Методическое пособие "Метод проектов. Из опыта работы.
статья

Меншатова Татьяна Анатольевна

 В пособии представлен опыт работы над проектами в начальной школе. Приводятся примеры проектов, рассказывается о  роли детей, педагога и родителей в этом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метод проектов34.41 КБ

Предварительный просмотр:

2.5.Технология проектной деятельности.

   Проектная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.

Проект (от латинского - брошенный вперед) - это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде  предмета, услуги, творческого акта или действия. Проект в начальных классах – это возможно.

Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимися под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Актуальность технологии учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

В настоящее время метод проектов все чаще рассматривается как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Любой учебный проект имеет два значения:

для ученика – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;

для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Различают следующие виды проектов:

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности. Примерами таких проектов являются проекты по математике «Мой город в числах и величинах», по русскому языку «Пословицы и поговорки в нашей жизни», «Живая азбука» ,Рыцарь русского слова» по литературному чтению «Книга – лучший друг «Герои Носова- какие они?», по окружающему миру «Моя малая Родина», Растения- хищники», «По страницам детских журналов».

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д. Примеры таких проектов «Моя семья в образе цветов», «По страницам детских журналов», «Мой домашний питомец», Сказка о букве ё», «Узоры и орнаменты на посуде»

Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами  школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения. Примеры «Города России», «Санитары леса», «Мой любимый детский писатель», «Синонимы и антонимы», «Какие языки есть на свете?».

Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. Примеры «Собаки в нашей жизни», «Бумаге вторую жизнь», «Откуда берётся мусор».

Любая исследовательская работа включает в себя   следующие этапы:

1 этап – мотивационный:

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

2 этап – планирование деятельности:

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.

3 этап. Информационно-операционный:

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

4 этап. Рефлексивно-оценочный:

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.

Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития, Главное отличие детей, способных принимать активное участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса.

Примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК «Школа России», помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы:

1 класс: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира».

3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». Продуктами нашей проектной деятельности являются рукописные книги «Красная книга»,  «Мои домашние питомцы», « Как ухаживать за собакой», стенгазета «Мой город», «Собаки на войне». Оформили фотовыставку «Дегтярск глазами детей», «Мой город вчера, сегодня завтра..  При работе над проектом «Школа кулинаров» составили примерное меню здорового питания на три дня, оформили информационный стенд в классе, провели беседу «Здоровое питание» в начальной школе. С проектом «Все профессии важны, все профессии нужны» приняли участие в общешкольном конкурсе проектов. Итоги наших проектов постоянно демонстрируются родителям на родительских собраниях, совместных праздниках.

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу тестирование или анкетирование учащихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

По окончании работы над проектом обязательно проговариваем планы на будущее. Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.

Роль родителей в проектной деятельности:

Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Организуя проектно-исследовательскую деятельность, я стремилась:

  1. Учить младших школьников осмысленной организации коллективного творческого дела:
  • видеть проблему (зачем мы это делаем?);
  • использовать полученные знания и умения в различных учебных ситуациях, реализуя межпредметные связи;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • планировать конечный результат;
  • знать способы достижения поставленной цели.
  1. Работать в группах.
  2. Пользоваться различными источниками информации и способами обработки.
  3. Публично выступать с отчетом о проделанной работе.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.

Проблемное обучение и создание проектов требует информационной грамотности, как педагога, так и учеников.

Данную работу я начинаю проводить ещё в 1 классе. Первый проект ребята выполняли по желанию. Конечно, большую часть работы ребятам помогали выполнять их родители, но это уже была самостоятельная творческая работа. После изучения букварного периода,  15 учеников представили проект « Моя любимая буква».

Цель проекта: в занимательной форме систематизировать знания детей об изученных буквах, предоставить каждому ученику возможность для творческой самореализации.

В этой работе нужно было представить любимую букву, выполнив её из различных материалов (аппликация, вышивка, поделка из пластилина) и подготовить о ней занимательный материал ( загадки, стихи, ребусы). Лучшую букву выбирали сами ученики. Все участники были награждены медалями и дипломами, которые поместили в своё портфолио.

Во 2 классе   я проводила урок окружающего мира  с применением проектной технологии « Домашние животные».

Цель: выяснить какую пользу приносят человеку домашние животные, узнать о деятельности людей , осуществляющими уход за домашними животными.

Задачи:

  • учить детей работать с разными видами информации ,обрабатывать её и фиксировать;
  • Применять имеющиеся знания для создания определённого продукта своей деятельности; работать в группе.
  • Воспитывать любовь к природе, учить бережно относиться к её богатствам.

Подготовка к уроку:

Учащиеся объединяются в з группы:

1 группа готовит рассказ о том, как домашние животные пришли в дом человека: петух, свинья, лошадь, корова, овца.

2 группа готовит иллюстрированные сообщения о том, какую пользу приносят человеку эти животные.

3 группа готовит сообщения о профессиях людей, которые осуществляют уход за домашними животными.

Результатом данного проекта является таблица « Для чего человеку нужны домашние животные».

В 3 классе изучая раздел   по литературному чтению «Люблю природу русскую. Осень», мои учащиеся составили и защитили  мини проекты « Моё любимый рассказ». Им нужно было представить свою работу по следующему плану:

  1. Составить или найти загадку о главном герое произведения;
  2.  Пересказать понравившийся фрагмент и нарисовать к нему иллюстрации;
  3. Выписать интересные факты, которые узнал;
  4. Составить кроссворд к произведению;
  5. Написать совет - отзыв, для будущего читателя.

 В приложении №1 я поместила пример работы над проектом «Были о пыли» и презентацию. Это был коллективный исследовательский проект по окружающему миру, реализованный в ходе изучения раздела по окружающему миру в 3 классе « Мы и наше здоровье».

     В основе проектной деятельности  лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути  продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, от репродуктивного  к творческому.  Проектная деятельность позволяет решить  мою главную задачу как учителя –  активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня  проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Участие в проекте это для ученика:

  • Принятие самостоятельных решений;
  • Умение ставить задачи и задавать вопросы;
  • Умение работать в команде;
  • Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
  • Раскрытие индивидуального потенциала.

    В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной  активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.  Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности , который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Приложение №1

                         Презентация проекта « Были о пыли»

1) « Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители должны сообща спасать свой общий дом…»

-На уроках окружающего мира , узнав, что такое экология, мы заинтересовались вопросом, насколько чист воздух, которым мы дышим в школе, и что нужно сделать для того , чтобы воздух в школе стал чище?

Так  появилось наше коллективное исследование «Были о пыли.

Цель нашего исследования : Определить, от чего зависит уровень запылённости помещений школы и дома.

Предмет нашего исследования: степень запылённости школьного пространства.

Объект: различные помещения нашей школы.

Мы решили проверить, действительно ли:

  • ОСНОВНАЯ МАССА ПЫЛИ СОСРЕДОТОЧЕНА НА ВЫСОТЕ МЕТРА ОТ ПОЛА.
  • СКОЛЬКО НИ УБИРАЙ ПЫЛЬ, ОНА ПОЯВЛЯЕТСЯ СНОВА.
  • МНОГИЕ БОЛЕЗНИ  ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА ПЫЛИ И ЧАСТИЦ, МИКРООРГАНИЗМОВ, ВХОДЯЩИХ В  ЕЁ СОСТАВ .
  • ЕСТЬ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ БЫСТРЕЕ ДРУГИХ НАКАПЛИВАЮТ ПЫЛЬ.
  • ЧИСТАЯ ОБУВЬ, ПРОВЕТРИВАНИЕ, ВЛАЖНАЯ УБОРКА УМЕНЬШАЮТ КОЛИЧЕСТВО ПЫЛИ.

2)На первом этапе мы разбились на группы и каждая группа занималась изучением следующих вопросов:из чего состоит домашняя пыль, какие болезни она способна вызвать у человека, какие вещи способствуют её накоплению, как обеспечить чистоту помещений, где мы учимся и живём, что интересного можно узнать о пыли.

Из энциклопедической литературы , бесед с родителями , врачами, мы узнали, что домовая пыль состоит :

- из микроорганизмов;

-частей пуха животных и птиц;

-отмерших клеток кожи человека;

- минеральной части.

  • Находящиеся в пыли микроорганизмы ,  вызывают заболевания, такие как туберкулез, столбняк, дифтерия. Клещи домашней пыли очень мелкие - между 0.1 и 0.5 мм - и не видны невооруженным глазом
  • В 1 грамме пыли может содержаться от сотни до нескольких тысяч клещей
  • Мелкие фрагменты клещей (особенно, фекальные частицы) обладают исключительной способностью вызывать аллергию
  • Поднявшись в воздух, эти аллергены подолгу не оседают, а при вдыхании попадают к нам в дыхательные пути. Клещи, живущие в пыли, вызывают аллергию, бронхиальную астму. Минеральные составляющие пыли вызывают пылевые бронхиты. При большом количестве минеральной пыли, такой как кремний, зола, цемент, смолы, появляются тяжелые болезни типа  силикоза и рака легких и бронхов.

3) Следующая группа занималась изучением вопроса: Какие предметы дома и в классе накапливают пыль? Хищный клещ питается элементами как живого, так и растительного происхождения. Основным местом его обитания являются пищевые запасы, палас и настенный ковер, реже – мягкая мебель. Оптимальные условия для его существования – 25 -30о С и 85 – 95% влажности.

Поэтому самыми опасными предметами домашнего и школьного обихода считаются:

Мягкие игрушки, постель, мягкая мебель, ковры и паласы, тяжёлые шторы, книги, а также пыль быстро накапливается под кроватью, на полках, телевизоре.

НА втором этапе мы выясняли:

Где в школе больше всего пыли, и что необходимо делать, чтобы ее стало меньше?

Для исследования мы выбрали разные помещения школы: раздевалку, библиотеку; кабинеты директора, врача; столовую и коридор. В них мы повесили листочки бумаги, смазанные вазелином.

Через 5 дней листочки были сняты и рассмотрены через лупу. На них мы увидели прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. А также мы получили ответы на интересующие нас вопросы у завхоза  и  мед. Работника нашей школы.

Самыми чистыми были листочки из кабинетов директора , врача и школьной столовой. Это объясняется тем, что кабинет директора убирается 1 раза в день, посетителей бывает до 30 человек, все из них -  во второй обуви. В кабинете врача 2 раза делается уборка, до 20 человек бывает в день, все во второй обуви, без верхней одежды. В столовой уборка проводится несколько раз в день, посещают до 500 человек в день, но почти все во второй обуви или бахилах.

Самым загрязненными оказались  листочки из библиотеки, с нашего этажа и школьной раздевалки . В нашей школе обучаются около 600 детей, работают 50 учителей и 10 человек технического персонала, кроме них каждый день в школу заходят родители. И хотя уборка на этаже и в раздевалке проводится 2-3 раза в день, большая проходимость людей и грязная обувь, верхняя одежда приводят к  загрязнению помещения. В библиотеке это связано с большим количеством книг.

Некоторых из детей нашего класса настолько заинтересовало данное исследование , что они его провели дома. Результат оказался одинаковым  самыми грязными помещениями оказались прихожая , коридор и ванная.

На третьем этапе мы решили узнать наличие каких факторов и условий помогает уменьшить степень запылённости школьного пространства.

Для этого мы снова подготовили ловушки для пыли и разместили их в классе, в различных местах и на разной высоте. В итоге самыми запылёнными оказались ловушки с пола, с парты и телевизора. Таким образом, из этого эксперимента мы сделали вывод о том, что основная масса пыли скапливается на полу и  на высоте 1м от уровня пола.

Затем мы снова разместили эти ловушки на эти же места, но перед этим проветрили класс, сделали влажную уборку.

Результат эксперимента нас приятно поразил. Количество пыли уменьшилось почти в 3 раза!

Таким образом, мы установили факты влияющие на степень запылённости:

  • Высота от пола;
  • Грязная обувь;
  • Наличие книг в помещении;
  • Наличие предметов, быстро накапливающих пыль( тяжёлые шторы, игрушки, телевизор).

Результаты исследования:

Проведя данное исследование, мы решили, что для того, чтобы была чистота в помещениях, необходимо:

  1. Чаще делать влажную уборку.
  2. 2. Всем ходить во второй обуви.
  3. 3.Не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.
  4. Берегите свое здоровье! Будьте здоровы!

На последнем этапе нашего исследования ребята из пятой группы познакомили нас с интересными фактами о пыли.

Берегите школу, берегите!

Это ведь второй ваш дом.

Обувь сменную всегда носите

Будет воздух чище в нём!

Шире окна открывайте,

Пыль почаще вытирайте.

Цветов побольше посадите,

За порядком все следите!

Аллергены изведём , лучше всех мы заживём!

Роль педагога в проектной деятельности

1)      Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

2)      Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

3)      Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

4)      Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

5)      Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях.          Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

6)      Консультант, помогающий организовать работу

7)      Руководитель, помогающий планировать работу по времени

8)      "Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы.

9)      Координатор группового процесса

10)  Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

 

  

 Правила успешности проектной деятельности:

 

1)      В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2)      Команды не соревнуются.

3)      Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4)      Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5)      Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров»

6)      Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио-папки документов.   

                                                                                                                                                                

 Умения и навыки, формируемые в проектной деятельности

   1.Рефлексивные умения:

1)умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

          2)умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  2.Поисковые (исследовательские) умения:

         1)умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

     2)умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

      3)умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

     4)умение находить несколько вариантов решения проблемы;

         5)умение выдвигать гипотезы;

         6)умение устанавливать причинно-следственные связи.

    3.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

1) навыки коллективного планирования;

2)умение взаимодействовать с любым партнером;

3)навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;

4)навыки делового партнерского общения;

5)умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4.Менеджерские умения и навыки:

1)умение проектировать процесс (изделие);

2)умение планировать деятельность, время, ресурсы;

3)умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

4)навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного и проектного подхода.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Юные разведчики природы"экологический проект ( из опыта работы)

Экологический проект "Юные разведчики природы"  проводился   с  ребятами 1-ого класса, состоял  из 2 частей: "Охота на погоду", "Огород- круглый год". В первой части проекта...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Творческие проекты (примеры простейших детских проектов из опыта работы Семиковой Надежды Леонидовны

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.Метод про...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Методические аспекты работы над экологическим проектом (из опыта работы)

Работа с детьми младшего школьного возраста над экологическим проектом всегда вызывает много вопросов. Рекомендуемый материал надеемся поможет учителям начальных классов в данном творческом процессе....

Cовременные образовательные технологии. Метод проектов (из опыта работы)

Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости метода проектов. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который ...

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами ...