Игра как средство обучения младших школьников
статья по теме

Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_obucheniya_mladshih_shkolnikov.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Слиткова Т.В., учитель начальных классов,

Курьянова Л.А., воспитатель

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49»

“Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

 представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.”

В.А. Сухомлинский.

Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьётся живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивают на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Такие моменты, когда учитель сумел вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету, являются поистине для него счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости.

В формировании подобного интереса большое место на уроках занимают игры. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Большинству игр присущи четыре главные черты:
- Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
- Творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

На каждом уроке нужно создавать такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребёнку проявить себя. Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует развитию познавательной деятельности и воспитанию нравственных начал. Игра или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. Особенно нравятся детям игры – путешествия. При разработке игры нужно следить за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их всё-таки играли. В играх – путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и воспитываются нравственные качества. На уроки к детям приходят сказочные герои: Незнайка, Буратино, Точка, Самоделкин, Циркуль, а также вредная проказница – Резинка и другие. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними на уроках. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. И главное - огромный эффект: ни одного скучающего на уроке!

Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-веревочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, в том числе игры-шутки, игры-минутки.

Практически все забавы, даже игры-упражнения, просты и основаны на импровизации – бесценной привилегии детей.

        Приведем примеры творческих игр.

«Фея мудрости»

Представьте, что мудрость – волшебная фея, на шее которой прекрасное ожерелье из алмазов мудрости. Каждый алмаз – какое-либо качество мудрости, например: скромность, умение прощать, умение выслушать и т.д. Назовите все эти алмазы.

        Представьте, что фея мудрости пришла к вам домой. К какому из ее алмазов вы прикоснулись бы прежде всего, и почему? Придумайте сказку о том, что с вами произойдет, когда вы получите в дар то или иное качество мудрости.

«В гостях у Снежной Королевы»

        Дети должны представить себя гостями во дворце Снежной Королевы, а затем подумать и запомнить, что необходимо сделать для того, чтобы сердце Снежной Королевы потеплело. Это задание можно выполнить по группам.

С одним из слов можно сочинить сказку.

“Слово – сказка”

Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку. Слово пишется вертикально и “расшифровывается”.

Ц – царевна
В – весна
Е – ель
Т – тепло
О – ожерелье
К – красавица.

“Шкатулка сказок”

В конверте (шкатулке) лежат рисунки, загадки или карточки с именами сказочных героев. Дети отгадывают сказку, пересказывают понравившийся эпизод.

“Салат из сказок”

Детям предлагается взять два слова: имена героев из разных сказок и попробовать сделать их героями одной сказки.

Например:

Карлсон и Мальвина.
Незнайка и Чебурашка.
Кот в сапогах и Серый волк.

“Если вдруг…”

Учитель предлагает ученикам какую – либо неординарную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.

Примеры ситуаций:

Если вдруг на Земле исчезнут.

– все пуговицы.

– все учебники и т. д.

Что тогда произойдет?

Если бы у меня был(а): живая вода, цветик – семицветик, сапоги – скороходы…?.

“Что было бы, если…”

Учитель предлагает ученикам пофантазировать, сделать какие – либо предположения по данному началу:

Что было бы, если:

– дельфины могли разговаривать?
– солнце стало синим?

– дневник умел разговаривать?
– сбежали все учебники?
– каникулы длились 9 месяцев в году?

Конечно, не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев, т.к. игра не должна являться самоцелью и проводиться только ради развлечения. Она должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке. Поэтому игру надо заранее планировать, продумать её место в структуре урока, определить форму её проведения, подготовить необходимый материал, сделать нужные записи на доске. Нужен последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: игры – путешествия в страну Чисел или страну Знаний.

Давайте зададимся вопросом: что такое НЕ ИГРА? Представим мир, в котором нет игры. Каким будет такой мир? Невероятно скучным, навеки застывшим, серым и плоским, неживым. В этом мире никогда не произойдет ничего неожиданного. Все и всегда будет одним и тем же, одинаковым. Все в этом мире будет предсказуемым. Скажите, вам хотелось бы жить в таком «спокойном» мире?

Список литературы

1. Гурин Ю.В., Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

2. Лопатина А., Скребцова М., 600 творческих игр для больших и маленьких. - Амрита-Русь, 2009.

3. Шмаков С.А., Игры-шутки, игры-минутки. - М.: Новая школа, 1997.