Доклад на педсовете "Система оценки"
презентация к уроку на тему

Козлицкая Ирина Владимировна

Основные особенности стандартов второго поколения тре­буют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учи­теля и школьников, отбор и организацию учебного материала, учеб­ную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козлицкая И.В., Ульман В.Т. МКОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

  1. Вступление. Общий обзор изменений в системе оценке.(Слайд 1)

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной учебной деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно изменяется и система оценивания.

Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

  • самостоятельный и самоценный элемент содержания;
  • средство повышения эффективности преподавания и учения;
  • фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
  • регулятор программы обучения.

Всё очевиднее становится необходимость сделать оценку более дифференцированной и содержательной, сместив акцент на формирование реалистичной самооценки и усиление внутренней мотивации. Поэтому меняются принципы оценивания и содержание оценки.

(Слайд 2)Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

(Слайд 3) И в начальной, и в основной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

  1. Стартовая диагностика, её виды, цели и задачи.

(Слайд 4) От учителя  на современном этапе начального общего образования требуется целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, включая и сильных, и слабых, с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребёнка.

В силах и профессиональных возможностях педагога осуществить «настройку» процесса обучения на конкретных детей, помочь каждому включиться в учебную ситуацию, общение и деятельность с максимальным положительным для него результатом. Диагностика стартовой готовности – один из инструментов такой настройки. Данные диагностики открывают портфолио ребёнка, которое по мере его обучения будет дополняться новыми материалами.

 Стартовую диагностику можно разделить на:

      а) диагностику функциональной  готовности к обучению в школе (показать папку) – весной при приёме в 1 класс;

(Слайд 5) б) диагностику предметной успешности (для «Начальной школы 21 века» разработана авторами, для ОС «Школа 2100» разработана творческой группой) – показать папку по Школе 2100 – 1-2 неделя сентября. Предметная стартовая диагностика  проводится с целью выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

(Слайд 6) в) диагностику  сформированности УУД, которую должен проводить психолог на  3-4 неделе сентября – (показать первую папку, психолог).

Но так как в большинстве школ нет психолога, то на курсах ПК учителям было предложено использовать диагностику «Школьный старт» (Занков), которая  удовлетворяет следующим требованиям:

  • Измеряет  универсальные учебные действия.
  • Ориентирует педагога в причинах возможной несформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
  • Экономична  по форме проведения и затратам времени (показать вторую папку)

(Слайд 7)Результаты диагностики позволяют учителю спланировать коррекционную работу с отдельными группами детей как на уроке, так и во внеурочной деятельности:

А) Если дети демонстрируют низкий уровень развития какого-то умения. Ребёнку или группе детей предлагается для коррекционной работы действие, положенное в основу задания (выделить необходимые детали образа, установить логические связи и др.), а затем уже выполнить само учебное задание. Таким образом планируется индивидуальная (дифференцированная) работа на уроке.

Б) Если сформированность того или иного умения у ребёнка существенно отличается от уровня его сформированности у других детей в классе. Для таких детей необходимо продумать индивидуальные задания и педагогическую программу индивидуальной работы, направленную на развитие соответствующих умений. Таким образом  разрабатывается индивидуальная траектория развития во внеурочных занятиях.

В) Если диагностика показала высокий уровень сформированности умений. Это личностно зрелые дети, ценностно ориентированные на познание. Таким детям необходима поддержка познавательной активности (обучение с опорой на сложный материал, передача роли консультанта или эксперта, проба сил на марафонах, олимпиадах и внешних конкурсах). Для таких детей разрабатывается программа развития образовательного потенциала.

        (Слайд 8)Таким образом, в первом классе ответ на вопрос об успешности ребёнка во многом зависит именно от того, была ли проведена диагностика[1] готовности к обучению и на её основе – коррекция  и индивидуализация процесса обучения.

  1. Система оценки  по новым ФГОС.  (Слайд 9)

В текущем оценивании наряду с анализом устных и  письменных ответов и работ учащихся используются и новые методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) Предметом оценки выступают не только  достигаемые образовательные результаты, но и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым учеником динамики собственного процесса обучения (рефлексия). При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме презентаций, выставок и т. п.) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например:  сформированность  вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценка  обучающихся.

(Слайд 10) При выборе форм текущего оценивания приоритетными становятся продуктивные задания  по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Предлагается уровневый подход: решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

(Слайд 11)  Для развития саморегуляции детей важна не отметка, как таковая, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет данная работа. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать ребенка на успех, содействовать развитию его самооценки. 

