Возможности среды ПервоЛого для ранней профориентационной работы с младшими школьниками
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В настоящее время ранняя профориентация является новым и важным направлением работы в начальной школе. Профориентация тесно связана как с образовательной деятельностью, так и с внеурочной деятельностью детей.

В статье представлен опыт работы в творческой инструментальной среде ПервоЛого" с младшими школьниками по профориентационному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_sredy_pervologo.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности среды ПервоЛого для ранней  профориентационной  работы

с младшими школьниками

1.О профориентации младших школьников

Обучающиеся начальной школы еще очень далеки от выбора профессии, но правильно поставленная профориентационная работа станет той основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

Ранняя профориентация детей  включаст в себя:

1) формирование конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

2) выявление сферы интересов детей. В своём классе я выделила группу детей, которых интересует работа с компьютерными программами.

Вообще, все предметы в начальной школе мы используем для формирования у детей интереса к труду взрослых. Конечно, этой цели способствует и внеурочная деятельность.

2.О ПервоЛого

Я веду кружок ПервоЛого с 1 класса по 1 часу в неделю.

Программа ПервоЛого - это компьютерный альбом, в котором ребёнок может рисовать, писать, решать задачи, создавать мультфильмы, и другие проекты. Проекты могут состоять из картинки, текста или звука, или  включать в себя различные запрограммированные объекты, роль которых исполняет Лого черепашка.

Ценность предмета информатика и среды Перволого – в его прикладной стороне. Свободное владение компьютерными технологиями сейчас требуют 70% вакансий на рынке труда. А ПервоЛого – это подготовительный период к изучению информатики в основной школе.

В среде ПервоЛого мы работаем с графическим редактором, музыкальным редактором, учимся программировать поведение черепашек-исполнителей, анимируем объекты, вставляем видеофрагменты. Дети знакомятся с профессиями программист, звукорежиссёр, оператор, корреспондент, фотограф, конорежиссёр. На занятиях говорим о том, что программист и компьютерщик это не одно и то же. Под общим названием "IT-специалист" скрывается более 50 разных профессий, но  в любую из IT-профессий можно попасть через образование программиста.

С удовольствием представлю вам некоторые наши работы, в результате которых решались как задачи  обучения работе на компьютере, так и профориентационные задачи.

3.Проекты

Альбом 1 (работы учеников 1 класса): Мини-проекты - бэйдж, я и моё имя, осенние листья, моя школа, наш класс, мои друзья, живая азбука, поздравительная открытка, оформление работ по технологии и ИЗО, пазлы, зимние загадки, небольшие анимационные работы.

Альбом 2 (работы 2 класса): о природе, дорожное движение, на уроке, в пустыне.

Альбом 3 (работы 3-4 класса): колобок, день-ночь, бабочки, с Новым годом, СТОП, лабиринт, в деревне.

Альбом 4: в 4 классе мы будем учиться делать многостраничную книгу. Для примера покажу работу моего прошлого выпуска «Хомяки». Чтобы книгой удобно было пользоваться, нужно сделать содержание, переходы на следующий и предыдущий лист. А также переход с содержания на нужный раздел книги.

4.Расширение знаний о профессиях, не связанных с компьютерными технологиями.

Среда ПервоЛого открывает широкие возможности для формирования конкретно-наглядных представлений об очень широком спектре профессий, в том числе и не связанных с компьютерными технологиями.

Расскажу о некоторых занятиях  для 1 класса.

  1. Тема занятия кружка «Работа с графическим редактором», а тема профориентационной работы «Знакомьтесь! Профессии – водитель, художник-аэрографист».

Рассказываю о том, чем занимается водитель, основных видах деятельности водителя. Рассуждаем, какие качества необходимы водителям того или иного вида транспорта, составляем портрет идеального водителя общественного транспорта.

Спрашиваю детей: А вы знаете, кто такой художник-аэрографист? Это специалист по нанесению рисунка при помощи аэрографа на какую-либо поверхность (компьютер, сотовый телефон, холодильник, автомобиль).

Предлагаю вам – говорю я детям -  побыть в роли художника-аэрографиста. Вам нужно будет придумать рисунок и нанести его на ваш автомобиль в альбоме ПервоЛого.

2)С первоклассниками мы играем в игру «Самая-самая». Например, самая сладкая профессия (кондитер, конфетчик). Самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, овощевод); Самая детская профессия (детский врач - педиатр). Изобразите в альбоме как вы представляете эту профессию.

3)На одном из занятий говорим, что профессия повара – одна из древнейших в мире. Обсуждаем чем занимается повар, какие у повара есть орудия труда. Рассуждаем, каждый ли человек может стать поваром.

Может ли повар трудиться без фантазии? Конечно, нет! Повар – профессия творческая.

Для того, чтобы у посетителей кафе было хорошее настроение необходимо украсить торт.

Говорим о том, что профессию повара можно получить в профессиональных училищах, техникумах. Сначала, как правило, работают помощниками повара. Совершенствуя мастерство, можно дорасти до должности шеф-повара.

С более старшими детьми делаем проекты «Профессии моих родителей», «Мои домашние питомцы», «Детская площадка», «Фабрика ёлочных игрушек» в процессе выполнения которых знакомим детей с профессиями ветеринар, строитель, плотник, инженер, стеклодув, дизайнер.

Некоторые элементы профессиональной деятельности детям начальной школы еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений.

5.Практическая работа на компьютерах.

