Доклад на тему "Оценка личностных УУД при реализации ФГОС НОО"
статья

Толстогузова Екатерина Александровна

Данный материал  поможет учителю начальных классов осуществить мониторинг личностных УУД  обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_lichnostnyh_uud_pri_realizatsii_fgos_noo.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка личностных УУД при реализации ФГОС НОО

Добрый день, уважаемые коллеги! Я работаю учителем начальных классов в Зеленогорской СОШ. В 2010 году мы начали работу в режиме пилотной школы. В прошлом учебной году я выпустила свой первый выпуск и хочу поделиться опытом работы по оцениванию личностных УУД у  обучающихся на начальном уровне образования.

Слайд 2.Личностные УУД определяют личностную готовность ребёнка к обучению в школе, Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Личностные действия делятся на 3 блока: 
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этического оценивания.

 Слайд 3 Самоопределение формируется на основе выработки:

  • внутренней позиции школьника на основе идентификации в форме осознания «Я» как ученика – носителя новой социальной роли (соотнесения себя с определенной группой сверстников),
  • принятия образа «хорошего ученика»,
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
  • осознание ответственности человека за общее благополучие.

Слайд 4 В смыслообразование входит:

  • мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Слайд 5 Нравственно-этическое оценивание включает:

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Для формирования личностных универсальных учебных действий мною использовались следующие виды заданий:

-         участие в проектах;

-         творческие задания;

-         самооценка события, события и др;

Отслеживать личностные УУД мне помогали результаты диагностики школьного психолога, результаты комплексной итоговой работы на межпредметной основе, а также личные наблюдения за деятельностью обучающихся в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности.

Для фиксации результатов, мониторинга и дальнейшего планирования  своей деятельности в этом направлении я использовала следующую систему работы. Под самоопределением рассматривалась внутренняя позиция школьника, самооценка. В смыслообразование включалась мотивация учебной деятельности, общественная активность, интересы и увлечения. В нравственно – этическом оценивании рассматривались уровень эстетической культуры, дисциплину и организованность.  Каждое направление отслеживается по определённым критериям,  которые оцениваются  по пятибалльной шкале.

         Слайд 6 На слайде представлены критерии внутренней позиции школьников. (комментирую содержимое слайда).

Содержание показателей

Баллы

 Самоопределение

Внутренняя позиция школьника:

Высокая, имеет положительное отношение к школе, у ребёнка развито чувство потребности в необходимости получения знаний, проявляет инициативу в познании нового;

Хорошая,  адекватное содержательное отношение к школе, ребёнок с удовольствием посещает занятия, испытывает интерес к учебному процессу;

Средняя, ребёнок с удовольствием ходит в школу, но не всегда.  Иногда его посещает нежелание идти на занятия, преобладает интерес к другим видам деятельности. Чувство  необходимости к  обучению развито слабо.

Низкая, предпочитает  уроки «школьного» типа урокам «дошкольного», чувство необходимости к обучению не развито;

Очень низкая, ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), проявляется нежелание ребенка идти в школу, интерес к обучению отсутствует.

5

4

3

2

1

Таким же образом, происходит наблюдение по остальным критериям: самооценка, мотивация учебной деятельности, общественная активность, интересы и увлечения, целеустремлённость, уровень этической культуры, дисциплина и организованность.

Итоговая  «оценка» личностных результатов на конец 2012-2013 года была занесена в сводную таблицу. Слайд 7 Часть таблицы Вашему вниманию представлена на слайде.

Ф.И.

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно–этическая оценка

Показатели

внутр. позиция

школьн.

самооценка

мотивация уч.

 деят.

общ.активность

интер. и улечения

целеустр.

Уровень этич.культ.

Дисц. и орг.

Общее кол.

баллов

Средний

балл

1

Витковская Альбина

5

5

5

5

5

5

5

5

40

5

2

Голубева Диана

5

5

4

4

4

4

4

5

35

4,3

3

Дубровина Анжелика

5

4

4

4

4

4

3

5

33

4,1

4

Заруцкая Алина

5

4

4

4

4

4

4

5

34

4,2

5

Карпова Екатерина

4

5

3

3

3

3

3

4

28

3,5

Здесь, мы можем наблюдать, какой балл имеет обучающийся по  развитию тех или иных направлений, а также общее количество баллов и средний балл по всем направлениям каждого учащегося.

Анализируя данные,  я рассматривала, как показатели отдельных учеников, так и показатели всего класса в целом. Например, ученица под номером 1 имеет высокий балл сформированности всех умений, средний балл равен 5. Это говорит о том, у неё высокий уровень развития личностных УУД.  А у ученицы под номером 5 средний балл составляет лишь 3,5.

