Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками
творческая работа учащихся (2 класс)

Татьяна Михайловна Зыбина

В современных условиях все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Эту проблему можно решать через проектно-исследовательскую деятельность, начиная с первого класса. Данную инновационную форму мы решили использовать и в профориентационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_mladshih_shkolnikov.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной технологии в профориентационной работе с младшими школьниками

Целью работы по профориентации младших школьников является формирование представлений детей о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, изучение интересов и склонностей учащихся младших классов. И начинать нужно с тех профессий, которые детям хорошо знакомы. Чем шире их представления о мире профессий и чем больше профессий будет представлено ребятам, тем больше у них будет возможности в дальнейшем выбрать профессию по душе и не ошибиться. Профориентационная работа в начальных классах проводится как на уроках, так и во внеурочное время. 

Темы проектных работ выбираем из содержания учебных предметов или из содержания занятий по внеурочной деятельности. Представляю один из проектов, выполненных учениками на внеурочных занятиях.

Выполнение проекта предусматривает следующие этапы:

1. Выбор проблемы (темы проекта).

2. Разработка проекта (планирование).

3. Технологическая стадия.

4. Результативная стадия (презентация и оценка результатов).

1. Выбор проблемы.

На занятиях курса внеурочной деятельности ставится вопрос: «Какие главные профессии есть в нашем регионе, чем занимаются люди этих профессий, какую пользу приносят, какими орудиями труда пользуются, какую форму или обмундирование носят». Выбранная тема проекта актуальна, потому что дает представления о мире профессий, направлена на развитие интереса к будущей профессии, на понимание роли труда в жизни человека, что является одним из компонентов психологической готовности младших школьников к профессиональному самоопределению

II. Разработка проекта.

Проводится предварительная работа по формированию представлений у младших школьников путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Профориентационные мероприятия во внеурочной работе представлены в виде классных часов и встречи с людьми разных профессий, экскурсий на предприятия или в музей, оформления классного уголка профессий, сочинений, конкурсов, ведения «профессионального портфолио», защиты проектов и ролевых игр, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии.

Результатом проекта может стать создание альбома и презентации о разных профессиях нашего региона.

При работе над проектом надо учесть, что дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству.

Цель нашего проекта: создание альбома о профессиях жителей нашего региона. 

Задачи:

1. Изучить какие важные профессии в нашем регионе.

2. Выяснить, чем занимаются люди данных профессий

3. Найти материал о том какую пользу приносят.

4. Подобрать пословицы, загадки, ребусы по теме проекта.

Каждый участник проекта защищает своё сообщение на внеурочном занятии.

Продолжительность проекта составляет 1 месяц.

Основными методами и приёмами являются: изучение научной литературы и интернет-ресурсов, сбор материала на тему проекта, обработка собранной информации, выступления с докладами на уроках и занятиях внеурочной деятельности, создание презентации, творческая работа: создание альбома, защита проекта.

III. Технологическая стадия.

На данном этапе школьники учатся искать информацию, собирать интересные факты, работать с художественной литературой, учатся выделять главное. Каждый ребенок готовит задания по своей страничке. Вот что дети узнают.

1. Интересные факты о профессиях.

1 группа изучает материал об истории, о роли профессий: беседа с родителями, родственниками, знакомыми об интересных случаях, событиях, связанных с данными профессиями. 

Весь материал размещается на страничках альбома «Интересные факты о профессиях»,  школьники  рассказывают о любой профессии по плану «Расскажи о профессии».

2. Одень куклу в профессиональную одежду.

Этой темой занимается 2 группа. Нужно узнать, во что одеваются люди, приступая к работе, чтобы работать было удобно.  Из каких материалов должна быть выполнена эта одежда. 

3. «Кому, что нужно для работы».

Представители третьей группы выясняют, какими приспособлениями и инструментами пользуются специалисты в разных отраслях. Почему именно эти инструменты нужны специалистам. И как они ими могут воспользоваться. Материал оформляется в игре «Что кому?».

4. «Собери мозаику и пазлы».

Данное задание готовят члены четвертой группы. Они находят иллюстрации, делят их на части и предлагают одноклассникам сначала собрать по образцу, а потом самостоятельно – без образца.

5. Подборка стихов, загадок, ребусов по профессиям.

Пятая группа подбирает стихи, ребусы, загадки. Оформляют карточки, которыми могут пользоваться ребята класса, книжку «Картотека загадок о профессиях».

6. «Найди лишний предмет».

Представители шестой группы готовят к каждой иллюстрации по профессии картинки с изображением предметов, которые необходимы людям этой специальности.

4. Результативная стадия.

Таким образом, реализация проекта позволяет расширить кругозор, познавательный интерес, сформировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.

Подводя итог, следует отметить, что коллективно созданный альбом и его презентация становится результатом хорошо организованной проведенной профориентационной работы. Такая совместная деятельность помогает сплочению дружного работоспособного коллектива, не оставаться равнодушным к делам класса. Он помогает вовлечь родителей в жизнедеятельность класса, увидеть своих детей в настоящем деле. 

Итогом работы также может стать выставка рисунков «Хороших профессий на свете много».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по профориентационной работе с младшим школьником

Профериентационная работа важна не только для страших классов, но и для младшего звена. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. У отдель...

Организация профориентационной работы с младшими школьниками

Организация профориентационной работы с младшими школьниками...

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.

Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками....

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье отражен опыт организации профориентационной работы в начальной школе. Автор показывает тематику, направления и возможные 95 мероприятия, расширяющие представления младших школьников о професс...

Педагогический проект «Профориентационная работа с младшими школьниками на уроках литературного чтения и окружающего мира»

Проект педагогической технологии формирования представлений о различных профессиях у обучающихся состоит из четырех модулей: целевого, содержательного, процессуально – деятельностного и диа...

Возможности среды ПервоЛого для ранней профориентационной работы с младшими школьниками

В настоящее время ранняя профориентация является новым и важным направлением работы в начальной школе. Профориентация тесно связана как с образовательной деятельностью, так и с внеурочной деятельность...

Профориентационная работа с младшими школьниками

В статье "Профориентационная работа с младшими школьниками изложен опыт работы по профориентации в начальных классах....