(Слайд 12) Начиная с  января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

       1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

       2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

       3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

       4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д.

(Слайд 13)  При организации работы с самооценкой учащихся необходимо учитывать, что детям свойственно смешивать оцениваемые качества. Например: «Я плохо читаю» значит «Я плохой ученик». Это требует от учителя особого внимания к средствам дифференцирования и шкалирования любого оценочного качества. Для этого с детьми на уроке изобретается специальная шкала – «волшебные линеечки» и определяются критерии, по которым можно оценить любые действия или объект (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).

Оценочная шкала

Такая оценка: позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося; носит информативный характер; способствует формированию позитивной самооценки.

Младших школьников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по заданным ранее для всех критериям. Взаимопроверка, коллективное обсуждение ответов дают положительный эффект именно в начальной школе; аналогичную работу начинать в средних классах труднее, так как учебная деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном звене. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.

Все используемые средства, формы и методы  текущего оценивания должны обеспечить главное – комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

      (Слайд 14) Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать не только предметные достижения, но и формирование социальных навыков (способность принимать ответственность;  способность уважать других; умение сотрудничать; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе).

Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: умение слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию, умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник. Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности  навыков  поисковой  и проектной деятельности.

(Слайд 15) Педагог сводит все данные мониторинга в простые таблицы образовательных результатов. Они подготовлены авторами Образовательной системы «Школа 2100» не только для начальных классов, но и для 5-9, и снабжены инструкциями по их ведению: когда, как и на основании чего заполнять таблицы, как интерпретировать и использовать результаты. Данные таблицы подходят для оценивания результатов деятельности обучающихся и по другим программам, они составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в Рабочем журнале учителя (в бумажном или электронном вариантах). (Показать Рабочий журнал и Дневник).  

(Слайд 16) Кроме  таблиц  предметных результатов авторы ОС «Школа 2100» подготовили  таблицы метапредметных результатов; таблицы личностных результатов по классу (они заполняются на основании не подписанных учениками диагностических работ, результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику). – Показать Программу Ш2100.

(Слайд 17)  Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и проводится в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов по предметам). В связи с этим для учащихся начальных классов созданы самостоятельные и контрольные (проверочные) работы по математике, по русскому языку, литературному чтению и т.д. Следует отметить, что итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допустил грубые ошибки при применении пройденных правил орфографии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение означает, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой отметки.

Самостоятельные работы носят обучающий характер. Иными словами, ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится. Цель этих работ – выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях. В соответствии с замечаниями учителя ученики выполняют те задания, которые вызывали у них затруднение. Отметку за самостоятельные работы рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребёнка над собой. (Показать тетрадь для СР)

Контрольные работы проверяют базовый уровень достижений. Они несут не столько обучающую функцию (хотя возможна пересдача), сколько контролирующую. Познакомимся с формами итогового контроля в начальных классах. В конце года в 1-4 классах проводятся две обязательные контрольные работы (русский язык, математика) и комплексная работа на межпредметной основе.

Итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей и проводится в два дня. Первый день — итоговый диктант, второй день — проверочная работа.

  (Слайд 18) Оценка выполнения учащимся итогового диктанта строится по принципу «не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне». Результат написания диктанта учащимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило»), «справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило).  (Слайд 19)

(Слайд 20) Проверочная работа содержит 10 заданий, различающихся по содержанию, типу и уровню сложности. Первая группа — базовые задания, позволяющие проверить освоение опорных знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение. Вторая группа — задания повышенного уровня.

Итоговая работа по математике содержит 10 заданий. Она рассчитана на один урок.

В ней 6 заданий базового уровня сложности, 4 задания — повышенного уровня.

    (Слайд 21) Максимальный балл за выполнение каждой  работы (и по математике, и по русскому языку) — 14 баллов (за задания базового уровня сложности — 6, повышенной сложности — 8 баллов). Если ученик получает за выполнение всей работы 4 балла и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку. Если ученик получает от 5 до 9 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта. При получении более 9 баллов (10—14 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять по предмету  задания повышенного уровня сложности.

