одним из вариантов конкретной реализации прав личности на индивидуальность.

          Разумеется, работа не может претендовать на полноту и завершённость, поскольку затронутая проблема достаточно глубинна и объёмна и требует не одного года кропотливой работы не одного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.

Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время....

ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С самого рождения ребенок постигает окружающую действительность, воспринимая различные визуальные формы и образы. Важно развивать умение обработки визуальных потоков. В этом важное место отводит...

Развитие креативности младших школьников

В национальном образовательном проекте «Наша новая школа» определена главная задача современного образования - развитие способностей ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном...

Театрализация как один из способов развития креативности младших школьников

Талант и творчество личности на сегодняшний день являются очевидным двигателем интенсивного экономического развития любой страны и, соответственно, содействующим фактором усиления национального прести...

Исследовательская деятельность, как условие развития креативности младших школьников

Исследовательская деятельность – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности . ...

Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...