Главные вкладки

    Игра как средство обучения младших школьников
    статья по теме

    Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra_kak_sredstvo_obucheniya_mladshih_shkolnikov.docx21.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    Слиткова Т.В., учитель начальных классов,

    Курьянова Л.А., воспитатель

    МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49»

    “Без игры нет и не может быть

    полноценного умственного развития.

    Игра – это огромное светлое окно,

    через которое в духовный мир ребенка

    вливается живительный поток

     представлений, понятий.

    Игра – это искра, зажигающая огонек

    пытливости и любознательности.”

    В.А. Сухомлинский.

    Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

    Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьётся живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивают на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Такие моменты, когда учитель сумел вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету, являются поистине для него счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости.

    В формировании подобного интереса большое место на уроках занимают игры. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    Большинству игр присущи четыре главные черты:
    - Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
    - Творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
    - Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
    - Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

    На каждом уроке нужно создавать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игра или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. Особенно нравятся детям игры – путешествия. При разработке игры нужно следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их всё-таки играли. В играх – путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. На уроки к детям приходят сказочные герои: Незнайка, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница – Резинка и другие. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними на уроках. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. И главное - огромный эффект: ни одного скучающего на уроке!

    Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-веревочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, в том числе игры-шутки, игры-минутки.

    Практически все забавы, даже игры-упражнения, просты и основаны на импровизации – бесценной привилегии детей.

            Приведем примеры творческих игр.

    «Фея мудрости»

    Представьте, что мудрость – волшебная фея, на шее которой прекрасное ожерелье из алмазов мудрости. Каждый алмаз – какое-либо качество мудрости, например: скромность, умение прощать, умение выслушать и т.д. Назовите все эти алмазы.

            Представьте, что фея мудрости пришла к вам домой. К какому из ее алмазов вы прикоснулись бы прежде всего, и почему? Придумайте сказку о том, что с вами произойдет, когда вы получите в дар то или иное качество мудрости.

    «В гостях у Снежной Королевы»

            Дети должны представить себя гостями во дворце Снежной Королевы, а затем подумать и запомнить, что необходимо сделать для того, чтобы сердце Снежной Королевы потеплело. Это задание можно выполнить по группам.

    С одним из слов можно сочинить сказку.

    “Слово – сказка”

    Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально и “расшифровывается”.

    Ц – царевна
    В – весна
    Е – ель
    Т – тепло
    О – ожерелье
    К – красавица.

    “Шкатулка сказок”

    В конверте (шкатулке) лежат рисунки, загадки или карточки с именами сказочных героев. Дети отгадывают сказку, пересказывают понравившийся эпизод.

    “Салат из сказок”

    Детям предлагается взять два слова: имена героев из разных сказок и попробовать сделать их героями одной сказки.

    Например:

    Карлсон и Мальвина.
    Незнайка и Чебурашка.
    Кот в сапогах и Серый волк.

    “Если вдруг…”

    Учитель предлагает ученикам какую – либо неординарную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.

    Примеры ситуаций:

    Если вдруг на Земле исчезнут.

    – все пуговицы.

    – все учебники и т. д.

    Что тогда произойдет?

    Если бы у меня был(а): живая вода, цветик – семицветик, сапоги – скороходы…?.

    “Что было бы, если…”

    Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:

    Что было бы, если:

    – дельфины могли разговаривать?
    – солнце стало синим?

    – дневник умел разговаривать?
    – сбежали все учебники?
    – каникулы длились 9 месяцев в году?

    Конечно, не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, т.к. игра не должна являться самоцелью и проводиться только ради развлечения. Она должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке. Поэтому игру надо заранее планировать, продумать её место в структуре урока, определить форму её проведения, подготовить необходимый материал, сделать нужные записи на доске. Нужен последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: игры – путешествия в страну Чисел или страну Знаний.

    Давайте зададимся вопросом: что такое НЕ ИГРА? Представим мир, в котором нет игры. Каким будет такой мир? Невероятно скучным, навеки застывшим, серым и плоским, неживым. В этом мире никогда не произойдет ничего неожиданного. Все и всегда будет одним и тем же, одинаковым. Все в этом мире будет предсказуемым. Скажите, вам хотелось бы жить в таком «спокойном» мире?

    Список литературы

    1. Гурин Ю.В., Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

    2. Лопатина А., Скребцова М., 600 творческих игр для больших и маленьких. - Амрита-Русь, 2009.

    3. Шмаков С.А., Игры-шутки, игры-минутки. - М.: Новая школа, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как средство приобщения младших школьников к изобразительному искусству

    Работа содержит теоретический и практический материал для учителей начальных классов и изобразительного искусства по использованию дидактических игра на  уроках  изобразительного искусства....

    Игра как средство обучения младшего школьника.

    С приходом ребенка в школу, игровая деятельность продолжает играть важную роль в жизни школьника. И поэтому учитель использует игру в обучении грамоте в 1 классе. Таким образом игра служит методом обу...

    Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»

    СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические  предпосылки  возникновения  игры.1.2 Современные  дети  современные  игры.1....

    Статья Игра как средство развития младшего школьника Автор: Воробьева В.И.

    Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития...

    Мастер –класс по теме : « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»

    В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.. И малыши, впервые пришедшие в школу, находятся в положении людей, начавших жизнь с чисто...

    презентация по теме « Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»

    Презентация к мастер-классу по теме "Игра как средство развития младших школьников в преемственности обучения»...

    Статья "Игра как средство социализации младшего школьника"

    Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно - воспитательного процесса. К сожалению,  под ...