(Слайд 22) Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы — с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. (Слайд 23) Задачи комплексной работы — установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

(Слайд 24)  Максимальный балл за выполнение всей работы — 14 баллов (за задания базового уровня сложности — 7, повышенной сложности — 7 баллов). Если ученик получает за выполнение всей работы менее 4 баллов, то он имеет недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов. Если ученик получает от 4 до 9 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта. При получении более 9 баллов (10—14 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять  задания повышенного уровня сложности. За самостоятельное выполнение работы дополнительно даётся от 0 до 2 баллов. Итого максимальный балл за работу – 16 баллов. (6 мин)

  1. Портфолио  как вид оценки.

(Слайд 25)  Как уже говорилось,  при выставлении итоговой оценки за начальную школу теперь будут учитываться  все результаты -  предметные, метапредметные, личностные; учебные и внеучебные.    А  все эти результаты реализуется в рамках накопительной системы –  в  Портфолио ученика за  все четыре года обучения в начальной школе.  Поэтому  использование педагогической технологии "Портфолио учащихся" приобретает сейчас особую актуальность, ведь только с помощью  портфолио можно проследить        динамику образовательных достижений обучающихся за весь  период обучения.

Крайне важно усвоить чётко сначала для себя, а потом  уж пояснить родителям и ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами и не склад рисунков и сочинений.  Портфолио – это вид оценки! Подтверждение тому  - наше с вами портфолио,   как на стимулирующую, так и на аттестацию.  Собрать большее количество баллов  вовсе не означает собрать папку  как можно  солиднее и увесистее. Работу нужно проводить по принципу  - Лучше меньше, да лучше.

Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. На начальном этапе  работы  над составлением портфолио детям никак не обойтись  без помощи учителя и родителей.  Но по мере того, как ученик взрослеет,  помощь  старших надо сводить к минимуму.  Ученик должен отдавать себе отчет в том, что  все работы  и результаты  должны показывать  его усилия, прогресс и достижения  в разных областях.  

Итак, главная задача портфолио заключается в том, чтобы научить ребенка понимать, над чем ему надо работать, каковы его главные интересы.  Мы должны научить  ребёнка ставить цели,  составлять план действий для достижения этих целей. Ученик обязательно должен проводить самоанализ  своих текущих достижений и недостатков, позволяющих  ему  определять цели своего дальнейшего развития.

Преимущества   Портфолио как метода оценивания достижений учащихся  заключается в том, что он:

  • сфокусирован на  контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации  и  размышлять о том, что они узнали.

Пока жестких требований  к оформлению портфолио на данный  момент не существует, поэтому каждая школа сама выбирает  структуру «Портфолио».   Я предлагаю   познакомиться с тем  вариантом, который разработан у нас  в школе на основе рекомендаций, содержащихся в Примерной образовательной программе. У учителей начальной школы  есть  опыт работы  по технологии Портфолио, поэтому  такие разделы, как:  «Мой мир», «Достижения вне учёбы», «Мои достижения», «Работы, которыми я горжусь»  остались в структуре Портфолио  с некоторыми  дополнениями. По требованию стандарта добавлены  новые  разделы:  «Чему я научился на ВСЕХ предметах»,  «Чему я научился на РАЗНЫХ  предметах».

Коротко  ознакомимся с содержанием разделов:

(Слайд 26)  Титульный лист  

Содержит основную информацию об учащемся - фамилия, имя и отчество, учебное заведение, класс. Здесь же можно указать контактную информацию и фото ученика  (по желанию родителей и ученика). Титульный лист оформляется   родителями   или   педагогом  (если он желает) совместно с учеником.

(Слайд 27)  Раздел «Мой мир»

Здесь помещается информация, которая интересна и важна для ребёнка: «Моя фамилия», «Моя семья».  Ученик  может здесь указать, что его волнует, какая у него мечта.    Этот раздел оформляется только ребёнком вместе с родителями.

   (Слайд 28)    Раздел «Чему я научился на ВСЕХ предметах» заполняется и учителем, и учеником.  Оформление  раздела может быть самое различное.  

Этот раздел отражает личностные и метапредметные результаты, формирование  универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных  –  работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков. В портфолио наша творческая группа предлагает вложить Лист моих взаимодействий в 1 (2, 3, 4) классе (прослеживается формирование коммуникативных УУД).

Обязательная часть  этого раздела заполняется педагогом  -    данные входной и выходной диагностики универсальных учебных действий - УУД в каждом классе (коммуникативные, личностные, познавательные,  регулятивные).  Стартовые данные  - в  начале первого класса (Школьный старт), затем – по итогам метапредметных работ  в конце каждого учебного года.  Итоги   можно  зафиксировать в таблице  с подсчётом процентов   развития каждого ученика.

