Особенности работы с первоклассниками в условиях зрительной депривации.
консультация (1 класс) по теме
Материал описывает основные проблемы и пути работы с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_pervoklassnikami_v_usloviyakh_zritelnoy_deprivatsii.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с первоклассниками в условиях зрительной депривации.
Развитие детей с нарушениями зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов:
- глазных заболеваний
- сопутствующих заболеваний
- уровня развития сохранных анализаторов
- особенностей формирования личности и развития познавательной деятельности
- семейного воспитания
- уровня физической активности
Многие из детей, обучающихся в нашей школе, имеют такое заболевание как РПН и частичная атрофия зрительного нерва, эти нарушения связаны с различными заболеваниями ЦНС, такими как:
- органические поражения центральной нервной системы
- минимальная мозговая дисфункция
- детский церебральный паралич
Эти заболевания могут провоцировать психопатоподобные расстройства поведения, снижение обучаемости, истощаемость психических процессов, нарушение объема и концентрации внимания, проблемы при запоминании материала. Помноженные на особенности развития психики незрячих детей эти расстройства приводят к задержке их развития. Многие дети, приходя в школу, не готовы к школьному обучению, принятию на себя позиции школьника.
На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы по следующим направлениям:
1.Развитие мотивационной сферы. Многие дети не понимают зачем они пришли в школу, или ожидают чего-то интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учению быстро угасает. Другие, особенно дети, не посещающие дошкольные учреждения и дети из неблагополучных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой и страхом. Следовательно. необходимо сделать обучение более привлекательным, заинтересовать ребенка.
Пути достижения:
- создание благоприятной обстановки в классе (внешний вид класса, место для отдыха.)
- наличие игрушек
- постоянная занятость во внеурочное время
- использование игровых моментов на уроках (сказочные персонажи-помощники)
- создание ситуации успеха, поощрение малейшего успеха, положительного результата.
- оценка успехов ребенка относительно его собственного развития.
2. Умение ориентироваться в пространстве.
Учитель на начальном этапе выполняет функции родителя, няньки. С первых минут пребывания в школе мы знакомим ребенка с помещениями (класс, коридор, туалет, лестница и т. п.)
Так же необходимо:
- рационально располагать учебные принадлежности на рабочем месте, особенно это важно при монокулярном зрении.
- до начала урока проговариваем, какие учебные принадлежности необходимы для урока.
- все учебные предметы должны быть на своих местах.
3. Волевая готовность.
Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет восприятие, запоминание и следование инструкциям. Дети, особенно не посещавшие дошкольные учреждения часто не реагируют на вопрос, который задали всему классу. Это затрудняет их участие в коллективной работе.
- инструкции должны быть четкими и конкретными
- перед новым заданием необходимо привлечь внимание ребенка, попросить рассказать, что он будет делать.
4. Социальная готовность.
Необходимо организовывать совместный досуг детей. Предлагать им занятия во внеурочное время. Приучать работать в парах, группах. Давать различные посильные поручения.
5. Интеллектуальная готовность.
Перед учителем стоит задача найти такие приемы работы, которые давали бы детям возможность получать нужные знания, может быть в замедленном темпе, но без лишнего зрительного напряжения. Не стоит увлекаться устными формами. Когда ученик самостоятельно выполняет письменное задание, то он находится в условиях при которых должен быть активным, т. е. делать вычисления, решать примеры, думать над постановкой вопросов к задаче. При сокращении количества письменных заданий, увеличении устных, контролируются только отдельные дети. Есть опасность, что часть учеников более слабых, медлительных и инертных выпадет из работы.
Чтобы избежать этого учитель должен тщательно продумывать формы и методы работы. Обязательно должны присутствовать индивидуальные задания на карточках.
Объем заданий может быть меньше, но сами задания более разнообразны.
Для обогащения чувственного опыта широко используются предметные уроки, на которых вырабатывается и закрепляется алгоритм обследования предметов.
- По всему периметру предмета, начиная с левого верхнего угла.
- Начиная из центра в верхней части фигуры, затем симметрично в правую и левую сторону, вниз, и к центру в нижней части фигуры.
Учитель обращает внимание на восприятие контура, а затем на отличительные признаки.
Изображения должны быть реалистичны и разнообразны (натуральные предметы, аппликация, контурные рисунки).
Хорошо спланированная работа по этим направлениям позволяет ребенку успешно адаптироваться в школе, «дозреть» до школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особености работы с первоклассниками
Статья помогает педагогу выстроить свою работу обучения первоклассников с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни....
Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...
Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.
Работа с детьми должна сочетать в себе индивидуальный подход к каждой личности с использованием адаптированных имеющей под собой научную базу психолого-педагогических методов...
Презентация на тему"Формирование навыков взаимооценки и самооценки в начальных классах в условиях зрительной депривации"
Презентация рассказывает о методах формирования навыков взаимооценки и самооценки на разных этапах урока в начальных классах у детей с нарушением зрения....
Методические материалы по обучению детей со зрительной депривацией.
Методические материалы по обучению детей со зрительной депривацией....
«Особенности работы классного руководителя в условиях дистанционного обучения»
Выступление на РМО учителей начальных классов...
Особенности работы с первоклассниками
Презентация. Особенности работы с первоклассниками в период адаптации...