Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы С.В.Коноваленко
материал

Шачнева Наталья Ивановна

«Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя начальных классов  (из опыта работы)

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Таким образом, перед учителем  стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, могут проводиться упражнения для опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания.  На переменах проводятся специальные оздоровительные игры. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения и конструирования здоровья в период обучения в школе.
Задачи:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
- воспитание культуры здоровья;
- развитие творческих способностей;
- мотивация на здоровый образ жизни;
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
- внедрение инновационных педагогических технологий

Большую часть времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

Дыхательные упражнения. В коррекционной школе дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Требования к выполнению дыхательных упражнений:

  • выполнять упражнения каждый день по 3–6 мин, в зависимости от возраста детей;
  • проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
  • после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2–3 сек.

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением.

Часики

Часики вперёд идут, за собою нас ведут.

(И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 1 - взмах руками вперёд «тик» (вдох) 2 - взмах руками назад «так» (выдох))

Петушок

Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.

(И.п.- Встать прямо, ноги слегка расставить,  руки в стороны - (вдох), а затем хлопнуть  ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повторить 5-6 раз.)

Самолётик - самолёт  (ребенок разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) 
Отправляется в полёт 
(задерживает дыхание) 
Жу- жу -жу 
(делает поворот вправо) 
Жу-жу-жу 
(выдох, произносит ж-ж-ж) 
Постою и отдохну 
(встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу 
(поднимает голову, вдох) 
Жу – жу – жу 
(делает поворот влево) 
Жу- жу –жу 
(выдох, ж-ж-ж) 
Постою и отдохну 
(встаёт прямо и опускает руки).
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре снова дышим: глубже, шире.

Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях можно подобрать разное оборудование: цветные полоски для игры «Задуй свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики.

Дыхательный тренажер представляет собой лист картона, на который наклеиваются разные цветные геометрические фигуры, картинки, буквы. На верхний край приклеивается бумажная салфетка любого цвета или кусочек кухонного бумажного полотенца, режем её по вертикали, не доходя до края. Ребёнку предлагаем подуть на «занавесочки», которые разлетаются в разные стороны и он видит картинку.

Коктельные трубочки для игр: «Буль – буль», «Буря в стакане»; «Прогони фасолинку», «Найди спрятанную картинку», «Нарисуй букву на крупе»; Пособия на сдувание «Сдуй бабочку», «Сдуй лист с дерева», «Сдуй снежинки».

Неотъемлемой и очень важной частью коррекционной работы является артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение помогает: 

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Артикуляционную гимнастику с детьми нужно проводить с использованием зеркал.

 Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика – движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Упражнение на развитие биоэнергопластики.

«Дятел»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Долбит клювом по коре.

На примере данного упражнения можно увидеть, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Фонетическая ритмика - обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например:

  • Звук А – разводим руки в стороны, рисуя большой круг, рот широко открыт.
  • Звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем из вперед, кисти на себя.
  • Звук О – чуть присели, руки подняли к верху и соединили, в овал, губы округлены.
  • Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны. Звук Э – высовываем язык вперед и грозим пальчиком.
  • Звук К – руки перед собой в кулачках, резко опускаем их вниз и произносим К.
  • Звук С – насосы, накачиваем шину.
  • Звук Ш – развели руки в стороны и с длительным выдохом, произносим звук Ш, обхватываем себя руками за плечи.

При помощи данных упражнений можно предложить детям прочесть заданные слоги, написать любые слоги. Таким образом, мы еще и выполняем функцию развития звукового анализа и обучения чтению слогов при помощи тела.

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Можно предложить детям самим придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

Сбил, сколотил – вот колесо.
Сел да поехал.  Ах, хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат.
Жил-был зайчик длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо, волка нет, и  дают морковку на обед.