Ученик  вкладывает:

  1. Самооценку   развития своих УУД.

Авторы  ОС «Школа 2100» позаботились о том, чтобы помочь и учителю и ученику   в работе. Они выпустили прекрасный Дневник, и в этот  раздел ребёнок может вложить  страницу  Дневника «Чему я научился на всех предметах в этом году».

Для тех, кто работает  по другим   ОС, можно  взять из интернета - листы «Мои  шаги на пути к  успеху», «Мои общеучебные успехи во _ классе», или самим придумать вкладыши в дневник, как  например учительница  Хохолина  из города Костромы (сайт издательства «Просвещение»).

  1. Материалы ученических надпредметных  проектов: исследований, поделок, мероприятий  − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить.

(Слайд 29)  Очень важно   то, что каждый материал или группа материалов  должны  сопровождаться    листом       «Самооценка  надпредметного проекта»  

Самооценка надпредметного проекта .  

  1. В начале этого проекта у меня была цель …
  2. Особенно хорошо мне удалось…
  3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
  4. Свой результат могу оценить так (на выбор)

Максимальный

 уровень

«Превосходно»

Необыкновенный результат, его будет сложно повторить

Программный

уровень

«Отлично»

Очень доволен, так как результат

 отличается от обычного

Необходимый уровень

«Хорошо»

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

«Нормально»

Цель достигнута, но в следующий раз   многое сделаю иначе

Хочу обратить ваше внимание на то, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Оценка личностных результатов учащихся отражает всю  воспитательную  и образовательную  деятельность  школы.  Это  те анкеты, что мы проводим, оценивая  уровень  воспитанности, анкеты психолога.

(Слайд  30) Вы уже слышали, что для фиксации результатов наблюдений   можно пользоваться линейками достижений, которые позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка. Например,  можно использовать методику Рубинштейна для оценивания  школьниками ряда личных качеств.

  1. (Слайд 31)  «Чему я научился на РАЗНЫХ  предметах» Этот раздел представляет предметные результаты ученика. Показатели предметных результатов – выборки детских работ по предметам  и факультативам.

Обязательная часть пополняется педагогом:

  • стартовая  диагностика по предмету  (первые контрольные работы  по предмету в начале каждого года);
  • таблицы  предметных результатов  (копии из Дневников  с ответами учеников по опроснику самоанализа о своих текущих   достижениях и недостатках)  или индивидуальные  технологические карты, или листы достижений,   или  карты успешности.
  • итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4 класса).

 Часть, пополняемая учеником: Работы по предметам, но, начиная со второго класса,  каждый материал сопровождает   «Листок  самооценки» (Слайд 32)  

  1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы…
  2. Я с заданием справился / не справился.
  3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие – то недочёты)…

      4.        Задание выполнено самостоятельно  (или с помощью  кого)

     5. Моя работа мной и учителем была оценена так  (слова – характеристики и возможно,  отметка):

Максимальный

 уровень

«Превосходно»

Решена новая, совершенно  незнакомая задача

Программный

уровень

«Отлично»

Решена необычная, но в чём – то новая задача

Необходимый уровень

«Хорошо»

Знакомая задача решена  полностью самостоятельно

«Нормально»

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей – то помощью

Материалы  по предметам могут быть самые различные: изложения, сочинения, диктанты,  дневник читателя, письменные творческие работы, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), выполненные задания рабочей тетради, дневники наблюдений, дневники самоконтроля физического развития, самостоятельно составленный режим дня и комплексы физических упражнений,  продукты  собственного творчества.

5.  «Достижения вне учёбы» (слайд 33)   Этот раздел, прежде всего, отражает личностные результаты ученика. Здесь   помещаются творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объёмная поделка, то помещается её фотография. Если работа принимала участие в выставке или конкурсе, необходимо дать информацию об этом мероприятии. Для удобства этот раздел  некоторые учителя предлагают  размещать  в  отдельной  папке.  Эта папка  находится в доступном для ученика месте,  чтобы он в любое время   мог   заменить  или добавить   любой  материал.

Большинство творческих работ сопровождаются листом «Самооценка творческого дела».

