Урок математики в 1 классе с использованием технологии системно-деятельностного подхода по теме «Величина. Длина. Сантиметр».
план-конспект урока (математика, 1 класс) по теме

Урок математики в 1 классе по теме

«Величина. Длина. Сантиметр». «Математика. 1 класс», ч.3 (авт. Л.Г.Петерсон)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou1.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

Урок математики в 1 классе по теме

«Величина. Длина. Сантиметр».

Логвиненко Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

Новомосковск

2011г.

  Тема урока: «Величина. Длина. Сантиметр».

  Цель урока:

Дать первоначальное представление о длине как о новом признаке сравнения предметов.

    Задачи:

     предметные

    - создать условия для открытия учащимися новых для них понятий: «величина», «длина», «сантиметр»;

    - дать первоначальные сведения о способах сравнения предметов по длине;

     метапредметные

    - формировать интерес к новому учебному материалу;

    - развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов;

    - развивать умение учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

    - развивать коммуникативные навыки (вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, уважать мнение партнёра и т.д.)

    Оборудование:

    -учебник «Математика. 1 класс», ч.3 (авт. Л.Г.Петерсон), изд. «ЮВЕНТА», 2010;

    -раздаточный материал (конверты №1,2,3).

                                               Ход урока

I Организационный момент

Учитель:  Ребята, все вы знаете:

Если есть труд – значит, есть и успех.

II Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

                                                                   

Дети: Геометрические фигуры.

Учитель: Закройте глаза. (Учитель меняет расположение фигур на доске.)

- А теперь откройте глаза. Что изменилось?

Дети: Жёлтый круг заменили на зелёный. Синюю и красную фигуры поменяли местами. Размер изменился – квадрат стал меньше. А я заметил, что здесь есть лишняя фигура – это круг, потому что у круга нет углов, а  у других фигур есть. А мне кажется, что лишней фигурой может быть квадрат, потому что он маленький, а остальные фигуры большие. А мне кажется, что можно убрать либо треугольник, либо квадрат, потому что два красных цвета и т.п.

Учитель:  Хорошо! Это здорово, что вы нашли много различий в фигурах и их расположении.

- А какое умение помогло  выполнить это задание?

Дети: Умение наблюдать, умение быть внимательными, умение рассуждать, умение сравнивать и делать выводы.

Учитель:  По каким признакам мы сравнивали фигуры?

Дети: По цвету, по форме, по размеру.

Учитель: А какие знаки мы используем в математике, когда сравниваем?

Дети: > < =   (знаки появляются на доске)

III Работа по теме урока

  1. Введение новых понятий

Учитель:  Вы хотите узнать новые свойства предметов по которым их можно сравнивать с помощью этих знаков?

Дети: Хотим.

Учитель:   Такие свойства предметов называются величинами.

(На доске появляется слово   величина)

Учитель:  Определите, какой цвет больше: розовый или голубой, красный или оранжевый?

Дети: Не можем.

Учитель:  Является ли цвет величиной?

- Является ли величиной название предметов, например, стол, доска, дверь?

Дети: Тоже нет.

Учитель: Так что же мы должны выяснить на уроке?

Дети: Мы должны выяснить, что является величиной.

Учитель:  Возьмите конверт №1. Что в нём?

Дети: Полоски разных цветов.

Учитель: Предложите задание с этими полосками.

Дети :  Можно построить треугольник, можно сравнить и т.п.

Учитель:  Сравните полоски. Что можете сказать о них?

(Высказывания детей.)

- Как сравнивали полоски? (Что именно сравнивали?)

Дети: Сравнивали длину полосок.

Учитель:  Является ли длина полосок величиной?

Дети: Да длина – это величина,  потому что мы можем сравнить длину и сказать, какая полоска больше (длиннее), а какая меньше (короче).

Учитель: Мы знакомимся с величиной – длина.

(На доске появляется слово длина)

Учитель: Какие ещё предметы можно сравнить по длине?

Дети высказываются (карандаши, книгу и тетрадь, рост, стопа и т.п.)

Учитель: Сравните свои ладошки по длине.

  1. Измерение длин отрезков

Учитель:  Что вы видите на доске?

(На доске два отрезка, синий и красный, на значительном расстоянии друг от друга.)

Дети: Мы видим отрезки.

Учитель:  Докажите.

Дети: Есть начало и конец. Отрезок – это прямая, ограниченная с двух сторон.

Учитель: Что вы можете сказать об этих отрезках?

(Дети высказываются.)

Учитель:  Сравните длины отрезков.

(Дети высказываются.)

Учитель:  Получились разные ответы. Как быть? (на глаз верить нельзя, наложить не получится)

Дети: Надо измерить отрезки.

Учитель:  Как измерить? (С помощью чего можно измерить?)

Дети: С помощью линейки. (или другие предложения)

Учитель: - А если нет линейки? (ответы детей)

Учитель:  Люди издавна думали над тем, как измерить длину и часто пользовались тем, что было под рукой.

- Попробуем и мы измерить длины отрезков тем, что у нас есть под рукой, например, красной полоской.

Два ученика у доски измеряют отрезки:

Синий отрезок = 5 красных полосок.                    (Учитель записывает на доске: 5 и 6.)

Красный отрезок = 6 красных полосок.

Учитель: Что можем сказать о длине отрезков?

Дети: Синий отрезок короче красного, так как 5<6.

Учитель:  Измерим эти же отрезки с помощью зелёной полоски.

Два ученика измеряют у доски отрезки:

Синий отрезок = 4 зелёных полоски.                      (Запись на доске:  5     6

Красный отрезок = 5 зелёных полосок.                                                   4      5)

Учитель: Что можете сказать о полученных числах? (5и4)

Дети: Числа получились разные.

Учитель: Почему результаты измерения получились разные, ведь отрезок один и тот же?

Дети: Мы использовали полоски разной длины.

Учитель:   Эти полоски можно назвать мерками.

- Удобно ли измерять длину разными мерками? Почему?

Дети: Неудобно, получаются разные числа, можно запутаться.

Учитель:   Может кто-то из вас знает, какой меркой измеряют длину?

Дети: Сантиметр, метр, километр и т.п.

  1. Старинные меры длины

Физминутка

Учитель: В древности использовались для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе: шаг, локоть, ладонь, сажень.  (На доске появляются рисунки.)

(Дети повторяют за учителем старинные меры длины.)

  1. Знакомство с сантиметром и линейкой

Учитель:  Почти 150 лет назад представители 17 государств, в их числе и Россия, договорились использовать более точные, общие для всех стран единицы измерения длины.

Одной из них является…

- А как называется единица измерения, с которой мы сегодня познакомимся, вы узнаете из учебника. Откройте с.1, №3 и прочитайте её название.

(Дети читают про себя, один ученик читает вслух, все читают хором.)

(На доске появляется слово сантиметр)

Учитель:  Сокращённо сантиметр принято записывать см. (Запись на доске.)

Учитель:  Возьмите конверт №2. Что в нём?

(В конверте три полоски разного цвета: 1см, 5см, 7см.)

- Возьмите самую короткую полоску.

Это мерка длины равная одному сантиметру.

Измерьте этой меркой длину жёлтой полоски.

(Дети измеряют длину.)

Учитель:  Какова длина полоски? (А у тебя, а у тебя…? Иди запиши на доске.)

Учитель:  А чем удобнее измерить длину полоски?

Дети:  Линейкой.

Учитель:  Покажите линейки. Рассмотрите их.

- Что вы видите на линейке?  (цифры, чёрточки)

- Найдите №3, рассмотрите, как правильно пользоваться линейкой. Расскажите.

(Учитель может сам объяснить алгоритм измерения длины отрезка линейкой.)

Физминутка

IV Закрепление изученного

  1. Практическая работа в парах

Учитель:  Измерьте линейкой длину оранжевой полоски.

(Дети в парах измеряют длину.)

- Какова длина полоски? (А у вас, а у вас… Иди запиши на доске.)

- Сравним длины полосок. (Поставьте знак.)

(На доске: 5см <7см)

  1. Работа с учебником

Учитель:  Найдите №4, измерьте самостоятельно длины отрезков. (Кто выполнил задание встаёт.)

- Проверьте друг у друга. У кого возник спор?

- Чему равна длина отрезка ДЕ? МК? (У кого другой ответ?)

Учитель:  У кого задание выполнено правильно, поставьте «плюс».

(- Поднимите руку, кто поставил +? Все успешно выполнили. Хорошо.)

V  Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель:  Какие ключевые слова были на уроке?

- Расскажите, что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
- Поделитесь своими знаниями дома. Понаблюдайте, какие предметы, окружающие вас, можно сравнить по длине.

- Оцените свою работу на уроке. Каким цветом закрасите кружок сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: «Величина. Длина. Сантиметр.» (урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)

Цели: - познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр); - совместно установить общий принцип...

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

Развитие самостоятельной творческой личности младшего школьника посредством использования технологии системно-деятельностного подхода.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социаль...

Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"

Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "Какие бывают растения"

Цели урока:·  познакомить учащихся с разнообразием растений  (дерево, кустарник, трава);·  научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать...