Элементы здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
материал по теме

Рубцова Анна Михайловна

Физминутки на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл элементы здоровьесбережения80.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Физминутки в начальной школе, как важнейший элемент здоровьесберегающих технологий.

(Составила Рубцова А.М. учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Гурьвка).

В наше время остро встал вопрос о сохранении здоровья детей. Ведущее место сейчас отводится различным здоровьесберегающим технологиям. Частая смена деятельности во время уроков, использование развивающих и познавательных игр, а также физминуток способствуют сохранению здоровья детей. Всё это помогает прививать у детей интерес к учёбе, развивает мышление, устную и письменную речь, позволяет вырабатывать нужные умения и навыки.

Опытный учитель начальных классов никогда не станет пренебрегать физминутами, т. к. они помогают восстановить работоспособность ученика на уроке, сохраняют его здоровье, делают процесс обучения занимательным.

Физминутки можно сочетать с различными этапами урока. Например, с закреплением. На математике, где важна каждая минуточка, играем в космонавтов: на доске изображения планет, в кармашках спрятаны карточки, за ними нужно «слетать». Нравится мне использовать пересадки при фронтальной работе с классом, правила просты: ученик, ответивший на вопрос верно, занимает свободное место.

На уроке письма и чтения необходима минутка отдыха для глаз, в которую входят простые упражнения:

Ну, и конечно же, на письменных уроках необходима физминутка для пальчиков. Истоки способностей детей на кончиках их пальцев. Очень важно сделать руку ребёнка тренированной, умелой. Физминутка для пальчиков так же способствует развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того, снимает статическое напряжение, усталость, которые появляются при письме у неопытного школьника очень быстро. Рука 6-8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.

 

«Помощники»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни
(смотрят на раскрытые ладони): 
И вот эдак, и вот так – не обидятся никак
(потирают руки) .
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопают в ладоши) –
Не сидится им опять
(встряхивают кистями).
Постучали
(стучат по столу),
Повертели
(круговые вращения кистями)
И работать захотели
(потирают руки).
Поработают немножко
(хлопают в ладоши),
Мы дадим им отдохнуть
(складывают ладони вместе) .
Постучали
(стучат по столу),
Повертели
(круговые вращения кистью) –
И опять пустились в путь
(хлопают в ладоши).

Тема урока: «Звук и буква «А»

«А» – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Вот теперь мы дружно встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – и за дело!

(Дети встают и повторяют упражнения.)

Тема урока: «Звук и буква «Б»

«Бабочка»

Спал цветок
(сидя за партой, опустить голову вниз,
руки на коленях, спина расслаблена)
 
и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
 
Шевельнулся, потянулся
(руки через стороны вверх – вдох, руки вниз – выдох), 
Взвился вверх и полетел.
(Встать из-за парты – махи руками.) 
Солнце утром лишь проснется
 
(плавные движения руками вверх, смотреть на пальцы),

Бабочка кружит и вьется.
(Маховые движения руками, кружение.) 

Игра «Белка»

Ученики говорят хором:
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвет орешки.
Все запасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.

(По окончании стихотворения игроки бегут по залу и собирают грибы и орешки. Кто больше собрал орешков, тот и выиграл.)

Тема урока: «Звук и буква «В»

«Ветер» – 1

Ветер тихо клен качает
(ноги на ширине плеч. Руки за голову), 
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон,
(наклоны туловища вправо – влево), 
Зашумел листвою клен.
(Руки вверх, маховые движения руками.) 

«Ветер» – 2

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
(Имитируют движения ветра.
Наклоняют туловище вправо – влево.)
 
Ветер тише, тише, тише.
Дерево все выше, выше!
(Выполняют пружинистые приседания.
Встают и выпрямляются.)
 

«Дни недели»

В понедельник я купался
(изображают плавание),
А во вторник – рисовал
(рисование), 
В среду долго умывался
(умывание), 
А в четверг в футбол играл
(бег на месте), 
В пятницу я прыгал, бегал
(подскоки на месте). 
Очень долго танцевал
(кружение, хлопки в ладоши). 
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.) 

Тема урока: «Звук и буква «Г»

«По грибы»

Гриша шел, шел, шел
(шаги на месте), 
Гриша белый гриб нашел
(хлопки в ладоши). 
Раз – грибок,
Два – грибок
и три – грибок
(наклоны вперед, имитация движений грибника), 
Положил их в кузовок.
(шаги на месте.) 