  1. В начале этого  дела  у меня была цель …
  2. Особенно хорошо мне удалось…
  3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …
  4. Свой результат могу оценить так (на выбор)

Максимальный

 уровень

«Превосходно»

Очень высокий результат, его будет сложно повторить

Программный

уровень

«Отлично»

Очень доволен, так как результат

 отличается от обычного

Необходимый уровень

«Хорошо»

Доволен,  похоже на то, что делаю обычно

«Нормально»

Цель достигнута, но в следующий раз   многое сделаю иначе

 6. В разделе «Мои достижения»   (Слайд 34)   размещаются грамоты, дипломы, похвальные листы, благодарственные письма, итоговые аттестационные листы.

 В начале нового учебного года необходимо проанализировать  и обновить собранный в портфолио материал, кроме результатов обязательной части,  её трогать нельзя. Менее значимые работы и документы извлекаются и   возвращаются детям, а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить      «Работы, которыми я горжусь.  (Слайд 35)  

Вернёмся  к началу  разговора.  Мы говорили, что  с введением новых стандартов  итоговая оценка за начальную школу теперь будет приниматься не только на основе годовых предметных отметок в журнале, а  на основе всех результатов, накопленных в Портфолио.  Здесь можно уточнить, что  комплексная  накопленная оценка проводится в конце 4 класса педагогами – экспертами. Сюда входят: учитель данного класса, несколько учителей других начальных классов, представитель школьной администрации.  И уже не сам учитель, а эксперты выносят коллективное мнение  на основе анализа  портфолио каждого ученика. Мнение фиксируется в  виде листа – опросника  «Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика»  (Слайд 36) .

Итоговая оценка за ступень начальной школы  создаётся на основании трёх показателей: (слайд 37) 1) комплексной  накопленной оценки (вывода по «Портфолио»); 2) результатов  итоговых    работ по русскому языку и математике;  3) результатов итоговой комплексной межпредметной диагностической работы. На основе трёх показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД: (слайд 38)

Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели (процентные показатели установлены авторами примерной ООП)

Комплексная оценка

(данные «Портфолио»)

Итоговые работы

(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач (базовый  уровень)

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально».

Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня. 

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

(повышенный уровень)

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Достижение базового уровня  рассматривается как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта.

В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника.

(слайд 39)Заключение.

Итак, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение  ребёнка, должна, как минимум, позволять:

- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, а на определённом этапе – и об общем уровне выполнения и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание: учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;

- использовать её как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;

- отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения);

- ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;

- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.

(слайд 40 )Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.

Выдержки из примерной ОП ООО: итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе,

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий 

• защиты итогового индивидуального проекта.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Таким образом, становится очевидной необходимость разработки модели и инструментария для организации стартовой диагностики, текущего и итогового контроля в 5-9-х  классах.


[1] Беглова Т.В, Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе / Под ред. М.Р.Битяновой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.

Беглова Т.В, Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. «Школьный старт». Рабочая тетрадь для первоклассников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценивания достижений планируемых результатов в условиях реализации ФГОС Доклад на педсовете Козлицкая И.В., Ульман В.Т.

Слайд 2

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов: Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Слайд 3

Внутренняя оценка Оценка учителя диагностика тематический самооценка Динамика: индивидуальный прогресс взаимооценка стартовая итоговый промежуточный Оценка ученика состояние текущая срез Степень обобщённости оценки: дифференцированная, интегрированная

Слайд 4

а) диагностика функциональной готовности к обучению в школе Тест Керна-Йирасека состоит из 4-х частей: а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры); б) копирование фразы из письменных букв; в) срисовывание точек; г) опросник. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу. «Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий»

Слайд 5

б) диагностика предметной успешности Предметная стартовая диагностика проводится с целью выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.

Слайд 6

3-4 неделя сентября «Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий»

Слайд 7

Инструментальная готовность Личностная готовность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Родион 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 0 0 1 19 2 1 3 Алина 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 28 2 2 4 Виктория 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 17 2 0 2 Даниил 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 1 2 1 2 24 2 2 4 Александр 2 2 2 2 2 0 1 1 2 2 1 1 2 1 2 23 1 1 2 Никита 2 2 2 2 1 2 1 1 2 2 2 1 2 1 1 24 1 1 2 Анастасия К. 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 2 0 0 18 2 0 2 Егор 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 27 2 2 4 Даниил К 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 0 0 0 0 2 14 2 1 3 Екатерина 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 19 0 2 2 Кристина 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 2 1 0 22 2 0 2 Алексей 2 2 2 0 0 2 2 2 1 2 1 2 2 1 2 23 2 1 3 Юлиан 2 2 2 2 2 1 0 1 2 1 1 1 2 0 2 21 2 2 4 Светлана 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 28 2 0 2 Самат 0 1 0 0 2 1 0 1 1 1 0 0 1 0 0 8 1 0 1 Глеб 2 1 2 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 0 0 22 2 2 4 Анастасия Ю. 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 28 2 0 2 А Высокий уровень % 71 % 57% Б Средний уровень % 24 % 38% В Низкий уровень % 5 % 5 % «Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий»

Слайд 8

Октябрь 3 – 7 10 – 14 17 – 21 24 – 28 итог 14 Анастасия К. «Соедини буквы так же, как на образце » «Выполни в заданном порядке» «Следуй Инструкции» «Закрась в заданном порядке» 2 1 1 2 Уровень повысился 15 «Послушай рассказ и сделай выводы» «Будь внимателен !» «Найди вер- ное реше- ние ситуа- ции» «Помоги, кролику выбрать правильное решение» 1 1 2 2 Уровень повысился «Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий»

Слайд 9

Внутренняя оценка Оценка учителя диагностика тематический самооценка Динамика: индивидуальный прогресс взаимооценка стартовая итоговый промежуточный Оценка ученика состояние текущая срез Степень обобщённости оценки: дифференцированная, интегрированная

Слайд 10

Уровневый подход

Слайд 11

1 класс: учимся оценивать свое состояние

Слайд 12

1 класс: учимся оценивать свой ответ

Слайд 13

Линеечки учебных достижений 1 2 3 4

Слайд 14

Правила сотрудничества

Слайд 15

Планируемые результаты Окружающий мир Линии развития Объяснять мир Определять свое отношение к миру Итоговая отмет к а Выпускник научится: · узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; · обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе ; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; ·понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; ·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах Выпускник получит возможность научиться: ·осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, - соблюдать правила экологичного поведения в школе ; · выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде. Умения Ученик Называть окружающие предметы и определять их взаимосвязи Объяснять, как люди помогают друг другу жить Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека Уметь раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года Оценивать правильность поведения в природе. Оценивать правильность поведения в быту Самост . работа № 1 Самост . работа № 2 Самост . работа № 3 Итоговая работа № 1 Самост. работа № 4 Самост. работа № 5 Самост. работа № 6 Итоговая работа № 2 Самост. работа № 7 Самост. работа № 8 Самост. работа № 9 Итоговая работа № 3 Комплексная работа

Слайд 16

Коммуникативные УУД ФИ ученика _____________________________________ Доносить свою позицию Понимать других Сотрудничать с другими людьми Средний % ученика Высказывать свою мысль , мнение в беседе-диалоге, в ходе выполнения задания, в монологе : (Н) в виде одного предложения или небольшого текста ; (П) обосновывать своё мнение, приводя аргументы (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т.ч. ИКТ): оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. Объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте/высказывании, в т.ч. с помощью толкового словаря; (Н) с помощью учителя ; (П) самостоятельно с помощью толкового словаря. Вычитывать информацию , данную в явном виде ( устно/письменно (Н) с помощью учителя ; (П) самостоятельно. Учиться вычитывать информацию, данную в Не явном виде: (Н) с помощью учителя ; (П) самостоятельно. Определять главную мысль текста: (Н) с помощью учителя; (П) самостоятельно, а также понимать смысл текстов/высказываний в целом. Демонстрировать понимание текста: (Н) через выразительное чтение, пересказ; (П) посредством творческого пересказа интерпретировать (понимать и оценивать текст) Вести диалог: (Н) учиться задавать с помощью учителя вопросы на понимание автору текста или устного высказывания; (П) самостоятельно вести диалог с автором текста и с собеседником. Относиться к иной точке зрения: (Н) замечать различия своей и иной точки зрения; (П) принимать другую, не похожую на свою точку зрения. Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика): ( Н) учиться выполнять роли; (П) распределять роли, вырабатывать и принимать коллективные решения. Предотвращать и преодолевать конфликты. (Н) совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. (П) влиять на поведение друг друга. Н П Н П Н П Н П Н П Н П Н П Н П Н П Н П II полугодие 1 класса II полугодие 2 класса

Слайд 17

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА НАКОПЛЕННАЯ ОЦЕНКА УЧАЩЕГОСЯ ЗА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ

Слайд 18

Оценка результатов диктанта Оценка выполнения учащимся итогового диктанта строится по принципу «не справился», « справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне». Результат написания диктанта учащимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило), «справился на повышенном уровне» , если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило).

