Влияние самооценки учащихся на мотивационную деятельность на уроке.
учебно-методический материал по теме

Вельмакина Светлана Александровна

Выступленине на педагогическом совете. Публичное представлени педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vystuplenie_na_pedsovete.zip1.81 МБ

Предварительный просмотр:

    Важнейшими целями обновленного образования должно стать развитие у учащихся конкретных навыков и умений, в частности: самостоятельности и стремления к самореализации, умения отстаивать свои права, готовности к сотрудничеству, способности к творческой деятельности.

           Овладение учащимися совокупностью вышеперечисленных умений и навыков способно сформировать у них мобильное мышление, которое в будущем поможет реализовать себя в жизни, быть успешными, востребованными, менять по мере необходимости сферу деятельности.

Но формировать его нужно уже с начальной школы, а для этого необходимо изменить условия, в которых реализуется образовательный процесс.

   Следовательно, необходим поиск принципиально нового подхода к оцениванию. Учителя используют различные приёмы в оценивании знаний детей. И то же время учителя понимают необходимость формирования самооценки школьников, так как адекватное восприятие оценки взрослого возможно при условии развития самооценки и самоконтроля у детей.

       Ребенок должен научиться оценивать свои действия, их результаты, свое продвижение вперед.

     К сожалению, учащиеся привыкают к тому, что их оценивают другие. Надо только выполнить задание, а правильно ли оно выполнено, скажет учитель. У ребенка не создается мотивация для самостоятельного совершенствования своих действий. Полная передача оценочного компонента взрослому порождает неверие ученика в свои силы, держит его в состоянии постоянной тревожности, вызывает недоверие к объективности педагога. Ребенок начинает в первую очередь «зарабатывать» хорошие отметки

    Одним из путей решения вышеперечисленных проблем является развитие оценочной самостоятельности  школьников.

    Коллективом авторов, методистов и учителей Образовательной системы «Школа 2100» были разработаны правила технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся.

Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».

   Основными составляющими новой технологии... являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.

      Учителя, работающие по «Школе 2100» знакомы с этой технологией и, наверное, уже кто-то применяет её в своей работе. Но я думаю, что и другие учителя, которые не работают по этой программе, могут так же использовать некоторые элементы. Переход на технологию оценки учебных успехов можно в любом классе.

     Я коротко расскажу о технологии оценивания образовательных достижений. В своей работе учителя нашей  школы не используют всю технологию, а только отдельные элементы, т.к. использование этой минимальной конфигурации не требует от учителей официального оформления использования новой технологии.

      Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания, которая описывается в виде правил действия для каждого вида случаев:

I.– «Что оценивать?» – оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний. Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи.  (Оценка - это словесная характеристика результатов действия  («молодец», «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что…».  Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы).     

    Оцениваться может все. Но фиксируется с помощью отметки (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения применять знания (решать задачи).  Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности, а не урок в целом.

II.– «Кто оценивает?» – учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументировано оспорить выставленную отметку;

      Для реализации этого правила ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию. Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

Минимум:

1_й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была

цель, что нужно было получить в результате?

2_й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3_й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой,

в чем)?

4_й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью (кто

помогал, в чем)?

Максимум:

5_й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

6_й шаг. Каков был уровень задачи! задания?

– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень, то что должен знать каждый (автобус).

– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень(самолёт).

– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень (ракета).

7_й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8_й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи

отметку, которую ты себе поставишь.

     Введение алгоритма начинается с минимума вопросов. Этот минимум можно использовать, работая по другим образовательным программам.

      У учителей, работающих по этой технологии,  алгоритм самооценки  висит рядом с доской, по которому ученик отвечает на вопросы. В начальной школе мы  используем  только минимум при самооценке. (Не хватает времени)  

Особые ситуации

Бывает так, что некоторые ученики весь урок очень хорошо работали, выдвигали гипотезы, более рациональные способы решения задач.  Тогда в конце урока можно предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут быть поощрены: им засчитывается решение задачи на программном уровне по базовому умению, основной проблемы урока.

III. – «Когда оценивать?» – за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать; ( проверочные работы по русскому языку и окружающему миру, контрольная по математике).

IV. – «Где фиксировать результаты?» – отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным входе решения конкретной задачи; (таблицы требований). Я фиксирую отметки в журнале.

V. – «По каким критериям оценивать?» – оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года

(число уроков в четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Одним из основных требований к технологии оценочной деятельности является овладение школьником оценочными умениями, что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя.

 

Уже сейчас учителя нашей школы могут сказать, что отмечается динамика в снижении уровня тревожности, дети осознанно воспринимают отметку за определённую сумму знаний; у них формируется мотивация достижения;  сохраняется мотивация к обучению и познанию.

Более подробно об этой технологии можно прочитать в сборнике программ Образовательная система «Школа 2100».

.

Уровни успешности

 

6-балльная шкала

 

5-балльная

 

 

 

Не достигнут Необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

 

0 или пустой кружок в таблице требований

 

«2» - неудовлетворительно

 

 

 

Необходимый уровень

(«хорошо»)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания.

 

1 балл успешности

- Частично успешное решение (с незначительной – не влияющей на результат - ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«3» - удовлетворительно

 

2 балла успешности

- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

 

«4» - хорошо

 

 

Программный уровень

(«отлично»)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

- либо применить новые, изучаемые в данные момент, знания,

- либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации

 

3 балла успешности

- Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

 

«4+» - приближается к отлично

 

 

4 балла успешности

- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

 

«5» - отлично

 

 

 

!!! Следующий уровень особый – необязательный для учеников, фиксирующий их исключительные успехи

 

Максимальный уровень

(«превосходно»)

Решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», потребовавшей

- либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания,

- либо новые самостоятельно усвоенные умения

 

5 баллов успешности

- Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

 

 

«5+» или «5 и 5» - превосходно

 

 

 

6 баллов успешности

- Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние учительской оценки на самооценку учащихся начальных классов

Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно.      Как мы оцениваем?  Не секрет, что наша «пятибалльная» систе...

Влияние самооценки на успешность обучения учащихся

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка....

Методический семинар по теме «Адекватная самооценка учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

На методическом семинаре  Муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года  России -2017»  мне хотелось познакомить коллег с методикой формирования самооценки...

Приемы формирования у учащихся основ самоконтроля и самооценки в процессе учебной деятельности

Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных ...

Самооценка учащихся своей деятельности.

quot;Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения". С.Т. Шацкий.Самооценка- это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она определяет к...

Самооценка учащимися своей деятельности.

Важнейшим в оценивании учащимися своих работ является формирование иподдержание мотивациии учащихся к целенаправленному учению. Мотивация - это процесснепрерывного выбора и принятия решений на основеа...

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Работа содержит методический материал для работы по данной теме, как теоретический, так и практический....