Игра «Домик»

Дети делятся на группы по рядам. Каждая из групп имитирует звуки птиц и животных: гусей, голубей, собачек. Учитель, проходя мимо каждого ряда, постукивает по парте и спрашивает: «Кто, кто в домике живет?». Дети хором отвечают. Учитель говорит: «Гуси, встаньте! Вытяните шейки и покрутите ими три раза». Гуси выполняют движения. Учитель говорит: «Голуби, помашите крылышками!», «Собачки, на корточках сделайте два шага назад, потом два шага вперед!» – и т.д.

Тема урока: «Звук и буква «Д»

«Дождь» – 1

Приплыли тучи дождевые
(стоя, руки вытянуть вперед): 
Лей, дождь, лей!
(свободно встряхивать кистями рук.) 
Дождинки пляшут как живые
(продолжать встряхивать кистями, поворачивать ладони вверх – вниз): 
Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.

«Дождь» – 2

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам!
(Шаги на месте.) 
Гром! Гром! Как из пушек!
Нынче праздник для лягушек.
(Прыжки на месте.) 
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
 (Приседания.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
(Шаги на месте.)

Тема урока: «Звук и буква «Е»

«Если нравится тебе»

Если нравится тебе, то делай так… (2 щелчка пальцами над головой.)
Если нравится тебе, то делай так…
(2 хлопка в ладоши.)
Если нравится тебе, то делай так…
(2 хлопка за коленками.)
Если нравится тебе, то делай так…
(2 притопа ногами.)
Если нравится тебе, ты скажи: «Хорошо».
Если нравится тебе, и другим ты покажи.
(Притопы ногами.)
Если нравится тебе, то делай все.
(Прыжки на месте.)

Тема урока: Звук и буква «Л»

– Гуси, гуси!
(Дети бегут по кругу, размахивая руками, словно крыльями.) 
– Га, га, га!
– Хорошо вам?
– Да, да, да!
– Ну, летите веселей
На лужок, да поскорей! –
Прилетели, пошагали
(ходят),
Травку клювом пощипали
(наклоняются вперед), 
Крыльями взмахнули
(махи руками),
Шею потянули.
(Потягивание шеи, грудь вперед.) 

Тема урока: «Буква «О»

Игра «Потешка»

Цель: формировать правильное звукопроизношение, развивать фонематический и речевой слух.
Играющие стоят по кругу и перекатывают обруч – это буква
о – от одного к другому: одно перекатывание на одну строку. Тот, на ком закончилось перекатывание, должен быстро назвать слова со звуком о. Если ученик не смог назвать слово, то он на время выбывает из игры. Вариант: назвать слово со звуком о в начале, середине и конце слова.

Не по тропе, а около
Катилось и охало.
«О» охало, «О» окало
Не на тропе, а около.

Тема урока: «Звук и буква «Х»

Игра «Хомка»

Цель: упражнять учащихся в четком произношении звука «Х».
(Учащиеся стоят парами в кругу. Ведущий читает стихотворение, ученики за ним повторяют и выполняют движения по смыслу текста.)

Хомка-хомка, хомячок –
Мягкий серенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать!

Ведущий указывает любую пару, в ней один убегает, другой догоняет. В другие пары становиться можно изнутри круга, а позади стоящий игрок убегает.

Тема: Звук и буква «Ч»

Игра «Ча-ча-ча»

Цель: упражнять учащихся в четком произношении звука ч; развитие слухового внимания.
Ученикам предлагается набор слогов:
ча, чу, оч, чо, чи. Дети разбиваются на две команды, берутся за руки и становятся в шеренгу друг напротив друга.

Первая команда произносит:
«Ча-ча-ча-ча!».
Вторая команда произносит:
«Наша печка горяча».
Первая: Чу-чу-чу-чу!
Вторая: На ракете я лечу!
Первая: Оч-оч-оч-оч!
Вторая: Наступила ночь.
Первая: Чо-чо-чо-чо!
Вторая: Что-то давит на плечо.
Первая: Чи-чи-чи-чи!
Вторая: Испекли мы калачи.

Затем участник 1-й команды разбегается и пытается разорвать цепь 2-й команды. Если ему это не удается, то вторая команда выполняет роль первой.

Тема урока: «Звук и буква «Щ»

Игра «Варим щи»

Цель: выработка умения подбирать слова с заданным звуком.
Двигательная задача: развитие скоростных способностей.

Ведущий.

Давай сегодня сварим щи!
Слова такие отыщи,
Чтоб в каждом
Было щей немножко.
Уже кастрюля на плите!
Берите буквы только те,
Что смотрят из лукошка.

Ученики выстраиваются в две шеренги, по команде ведущего добегают до лукошка с буквами, поднимают букву и громко называют слово с буквой щ, затем бегут обратно в команду, становясь в конце шеренги. Следующий игрок выполняет то же, что и предыдущий. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.

«Два щенка»

Цель: закрепление в речи звука щ, развитие общей моторики.

Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
(Руки сложить ладонями друг к другу – к правой, затем к левой щеке.) 
А у щетки половой
Палка есть над головой.
(Руки поднимать вверх и соединить над головой.) 
Палка – щелк щенков сплеча!
(Хлопок по плечам.) 
Два щенка ушли, пища.
(Обойти вокруг парты и сесть на место.) 

МАТЕМАТИКА 

 «СКОЛЬКО НАС ОСТАЛОСЬ?» 

Учитель вызывает к доске нескольких детей. Они становятся лицом к классу и пересчитываются, называя порядковые числительные. Класс называет количество детей у доски (например 6). Шестой возвращается на место со словами: « Шестой ушёл, осталось …. Класс дружно отвечает: « осталось 5 человек». « Пятый ушёл, осталось…»

«ЗА КАКИМ ЧИСЛОМ СПРЯТАЛСЯ ЗАЙКА?» 

На наборном полотне ставятся цифры 1-9, но не по порядку. За одной цифрой (она перевёрнута обратной стороной) ставится рисунок зайца. Предлагается расположить числа по порядку и узнать, за каким спрятался зайка.

 «СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ НЕ ВИДНО?» 

У меня всего 8 карандашей. Два из них в руке. Остальные в коробке. Сколько карандашей в коробке?

«ХВАТИТ ЛИ?» 

а) Десяти ученикам 8 стульев?

б) Пяти мальчикам 9 пар варежек?

«ПРОВЕРЬ НЕЗНАЙКУ» 

Учитель пишет на доске, допуская ошибки в примерах. Предлагает учащимся найти ошибки, которые сделал Незнайка. (Например 6+1= 8; 5+2=10).

«ЭСТАФЕТА» 

Ученики делятся на две группы. На доске написаны примеры в два столбика по

Количеству детей в команде. Игра начинается по команде учителя. Каждый ученик решает один пример и передаёт мел следующему. Выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры.

«ТОРОПИСЬ, ДА НЕ ОШИБИСЬ!» 

Учитель на доске пишет примеры, а учащиеся на листе ответы.

«ЛУЧШИЙ СЧЁТЧИК ЛЕТИТ В РАКЕТЕ». 

На доску прикрепляется три ракеты. По команде учителя дети начинают решать примеры с доски. Первые три ученика, кто быстро и правильно решит все примеры, красиво их запишет- победители.

«НЕ ЗЕВАТЬ» 

Учитель пишет на доске или показывает на карточке число, а дети должны быстро назвать второе, которое вместе с данным образует сумму 10.

«КУПИТЕ ШАР У БУРАТИНО» 

На доску прикрепляется рисунок. В руках у Буратино шары разного цвета, на обороте каждого шара - пример. Ученик выходит к доске, берёт понравившийся шар и решает пример. Если ответ верный – шар куплен, если нет – шарик остаётся на месте.

«КТО, КАК?» 

У стола учителя стоит ученик лицом к доске. Классу даётся пример или задача.

Ученики считают, поднимают руку. Учитель показывает, кому следует отвечать, и этот ученик, не вставая с места, называет ответ. Ученик, стоящий у доски, должен определить, кто и как ответил. Например: «Дима Иванов ответил правильно».

«ВЕРНО, НЕВЕРНО» 

Даётся задача или пример. Ученики считают. Вызывается ученик для ответа. Ученики, у которых такой же ответ, поднимают руки, у которых другой ответ - закрывают уши, в знак того, что они не желают слушать неправильный, по их мнению ответ.

«КТО БЫСТРЕЕ СОСТАВИТ БУКЕТ». 

Вырезать из открыток изображения цветов. На обратной стороне приклеить карман, в котором лежат записанные примеры. Вызываются два ученика. Каждый берёт из кармашка пример и решает его. Затем берёт следующий и т.д.

Побеждает тот, кто за определённое время решит без ошибок больше примеров.

«ОТВЕЧАЙТЕ ВДВОЁМ» 

Даётся пример. Ученики считают. Вызванный ученик называет десятки числа, а ученик, сидящий рядом, единицы.

Пять малышек-медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
Скольким сон хороший снится?

* * *

В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре два кузнечика
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов?

* * *

Ёжик по грибы пошёл,
Десять рыжиков нашёл.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках, ёж?

* * *

Три ромашки – желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

* * *

Группа малышей - утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть уплыли далеко,
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.

* * *

Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез,
Два - в раскрытое окно.
Сколько было их всего?

* * *

Ветер дунул - лист сорвал.
И ещё один упал,
А потом упало пять
Кто их может сосчитать?

* * *

Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Три несут былинку,
Пять несут иголки.
Сколько их у ёлки?

* * *

В кузове моём лежат
Два опёнка, пять маслят,
Пара рыжиков румяных.
Сколько всех грибов, ребята?

* * *

К нам весна давно пришла.
Всем зверькам вставать пора
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись
Три пушистых медвежонка,
Два малюсеньких ежонка,
Толстячок – бурундучок
И весёлый барсучок.
Подсчитайте всех зверей,
Да при этом поскорей!

* * *

Подогрела чайка чайник
Пригласила восемь чаек:
- Приходите все на чай.
Сколько чаек?
Отвечай!

* * *

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел-
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей –
Посчитай-ка всех зверей.

* * *

На большом диване в ряд
Куклы Танины стоят.
Две матрёшки, Буратино
И весёлый Чипполино
Помоги Танюшке
Сосчитать игрушки.

* * *

Посадила бабка в печь
Пироги с капустой печь
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки-
Пироги считают внуки.
Если можешь – помоги
Сосчитать им пироги.

* * *

Лебеди у нас в пруду
Я поближе подойду.
9 чёрных, белых 5
Кто успел их сосчитать?

* * *

Белка, ёжик и енот
Волк, лиса, малышка крот
Были дружные соседи-
На пирог пришли к медведю.
Вы ребята, не зевайте:
Сколько всех зверей, считайте.

* * *

Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
2 зайчонка, 2 лисёнка,
3 весёлых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра-
Называть ответ пора.

* * *

Как-то раз в лесу густом,
Под берёзовым кустом,
Собрались грибы лесные,
Все красавцы удалые.
Ученик, ты не зевай,
И грибы скорей считай:
5 груздей и 5 волнушек,
5 лисичек, 5 горькушек.
Кто ответить нам готов
Сколько же всего грибов?

* * *

Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько шишек впереди?

* * *

Две весёлые мартышки
Покупать ходили книжки
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.

* * *

В воздухе кружат
И в ухо мне жужжат
2 жука и 2 пчелы
Мухи 2, 2 стрекозы,
2 осы, 2 комара.
Называть ответ пора.

* * *

Именины у синицы:
В гости прибыли друзья-
3 весёлых воробья,
3 вороны, 3 сороки,
3 стрижа и дятлов – 3.
Сколько всех их?

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ 

У каждого ученика в конверте лежат картинки, изображающие такие предметы, как луна, рама, нора, лиса, волк.

На доске напечатаны в два столбика слова в разном порядке.

1 столбик: луна, рама, нора, лиса, волк.

2 столбик: нора, лиса, рама, волк, луна.

Детям предлагается разложить картинки по вариантам так, как даны слова на доске.

* * *

У каждого ученика в конверте 6-8 картинок, изображающих различные предметы, Ученики должны составить слова (названия) изображённых предметов из разрезной азбуки.

* * *

В конверте лежат картинки, изображающие предметы: мак, дом, роза, барабан.

Слова, называющие эти предметы разные по слоговому составу.

Детям предлагается разложить картинки в следующем порядке: сначала те, у которых названиями предметов являются односложные слова, затем двусложные и трёхсложные.

После этого дети составляют названия предметов из разрезной азбуки.

* * *

Из вложенных в конверт картинок отобрать только те, на которых изображены домашние животные и птицы, посуда, мебель, инструменты и т.д.

Детям предлагается подписать буквами из разрезной азбуки названия изображённых предметов.

* * *

Из вложенных в конверт картинок отобрать те, в названиях которых больше букв, чем звуков.

