Доклад на тему "Оценка личностных УУД при реализации ФГОС НОО"
статья
Данный материал поможет учителю начальных классов осуществить мониторинг личностных УУД обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_lichnostnyh_uud_pri_realizatsii_fgos_noo.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка личностных УУД при реализации ФГОС НОО
Добрый день, уважаемые коллеги! Я работаю учителем начальных классов в Зеленогорской СОШ. В 2010 году мы начали работу в режиме пилотной школы. В прошлом учебной году я выпустила свой первый выпуск и хочу поделиться опытом работы по оцениванию личностных УУД у обучающихся на начальном уровне образования.
Слайд 2.Личностные УУД определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе, Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Личностные действия делятся на 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этического оценивания.
Слайд 3 Самоопределение формируется на основе выработки:
- внутренней позиции школьника на основе идентификации в форме осознания «Я» как ученика – носителя новой социальной роли (соотнесения себя с определенной группой сверстников),
- принятия образа «хорошего ученика»,
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- осознание ответственности человека за общее благополучие.
Слайд 4 В смыслообразование входит:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Слайд 5 Нравственно-этическое оценивание включает:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
- эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною использовались следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- самооценка события, события и др;
Отслеживать личностные УУД мне помогали результаты диагностики школьного психолога, результаты комплексной итоговой работы на межпредметной основе, а также личные наблюдения за деятельностью обучающихся в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности.
Для фиксации результатов, мониторинга и дальнейшего планирования своей деятельности в этом направлении я использовала следующую систему работы. Под самоопределением рассматривалась внутренняя позиция школьника, самооценка. В смыслообразование включалась мотивация учебной деятельности, общественная активность, интересы и увлечения. В нравственно – этическом оценивании рассматривались уровень эстетической культуры, дисциплину и организованность. Каждое направление отслеживается по определённым критериям, которые оцениваются по пятибалльной шкале.
Слайд 6 На слайде представлены критерии внутренней позиции школьников. (комментирую содержимое слайда).
№ | Содержание показателей | Баллы |
Самоопределение | ||
Внутренняя позиция школьника: Высокая, имеет положительное отношение к школе, у ребёнка развито чувство потребности в необходимости получения знаний, проявляет инициативу в познании нового; Хорошая, адекватное содержательное отношение к школе, ребёнок с удовольствием посещает занятия, испытывает интерес к учебному процессу; Средняя, ребёнок с удовольствием ходит в школу, но не всегда. Иногда его посещает нежелание идти на занятия, преобладает интерес к другим видам деятельности. Чувство необходимости к обучению развито слабо. Низкая, предпочитает уроки «школьного» типа урокам «дошкольного», чувство необходимости к обучению не развито; Очень низкая, ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), проявляется нежелание ребенка идти в школу, интерес к обучению отсутствует. | 5 4 3 2 1 |
Таким же образом, происходит наблюдение по остальным критериям: самооценка, мотивация учебной деятельности, общественная активность, интересы и увлечения, целеустремлённость, уровень этической культуры, дисциплина и организованность.
Итоговая «оценка» личностных результатов на конец 2012-2013 года была занесена в сводную таблицу. Слайд 7 Часть таблицы Вашему вниманию представлена на слайде.
№ | Ф.И. | Самоопределение | Смыслообразование | Нравственно–этическая оценка | |||||||
Показатели | внутр. позиция школьн. | самооценка | мотивация уч. деят. | общ.активность | интер. и улечения | целеустр. | Уровень этич.культ. | Дисц. и орг. | Общее кол. баллов | Средний балл | |
1 | Витковская Альбина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | 5 |
2 | Голубева Диана | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 35 | 4,3 |
3 | Дубровина Анжелика | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 33 | 4,1 |
4 | Заруцкая Алина | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 34 | 4,2 |
5 | Карпова Екатерина | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 28 | 3,5 |
Здесь, мы можем наблюдать, какой балл имеет обучающийся по развитию тех или иных направлений, а также общее количество баллов и средний балл по всем направлениям каждого учащегося.
Анализируя данные, я рассматривала, как показатели отдельных учеников, так и показатели всего класса в целом. Например, ученица под номером 1 имеет высокий балл сформированности всех умений, средний балл равен 5. Это говорит о том, у неё высокий уровень развития личностных УУД. А у ученицы под номером 5 средний балл составляет лишь 3,5.
Таким образом, я пришла к выводу, что следует обратить внимание на тех учащихся, у которых недостаточно сформирована целеустремлённость, общественная активность и др. умения. Анализируя показатели всего класса, я пришла к выводу, что необходимо поработать над более эффективным формированием следующих умений, таких как: общественная активность, интересы и увлечения, целеустремлённость.
Средний балл сформированности личностных УУД в целом составлял – 3,9 балла. 28℅ обучающихся с высоким уровнем развития личностных УУД. Дальнейшую работу по формированию личностных УУД я строила, учитывая эти результаты.
Результаты отслеживания личностных УУД за 2013-2014 учебный год осуществлялись по той же технологии.
Слайд 8 Результаты отслеживания личностных УУД за два года представлены на слайде в диаграмме.
По итогам анализа данных результатов я смогла проследить положительную динамику личностного роста обучающихся.
Средний балл личностных результатов повысился на 0,4 балла. Т.о. я могу сделать вывод о том, что работа по формированию УУД дала свои результаты. Но количество детей с высоким уровнем развития личностных УУД остался прежним. Напрашивается вывод о необходимости усиления работы по развитию целеустремлённости у обучающихся и расширению и укреплению интересов и увлечений.
Конечно, такая форма оценивания трудоёмка, требует значительную затрату времени, но используя её, мне удалось отследить объективные результаты своей работы. и планировать дальнейшую деятельность по улучшению показателей личностных результатов.
Это мой субъективный взгляд на эту технологии. Как я уже сказала, она имеет свои плюсы и свои минусы. В дальнейшем, я планирую совершенствовать данную технологию отслеживания результатов личностных УУД.
Слайд 9 Свое выступление я хотела бы закончить короткой, но достаточно точной на мой взгляд, фразой «От стихийности (что было в первое время работы по стандартам )– к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий.
Приложение 1
№ | Содержание показателей | Баллы |
Самоопределение | ||
Внутренняя позиция школьника: Высокая, имеет положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; Хорошая, адекватное содержательное отношение к школе, чувство необходимости учения развито слабо; Средняя, ребёнок с удовольствием ходит в школу, но не всегда, иногда его посещает желание остаться дома и заняться более интересными делами; Низкая, предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, чувство необходимости учения не развито; Очень низкая, ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), нежелание ребенка идти в школу. | 5 4 3 2 1 | |
Самооценка: Адекватная устойчивая, соотносит свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих, оценивает свои поступки и поступки других людей с точки зрения общечеловеческих ценностей; Завышенная устойчивая, стремится к решению задач высокой трудности, которые не всегда ему под силу, не всегда может признать, что поступил не правильно, считает себя лучше и умнее всех; Неустойчивая в строну неадекватного завышения, не может оценить ситуацию адекватно, всегда считает, что он прав, не признаёт свои ошибки; Неустойчивая в строну неадекватного занижения, недооценивает свои способности, с тревогой берётся за какое-либо дело, боится ошибиться или поступить не правильно; Заниженная, склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. | 5 4 3 2 1 | |
Смыслообразование | ||
Мотивация учебной деятельности: Учится охотно, стремится получать прочные знания и внешкольной работы, способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает в реализации познавательных возможностей товарищам; Учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками школьной программы, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам; Учится под контролем педагогов и наставников, не охотно, познавательная активность низкая, ограничивается рамками школьной программы; Не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу знает плохо; Равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует, знания образовательной программы неудовлетворительны; | 5 4 3 2 1 | |
Общественная активность: Постоянно выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению большего числа одноклассников в общественно-значимые мероприятия; Ответственно относится к порученным заданиям, на безынициативен, не старается проявлять организаторские способности без особой надобности; Активность в делах коллектива ситуативна, организаторский способности развиты слабо, не стремится довести дело до конца, старается не участвовать в общественно-значимых мероприятиях; Пассивен, характерная позиция – «слушатель», «наблюдатель», «зритель»; Безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает выполнению поставленных задач. | 5 4 3 2 1 | |
Интересы и увлечения: Любит читать, проявляет постоянный и живой интерес к музыке, живописи, мировой культуре и её значению. Испытывает любовь и гордость к своему народу, своей стране; Много читает, интересуется музыкой, с удовольствием посещает культурные центры, осознает значение культурного наследия, делится своими знаниями с товарищами своими знаниями лишь по просьбе учителя; Читает, посещает культурные центры по рекомендации взрослых, недостаточно понимает значение культурного наследия; Интереса к чтению не проявляет, культурные центры посещает редко и неохотно, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию; Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры, не проявляет интересе культурному просвещению страны. | 5 4 3 2 1 | |
Целеустремлённость: Умеет ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, осознаёт, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления; Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается её осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, но упорства в обогащении знаний не проявляет; Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели, чётко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает это как необходимость; Не способен ставить перед собой цели, в выборе жизненного пути следует «за всеми», не проявляет активность в личностном становлении; Отсутствует полностью, не задумывается о дальнейшем жизненном становлении, не хочет знать, кем и каким будет. | 5 4 3 2 1 | |
Нравственно - этическое оценивание | ||
Уровень этической культуры: Высокий, не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нравственные нормы поведения, разъясняет необходимость их соблюдений среди одноклассников, обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной некорректной лексике; Хороший, соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором её соблюдения среди сверстников не выступает, корректен; Средний, соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики, допускает неуважительное отношение к окружающим; Низкий, использует нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим, редко задкмывается над необходимостью работы над собой; Очень низкий, неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и не сдержан в выборе средств самовыражения. | 5 4 3 2 1 | |
Дисциплина и организованность: Высокая, самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим, осознаёт значение этих качеств; Хорошая, готов оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознаёт значение этих качеств; Удовлетворительная, проявляет эти качества по указанию учителей и наставников, слабо осознаёт их значение; Низкая, пассивен в их появлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознаёт их значения; Полностью отсутствует, не считает эти качества необходимыми. | 5 4 3 2 1 |
Приложение 2
№ | Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Общее кол. баллов | Средний балл |
Показатели | |||||||||||
1 | Витковская Альбина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | 5 |
2 | Голубева Диана | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 35 | 4,3 |
3 | Дубровина Анжелика | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 33 | 4,1 |
4 | Заруцкая Алина | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 34 | 4,2 |
5 | Карпова Екатерина | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 28 | 3,5 |
6 | Мартьянов Данила | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | 5 |
7 | Михеев Кирилл | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 32 | 4 |
8 | Нопин Андрей | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 28 | 3,5 |
9 | Панькина Маргарита | 3 | 3 | 2 | 4 | 5 | 2 | 3 | 3 | 25 | 3,1 |
10 | Раменский Кирилл | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 30 | 3,7 |
11 | Романосов Дмитрий | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 32 | 4 |
12 | Санников Даниил | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | 5 |
13 | Степанова Татьяна | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | 5 |
14 | Четвертак Александр | 4 | 5 | 3 | 2 | 5 | 4 | 4 | 4 | 31 | 3,8 |
62 | 63 | 58 | 60 | 64 | 62 | 66 | 72 | 468 | 3,9 | ||
4,4 | 4,5 | 4,1 | 4,2 | 4,6 | 4,4 | 4,7 | 5 |
Приложение 3
№ | Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Общее кол. баллов | Средний балл |
Показатели | |||||||||||
1 | Витковская Альбина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | 5 |
2 | Голубева Диана | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 37 | 4,6 |
3 | Дубровина Анжелика | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 34 | 4,2 |
4 | Заруцкая Алина | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 35 | 4,3 |
5 | Карпова Екатерина | 4 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 29 | 3,6 |
6 | Мартьянов Данила | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | 5 |
7 | Михеев Кирилл | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 36 | 4,5 |
8 | Нопин Андрей | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 29 | 3,6 |
9 | Панькина Маргарита | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 29 | 3,6 |
10 | Раменский Кирилл | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 | 31 | 3,8 |
11 | Романосов Дмитрий | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 33 | 4,1 |
12 | Санников Даниил | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | 5 |
13 | Степанова Татьяна | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 | 5 |
14 | Четвертак Александр | 4 | 5 | 3 | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 32 | 4 |
64 | 66 | 60 | 62 | 66 | 63 | 70 | 72 | 485 | 4,3 | ||
4,6 | 4,7 | 4,2 | 4,4 | 4,7 | 4,5 | 4,9 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая поддержка личностного становления и развития младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Статья ФГОС о педагогической поддержке ученика педагогом...
Доклад на ГМО зам. директоров по УВР "Реализация областного инновационного проекта "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса МБОУ ООШ № 3 в условияз реализации ФГОС"
В статье представлен анализ методической работы с педагогическим и ученическим коллективами....
Доклад на тему: «Творческий отчёт. Опыт работы. Тема по самообразованию. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности как условие реализации ФГОС»
Данный материал содержит отчет учителя о проделанной работе по теме самообразования....
"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке
Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...
Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"
Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"...
Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)
Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...
Личностно-ориентированные технологии реализации ФГОС на уроках ритмики
В основе личностно-ориентированного обучения лежат принципыиндивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Личностныйподход позволяет обеспечить всем воспитанникам условия для разви...