Слайд 19

Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, в тексте диктанта встречается 8 примеров на орфограмму «Заглавная буква в начале предложения». Если ученик допустил ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к одной ошибке. Каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная.

Слайд 20

Проверочная работа (русский язык) Фамилия, имя _________________________________класс__________ Грамматическое задание. 1 вариант. 1.Прочитай слово. Подчеркни в нём буквы гласных звуков одной чертой: деньки 2. Отметь √ слово, в котором все согласные звуки твёрдые. ветер синий радуга 3. ❂ Отметь √ слово, в котором букв больше, чем звуков. Напиши сколько в нём звуков, сколько букв. коньки -_________ трава -_________ вьюга -_________ 4. Раздели слова на слоги. Мячик, зайчик, машина, яма, дом.

Слайд 21

Оценка выполнения проверочной работы Максимальный балл за выполнение всей работы — 14 баллов (за задания базового уровня сложности — 6, повышенной сложности — 8 баллов). Если ученик получает за выполнение всей работы 4 балла и менее , то он имеет недостаточную предметную подготовку по русскому языку. Если ученик получает от 5 до 9 баллов , то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач. При получении более 9 баллов (10—14 баллов) учащийся демонстрирует способность выполнять по русскому языку задания повышенного уровня сложности.

Слайд 22

  Несплошной текст (с иллюстрациями и таблицами) Система заданий по чтению математике русскому языку окружающему миру __________________ Основная часть Дополнительная часть Модели оценочной деятельности: итоговая комплексная работа для 1 класса

Слайд 23

Демонстрационный вариант комплексной работы для учащихся 1 класса Кораблик. Пошли гулять на речку Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. - Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду. - Мы не умеем плавать, - сказали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Лягушонок стал смеяться над ними. Обиделись друзья. Решили построить кораблик. Цыплёнок принёс листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - верёвочку. И пошла работа. Построили кораблик! Сели на него и поплыли. (60 слов.) ( По В. Сутееву )

Слайд 24

Оценивание работы Выполнение каждого задания базового уровня сложности (№ 2,3,4,5,6) оценивается по дихотомической шкале: 1 балл (верно) — указан только верный ответ; 0 баллов — указан неверный ответ или несколько ответов. Выполнение каждого задания повышенного уровня сложности (№7,8, 9, 10,11) оценивается по следующей шкале: 2 балла — приведен полный верный ответ; 1 балл — приведен частично верный ответ; 0 баллов — приведен неверный ответ.

Слайд 25

Составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами и не склад рисунков и сочинений. Портфолио – это вид оценки! Главная задача портфолио заключается в том, чтобы научить ребенка понимать, над чем ему надо работать, каковы его главные интересы. Мы должны научить ребёнка ставить цели, составлять план действий для достижения этих целей . Ученик обязательно должен проводить самоанализ своих текущих достижений и недостатков, позволяющих ему определять цели своего дальнейшего развития.

Слайд 26

Титульный лист

Слайд 27

Мой мир

Слайд 28

Чему я научился на ВСЕХ предметах Учитель: - данные входной и выходной диагностики универсальных учебных действий - УУД в каждом классе (коммуникативные, личностные, познавательные, регулятивные); Ученик вкладывает: 1. Самооценку развития своих УУД - - в ОС «Школа 2100» -  страница Дневника «Чему я научился на всех предметах в этом году», - ОС «Начальная школа XXI века» - листы «Мои шаги на пути к успеху», «Мои общеучебные успехи в _ классе». 2. М атериалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий − всё, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить.

Слайд 29

Самооценка надпредметного проекта 1. В начале этого проекта у меня была цель … 2. Особенно хорошо мне удалось… 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше … 4. Свой результат могу оценить так ( на выбор) Максимальный уровень «Превосходно» Необыкновенный результат, его будет сложно повторить Программный уровень «Отлично» Очень доволен, так как результат отличается от обычного Необходимый уровень «Хорошо» Доволен, похоже на то, что делаю обычно «Нормально» Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Слайд 30

Методика Рубинштейна

Слайд 31

Чему я научился на РАЗНЫХ предметах Обязательная часть пополняется педагогом: стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года); таблицы предметных результатов или индивидуальные технологические карты, или листы достижений, или карты успешности. Итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4 класса). Часть, пополняемая учеником: Работы по предметам .

Слайд 32

Самооценка предметных достижений 1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы … 2. Я с заданием справился / не справился. 3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие – то недочёт 4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью кого) 5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова – характеристики и возможно, отметка): Максимальный уровень «Превосходно» Решена новая, совершенно незнакомая задача Программный уровень «Отлично» Решена необычная, но в чём – то новая задача Необходимый уровень «Хорошо» Знакомая задача решена полностью самостоятельно «Нормально» Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей – то помощью

Слайд 33

Достижения вне учёбы Самооценка творческого дела 1. В начале этого дела у меня была цель … 2. Особенно хорошо мне удалось … 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше … 4. Свой результат могу оценить так (на выбор) Максимальный уровень «Превосходно» Очень высокий результат, его будет сложно повторить Программный уровень «Отлично» Очень доволен, так как результат отличается от обычного Необходимый уровень «Хорошо» Доволен, похоже на то, что делаю обычно «Нормально» Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Слайд 34

Мои достижения

Слайд 35

«Экспертная комплексная накопленная оценка достижений ученика» Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? - появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение этих целей в начале каждого года). - возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих достижений, включение учеником в портфолио материалов по самым разным достижениям в учёбе и вне учёбы). - в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и педагога) «нормально» («зачёт») или «хорошо», «отлично», «превосходно». Недопустимо делать выводы по другим сферам личностных результатов (моральный выбор, самоидентификация и т. п.) Каковы метапредметные результаты? (на основе диагностик, наблюдений и других материалов портфолио): - сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат? не сформировано - нет материалов о результатах достижений; сформировано нормально - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога) «нормально» («зачёт»); сформировано хорошо или отлично - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога) «хорошо» и «отлично»; - умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах? не умеет – нет материалов о результатах достижений; умеет нормально - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога) «нормально» («зачёт»); умеет хорошо или отлично - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога) «хорошо» и «отлично»; - умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что- то сообща? не умеет – нет материалов о результатах достижений; умеет нормально - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога) «нормально» («зачёт»); умеет хорошо или отлично - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога) «хорошо» и «отлично»; Каковы метапредметные результаты? (На основе решения задач по предметам – текущих и контрольных). По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний? не освоил – нет материалов о результатах достижений; освоил нормально - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога) «нормально» («зачёт»); освоил хорошо или отлично - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога) «хорошо» и «отлично»;

Слайд 36

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА НАКОПЛЕННАЯ ОЦЕНКА УЧАЩЕГОСЯ ЗА ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (вывод по «Портфолио) РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА НА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ОСНОВЕ

Слайд 37

Три возможных вывода - оценок результатов по предметам и УУД: Вывод-оценка (о возможности продолжения образования на следующей ступени) Показатели (процентные показатели установлены авторами примерной ООП) Комплексная оценка (данные «Портфеля достижений») Итоговые работы (русский язык, математика и межпредметная работа) 1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня 2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач (базовый уровень) Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально». Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня. 3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач (повышенный уровень) Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Слайд 38

Оценивание призвано стимулировать учение посредством: Оценки исходного знания Учёта индивидуальных или групповых потребностей Демонстрации понимания материала Побуждения детей размышлять о своём учении

Слайд 39

Заключение Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Школьная оценка.Формирование УУД."

Я 1-ый год работаю по ФГОС в 1 классе. Предлагаю моё понимание формирования УУД у уч-ся с использованием надпредметного курса "Мир деятельности" Л.Г.Петерсон....

Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме "Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО".

В докладе рассмотрены следующие вопросы: особенности системы оценки, оценка личностных, метапредметных и предметных результатов, накопительная система оценки - рабочий портфолио....

Доклад на тему: "Перспективные СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ".

"Перспективные СПОСОБЫ  ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ"...

Доклад на тему "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе"

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к р...

Доклад на тему "Оценка личностных УУД при реализации ФГОС НОО"

Данный материал  поможет учителю начальных классов осуществить мониторинг личностных УУД  обучающихся...

Доклад "Совершенствование системы оценки качества образования"

В докладе отражена пробема системы  оценки качества образования в начальной школе, проблема преемственности. Почему ученики, переходящие в 5 класс, снижают успеваемость?...