Буквами из разрезной азбуки подписать названия изображённых предметов.

* * *

Какими буквами или звуками различают следующие пары слов: флаги-фляги, плот-плод, суп-зуб.

* * *

Какую букву надо заменить в слове «кость», чтобы получить название желанного в доме человека (гость).

* * *

В процессе урока в качестве поощрения ученикам учитель выдаёт буквы за хорошую работу. Например: м, о, л, о, д, ц, ы.

В конце урока ученики с буквами выходят к доске и на наборном полотне составляют слово. Остальные хором читают его.

Сурики и сурок. 

Зевнул наборщик на работе
И вместо И поставил О
Поймёте вы, когда прочтёте,
Что получилось из того.
Маляр повесил кисть на гвоздь,
Глядит – пред ним
Не кисть,
А кость.
В ведре
Не сурик,
А сурок,
В углу не веник,
А венок.

Какие буквы перепутал наборщик?

* * *

Кто найдёт слово?
Вёз водитель в магазин
Много мётел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в ка …….
.(бине)

По дороге наша Машенька идёт
За верёвочку козу она ведёт,
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки ко …….
(са).

Филиппок за окуньком
В речку лезет босиком.
Очень хочет Филиппок
Окунька поймать в са ……..
(чок).

Какие слова нашли?

Сколько в них слогов?

* * *

Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Найди в стихах 7 сочетаний.

Озеро. 

Чуть колыша камыши.
Дремлет озеро в тиши,
Отраженья в нём живут
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.

Щука. 

Щука в речке жила,
Щёткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пискарей.

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ. 

  • Знай, сверчок, свой шесток.
  • Сама не ест, и мне не даёт.
  • Знает кошка, чьё мясо съела.
  • Как глядишь, так и видишь.
  • Изверишься в алтыне – не поверят в рубле.
  • Два раза не умирать, а раз не миновать.
  • Железом хлеба добывают.
  • Семейная кашка гуще кипит.
  • И пчела летит на красный цветочек.
  • Ворон за море летал, умней не стал.
  • Наши пряли, а ваши спали.
  • Глупой птице свой дом не мил.
  • Азбуку учат, на всю избу кричат.
  • Шаловливая овца - волку корысть.
  • Невеличка капля, а камень долбит.
  • Булат железо и кисель не режет.
  • Ал цвет мил на весь свет.
  • На нет и суда нет.
  • Без костей и рыбки не съешь.
  • Были бы кошки, а мышки будут.
  • Какой палец не укуси, всё больно.
  • Вздулся как пузырь дождевой и стал – ничего.
  • Что в воду упало, то пропало.
  • Удалось червяку на веку лист съесть.
  • Десять раз примерь, один раз отрежь.
  • Где цветок, там и медок.
  • Не будет снега, не будет и следа.
  • Неизведанный друг нехорош для услуг.
  • Друга ищи, а найдёшь – береги.
  • Знаючи недруга, не зови на пир.
  • Короткий счёт, длинная дружба.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Другу сколько можно помогай.
  • Едешь на день, бери хлеба на неделю.
  • Еду не свищу, а наеду не спущу.
  • Век пережить - не поле перейти.
  • Слепой щенок и тот к матери лезет.
  • На сердитых воду возят.
  • Не велик сверчок, да слышно кричит.
  • Жалит пчёлка, жаль мёду.
  • Жалеть мешка - не завесть дружка.
  • Жаль молока – не видать кошки.
  • Знаем сами – кривы сани.
  • С воза упало – не сыщешь.
  • И месяц светит, коль солнца нет.
  • В темноте и гнилушка светит.
  • Как волка не ласкай, он всё к лесу глядит.
  • Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал.
  • Красна птица пером, человек умом.
  • Ложкой кормит, стеблем глаз колет.
  • Капля мала, а по капле - море.
  • Конец – делу венец.
  • Лето собирает, зима съедает.
  • Лев страшно, обезьяна смешно.
  • Льва сонного не буди.
  • Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
  • Мокрому дождь не страшен.
  • Не рой другому яму, сам упадёшь.
  • На чужой земле и весна не красна.
  • Той же мучки, да не в эти ручки.
  • У ребят да у зайчат по два зуба.
  • Ученье свет – неученье тьма.
  • Шелудивый баран всё стадо портит.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Ручка беленька, душа чёрненька..
  • Кошке игрушки, мышке слёзки.
  • Новая метла чисто метёт.
  • Вина голову клонит.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Око видит далеко, а мысль ещё дальше.
  • Овечку стригут, а другая того же жди.
  • Съел бы пирог, да в печи сжёг.
  • Рано пташка запела, как бы кошка не съела.
  • Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт.
  • Счастье без ума - дырявая сума.
  • В степи простор, в лесу угодье.
  • С глупым водиться, сам поглупеешь.
  • Упустил гриву, за хвост не держись.

ФИЗМИНУТКИ. 

* * *

Пчёлы в ульях сидят. (Присесть на носках около парты, спина прямая..)
И в окошко глядят.
(Руками изобразить окошки)
Порезвиться захотели.
(Встать)
Друг за другом полетели.
 (Произвольные взмахи руками)

* * *

Руки к верху поднимаем, (Руки вверх)
А потом их опускаем,
(Руки вниз)
А потом их разведём
 (Руки в стороны)
И к себе скорей прижмём,
(Руки вниз прижать к бёдрам)
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей
(Хлопки в ладоши)

* * *

Гуси серые летели, (Произвольные взмахи руками)
На лужайке тихо сели,
(Приседание на носках)
Походили,
(Ходьба на месте)
Поклевали,
 (Наклоны головы вперёд вниз)
Потом быстро побежали.
(Бег на месте).

* * *

В прятки пальчики играли,
И головки убирали
Вот так, вот так
Так головки убирали.
(Сжимание и разжимание кистей)

Хомка
Хомка-хомка-хомячок, полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт, шейку моет, щёчки трёт,
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять - хочет хомка сильным стать.

Вот так
-Как живёшь? Вот так!
-Как берёшь? Вот так!
-Как даёшь? Вот так!
-Как грозишь? Вот так!
-Как шалишь? Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
-Ночью спишь? Вот так!
-Как молчишь? Вот так!

Зарядка
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Король Боровик
Шёл король Боровик через лес напрямик,
Он грозил кулаком, топал он каблуком,
Был король Боровик не в духе-
Короля покусали мухи.

Очень нравится детям игра «Надувная игрушка», способствующая мышечному расслаблению (дети изображают надувные игрушки, которые учитель «надувает» воздухом, а потом «прокалывает» их). Также я использую для физминутки и другие игры, любимые детьми: «Буги-вуги», « Повар Булочка», « Вперёд четыре шага».

В качестве второй минутки отдыха иногда я использую «спокойную минутку» : закроем глаза, представим море… Волны катятся и с шумом разбиваются о берег, а затем медленно отходят назад… Можно использовать спокойную красивую музыку.

Физминутки можно сочетать с другими этапами урока. Например, с закреплением. На математике, где дорога каждая минуточка, играем в космонавтов: на доске изображения планет, в кармашках спрятаны карточки, за ними нужно «слетать». Нравится мне использовать пересадки при фронтальной работе с классом, правила просты: ученик, ответивший на вопрос верно, занимает свободное место.

На уроке письма и чтения необходима минутка отдыха для глаз, в которую входят простые упражнения:

  • зажмуриться, открыть глаза;
  • посмотреть за окно;
  • посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;
  • поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками.

Ну, и конечно же, на письменных уроках необходима физминутка для пальчиков. Истоки способностей детей на кончиках их пальцев. Очень важно сделать руку ребёнка тренированной, умелой. Для этого используются всяческие штриховки, работа с пластилином, верёвочками, пуговицами, семенами. Физминутка для пальчиков так же способствует развитию умения выполнять мелкие движения, тренирует мышцы кисти рук, а, кроме того, снимает статическое напряжение, усталость, которые появляются при письме у неопытного школьника очень быстро. Рука 6-8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали,
А сейчас мы отдохнём и опять писать начнём.

Вот любимые упражнения моих учеников: «Змея», «Молоточки», «Моем руки», «Поцелуйчики», « Замок», «Греем руки», « Ветерок».

Опытный учитель начальных классов никогда не станет пренебрегать физминутами, т. к. они помогают восстановить работоспособность ученика на уроке, сохраняют его здоровье, делают процесс обучения занимательным. Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика.

Мы ногами топ-топ-топ.

Мы ногами топ-топ-топ,                      ( топаем)

Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,            ( хлопаем)

И туда -  и сюда повернёмся без труда.     (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Мы головками кивнём,  (киваем) дружно ручками махнём,   ( машем ручками)

И туда -  и сюда повернёмся без труда.    (  выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Мы подпрыгнем высоко, прыгать вместе так легко,   ( прыгаем на месте)

И туда -  и сюда повернёмся без труда.   (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Пример стихотворной физминутки:

У оленя дом большой

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окно.

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучится.

- Тук-тук дверь открой-

Там в лесу охотник злой!!!

- Заяц, заяц, забегай

Лапу мне давай!

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность учителям начальных классов играть с учениками, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику,  помогают подготовить руки детей к письму.

Для проведения пальчиковой разминки можно использовать диски Е.Железновой «Пять поросят», «Десять мышек».

Мальчик – пальчик

Мальчик –пальчик, где ты был?            сгибание-разгибание большого пальца

Я на речке братьев мыл.                          «моем ручки»

С этим братцем в лес ходил             сгибание-разгибание указательного пальца

С этим братцем щи варил                 сгибание-разгибание среднего пальца

С этим братцем кашу ел                    сгибание-разгибание безымянного пальца

С этим братцем песни пел               сгибание-разгибание мизинчика

 

Стихотворные физминутки, собранные из различных источников.

Движения подбираются по своему усмотрению.

Пчелы в ульях сидят,

И в окошко глядят.

Порезвиться захотели-

Друг за другом полетели.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть: который час?

Раз, два, три, четыре.

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон-

Убежали мышки вон.

Рыбки плавали, плескались.

В чистом маленьком прудке.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо пальцы нам размять.

В кулачки мы их сожмем,

Быстро-быстро разожмем.

А потом, а потом-

Мы руками потрясем.

И теперь нам опять

Можно к делу приступать.

Два притопа, два прихлопа,

Ёжики, ёжики,

Наковальня, наковальня,

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте.

Зайчики, зайчики.

Ну-ка, вместе!

Ну-ка, дружно!

Сели, девочки, сели, мальчики.

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся,

Два- прогнулся.

Встрепенулся и пошел.

Шел он, шел и в класс пришел.

Раз-два – выше голова,

Три-четыре – руки шире,

Пять-шесть – тихо сесть,

Семь-восемь –лень отбросим.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли дети погулять.

Остановились на лугу-

Я вперед быстрей бегу.

Лютики, ромашки,

Розовые кашки.

Собирал наш первый класс:

Вот какой букет у нас.

Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы прыгаем, как зайцы.

Теперь мы, как медведи…

А теперь все тихо сели.

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимаем руки мы

По команде: «Раз!»

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде: «Два!»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше, выше!

Летит, летит по небу шар.

По небу шар летит.

Но знаем мы до неба шар-

Никак не долетит.

Дима шел, шел, шел-

Земляничку нашел!

Ах, какая ягодка!

Вверх поднимем плечики-

Прыгайте, кузнечики! Стоп!

Присели, травку поели,

Встали, поскакали, потихоньку сели!

Мы дружно трудились,

Немножко устали:

Быстро все сразу

За партами встали.

Руки поднимем,

Потом разведем,

И очень глубоко всей грудью вздохнем.

И левую ногу поднимем вперед,

И дальше пойдем мы в поход.

Медвежата в чаще жили,

Головой всегда крутили – вот так!

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали- вот так!

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили – вот так!

А потом они плясали-

Дружно лапы поднимали. Вот так!

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

«Заяц, заяц! Забегай!

Лапу мне давай!»

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится нам опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Один, два, три, четыре, пять.

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим!

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей:

Хлопай, хлопай веселей!

Я тетрадочку открою-

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку вот как я держу!

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я примусь.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали, Ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.

Гуси серые летели

На лужайке тихо сели.

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

С Вини-Пухом в лес шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Нам шагается легко.

Вдруг мы видим у куста-

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо   кладем.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим

На носочках убежим.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали…

Великанами мы стали.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета- потянулись,

Три-четыре –руки вниз,

Раз, два, три, четыре –

делаем вперед наклон.

Покачаемся, как слон…

Зайчик быстро скачет в поле.

Очень весело на воле!

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-ребятишки.

Только в лес мы пришли

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз- хлопок другой.

Раз, два, три, четыре,

Пять- хватит по лесу гулять.

Нужно к делу приступать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Выступление на педсовете. "Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе."...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....

Использование элементов здоровьесберегающей технологии в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности

Материал презентации носит практический характер использования элементов здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности. В презентации описаны элементы здоровь...