Игра как средство обучения младшего школьника.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Левкович Ирина Владимировна

С приходом ребенка в школу, игровая деятельность продолжает играть важную роль в жизни школьника. И поэтому учитель использует игру в обучении грамоте в 1 классе. Таким образом игра служит методом обучения. Разработана система дидактических игр, в которых закрепляются те знания, которые ученик получает на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство обучения младшего школьника.

Приход ребёнка в школу означает вступление в новый возрастной этап – младшего школьного возраста и в новую ведущую деятельность – учебную. Но это не означает, что игровая деятельность (ведущая в дошкольном возрасте) перестаёт быть для него желанной.

Игра остаётся очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. И поэтому учитель использует игру в обучении.

Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов (образец, пример) – сенсорных, этических, практических и других, уточняет знания об окружающем мире, учится их применять в разных ситуациях. Объединяет игру с учением и одинаковый способ действия, который использует школьник, например, классификацию, сравнение, анализ и др. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности во многом совпадают с компонентами дидактической игры с правилами.

Вывод: игра с правилами, и прежде всего дидактическая игра, должна занимать определённое место в начальном обучении, т.к. способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.

Однако при всей важности игр с правилами ограничиваться ими в начальном обучении нельзя. Важнейшим психическим процессом, на котором должно строиться обучение, является воображение, творческое мышление. Может ли дидактическая игра влиять на его развитие?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим структуру дидактической игры. Этот вид игры включает три компонента: дидактическую цель, игровое правило («если, то…»), игровое действие. Обратим внимание на характер процесса дидактической игры: когда игра задана и учитель объявил игровое правило и действие, школьник по своему усмотрению ничего не может изменить в игре. Как только вносятся изменения (например, меняется игровое правило), возникает новая игра. То есть ничего творческого в акте дидактической игры нет, это репродуктивная деятельность (т.е. «делай как я», по образцу), построенная на применении ранее полученных знаний. Таким образом, напрашивается вывод, что дидактическая игра не имеет решающего значения в развитии творчества, самостоятельности младшего школьника.

Для развития воображения – процесса, необходимого для результативности обучения, особенно важна игровая деятельность, которую строит сам её участник, при этом руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть и отвергнуто, если оно навязывается.

Один из главных элементов такой игровой деятельности – творческое начало: ребёнок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнёрами, развёртывает сюжет игры и заканчивает её тоже по своему решению.

Отсюда и необходимость использования в обучении ролевой игры. Именно эта игра способствует развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных умений.

Каждый учебный предмет располагает условиями для организации ролевой, театрализованной, сюжетной игры. Именно эти игры устанавливают преемственность между ведущими деятельностями смежных периодов возрастного развития (дошкольного и младшего школьного).

Для развития ролевой игры особенно ценны уроки ознакомления с окружающим миром, именно на них создаются особые условия для разыгрывания детьми различных ролей – реальных лиц, животных и растений, наделённых человеческими качествами, «оживших» предметов.  

Учимся играя.

Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.

Авторами УМК разработана система постепенно усложняющихся дидактических игр, в которых последовательно закрепляются все те знания, которые получают дети. Эти игры требуют от педагога особого искусства в их применении. Ведь в них, с одной стороны, должно быть, правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны, необходимо придать этому содержанию развлекательный эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая. Педагогически эти игры ценны тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику.

 Принципиально важно давать игровое задание каждому ребёнку так, чтобы максимально предотвратить возможность ошибки при его выполнении. Понятно, что это возможно только в том случае, когда учитель хорошо знает реальные возможности каждого школьника, чутко реагирует на любые негативные проявления по ходу игры. Каждый новый тип игр вводится именно тогда, когда на уроке ведётся обучение соответствующим видам деятельности. Планируя игру на уроке, нужно заранее точно знать, какие именно операции и на каком этапе их становления закрепляются в игре, каковы доля и характер участия в игре каждого ученика класса.

Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Раньше у меня часто было так, что не успевала проводить игру на уроке, т.к. всё время уходит на учебные задания (особенно в 1 классе, темп работы медленный). Но позже я поняла, что игры имеют для эффективного обучения грамоте не меньшее, а большее значение, чем чисто учебные задания. Не нужно забывать о том, что учебно-познавательная мотивация (один из важнейших компонентов учебной деятельности) у детей этого возраста особенно успешно формируется именно интересной для них учебной игре.

Игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте.

Игра «Назови слово с нужным звуком»

Эту игру целесообразно проводить в конце урока после того, как проведён звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Обязательно с интонационным выделением этого звука и объяснить место его (в начале, середине или конце слова). Но к такому приёму приходится прибегать лишь на первых уроках. Активность учеников в этой игре чрезвычайно велика, но выслушать нужно ответы каждого ребёнка. Первоклассники далеко не сразу могут произносить слово с интонационным выделением нужного звука. Не нужно делать им замечаний, помните – это игра. Обязательно кто-нибудь ошибётся и либо назовёт слово с твёрдым согласным звуком вместо мягкого, либо слово будет похоже по смыслу на уже сказанное другим учеником, но не будет иметь нужного звука. На такой случай у учителя должен быть всегда наготове набор слов и загадок, либо наводящий вопрос типа «Что у меня сейчас под ногами?» или «Как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот?» Ребёнок ещё не понимает, что в его ответе будет нужный звук, он просто торопливо говорит слово, а учитель уже радуется и хвалит его: «Какой молодец!» И, загрустивший было ребёнок, вновь радостно включается в общую игру. Важно показать каждому ученику класса, что играть легко и интересно, что учитель его обязательно похвалит. В тот момент, когда учитель замечает, что словарный запас детей постепенно истощается, нужно поменять задание.

Игра «Назови слово с нужным звуком» проводится на каждом уроке обучения грамоте. Дети называют слова с любым звуком. Проведение этой игры очень важно для расширения словарного запаса детей, активизации их словаря. Вначале дети называют только предметы. Постепенно можно внести дополнительное условие игры: называть можно только те слова со [с], которые обозначают вкусные вещи, или такие слова, которые обозначают предметы в нашем доме, и т.д. Постепенно можно вводить в игру и другие части речи – прилагательные, наречия, глаголы.

Конечно, эта игра (как и некоторые из следующих игр) является серьёзным учебным заданием. В игру его превращает стиль его проведения (эмоциональность, темп) и элемент соревновательности: кто назовёт больше слов. Поэтому за каждое правильно названное слово ребёнку можно вручать какую-нибудь награду (фишку или другой маленький предмет – элемент мозаики и т.п.). Награды должны быть просто символом, чтобы в конце можно было подсчитать их и определить победителя, назвавшего наибольшее количество слов.

Игровое упражнение «Как тебя зовут?»

Вводится для закрепления знаний детей о гласных и согласных звуках.

Учитель предлагает выйти к нему всех детей, имена которых начинаются с гласного звука. Имя каждого ребёнка громко называется, и класс определяет, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный.

Игра «Назови похожее»

Эта игра вводится для отработки различения твёрдых и мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить с мячом (избегать ситуаций, когда мяч падает). Учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком («сыр»-«сок», «кит»-«кино») или с любым твёрдым согласным («сыр»-«молоток», «кит»-«лента»). Условия игры оговариваются заранее. Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твёрдого (мягкого) согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой (твёрдой) пары («рука»-«река», «вилка»-«вода»)  или с любого мягкого (твёрдого) согласного звука («рука»-«мясо», «вилка»-«молоко»).

При проведении этих игр нужно постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому.

Игра «Живые звуки»

Проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Детей на игру можно пригласить разными способами:

  1.  играют дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый?
  2.  учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.

Ученики выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам (буквам), которые дети держат в руках. Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдёт ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй мягкий согласный звук, первый мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук».

Обратите внимание, какие сложные задания выполняют ученики. Каждый ребёнок, выполняющий роль звука, должен всё знать и помнить о своём звуке.

Игра «Придумай слово по модели»

Эта игра вводится в конце курса обучения, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, легко различают гласные и согласные звуки, знают, что согласные бывают твёрдые и мягкие, и хорошо слышат их в словах. Но нужно учесть, что эта игра может быть интересной и полезной для учеников только в том случае, если их к ней специально подготовили. А для этого необходимо после проведения звукового анализа каждого слова обращать внимание детей на то, какая модель получилась, была ли уже на уроке точно такая модель слова.

Первое игровое задание по придумыванию слов в соответствии с заданной моделью должно быть несложным – трёхзвуковая модель. Обязательно каждое названное слово должно быть «прочитано».

Когда игра начинает идти легко и быстро, можно по ходу игры поменять фишки: вместо синей поставить зелёную и, конечно, обратить внимание класса: «А теперь какие слова будем называть?» Но усложнения нужно проводить постепенно, помня о том, что в этой игре дети выполняют очень трудное задание: прежде чем назвать слово, они должны мысленно провести его полный звуковой анализ, оценить качественную характеристику всех звуков.

«Кто внимательный»

Это не игра, а скорее дидактическое упражнение. В ходе урока дети получают задание положить перед собой две фишки, обозначающие твёрдый и мягкий согласные звуки. Фишки кладутся одна под другой. Затем нужно положить после синей фишки те гласные буквы, которые пишутся после твёрдых согласных, а под ними, за зелёной фишкой, - те гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных. Это задание учащиеся должны выполнять почти на каждом уроке, постепенно увеличивая число букв: сначала за каждой фишкой стоит по одной букве – «а», «я», затем их число увеличивается, доходя до пяти в каждом ряду. Если не задавать таких вопросов, как например, «Какая буква означает [а] после мягкого согласного?», то есть опасность, что дети механически запомнят буквы и будут выставлять их, не ориентируясь на изученное правило.

Когда это задание выполнено, начинается игра. ученики закрывают глаза, а учитель быстро переставляет  две буквы из одного ряда в другой, меняет их местами. Затем дети открывают глаза и должны угадать, что изменилось. Иногда учитель может спросить: «А почему так нельзя?», но злоупотреблять такого рода беседами не стоит, т.к. это игра. Ведь игровая задача – найти, что изменилось.

Игра «Найди свой домик»

Эта игра вводится для запоминания правил написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков.

Все ученики получают по одной гласной букве, а два ребёнка берут фишки: один – синюю, другой – зелёную. Эти дети – ведущие. Ведущие выбираются из учащихся, которые отлично усвоили учебную задачу, не делают ошибок в самостоятельной работе. Дети-буквы гуляют по классу, по сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике.

Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Учитель не вмешивается в игру.

Дети очень любят эту подвижную игру, с удовольствием в неё играют и хотят быть ведущими-проверяющими.

В любом виде деятельности на уроке учитель продолжает формировать у своих учеников учебную деятельность – умение контролировать свои действия, оценивать их правильность или неправильность.

Необходимо включать игры в каждый урок, а если каждый этап урока завершать соответствующей игрой, то очень скоро  можно заметить, как растут знания учеников, как быстро формируется их желание и умение учиться.

Использованная литература:

  1.  «Беседы с учителем. Методика обучения. 1 класс» / Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – с.11-13, 113-125.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство обучения младших школьников

Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельност...

Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»

СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические  предпосылки  возникновения  игры.1.2 Современные  дети  современные  игры.1....

Основы игры как средство обучения младших школьников

Одним из важных условий активизации познавательной деятельности обучающихся начальной ступени образования, развития их мышления и самостоятельности, бесспорно, является дидактическая игра.В игре реали...

Дидактическая игра как средство обучения младшего школьника

С поступлением в школу в жизни ребёнка происходит целый ряд изменений. Среди них  - появление новой деятельности – учебной. Но не следует забывать, что ученик ещё недавно был дошкольником, ...

Интерактивная игра как средство обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

рекомендации по использованию интерактивных игри для обучения детей с нарушением интеллекта...

Дидактическая игра как средство обучения младших школьников

Статья "Дидактическая игра как средство обучения младших школьников"...

Игра, как средство обучения младшего школьника

Методическая работа о методах обучения младших школьников....