Статья "Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками".
статья по теме

Шамаева Ольга Радионовна

Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, направлены на духовно-нравственное воспитание ученик, формирование у него творческих,  личностных качеств. Одним из способов,обеспечивающих это, является переход с объяснительного на деятельностный метод обучения. Федеральные государственные стандарты общего образования среди требований к освоению основных общеобразовательных программ выделяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение учениками конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Подличностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. 


     Одним из способов достижения этих результатов является метод проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из инновационных интерактивных методов современного обучения. Практика использования этого метода показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». 
Метод связан с идеями американского философа и педагога Джона Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. 
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. 

    Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам, и совместная творческая работа учителя и ученика. Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который макси­мально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в самоизменении). Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
В полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования призван раздел «Внеучебная деятельность». Предполагается, что часы, отводимые на внеучебную деятельность, будут использоваться по желанию учащихся и, в то же время, будут являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В начальной школе на проектную деятельность дается — 1 час в неделю.

 

 В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

 Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. 

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

 Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

·                    умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

·                    умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

·                    умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

·                    умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

 

 Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

·                    развитие аналитико-синтетических действий;

·                    сформированность алгоритма сравнительного анализа;

·                    умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

·                    возможность выделять общий способ действий;

·                    перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассматривается опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

·                    адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

·                    обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

·                    выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

 

 Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

 

Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.

Необходимо:

- помочь ученикам произвести самооценку проекта;

- оценить процесс проектирования;

- подготовить проект  презентации.

Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

·                    мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

·                    планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

·                    информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

·                    рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

 

  Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

 

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

 1.Рефлексивные умения:

 2.Поисковые (исследовательские) умения:

 3.Навыки оценочной самостоятельности.

 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 5.Коммуникативные умения:

 6.Презентационные умения и навыки:

 Таким образом, проект- это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

 

Список литературы:

1.     Громова Т. Проектная деятельность в учебном процессе. Учитель. 2006. №4.

2.     Землянская Е. Н.,Чугреева М. К. Учебные проекты младших школьников.

3.     Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".

4.     Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.

5.     Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru

6.     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья45.55 КБ
Файл prezentatsiya_na_konferentsiyu.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками

Шамаева Ольга Радионовна- учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма

Тюменской области ХМАО-Югры

111yandex.ru@gmail.com

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, направлены на духовно-нравственное воспитание ученик, формирование у него творческих,  личностных качеств. Одним из способов,обеспечивающих это, является переход с объяснительного на деятельностный метод обучения. Федеральные государственные стандарты общего образования среди требований к освоению основных общеобразовательных программ выделяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение учениками конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Подличностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. 


    Одним из способов достижения этих результатов является
метод проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из инновационных интерактивных методов современного обучения. Практика использования этого метода показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». 
Метод связан с идеями американского философа и педагога Джона Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. 
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. 

   Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам, и совместная творческая работа учителя и ученика. Функция учителя в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в самоизменении). Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
В полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования призван раздел «Внеучебная деятельность». Предполагается, что часы, отводимые на внеучебную деятельность, будут использоваться по желанию учащихся и, в то же время, будут являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В начальной школе на проектную деятельность дается — 1 час в неделю.

 

 В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

 Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. 

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

 Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

 

 Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассматривается опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

 Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.

Необходимо:

- помочь ученикам произвести самооценку проекта;

- оценить процесс проектирования;

- подготовить проект  презентации.

Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

 

  Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

 

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

 1.Рефлексивные умения:

 2.Поисковые (исследовательские) умения:

 3.Навыки оценочной самостоятельности.

 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 5.Коммуникативные умения:

 6.Презентационные умения и навыки:

 Таким образом, проект- это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

 

Список литературы:

  1. Громова Т. Проектная деятельность в учебном процессе. Учитель. 2006. №4.
  2. Землянская Е. Н.,Чугреева М. К. Учебные проекты младших школьников.
  3. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
  5. Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.