Самомассаж рук. Для организации коррекционно-образовательного и оздоровительного процесса с детьми  можно использовать самомассаж рук.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Если пальчики грустят – доброты они хотят.   (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит.   (
трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем.   (
«моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем,   (
поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем.   (
гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.   (
скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.   (
каждый палец зажимаем в кулачке, тихо звучит музыка (как фон))

Упражнение для профилактики простудных заболеваний

«Наступили холода»

Ехать в поезде тепло, поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима, наступили холода.
Да-да-да - наступили холода.  (
Потереть ладошки друг о друга.)
Да-да-да - превратилась в лёд вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду - поскользнусь я на льду. (
Указательными пальцам Приставить ладони ко лбу и помассировать крылья носа.)
Ду-ду-ду -
Я на лыжах иду. (
Растереть ладонями уши.)
Ды-ды-ды - на снегу есть следы.  
(Приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично  растирать лоб движениями в стороны - к середине лба.)
Ди-ди-ди - ну, заяц. Погоди! (
Погрозить пальцем.)

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье. Помимо уроков физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Каждый рабочий день в классе начинаем с гимнастики, которая длится около пяти минут.
Для гимнастики глаз имеются презентации для ребят. Для расслабления частей тела тоже есть интересные анимационные презентации. 
Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей от урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устаёт рука – устаёт ребёнок.
Пример:

«Капуста». Движения, имитации действий.
Мы капусту рубим. Мы капусту трём.
Мы капусту солим. Мы капусту жмём.

Задача учителя: научить писать, не напрягая руку, а значит сберечь силы.
Пример:

Массаж пальцев перед письмом.
- протирание ладошек;
«Скалка».

- покатать ручку между ладонями;
- покатать ручку между большим и указательным пальцем;
«Игра на клавишах».

По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.

Классные часы, уроки здоровья , спортивные мероприятия, походы , экскурсии в природу помогают формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Работа медработников по сохранению здоровья учащихся.

Учитываю в работе показания медработников, которые ведут разъяснительную работу с родителями и учителем по сохранению здоровья ребёнка.

Питание в школе.

Здоровый образ жизни – это и правильное питание. Еще один важный аспект здоровья – это культура питания.

Лучший рацион здорового человека – пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли, высоким содержанием макро- и микроэлементов, витаминов, и белка в разумном сочетании.

Питание в школе четко сбалансировано, ежедневно ученики получают на обед салат из овощей (свекла, морковь, капуста,), первое или второе (картофель, капуста, крупы, мясо).

В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ:

- повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

- повышается речевая активность;

- развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;

- формируются двигательные умения и навыки;

- формируется правильное речевое дыхание.

Литература

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
  2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
  4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах специальной коррекционной школе"

В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.

Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе. Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых первоклассников.

Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.   Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность тех принципов и методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаками здоровьесбережения.

     Учителя начальных классов продолжают поиски   педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.

  Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

1.    учет возрастных особенностей младших школьников;

2.     учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;

3.     структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);

4.    осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Рассмотрим влияние элементов здоровье-сберегающих технологий на состояние школьников.

1.    Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок

только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.

Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:

1.Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Тут затеи и задачи, игры, шутки – все для вас!

Пожелаем вам удачи – за работу, в добрый час!

2.На вас надеюсь я, друзья.

 Мы хороший дружный класс

 Всё получится у нас!

3.Вот и прозвенел звонок. Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь и работать не ленитесь.

    Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

2.    Оптимальный темп проведения  урока, демократичный стиль

 общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.

3.    Подача материала должна быть в доступной форме, понятной

младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.

 4.    Наглядность, используемая на уроке,  способствует конкретизации

изучаемого материала, повышает интерес учащихся.

5.    Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в

тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.

6.    Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе

большое значение имеют физические упражнения.

 Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

    Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.  

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Существуем несколько видов физкультминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

упражнения, корректирующие осанку;

При проведении физкультминуток я учитываю следующие требования:

физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я – 20-я минута урока;

в первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке; во 2-4-х классах – по одной физкультминутке начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса;

длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 мин;

физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления при обеспечении позитивного эмоционального настроя, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата;

комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность;каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз (за такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей);предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц; при подборе физкультминуток под стихотворные тексты к конкретному уроку следует обратить внимание на следующее;важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

текст произносится учителем или воспроизводится в записи, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание;

Упражнения для кистей рук

Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

В 1 и 2 классах использовать:

тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом). При их использовании происходит:

- стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;
- влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;
- улучшение циркуляции крови;
- активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.

пальчиковую гимнастику, особенно хороша пальчиковая гимнастика с предметами,плюс ко всему развивает координацию движений

элементы самомассажа

Не нужно забывать и о дыхании.

Урок начинать с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использовать мобилизующее дыхание.

- эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
[ и ] – мозг, функция почек
[ э ] – железа внутренней секреции
[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа
[ о ] – средняя часть груди
[ ои ] – сердце
Использовать упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов:

Пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с лёгкими или частые бронхиты).

Во время урока использовать музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого и поверхностного, частого и редкого, верхнего, среднего (грудное) и нижнего (брюшного) дыхания

Уделяю в работе внимание физминуткам для глаз. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при выполнении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

БАБОЧКА.

Прилетела бабочка, Села на указку, Попытайтесь вслед за ней Пробежаться глазками.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Божья коровка летела, На кончик указки села, Глазками ее поймай-И за ней понаблюдай.

-Плотно закрыть и широко отрыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом 30 секунд.

-посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

-Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем отрыть их на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

-Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме. Например:

Мы становимся все выше, достаем руками крышу,

На два счета поднялись, три, четыре – руки вниз.

Мы писали, мы считали, и тогда мы дружно встали,

 Ручками похлопали: Раз, два, три.

 Ножками потопали: Раз, два, три.

 Сели, встали, встали, сели и друг друга не задели.

 Мы немножко отдохнем и опять писать начнем.

Поднимает руки класс –Это «раз».

Повернулась голова –Это «два».

Руки вниз, вперед смотри –Это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать –Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть –Это «шесть».

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса. Не торопят ученика, дают время на обдумывание и подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

Часто на уроках математики, трудового обучения, развития речи

организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.  Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру

ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В начальной школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры.  

Например:  игра «Ты – мне, я – тебе», «Перебрасывание мяча друг другу», «Кто больше?», «Угадай-ка» и т.д.

Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

На своих уроках учителя начальной школы используют различные виды гимнастики.

Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.

Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.

Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.

Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя вначальной школе посвящают воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.

В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом.

Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе. Только комплексное использование технологий  в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.

Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и  школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.  Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.



Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения детей в   коррекционных классах»

Из опыта работы учителя начальных классов Шачневой Натальи Ивановны

Одна из задач школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.

Моя педагогическая практика показала, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми спец. коррекционных классов не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.

Технология, которая поможет детям развиваться, а мне достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.

Здоровье сберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровье сберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению проблем. Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, конкретных условий, а также от показаний заболеваемости ребёнка.

Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.

Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Все здоровье сберегающие технологии можно поделить на три подгруппы:

- организационно – педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно – образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Сейчас, когда остро стоит проблема ухудшения здоровья детей, когда в нашем современном обществе растёт число умственно – отсталых детей, я считаю, продопедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи учителей.

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

1.     Принцип не нанесения вреда - «No nocere!» - одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении стоится профессиональная этика любой человековедческой профессии, медицинской деонтологии, основ педагогики и дидактики. Актуальность его соблюдения в системе образования повысилась с начала 90-х гг., когда в стремлении помочь школьнику сохранить или восстановить уже утраченное здоровье во многих школах стали применять необоснованные с научной точки зрения и не проверенные на практике оздоровительные системы и методы.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д. – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

3. Принцип триединого представления о здоровье.

4. Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровье сберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю и по предписанию СЭС, как часто бывает, а каждый день и на каждом уроке.

5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Связь главной задачи школы – образовательной – с заботой о здоровье учащихся проявляется на двух уровнях: содержательном и процессуальном. Первый определяется включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй 0 обеспечением здоровье сберегающего характера (результата) проведения процесса обучения.

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Речь идёт об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задач, формах и методах преподавания и т.п. здоровье умственная отсталость коррекционный класс

7. Комплексный, междисциплинарный подход – основа эффективной работы по охране здоровья человека.

8. Принцип медико-психологической компетентности учителя является развитием предыдущего и определяет высокие требования к уровню психологической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностных ориентаций у педагогов, стремящихся использовать в своей работе здоровьесберегающие технологии.

9. Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется в практике здоровьесберегающих технологий путём разведения понятий, программ, форм и методов: а) обучения здоровью; б) воспитания культуры здоровья; в) формирования здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.

10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) – один из важнейших общепедагогических постулатов и одно их важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

11. Приоритет активных методов обучения также является принципом всей эффективности современной педагогики. Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровье сбережения.

12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий восходит к представлению о двух стратегиях заботы о здоровье.

13. Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье.

14. Принцип отсроченного результата не относится к важнейшим и поэтому часто не учитывается при оценке результативности программ и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

15. Принцип контроля за результатами, основанного на получении обратной связи, должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

 Методы здоровьесберегающих технологий, применяемые в обучении детей спец. коррекционных классов вспомогательной школы (8 вида)

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Можно использовать лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе , а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на ковриках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает учитель. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста начальной школы

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время начиная с 2 класса

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. Начиная с 1 класса

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров классных комнат. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. Начиная с 1 класса

Занятия проводятся в игровой форме

Виды современных здоровьесберегающих технологий, подходящих для применения в обычных условиях классной комнаты ,применяемых мною в процессе обучения умственно-отсталых детей:

1. Дыхательная гимнастика

2. Динамические паузы

3. Релаксация

4. Фонематическая ритмика(на уроках ритмики,музыки)

5. Сказкотерапия

6. Самомассаж

7. Точечный массаж

8. Пальчиковая гимнастика

9. Гимнастика для глаз

 

10. Песочная терапия

11. Весёлая шнуровка

12. Арттерапия

 Соответствие целей и задач современным принципам обучения

Цели: - Воспитать человека, способного адекватно жить в современном обществе.

Задачи: -  Дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду; - Воспитать положительные личностные качества: честность, доброжелательность, любовь и уважения к труду и людям труда;

- Скорректировать имеющиеся у детей дефекты, чтобы подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей

Уроки с использованием коррекционно - развивающих и творческих заданий, игр или игровых ситуаций является эффективным средством. Многие приёмы были взяты из песочной терапии, игротерапии, пальчиковой гимнастики и др.

Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формулы действия . Кроме того, отмечается недостаточность мышечной силы. Поэтому велика важность развивающих занятий для таких детей.

Именно поэтому я делясь своим педагогическим опытом работы с такими детьми хочу доказать эффективность , нужность и главное актуальность использования новых технологий в обучении детей вспомогательной школы ( 8 вида)

Обучение должно идти в соответствии со следующими принципами:

- Воспитывающая и развивающая направленность обучения

- Доступность обучения

- Систематичность и последовательность обучения

- Связь обучения с жизнью

- Принцип наглядности

- Принцип коррекции в обучении

- Индивидуальный и дифференцированный подход

- Сознательность и активность учащихся

Песочная терапия

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так :»Игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне , на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, мои наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Двигательные оздоровительные минутки

Чтобы развивать внимание я начинала каждое занятие с физкультминутки, 2-3 раза на уроке делаю игровые паузы. Они являются одной из составляющих предотвращения переутомления детей. За основу проведения двигательных минуток я взяла методику известного психолога и педагога Н.И. Дереклеевой.

Для проведения двигательных минуток я выбрала перемену между 1 и 2 уроками, т.к. утомление нарастает в незначительной степени уже ко 2 уроку.

Двигательные минутки я провожу по специальным карточкам, на которых прописала систему упражнений по типу «От простого к сложному». Все мои карточки разделены на 2 раздела:

- 1 раздел - двигательные упражнения без предметов;

- 2 раздел – двигательные упражнения с предметами.

К 1 разделу относятся карточки с общими упражнениями , целью которых является развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей. Особенностью этих упражнений является то , что каждое из них имеет определенное название. Название упражнений я сообщаю обязательно каждый раз перед началом выполнения, т.к. дети очень подражательны ,и вхождение в ту или иную роль с помощью названия позволяет им играть с удовольствием.

В самом начале первого года обучения я подбирала с короткими четверостишиями и как можно больше использовала движений.

Маша шла, шла, шла,

Земляничку нашла.

Села, поела

И опять пошла.

Ходьба на месте.

Наклон вперёд.

Присед на корточки.

Ходьба на месте с высоким подниманием колена.


Сначала стихи проговаривала сама , а через неделю получалось уже вместе с учеником. Но это надо делать не навязчиво , а играючи ,чтобы ребёнок не уставал.

По принципу «От простого к сложному» мы начинали выучивать стихи побольше и с нарастающим количеством движений.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок! Прыг-скок! Стоп!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

Поднимаем плечи

Прыгаем на месте

Сели на корточки

Сидим ,прислушиваемся

Смотрим наверх

Подпрыгиваем высоко.

 

Физкультминутки с конкретными заданиями для укрепления мышц рук. (Применяются в начале урока письма)

 

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули

Ветер срывает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем крылья сложили назад.

Одним из немаловажных аспектов развития школьника ,является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук не теряет своей актуальности.

Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, я считаю, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а так же 2-3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Цель этих упражнений

a) Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи.

b) Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.

c) Облегчить детям усвоение навыков письма

Например: УК–УК –УК , по земле ползёт паук.

ОК- ОК- ОК ,на двери весит замок.

Пальчиками убегаем домой от паука , а там висит замок.

Замечательный педагог В,А, Сухомлинский писал , что истоки способностей и дарования детей_ на кончиках их пальцев , и от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда ( ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Пальчиковая гимнастика

Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто на уроке не следует. Эти упражнения помогут развитию мелкой моторики рук, Сформировать внимание, подготовить руку к овладению письмом, а далее может использоваться для снятия напряжения пальцев и кисти рук.

Особенно важна эта гимнастика для занятий с умственно-отсталыми детьми, у которых плохо развита речь.

На своих занятиях я использую уже накопившиеся всевозможные пальчиковые игры. Вся игротека делится на:

- Игры с пальчиками.

- Пальчиковые игры с палочками и спичками.

- Пальчиковые игры со скороговорками.

- Пальчиковые игры со стихами.

- Пальчиковый алфавит.

- Пальчиковый театр.

Пристальное внимание уделяю коррекции и развитию мелкой моторики руки. Прогресс в развитии двигательного анализатора , являющегося аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребёнка(Кольцова М.М.). Для развития движений руки на моих уроках  кроме новых технологий используются и традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков, изображающих различные предметы.

Релаксация

         Я широко использую игровые моменты во время проведения урока. Нервная система ребёнка очень чувствительна, он быстро устаёт, и поэтому нуждается в частом отдыхе. На уроках таким отдыхом для него служит частая смена видов деятельности, режимов работы, проведение физкультминуток, релаксация во время прослушивания музыки.(П.И. Чайковский ,звуки природы, и др.)

Текст для релаксации

Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились удобно. А теперь пытаемся представить, как изменилась наша полянка с наступлением ночи (пауза). Вокруг тишина (пауза). Но вот вылетела сова на ночную охоту. Где-то в траве зашуршал ёжик (пауза). Яркая луна осветила поляну, стала видна вся ночная жизнь (пауза). Но вот появился первый лучик солнца, и поляна постепенно наполняется светом. Всё вокруг проснулось (пауза). Мы с вами проснулись. Открыли медленно глазки, потянулись (пауза). Наступило утро.

Во время этого упражнения звучит спокойная тихая музыка. Я произношу текст медленно, спокойно, чтобы ребёнок мог расслабиться и отдохнуть. После последнего предложения начинает звучать весёлая музыка.

Так как фонематический слух был развит слабо, ребёнок не отличал звуки на слух, тогда у нас и возникли проблемы, которые я решала с помощью упражнений для мелкой моторики, самомассажа , дыхательной гимнастики.

Упражнения для мелкой моторики брали самые простые (см. приложение 5), так как рука полностью была не подготовлена, пальцы не сгибались. Приходилось массажировать пальчики, кисти рук, предплечье. Всё это проходило в игровой форме.

Например, рассказывая произведение «Сказка о маленьком котёнке», ребёнок играет котёнка, а учитель ласковую хозяйку (Я использую приём поглаживания).

Дыхательная гимнастика

Серия следующих двигательных упражнений направлена в первую очередь на развитие правильного дыхания. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца, и циркуляции крови в организме. Даже не значительный недостаток кислорода снижает работоспособность. В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично. Дыхание через рот является поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода. Значит, я должна научить детей правильно дышать. Дышать надо равномерно, правильно чередовать вдох и выдох.

Пример данных упражнений:

- Вдох через нос – выдох через рот;

- Краткий глубокий вдох – замедленный выдох;

- Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох;

- Медленный выдох, чтобы воздух выходил резкой струёй;

- Выдох толчками;

- Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, сосчитайте до 10 на выдохе, чтобы воздуха хватило до конца счёта;

- Выдохните воздух и не дышите в течении нескольких секунд;

- На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: ж-ж-ж-ж, писк комара: з-з-з-з и т.д.;

- «свеча» - ровный, медленный выдох, чтобы пламя «легло», но не потухло;

- «погаси свечу» - интенсивный прерывистый выдох.

- (упражнения «Ветер», «Доброта» см. приложение 6 )

Важным условием результативности использования приёмов здоровьесберегающих технологий является соблюдение последовательности от лёгких к более сложным. Необходимо учитывать следующие принципы : повторяемость, доступность, постепенность выполнения заданий.

Именно эти принципы я выделила для организации коррекционно-развивающей работы с умственно-отсталыми детьми на занятиях.

Выводы

Проводимая мною в течение учебного года работа по различным направлениям позволяет сделать следующие выводы:

1. Изучение особенностей психического развития детей является большой и сложной проблемой, над которой работали многие ученые. Моя работа показала, что умственное развитие детей - при его своеобразии протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.

2. При коррекционном обучении у таких детей развиваются виды сложной психической деятельности, такие как целенаправленное наблюдение, осмысленное запоминание, произвольное внимание, произвольная память, сложные формы анализа и синтеза, процессы сравнения и обобщения.

3. Появление интереса к обучению у учащихся также в значительной степени повышает прочность их знаний, умений, навыков, содействует коррекции внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов.

4. Использование на занятиях игровой деятельности детей влияет на формирование произвольности психических процессов. Здоровье сберегающие технологии проходят в игровой форме для детей, имеют внутреннее продолжение в школьном обучении и труде, помогает ребенку освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках .

5. Выбранные мною методы способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает повторить уже изученный материал без монотонности и скуки.

6. Игра служит методическим приемом, с помощью которого можно заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание к учебной деятельности, так как их психофизиологическое развитие существенно отличается от развития нормальных сверстников.

7. Работая в данном направлении с учащимися я убедилась на практике, что если с умственно - отсталыми учащимися проводить целенаправленно занятия по коррекции памяти, внимания, мышления, восприятия, и т.д., то их познавательная деятельность активизируется и станет более продуктивной.

8. Теоретическая модель изучения и коррекции познавательной деятельности в специально созданных группах оправдала себя. Проводимые занятия действительно влияют на коррекцию познавательной деятельности умственно - отсталых школьников.

 Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения умственно-отсталых детей приводят к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.

Литература

1. С.Н. Гашкова, Л.В. Лукина «Здоровое детство». Опыт работы. 2007 г.

2. Н.К. Смирнов «Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» 2003 г.

3. О.В. Узорова, Е.А. Нефредова «Пальчиковая гимнастика» 2002 г.

4. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л, Снисаренко «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия». Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. 2008 г.

5. Методические рекомендации: Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под.ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина 2002 г.

7. Коррекционно-развивающее обучение в начальной школе/С.Г. Шевченко.

2004 г.

Приложение 1

Двигательные минутки

«Десантники»

Учащиеся быстро преображаются. Стоит только сообщить название упражнения, как дети уже начинают перестраиваться и входить в данную роль для выполнения упражнения. За несколько минут ребята должны представить себя десантниками, которым предстоят ответственные прыжки. Для этого они должны попрыгать: - На двух ногах одновременно (под счёт);

- На левой и правой ноге попеременно; - Сделать перекрёстные прыжки.

Затем задание усложняется. Я предлагаю учащемуся выполнить прыжки обеими ногами, но по заданному ритму. Ритм отстукиваю карандашом на столе. Учащиеся должны выполнять прыжки, соблюдая ритм.

«Цапля»

Дети стоят друг за другом (по 5 человек). По команде они прыгают на одной левой ноге друг за другом, пытаясь схватить рукой прыгающего впереди партнёра. Если это удаётся, то вся группа-команда, образует единый прыгающий круг. Это упражнение полезно проводить, если ребятам предстоит трудная и однообразная работа, например при написании изложения.

«Грёзы»

Дети садятся на стулья по кругу друг за другом, кладут голову на руки на спинку стула, закрывают глаза и считают про себя от 1 до 50. Во время выполнения задания можно включить тихую музыку. После того, как дети откроют глаза, они должны поделиться впечатлениями о том, что им грезилось во время счёта и слушанья музыки. Выполнения этого упражнения помогает отработке навыка счёта в пределах 100, даёт возможность проникнуть во внутренний мир ребёнка, развивает речь, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей учащихся.

Приложение 2

 

«Зайка»

Достаём носовой платок, возьмём за два противоположных угла по диагонали, закрутим и не туго завяжем два раза. Два уголка от второго маленького узелка поднимем вверх – «ушки», а от большого – «хвостик». Можно игру сопровождать стихами.

А также можно использовать следующие приёмы:

Ребёнок расправляет платок у себя на парте и кладёт на него голову. Руки вытянуты вперёд и не сжаты в кулаки. Звучит музыка, которая способствует расслаблению.

Платок можно использовать, как предмет, под который можно «что-то» спрятать, а потом угадывать закрытыми глазами, ощупывая его, или с открытыми, не дотрагиваясь до предмета.

 

Приложение 3

 

«Кругосветное путешествие»

Упражнение нужно выполнять в паре. Массаж проводят в среднем темпе, который успокаивающе действует на нервную систему, вызывает расслабление всей мускулатуры. Это упражнение проводится при помощи воздушного шара по заданию учителя:

- Катают мягко и нежно воздушный шар по туловищу;

- По рукам;

- По голове;

- По спине.

 

 

 

 

Приложение 4

«Игра с пальцами»

Развитие координации движений, внимания, слуховой памяти, умения выполнять чётко команды учителя.

«Муравей перелезает через угол книги. Он осматривается и обдумывает, куда ему сейчас направится и быстро пробегает три шага вперёд. Он снова останавливается, осматривается и бежит пять шагов вперёд, чтобы потом снова остановиться. Взгляд налево, взгляд направо, и снова бежит, но уже к другому углу книги. Там он замедляет своё шаг и идёт очень спокойно вдоль внешнего края книги. Подойдя к следующему углу книги и осмотрев противоположную сторону, он разворачивается, бегло осматривает край книги и бежит обратно. Это должно быть очень интересно, думает он, пройтись размеренным шагом по краю книги прямо до следующего угла! Взволнованно вытягивает он одну ногу, потом вторую и начинает маршировать. На следующем углу он останавливается, поворачивается два раза вокруг себя и спешно бежит в середину. Там он поднимается на задние лапки и смотрит вверх. Потом, слегка приплясывая, он обегает всю книгу, ложится в уголок и засыпает».

Руки детей играют роль муравья, глаза при этом закрыты. История воспринимается детьми с закрытыми глазами.

Приложение 5

Двигательные упражнения с карандашом

- Удержать карандаш большим и указательным пальцами (правой и левой) руки, передавать дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянными пальцами, мизинцами.

- Перекладывать карандаш с левой стороны стола на правую сторону, удерживая его между пальцами (передавать карандаш с одного пальца к другому, как описано выше), держать карандаш вертикально двумя пальцами и быстро передавать из левой руки в правую руку и наоборот;

- Крутить карандаш двумя указательными, средним и безымянным пальцами.

Приложение 6

«Ветер»

Нужно сделать глубокий вдох и медленно дуть на кусочек ваты, постараться на выдохе догнать-докатить комочек ваты до края стола, но не уронить, не сдуть на пол.

Задание на релаксацию

«Доброта»

Учащиеся сидят за своими партами в руках держат комочки ваты. По сигналу учителя они закрывают глаза, подносят комочки ваты к лицу и под рассказ учителя начинают поглаживать своё лицо: «У каждого человека есть добрый ангел. Он охраняет человека от злобы и горя, обит и неудач. Человек спит, а ангел вершит добрые дела. Он опускается на лоб человека и поглаживает его, затем опускается на глаза и легонько ласкает их, делает глаза человека умными и ясными. Добрый ангел касается лица человека, его головы, и всё плохое уходит прочь, уступая место добрым мыслям и делам». Это упражнение помогает преодолевать закрытость характера, озлобление, снижает эмоциональное и духовное напряжение.

Пример упражнений с йогуртовыми стаканчиками

«Магия»

Развивает наблюдательность, внимательность, ловкость. Формирует у учащихся понимание необходимости занятий спортом. Сидя за столом, учащиеся должны удержать стаканчик:

- На ладонях.

«Осанка»

Профилактика правильной осанки. Участники игры должны держать стаканчик на голове и при этом писать, читать, рисовать. Рисунки и письменные задания могут быть вывешены для того, чтобы ребята видели, что и как получилось у одноклассников. 

«Друг рядом»

Направлено на умение общаться и выполнять совместные действия в паре. Участники игры стоят спиной друг к другу. С правой стороны от них стоят стаканчики, поставленные друг на друга. Они должны:

- Передавать друг другу стаканчик (сначала один, потом два);

- Давать правой рукой, брать левой (и наоборот);

- Просовывать стаканчик между разведёнными ногами, давать обратно через плечо;

- Передавать стаканчик за спиной правой рукой в правую руку партнёра, забирать из правой руки в левую (перед туловищем и за туловищем).

Это упражнение развивает не только двигательную активность, но и помогает преодолевать одиночество и закрытость характера.

Примерный комплекс упражнений физкультминуток для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный

2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперёд, левую руку вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд, затем повторить ещё 3-4р

2. И.п. – стоя или сидя, кисти наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Методы и приёмы по организации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы в период обучения грамоте в классе слепых детей.

Данный материал представляет собой разработку методической темы. Содержит описание проблем развития детей с нарушениями зрени и практические приемы, которые можно использовать на уроках....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Здоровьесберегающие  технологии в работе учителя начальной школы...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы.

Статья об использовании здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальной школы....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальной школы

Здоровьесберегающие  технологии в работе учителя начальной школыУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.«Единственная красота, которую я знаю — это здоровье»Генрих Гейне     ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не ...