Таким образом, я пришла к выводу, что следует обратить внимание на тех учащихся, у которых недостаточно сформирована  целеустремлённость, общественная активность и др. умения.  Анализируя показатели всего класса, я пришла к выводу, что необходимо поработать над более эффективным формированием следующих умений, таких как: общественная активность, интересы и увлечения, целеустремлённость.

        Средний балл сформированности личностных УУД в целом составлял – 3,9 балла. 28℅ обучающихся с высоким уровнем развития личностных УУД. Дальнейшую работу по формированию личностных УУД я строила, учитывая эти результаты.

           Результаты отслеживания личностных УУД за 2013-2014 учебный год осуществлялись по той же технологии.

 Слайд 8 Результаты отслеживания личностных УУД за два года представлены на слайде в диаграмме.

По итогам анализа  данных результатов я смогла проследить положительную динамику личностного роста обучающихся.

Средний балл личностных результатов повысился  на 0,4 балла. Т.о. я могу сделать вывод о том, что работа по формированию  УУД дала свои результаты. Но количество детей с высоким уровнем развития личностных УУД остался прежним. Напрашивается вывод о необходимости усиления работы по развитию целеустремлённости у обучающихся и расширению и укреплению интересов и увлечений.

Конечно, такая форма оценивания трудоёмка, требует значительную затрату времени, но  используя её, мне удалось  отследить объективные результаты своей работы. и планировать дальнейшую деятельность по улучшению показателей личностных результатов.

Это мой субъективный взгляд на эту технологии. Как я уже сказала, она имеет свои плюсы и свои минусы. В дальнейшем, я планирую совершенствовать данную технологию отслеживания результатов личностных УУД.

 Слайд 9 Свое выступление я хотела бы закончить короткой, но достаточно точной на мой взгляд,  фразой «От стихийности  (что было в первое время работы по стандартам )– к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий.

Приложение 1

Содержание показателей

Баллы

 Самоопределение

Внутренняя позиция школьника:

Высокая, имеет положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;

Хорошая,  адекватное содержательное отношение к школе, чувство необходимости учения развито слабо;

Средняя, ребёнок с удовольствием ходит в школу, но не всегда, иногда его посещает желание остаться дома и заняться более интересными делами;

Низкая, предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, чувство необходимости учения не развито;

Очень низкая, ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована), нежелание ребенка идти в школу.

5

4

3

2

1

Самооценка:

Адекватная устойчивая, соотносит свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих, оценивает свои поступки и поступки других людей с точки зрения общечеловеческих ценностей;

Завышенная устойчивая, стремится к решению задач высокой трудности, которые не всегда ему под силу, не всегда может признать, что поступил не правильно, считает себя лучше и умнее всех;

Неустойчивая в строну неадекватного завышения, не может оценить ситуацию адекватно, всегда считает, что он прав, не признаёт свои ошибки;

Неустойчивая в строну неадекватного занижения, недооценивает свои способности, с тревогой берётся за какое-либо дело, боится ошибиться или поступить не правильно;

Заниженная, склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание.

5

4

3

2

1

Смыслообразование

Мотивация учебной деятельности:

Учится охотно, стремится получать прочные знания и внешкольной работы, способствует активной познавательной деятельности учащихся в классе, охотно помогает в реализации познавательных возможностей товарищам;

Учится с интересом, участвует  в познавательной деятельности, не ограничивается рамками школьной программы, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам;

Учится под контролем педагогов и наставников, не охотно, познавательная активность низкая, ограничивается рамками школьной программы;

Не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, школьную программу знает плохо;

Равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует, знания образовательной программы неудовлетворительны;

5

4

3

2

1

Общественная активность:

Постоянно выступает инициатором и организатором внеклассных мероприятий, проявляет активность в решении поставленных задач, стремится к вовлечению большего числа одноклассников в общественно-значимые мероприятия;

Ответственно относится к порученным заданиям, на безынициативен, не старается проявлять организаторские способности без особой надобности;

Активность в делах коллектива ситуативна, организаторский способности развиты слабо, не стремится довести дело до конца, старается не участвовать в общественно-значимых мероприятиях;

Пассивен, характерная позиция – «слушатель», «наблюдатель», «зритель»;

Безразличен ко всем делам коллектива и отдельных групп, часто мешает выполнению поставленных задач.

5

4

3

2

1

Интересы и увлечения:

Любит читать, проявляет постоянный и живой интерес к музыке, живописи, мировой культуре и её значению. Испытывает любовь и гордость к своему народу, своей стране;

Много читает, интересуется музыкой, с удовольствием посещает культурные центры, осознает значение культурного наследия, делится своими знаниями с товарищами своими знаниями лишь по просьбе учителя;

Читает, посещает культурные центры по рекомендации взрослых, недостаточно понимает значение культурного наследия;

Интереса к чтению не проявляет, культурные центры посещает редко и неохотно, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию;

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры, не проявляет интересе культурному просвещению страны.

5        

4

3

2

1

Целеустремлённость:

Умеет ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, осознаёт, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления;

Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается её осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, но упорства в обогащении знаний не проявляет;

Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели, чётко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает это как необходимость;

Не способен ставить перед собой цели, в выборе жизненного пути следует «за всеми», не проявляет активность в личностном становлении;

Отсутствует полностью, не задумывается о дальнейшем жизненном становлении, не хочет знать, кем и каким будет.

5

4

3

2

1

Нравственно -  этическое оценивание

Уровень этической культуры:

Высокий, не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нравственные нормы поведения, разъясняет необходимость их соблюдений среди одноклассников, обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной некорректной лексике;

Хороший, соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором её соблюдения среди сверстников не выступает, корректен;

Средний, соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики, допускает неуважительное отношение к окружающим;

Низкий, использует нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим, редко задкмывается над необходимостью работы над собой;

Очень низкий, неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и не сдержан в выборе средств самовыражения.

5

4

3

2

1

Дисциплина и организованность:

Высокая, самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим, осознаёт значение этих качеств;

Хорошая, готов оказать содействие в соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознаёт значение этих качеств;

Удовлетворительная, проявляет эти качества по указанию учителей и наставников, слабо осознаёт их значение;

Низкая, пассивен в их появлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознаёт их значения;

Полностью отсутствует, не считает эти качества необходимыми.

5

4

3

2

1

Приложение 2

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

Общее кол.

баллов

Средний

балл

Показатели

1

Витковская Альбина

5

5

5

5

5

5

5

5

40

5

2

Голубева Диана

5

5

4

4

4

4

4

5

35

4,3

3

Дубровина Анжелика

5

4

4

4

4

4

3

5

33

4,1

4

Заруцкая Алина

5

4

4

4

4

4

4

5

34

4,2

5

Карпова Екатерина

4

5

3

3

3

3

3

4

28

3,5

6

Мартьянов Данила

5

5

5

5

5

5

5

5

40

5

7

Михеев Кирилл

4

5

4

4

3

3

5

4

32

4

8

Нопин Андрей

4

4

3

4

3

3

3

4

28

3,5

9

Панькина Маргарита

3

3

2

4

5

2

3

3

25

3,1

10

Раменский Кирилл

4

2

4

3

3

4

5

5

30

3,7

11

Романосов Дмитрий

4

4

4

4

5

5

5

5

32

4

12

Санников Даниил

4

5

5

5

5

5

5

5

40

5

13

Степанова Татьяна

5

5

5

5

5

5

5

5

40

5

14

Четвертак Александр

4

5

3

2

5

4

4

4

31

3,8

62

63

58

60

64

62

66

72

468

3,9

4,4

4,5

4,1

4,2

4,6

4,4

4,7

5

Приложение 3

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

Общее кол.

баллов

Средний

балл

Показатели

1

Витковская Альбина

5

5

5

5

5

5

5

5

40

5

2

Голубева Диана

5

5

4

5

4

4

5

5

37

4,6

3

Дубровина Анжелика

5

4

4

4

4

4

4

5

34

4,2

4

Заруцкая Алина

5

5

4

4

4

4

4

5

35

4,3

5

Карпова Екатерина

4

5

4

3

3

3

3

4

29

3,6

6

Мартьянов Данила

5

5

5

5

5

5

5

5

40

5

7

Михеев Кирилл

4

5

4

4

5

3

5

4

36

4,5

8

Нопин Андрей

4

4

3

4

3

3

4

4

29

3,6

9

Панькина Маргарита

4

3

3

4

5

3

4

3

29

3,6

10

Раменский Кирилл

4

3

4

3

3

4

5

5

31

3,8

11

Романосов Дмитрий

4

5

4

4

5

5

5

5

33

4,1

12

Санников Даниил

5

5

5

5

5

5

5

5

40

5

13

Степанова Татьяна

5

5

5

5

5

5

5

5

40

5

14

Четвертак Александр

4

5

3

3

5

4

4

4

32

4

64

66

60

62

66

63

70

72

485

4,3

4,6

4,7

4,2

4,4

4,7

4,5

4,9

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке

Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...

Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"

Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"...

Презентация (доклад) на тему: "Развитие логического мышления учащихся при решении текстовых задач (математическое моделирование) на уроках математики в рамках реализации ФГОС НОО" (выступление с докладом на круглом столе)

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач. Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из...

Личностно-ориентированные технологии реализации ФГОС на уроках ритмики

В основе личностно-ориентированного обучения лежат принципыиндивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Личностныйподход позволяет обеспечить всем воспитанникам условия для  разви...