Сведения об авторе

Ф.И.О.автора

Шамаева Ольга Радионовна

Место работы

МБОУ «Средняя школа №3» г.Когалыма ХМАО-Югры

Форма участия (очно/заочно/публикация)

Публикация

Адрес рабочий, домашний

Рабочий:628486,Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Когалым, ул. Дружбы народов, д.10/1

Домашний:ул.Сургутское шоссе 3А, кв.42

E-mail

Электронная почта школы: shkola3kogalym@mail.ru

Личный E-mail: 111yandex.ru@gmail.com

Телефон рабочий, домашний, мобильный

2-06-03, 2-38-58, 2-17-61, 89227693970

Тема статьи

Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками

Направление

Инновации в сфере образования

Количество страниц в докладе автора

5 страниц

Требуемое количество экземпляров сборника

1 экземпляр

Адрес, на который высылать сборник

628486,Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Когалым, ул. Дружбы народов, д.10/1    Шамаева Ольга Радионовна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шамаева ольга радионовна использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Когалыма

Слайд 2

Метод проектов в стандартах второго поколения Федеральные государственные стандарты общего образования среди требований к освоению основных общеобразовательных программ выделяют предметные,метапредметные и личностные результаты . Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение учениками конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Одним из способов достижения этих результатов является метод проектов. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из инновационных интерактивных методов современного обучения. Практика использования этого метода показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Слайд 3

Основной тезис современного понимания метода проектов «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить.»

Слайд 4

Цель проектного обучения самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Приобретают коммуникативных умений при работе в разных группах. Развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения). Развивают системное мышление. Создание условий, при которых учащиеся:

Слайд 5

Показатели готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности Во-первых , это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий); умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать); умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение ). Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Слайд 6

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “ интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя: развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи .

Слайд 7

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассматриваются опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Слайд 8

Этапы проектной деятельности младших школьников п ланирующий-подготовительный и нформационно- операционный рефлексивно-оценочный мотивационный

Слайд 9

Включение ребенка в данную поисковую деятельность. 2. Выбор проблемы, постановка цели и задач. 3. Сбор и переработка информации. 4. Завершение работы, составление «портфолио» ученика. 5. Собственно защита проекта. СТРУКТУРА МЕТОДА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Слайд 10

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности. 1. Рефлексивные умения: Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле. Умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста). Умение находить несколько вариантов решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы Умение устанавливать причинно- следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: Умение коллективного планирования. Умение взаимодействовать с любым партнером. Умение взаимопомощи в группе в решении общих задач. Навыки делового партнерского общения. Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Слайд 11

5. Коммуникативные умения: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослым- вступать в диалог, задавать вопросы и т.д . Умение вести дискуссию. Умение отстаивать свою точку зрения. Умение находить компромисс. Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. 6. Презентационные умения и навыки: Навыки монологической речи. Умение уверенно держать себя во время выступления. Артистические умения. Умение использовать различные средства наглядности при выступлении. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Слайд 12

Формы проекта: видеофильм; репортаж, интервью презентация; публикации; буклеты; газеты, стенгазеты, кроссворды; выставка, коллаж.

Слайд 13

Проект С точки зрения учащегося- это возможность делать что-то интересное самому, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. С точки зрения учителя- это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий коллективного взаимообучения и сотрудничества в работе с младшими школьниками.

   В настоящее время коллективные способы обучения приобретают новое дыхание. Актуальность выше названных педагогических технологий определяется тем, что они предлагают путь разрешени...

Проектирование познавательных занятий с младшими школьниками по развитию звуковой культуры речи с использование полимодальных методов обучения

В современной образовательной практике личностно-ориентированного образования актуализируется проблема учета индивидуальности каждого ребенка. Ее решение связано с учетом индивидуальных психофизически...

Семейное проектирование как технология развития духовно- нравственных ценностей младшего школьника.

В статье изложена теория технологии проектирования, технологии семейного проектирования , даны примеры семейных проектов и разработка семейного проекта "Великий подвиг моих земляков"...

Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками

В современных условиях все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умени...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками» (из опыта работы).

Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками (из опыта работы)....

«Инновационные технологии в логопедической работе с младшими школьниками».

В статье предлагаются инновационные технологии, которыми можно дополнять ваш урок, делая его более продуктивным и интересным как для педагога, так и для ученика....