Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы.
статья по теме

Пимкина Татьяна Михайловна

Статья об использовании здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  

Пимкина Т. М.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24

с углубленным изучением отдельных предметов» (Саранск)

Чтобы сделать ребёнка умным и

рассудительным, сделайте его

крепким и здоровым.

Ж.-Ж. Руссо

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В 2010 году была создана Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая подчеркивает, что одной из задач модернизации в области образования является здоровье школьников.

В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  должен работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью школьников. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя,  работающего в начальной школе.

Здоровьесберегающие технологии, по мнению В.Д.Сонькина, - это  
• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и

гигиеническими требованиями)
•   соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
•   необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Основополагающая цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения  здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основной формой обучения младших школьников остается урок. Говоря об уроке в начальной школе с точки зрения сохранения здоровья учащихся, целесообразно обратить внимание на соблюдение его специфических принципов:

  • принцип не нанесения вреда
  • принцип триединого представления о здоровье (единого психического, физического и духовно-нравственного здоровья)
  • принцип индивидуализации (опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие)
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха
  • принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
  • принцип оздоровительной направленности (укрепление здоровья ребёнка в процессе обучения)
  • принцип активного обучения, заключающийся в использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.)
  • принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье
  • принцип связи теории с практикой, призывающий настойчиво приучать младших школьников применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья на практике

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Включение в урок специальных приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

Во все времена учёба была трудным делом. Пытаясь облегчить школьные программы, мы будем неизбежно скатываться к поверхностным знаниям, формировать у детей легкомысленное отношение к жизни. Повышая эмоциональную и содержательную составляющую учебного процесса и, в первую очередь, каждого урока, можно существенно повысить эффективность усвоения знаний и, самое главное, сохранить психологическое здоровье учащихся. Увлечённый ребёнок никогда не переутомится. Безделье на уроке – самый опасный для здоровья детей вид нагрузки.

Лучший отдых – это смена видов деятельности, поэтому при планировании уроков не следует допускать однообразия работы. На уроке нужно использовать от 4 до 7 видов учебной деятельности: чтение, письмо, опрос учащихся, рассказ, беседа, решение задач и примеров, рассматривание и др. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности 6-10 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить новый материал, поэтому полезно развивать у детей зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть или обвести, записать более крупно, выделить другим цветом). Хорошие результаты даёт хоровое проговаривание как целых правил, так и отдельных терминов. Во время урока следует применять не менее трёх видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.  Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, упражнений занимательного характера, заданий, расширяющих кругозор, позволяет снять эмоциональное и физическое напряжение детей во время урока. Наибольшую радость учащиеся получают от работы, позволяющей им проявить себя как личность, раскрыть свои возможности и способности, поэтому полезно включать элементы нестандартного обучения (инсценирование, ролевые игры, конкурсы, соревнования, дискуссии и др.) в традиционные уроки. Организация групповой работы на уроке способствует повышению уровня осмысления и усвоения материала, т.к. вместе детям легче учиться. Кроме того, во время групповой работы ученики перемещаются по классу, работают стоя.  Таким образом, решается проблема длительного сидения за партой.

Очень важно с первых минут урока создать в классе обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельности, - всё это благотворно влияет на психологическое и физическое здоровье учащихся, помогает создать положительную мотивацию учения и добиться в конечном итоге решения учебных и воспитательных задач.

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. К урокам русского языка целесообразно подбирать материал, который способствует формированию интереса учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Так, например, для списывания и разбора можно предложить предложения и тексты на темы соблюдение правил личной гигиены, рационального питания, правил поведения в обществе и на природе, тексты, содержащие советы, рекомендации и примеры ведения здорового образа жизни, о  различных видах спорта, о спортсменах. Приветствуется использование народные пословицы и поговорки на тему здоровья: «Чистота – залог здоровья», «В здоровом теле здоровый дух», «Здоровье разум дарит», «Кто долго жуёт, тот долго живёт» и др. При изучении слов с парными согласными в корне можно предложить слова: «бег», «площадка», «прорубь», «лёд», «мороз», «душ», «прыжки», «сетка», «зуб», с которыми составляются словосочетания и предложения. При изучении темы «Имена прилагательные» выбираются прилагательные, характеризующие здорового человека (крепкий, сильный, румяный, подтянутый, стройный, ловкий и др.),  подбираются к ним синонимы и антонимы, составляются предложения.

На уроках литературного чтения при анализе произведений происходит обсуждение прочитанного с выводами о правильном образе жизни и здоровье. Многие сказки позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни и безопасном поведении. Например, при анализе русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» целесообразно провести беседу об употреблении  воды из открытых источников, о правилах гигиены рук, о предупреждении кишечных заболеваний.

Уроки окружающего мира – это целая кладовая по здоровьесберегающему воспитанию и образованию младших школьников. Такие темы, как «Природа и мы», «Вода в природе», «Разнообразный мир растений», «Сбережём воздух», «Будем беречь здоровье» дают не только знания о природе, месте человека в ней, но и учат бережно относиться к окружающему миру и человеку как его части, заботиться о своём здоровье, предупреждать болезни.

На уроках математики также возможен подбор задач с содержанием на темы здорового образа жизни, правильного питания, режима дня и т.д. Приветствуется использование заданий занимательного характера: загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, задачи-шутки, задачи в стихах. С большим удовольствием дети решают старинные задачи, задачи со сказочным сюжетом, сочиняют математические сказки. Такие виды заданий дают большой эмоциональный всплеск, позволяют снять напряжение учащихся. У ребят появляется вера в свои силы, смелость браться за более сложные задания.

Учитель начальных классов, понимающий важность сохранения здоровья своих учеников, никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на уроках оздоровительной гимнастики. Физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты следует проводить дважды в течение урока. Отдых для глаз уместен на любом уроке после длительного письма или чтения. Для этого полезны упражнения с использованием зрительных тренажёров, размещённых на листе ватмана или на обратной стороне доски. Это могут быть овалы, восьмёрки, круги, спирали, зигзаги, изображённые разным цветом. В последние годы появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз, которые позволяют сохранить зрение учащихся, снять усталость и напряжение с глаз, повысить настроение и работоспособность. В качестве оздоровительной гимнастики можно выполнять простейшие приёмы самомассажа: поглаживание лица, рук, плеча, массаж ушных раковин. Очень полезна для здоровья дыхательная гимнастика. Она бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, нормализует кровообращение. С младшими школьниками можно проводить мимическую гимнастику для лица, например, давать задания: «улыбнитесь», «огорчитесь», «удивитесь», «нарисуйте во рту языком солнышко на одной щеке, потом на другой», «напишите первую букву своего имени». Устаёт рука – устаёт ребёнок, поэтому не следует забывать об упражнениях для расслабления мышц кистей и пальцев рук, массаже пальчиков. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Любой вид упражнений для отдыха разряжает обстановку в классе, предоставляет детям возможность немного подвигаться, вызывает положительные эмоции. Это минутки отдыха для души и тела ребёнка, во время них дети полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают выполняемые ими упражнения.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, реализовать личностный потенциал, повысить заинтересованность в успешном обучении, поэтому постоянная озабоченность охраной здоровья младших школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

Литература:

  1. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Методы и приёмы по организации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы в период обучения грамоте в классе слепых детей.

Данный материал представляет собой разработку методической темы. Содержит описание проблем развития детей с нарушениями зрени и практические приемы, которые можно использовать на уроках....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Здоровьесберегающие  технологии в работе учителя начальной школы...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Здоровьесберегающие  технологии в работе учителя начальной школыУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.«Единственная красота, которую я знаю — это здоровье»Генрих Гейне     ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы С.В.Коноваленко

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…&raqu...