Применение игровых технологий как одно из условий активизации мыслительной деятельности учащихся.
статья (1 класс) по теме

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технология внеклассной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игровые технологии55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Соктуй-Милозанская ООШ» Забайкальского края Краснокаменского района

Применение игровых технологий как одно из условий  активизации мыслительной деятельности учащихся.

Чернова Наталья Анатольевна учитель начальных классов

     В современном процессе обучения большое внимание уделяется игровым формам обучения. Как показывают педагогические исследования, игровая форма обучения перспективна в развитии интеллектуального потенциала учащихся. За последние годы учебная игра стала предметом пристального изучения, как со стороны учёных педагогов, так и учителей – практиков. Педагогический опыт показывает, что игра – это одна из активных учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема использования игровых форм обучения актуальна на каждом учебном предмете. Именно игра может выполнять активизацию мыслительной деятельности учащихся как в ходе учебной, так и во внеурочной деятельности.

    Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

   Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технология внеклассной работы.

  Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся у учебной деятельности.

   На своих уроках использую игры, способствующие обогащению и закреплению словаря, связной речи; игры, направленные на развитие психологических процессов; развивающие игры. Наряду с рабочими уроками внедряю в практику активные формы обучения. Это такие, как урок – игра, урок – путешествие, урок  КВН, урок – сказка и т.д.

    В своей работе ставлю перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка, математики, окружающего мира, но и формировать у них общелогические мыслительные умения, т.к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны уметь сравнивать, анализировать, обобщать. Всё это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и помогает им в будущем решать трудные нестандартные задания, работать творчески.

   Приведу примеру некоторых игр, которые использую на уроках русского языка. Одним из видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития памяти и творческих способностей ребёнка. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок. Загадки учат детей говорить образно, ярко.

1. Игра «Зашифрованное слово». Игра формирует такие мыслительные процессы как анализ и синтез. Задание: из каждого слова взять только первый, второй, последующий слог и записать полученное слово.

Например: предлог, логово, железо, низина, енот – по первому слогу;

Пуговица, молоток, сова – по второму слогу;

Колесо, село, панама – по последнему слогу.

2. Игра «Волшебный ряд букв». Даётся любой ряд букв, с которым можно выполнить любое задание:

а) деление на группы (гласные-согласные);

б) составление слов;

в)запись в алфавитном порядке.

3. Игра «Составь цепочку» на развитие остроты и логичности мысли. Задание: назвать предметы, которые являются «переходными мостиками» от первого слова ко второму. Например: жёлудь – дом (жёлудь – дуб –бревно дом), овечка –свитер, доска –синица.

  Игры облегчают ученику трудный путь его познания, способствую углублению полученных знаний. Разумеется, не все грамматические темы можно представить в форме игры. Особенность учебного материала определяет и выбор метода его преподнесения. Можно отобрать ряд программных тем по изучению простого предложения и на их основе построить игровой материал, который используется на уроках. Например:

1. Игры «Найдём словосочетание» и «Чей ряд лучше?»  Цель первой игры: закрепить и углубить понятие о словосочетании; развить умение находить словосочетание в тексте.

Средства обучения: 2 столбика по 5 предложений.

Содержание игры: 2 команды по 5 человек. Задача – кто быстрее найдёт словосочетания.

Цель второй игры: закрепить понятие об однородных членах, развить умение находить их в тексте.

  Приведу примеры заданий, используемых на уроках математики.

1. Разгадывание задач по таблицам и кодам.

Разноцветное коромысло через реку повисло (радуга)

             +1                        

2

4

9

6

10

8

у

г

а

а

д

р

7

5

9

1

3

8

               

2. « Кто быстрее сосчитает, сколько спрятано фигур?»

3. Из каких геометрических фигур построен домик?

4. Для закрепления понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево» провожу диктанты по клеткам.

Для формирования навыков устного счёта стараюсь на каждый урок включать различные интересные задания. Это соревнования по рядам, эстафеты, игры «Лесенка», «Не утони!», круговые примеры и многое другое.

Игры, применяемые на уроках окружающего мира, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:

  1. настольные игры
  2. дидактические игры
  3. подвижные игры
  4. деловые игры
  5. интеллектуальные игры.

   В практике своей работы использую следующие:

а) Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при их пересечении можно было прочитать слово другого значения.

I.

1

  Л

2 И

3 С

4

  Т

5  О

6

  П

7

  А

8  Д

б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учить детей разгадывать ребус надо от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

в) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

г) Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

Для младших школьников в игре всегда ценно то, что даже в рамках заданных правил всегда есть свободный выбор модели поведения, элемент неожиданности, возможность импровизировать, познавать себя и окружающих, постигать мир во всех его проявлениях.

    В своём сообщении я перечислила очень малую часть игр и игровых упражнений. Бесспорно, что все они способствуют развитию личности младшего школьника и у каждого учителя свой набор таких заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся

Различные методы обучения на уроках, позволяющие раскрыть индивидуальные и интеллектуальные особенности каждого ребенка....

«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»

Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.

Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....

«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы»

Полное описание применения игровой технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы....

Доклад на тему «Создание ситуации успеха для учащихся на уроках математики с применением игровых технологий»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пыт...

КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ для учащихся 1-х классов

КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ для учащихся 1-х классов...