Cовременные образовательные технологии. Метод проектов (из опыта работы)
статья по теме

Cовременные образовательные технологии.

Метод проектов

(из опыта работы)

 

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно-значимой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proekta.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Cовременные образовательные технологии.

Метод проектов

(из опыта работы)

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно-значимой проблемы.

 При организации проектной деятельности в начальной школе я учитываю возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если  этот возраст рассматривается как малозначимый, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников  не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Темы детских проектных работ выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения детей в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Поэтому длительность моих урочных проектов один- два урока, внеурочных – одна- две недели.

В процессе работы над проектом я провожу экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.

Когда выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то привлекаю родителей. Однако при этом контролирую, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией – важный фактор поддержки мотивации. На родительских собраниях провожу лекции, на которых родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.  Нередко лекции сопровождаются презентацией проектов.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта). Я помогаю учащимся оценить процесс проектирования, задавая следующие вопросы:

- правильно ли вы сформулировали задачу?

- учитывали ли вы местные условия?

- насколько хорошо вы спланировали и использовали время?

- что могло бы быть сделано по-другому?

После защиты проекта, изготовленные изделия дети дарят членам своих семей, детскому саду, друзьям, школе. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и почувствовали атмосферу праздника оттого, что доставили радость людям.

Весьма важный вопрос  - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, отмечаю дипломами и памятными подарками. Обращаю  внимание и на то, чтобы каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов, был поощрен.

Не  превращаю презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я выделяю несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в « какой-либо» номинации.

Примерные номинации: «Познавательный проект»;  «Нужный проект»; «Веселый проект»; «Красочный проект» и др.

Помимо личных призов я готовлю общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это экскурсия, поход, чаепитие и др.

Занимаясь проектной деятельностью,  учащиеся получают удовольствие от самого процесса работы, чувство удовлетворения от достижения результата, значимости результата, ожидание успеха.

Темы выполненных проектов: «Комнатные растения», «Красная книга Самарской области», «Праздник цветов», «Зеленый огонек», «Перекресток», «Помощь пожилому человеку», «Наш дом», «Что такое этикет», «Я придерживаюсь правил», «Мой остров»,  и другие.

Чаще всего проектной деятельностью с детьми занимаюсь на таких уроках как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.

В 2012-2013 учебном году мною была составлена авторская программа факультативного курса по литературному чтению «Мастерская слова». На факультативных занятиях я учу школьников сочинять стихи, сказки, фантастические истории, писать сочинения. Работы моих детей систематически печатаются в школьной газете «Школьный вестник», за что награждаются почетными грамотами, похвальными листами. Стихотворение моей ученицы было опубликовано в районной газете «Чагринские зори». Ученица 4 класса приняла участие в районных  конкурсах «Одаренные дети», «Дорога глазами детей», конкурсе сочинений об учителе.

С докладами на эту тему выступала на педагогических советах, районном м/о учителей начальных классов, было обобщение опыта, материалы, статьи размещены на школьном сайте.

Результаты проектной деятельности младших школьников: наглядные пособия, альбом, книжка-раскладушка, макет, реферат, сувенир-поделка, экскурсия,  концерт,  стенгазета и другие.

Результаты проектной деятельности оказываются полезными и приятными как для детей, так и для меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...

Cовременные образовательные технологии. Метод проектов (из опыта работы)

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который ...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

"Развитие творческой инициативы обучающихся через эффективное использование метода проекта" (обобщение опыта)

Обобщение собственного педагогического опыта по внедрению метода проекта в практику работы с 3 классом...

Выступление на тему «Эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным руководителем» (из опыта работы)

Материал раскрывает эффективные технологии, методы, формы воспитательно–профилактической работы по формированию законопослушного поведения, предупреждению правонарушений обучающихся классным рук...

Методическое пособие "Метод проектов. Из опыта работы.

В пособии представлен опыт работы над проектами в начальной школе. Приводятся примеры проектов, рассказывается о  роли детей, педагога и родителей в этом процессе....