Предлагаю вам сейчас поработать в среде ПервоЛого. За окном зима, а так хочется красок, настроения, цветов. У нас очень ограниченное количество времени, поэтому выполним совсем не сложную работу – посадим цветочную клумбу.

Эту работу выполняют ученики 1 класса: здесь идёт работа с готовыми формами и один анимированный объект. Детей на этом занятии знакомим с профессией цветовод, озеленитель, флорист.

Открываем уже заготовленную страницу альбома Цветы.

Первый шаг – сделаем фон, возьмём его готовый из предложенных. На панели инструментов нажмите кнопку Рисовалка (кисточка с карандашом). На экране справа появится дополнительная панель. В Рисовалке сверху 4 закладки, выбираем вторую слева Фоны (ночное небо с месяцем). При нажатии на неё открывается библиотека готовых фонов, мы выбираем фон, расположенный во втором ряду слева – необустроенная территория около дома. Наша задача озеленить территорию, высадить цветы. Закрываем Рисовалку нажатием на красный крестик. В нижней правой части окна программы расположены команды для черепашки, разделённые на 4 закладки – Формы, Оглавление, Команды и Медиа. Заходим в Формы (маечка). Я уже приготовила для вас формы цветов, обычно дети делают это сами.

Второй шаг – мы сделаем анимированный объект – цветок, который будет открываться. Для этого мы используем основной объект программы ПервоЛого – Черепашку. Сверху в строке меню находим значок Новая черепашка. При нажатии на неё на листе появляется пальчик и мы показываем в какое место листа вставить объект. Появляется чёрный значок черепашки.

Теперь оденем его в тот костюм, который нам нужен. Из закладки Формы мы берём тюльпан, именно эту форму. Потому что я уже приготовила её для вас в четырёх стадиях распускания. Берём 1 форму с закрытыми лепестками. Просто нажимаем на неё и видим, что черепашка теперь в костюме цветка.

Но цветок очень мелкий. Мы его увеличим. Для этого зайдём в закладку команды (руль) и найдём команду Увеличься (черепашка со знаком +). При каждом нажатии на эту команду ваш цветок будет увеличиваться в размерах.

Теперь нам нужно задать такую цепочку команд, чтобы цветок распускался. Для этого в инструментах меню мы возьмём ключ и откроем этим волшебным ключиком наш цветок. Появится окно для записи команд. В закладках открываем формы, выбираем первую форму закрытого тюльпана. Если я просто запишу четыре формы и сохраню (посмотрите, но не делайте), цветок откроется мгновенно, это нам не очень интересно. Для того, чтобы процесс распускания был неспешным и красивым, нам нужно добавить временные паузы. Заходим в Команды и выбираем значок Пауза (будильник). При нажатии на него открывается окно и черепашка нас спрашивает насколько длинная пауза нам нужна. Мы берём серый бегунок и выставляем время примерно на 0.6 секунды. Сохраняем нашу команду нажатием на синюю стрелку. Затем снова заходим в Формы и выбираем вторую форму тюльпана с чуть раскрытыми лепестками. Снова заходим в команды. Выбираем паузу и в появившемся окне уже видим выставленное ранее время. Нас оно устраивает, сохраняем на синюю стрелочку.

Я думаю, вы уже поняли что дальше. Формы, берём третью форму цветка с ещё более раскрытыми лепестками – Команды – Пауза – Формы – четвёртая форма цветка полностью открытого – Команды – пауза. В этом же окне команд вы можете выбрать круговое движение и тогда ваш цветок будет распускаться и закрываться пока вы не отмените это действие. Я этого делать не буду, мой цветок откроется один раз. Сохраняем цепочку команд нажатием на синюю стрелку.

Но цветок на клумбе, хоть и такой красивый, не может быть один.

Третий шаг – добавим другие цветы, но они у нас будут статичные. Заходим в Формы, там много разных цветов. Для того, чтобы вставить их в работу, берём инструмент Взять копию (рука) на панели меню. Берём раскрытой ладошкой нужный цветок, ладошка сжимается, наводим зажатый кулачок в нужное место картинки и открываем его. Появляется вставленная картинка в чёрной рамочке. Пока рамка не исчезла, мы может поменять размер, растянуть или уменьшить. Как только мы кликнем по работе, картинка приклеится. Используя инструмент Рука украсьте свою клумбу цветами.

Вот законченная работа детей: поляна украшена цветами (с поворотом формы), светит солнышко, летит бабочка, добавлены кнопки управления, вставлена музыка.

6.Заключение.

Среда Перволого – это эффективное средство, развивающее интеллект, творческое мышление детей. Она формирует общеучебные навыки, способствует достижению метапредметных результатов, может выступать средством воспитательной работы, в том числе и профориентационной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление"Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника"

В работе рассматривается характеристика воспитательной среды, её компоненты, методы и приёмы становления.   Большое внимание уделяется реализации  программы воспитательной работы « Хочу...

Выступление на семинаре. Мат-решка - интерактивная среда обучения математике для младших школьников.

Что такое Мат-решка и как ее использовать на уроке и во внеурочной деятельности?Мат-решка – интерактивная среда обучения математике для младших школьников, позволяющая каждому школьнику двигаться по с...

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности- естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Естественным стремлением каждого человека является  самовыражение в продуктивной деятельности.  Образовательная среда школы предоставляет школьнику  множество личностно-ориентированных ...

Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.

Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого.Культурно-образовательная среда помогает о...

Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.

Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого. Культурно-образовательная среда помогает ...

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника

Интегрированные уроки с использованием театральной деятельности - естественная среда творческого развития личности младшего школьника...

Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.

Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе....