Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода
материал по теме

Москвитина Татьяна Васильевна

 

Структура урока

в технологии системно-деятельностного подхода

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока

в технологии системно-деятельностного подхода

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а

добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то  есть для всякого учащегося”.

Структура урока «открытия» нового знания

в технологии деятельностного метода  

1. Мотивация (самоопределение) к учебной

деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во

внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по

эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности.

В своей работе учителя начальных классов используют технологию

деятельностного метода обучения, которая включает в себя последовательность

деятельностных шагов:

I. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

Время 1-2 минуты:

создание у учащихся положительной эмоциональной направленности;

включение детей в деятельность;

выделение содержательной области.

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает

пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на

уроке; дети высказываются;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.

7

Настраиваем детей на работу, проговаривая с ними план урока

(«потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным

приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных

задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового

знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого

учащегося.

Время 4-5 минут;

Возникновение проблемной ситуации:

актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

создание проблемной ситуации;

выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло

затруднение; темы и цели урока.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым

материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания,

памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не

знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит

ответить, или в виде темы урока.

Время 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации

диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из

затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Время 7-8 мин;

Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог,

подводящий без проблемы диалог.

Организация самостоятельной исследовательской деятельности;

Выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования,

проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить

своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая

формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где

это возможно, используется приём перевода математических правил на язык

образов.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Время 4-5 минут;

Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение

продуктивных заданий.

Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

В процессе первичного закрепления примеры решаются с

комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

8

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и

самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Время 4-5 минут;

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий):

выполняется письменно;

методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок

проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя

проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Эмоциональная

направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей

включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Время 7-8 минут;

Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые

содержат новый алгоритм или новое понятие;

Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с

изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые

элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный

эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка

результатов деятельности своей и всего класса.

Время 2-3 минуты;

Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

В процессе первичного закрепления примеры решаются с

комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Урок математики в 1 классе с использованием технологии системно-деятельностного подхода по теме «Величина. Длина. Сантиметр».

Урок математики в 1 классе по теме«Величина. Длина. Сантиметр». «Математика. 1 класс», ч.3 (авт. Л.Г.Петерсон)...

План урока в технологии системно-деятельностного подхода

План урока в технологии системно-деятельностного подхода...

Урок ИЗО с применением технологии системно-деятельностного подхода, проблемного и игрового.

Технологическая карта урока изобразительного искусствапо теме: «Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу»Класс: 2Предмет: изобразительное искусствоТип урока: &la...

Урок с применением технологии системно- деятельностного подхода и ИКТ. Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века")

Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные.Рассказывают самостоятельно или с опорой на схемуОсуществляют самооценку собственной учебной деятельности.(Тетради, тесты и таблицы сда...

Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования разли...