Особенности работы с первоклассниками в условиях зрительной депривации.
консультация (1 класс) по теме

Левада Анна Николаевна

Материал описывает основные проблемы и пути работы с детьми с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с первоклассниками в условиях зрительной депривации.

Развитие детей с нарушениями зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов:

  • глазных заболеваний
  • сопутствующих заболеваний
  • уровня развития сохранных анализаторов
  • особенностей формирования личности и развития познавательной деятельности
  • семейного воспитания
  • уровня физической активности

Многие из детей, обучающихся в нашей школе, имеют такое заболевание как РПН и частичная атрофия зрительного нерва, эти нарушения связаны с различными заболеваниями ЦНС, такими как:

  • органические поражения центральной нервной системы
  • минимальная мозговая дисфункция
  • детский церебральный паралич

Эти заболевания могут провоцировать психопатоподобные расстройства поведения, снижение обучаемости, истощаемость психических процессов, нарушение объема и концентрации внимания, проблемы при запоминании материала. Помноженные на  особенности развития психики незрячих детей эти расстройства приводят к задержке их развития. Многие дети, приходя в школу, не готовы  к школьному обучению, принятию на себя позиции школьника.

На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы по следующим направлениям:

1.Развитие мотивационной сферы. Многие дети не понимают зачем они пришли в школу, или ожидают чего-то интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учению быстро угасает. Другие, особенно дети, не посещающие дошкольные учреждения и дети из неблагополучных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой и страхом. Следовательно.  необходимо сделать обучение более привлекательным, заинтересовать ребенка.

Пути достижения:

- создание благоприятной обстановки в классе (внешний вид класса, место для отдыха.)

- наличие игрушек

- постоянная занятость во внеурочное время

- использование игровых моментов на уроках (сказочные персонажи-помощники)

- создание ситуации успеха, поощрение малейшего успеха, положительного результата.

- оценка успехов ребенка относительно его собственного развития.

2. Умение ориентироваться в пространстве.

Учитель на начальном этапе выполняет функции родителя, няньки. С первых минут пребывания в школе мы знакомим ребенка с помещениями (класс, коридор, туалет, лестница и т. п.)

Так же необходимо:

- рационально располагать учебные принадлежности на рабочем месте, особенно это важно при  монокулярном зрении.

- до начала урока проговариваем, какие учебные принадлежности необходимы для урока.

- все учебные предметы должны быть на своих местах.

3. Волевая готовность.

Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет восприятие, запоминание и следование инструкциям. Дети, особенно не посещавшие дошкольные учреждения часто не реагируют на вопрос, который задали всему классу. Это затрудняет их участие в коллективной работе.

- инструкции должны быть четкими и конкретными

- перед новым заданием необходимо привлечь внимание ребенка, попросить рассказать, что он будет делать.

4. Социальная готовность.

Необходимо организовывать совместный досуг детей. Предлагать им занятия во внеурочное время. Приучать работать в парах, группах. Давать различные посильные поручения.

5. Интеллектуальная готовность.

Перед учителем стоит задача найти такие приемы работы, которые давали бы детям возможность получать нужные знания, может быть в замедленном темпе, но без лишнего зрительного напряжения. Не стоит увлекаться устными формами. Когда ученик самостоятельно выполняет письменное задание, то он находится в условиях  при которых должен быть активным, т. е. делать вычисления, решать примеры, думать над постановкой вопросов к задаче. При сокращении количества письменных заданий, увеличении устных, контролируются только отдельные дети. Есть опасность, что часть учеников более слабых, медлительных и инертных выпадет из работы.

Чтобы избежать этого учитель должен тщательно продумывать формы и методы работы. Обязательно должны присутствовать индивидуальные задания на карточках.

Объем заданий может быть меньше, но сами задания более разнообразны.

Для обогащения чувственного опыта широко используются предметные уроки, на которых вырабатывается и закрепляется  алгоритм обследования предметов.

  1. По всему периметру предмета, начиная с левого верхнего угла.
  2. Начиная из центра в верхней части фигуры, затем симметрично в правую и левую сторону, вниз, и к центру в нижней части фигуры.

Учитель обращает внимание на восприятие контура, а затем на отличительные признаки.

Изображения должны быть реалистичны и разнообразны (натуральные предметы, аппликация, контурные рисунки).

Хорошо спланированная работа по этим направлениям позволяет ребенку успешно адаптироваться в школе, «дозреть» до школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особености работы с первоклассниками

Статья помогает педагогу выстроить свою работу обучения первоклассников  с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни....

Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.

Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...

Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.

Работа  с детьми  должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу  психолого-педагогических методов...

Cамооценка и мотивация детей младшего школьного возраста в условиях материнской депривации

Проблема социального сиротства детей актуальна для всего мира, в том числе и на пост советском пространстве. Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономически...

Презентация на тему"Формирование навыков взаимооценки и самооценки в начальных классах в условиях зрительной депривации"

Презентация рассказывает о методах формирования навыков взаимооценки и самооценки на разных этапах урока в начальных классах у детей с нарушением зрения....

Методические материалы по обучению детей со зрительной депривацией.

Методические материалы по обучению детей со зрительной депривацией....