Коллективная и индивидуальная работа на уроке, как фактор, влияющий на учебно-познавательную активность учащихся.
статья по теме

Матюнина Ирина Николаевна

Представленная работа обобщает опыт учителя по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективная и индивидуальная работа на уроке,

 как фактор, влияющий на учебно-познавательную активность учащихся.

План работы над темой:

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Выборка материала.
  3. Изучение педагогического опыта по данной теме.
  4. Работа над темой в собственной практике.
  5. Обобщение, выводы, рекомендации, исходя из собственного опыта.

Литература:

  1. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии.

Стр. 108 п. 6. 8. Групповые технологии.

  1. Н.Б. Истомина. Общеклассная, групповая и индивидуальная формы работы на уроках математики.
  2. Л.Г. Дашевская. Организация групповой работы при повторении материала по математике.

Ж-л «Начальная школа» № 2 1990г.

  1. О.В. Вычужанина. Из опыта перехода к коллективному способу обучения.

Ж-л «Начальная школа» № 2 1993г.

  1. Развитие познавательной деятельности учащихся.

     Ж-л «Школа» 2002г. 4/49 стр. 49.

  1. Психодиагностика в условиях дифференцированного обучения в начальной школе.

Ж-л «Завуч начальной школы» № 3 2003г. стр. 58.

  1. Различные формы индивидуальной работы с уч-ся на уроке.

Ж-л «Завуч начальной школы» № 4 2001г. стр. 103.

       

Коллективная и индивидуальная работа на уроке,

как фактор, влияющий на учебно - познавательную

активность учащихся.

Результаты обучения, воспитания и развития младших школьников существенно зависят не только от содержания, методов и использования различных средств обучения, но и от организации их учебно-познавательной деятельности.

С целью изучения учебно-познавательной активности в классе была проведена социометрия и анкетирование по диагностической методике « Мое учение».

 Социограмма показала следующие результаты. В классе пять лидеров, шесть предпочитаемых, одиннадцать пренебрегаемых и три изгоя.

Было проведено анкетирование по диагностической методике «Моё учение» по выявлению уровня школьной мотивации. Анализ анкет дал следующие результаты:

 5 человек – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности.

8 человека – оптимальная  школьная мотивация.

9 человек – положительное отношение к школе, которая интересна учащемуся внеучебной деятельностью.

3 человека – низкая школьная мотивация.

0 человек – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Качество знаний по предметам.

Результаты исследования говорят о том, что большинство учащихся имеют положительное отношение к процессу обучения. Причиной же негативного отношения к школе являются отрицательные эмоции избегания неприятностей, наказания, страх и опасения детей, вызванные непродуманными предупреждениями и угрозами родителей о процессе в школе. А также «передача негативного опыта» старших братьев и сестёр.

  • Перед собой я поставила задачу определить факторы, влияющие на повышение учебно-познавательной активности.

На основе анализа психологической и педагогической литературы и собственного опыта, я пришла к выводу: в целях формирования и развития учебной мотивации, повышения учебно-познавательной активности необходимо создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:

  • быть принятым, признанным;
  • принадлежность к общности, к коллективу;
  • самостоятельно достигать успеха, признания;
  • самореализацию своего «Я»;
  • видеть в учителе друга, союзника и помощника.

Известно, что во многих случаях коллективная форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная; групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей, кроме того подсознательно возникает желание быть не хуже других.

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

        И.Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
  2. Работа в статичных парах.
  3. Групповая работа (на принципах дифференциации).
  4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
  5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе. Такая работа требует временного разделения классы на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Групповые технологии, как коллективная деятельность, предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию, общение без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
  • обмен способами действия;
  • взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задания.

ж)Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

з) Осуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

и) Подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м)Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

        Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

        Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применимо и целесообразна она при проведении практических и лабораторных работ, при отработке навыков грамотного письма (работа в парах), при отработке вычислительных навыков (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при работе над текстом. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

        Конечно, коллективные формы работы желательно сочетать с индивидуальными. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход. Индивидуальные формы работы на уроке позволяют каждому ученику выполнить индивидуальные задания в соответствии с темпом их обучаемости и уровнем развития. Особенно важно при этом обращать внимание на формирование навыков самоконтроля, умения правильно распределять свое время, аккуратного содержания своего рабочего места. Индивидуальные формы являются наиболее эффективными методами педагогической деятельности. Для осуществления индивидуального подхода на уроке используются:

  • индивидуальная работа у доски;
  • индивидуальный опрос у доски;
  • чтение по ролям;
  • самоконтроль;
  • карточки и перфокарты с индивидуальными заданиями;
  • предметные таблицы;
  • занимательные материалы в виде ребусов, кроссвордов по определенной тематике;
  • сочинения на определенную тему;
  • наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку;
  • игры для развития памяти, мышления, воображения.

Совместная деятельность в группе, паре оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ученика. Именно в процессе групповой работы формируются такие качества, как ответственность и чувство долга, взаимоконтроль и взаимопомощь. Вводить элементы парной работы на уроке математики можно уже с первого класса. Например, учитель обращаясь к классу, дает следующее задание: «Ученики сидящие слева, положите 3 красных кружка, сидящие справа,- 4 синих кружка.  Сколько всего красных и синих кружков лежит у вас на парте?» Здесь начинается совместная деятельность. Интересно наблюдать, что одни пары придвигают синие кружки к красным и каждый ученик пересчитывает их. Другие пары оставляют кружки на своих местах, но опять же работают совместно – пересчитывают все кружки и согласуют результат между собой. Работу в паре можно организовать и в  игровой форме.

        Лучший лодочник. «У одного из вас лодка № 6, а у другого № 8. На билетах пассажиров записаны примеры. Решив их, по ответу определите, какие пассажиры должны сесть в ваши лодки ».  Билеты пассажиров: 1) 37-29, 2) 42-35, 3) 62-54, 4) 56-48, 5) 31-24, 6) 24-17, 7) 75-59. Побеждает лодочник раньше другого  нашедший всех своих пассажиров.

        Задание в паре на сравнение выражений. Каждому ученику дается по карточке: карточка № 1                     карточка № 2

                           6-4   3+2                              10-4   5+4

                           5-3   6+2                              7-3    7+2

        Ученики выполняют задания, а затем друг другу доказывают правильность своего решения. Важно, чтобы ученики поняли, что ответственность за выполнение работы они несут оба, поэтому нужно выполнить не только свою часть работы, но и проконтролировать товарища. Только после того как ребята научатся работать в парах постоянного состава, можно переходить к обучению общению в парах сменного состава или динамических парах. Первый вид сменной пары – четверка. Происходило объединение четырех учеников, сидящих за двумя партами. Они поворачивались лицом друг к другу. Обмен карточками происходит следующим образом:

1) по горизонтали; 2) по вертикали; 3) по диагонали.

 

        После этой работы можно переходить к обучению общению ребят в парах свободного перемещения по классу. Например, возьмем класс с 26 учениками. Каждый из них получает разные карточки по одной теме. Ребята работают с ними сначала в парах постоянного состава. После того, как задание друг у друга выполнены и проверены, пары распадаются. Освободившиеся ученики поднимают руку или другой, какой отличительный знак:  флажок, открытку, звездочку. Из освободившихся ребят образуются новые пары.  Работа в парах обеспечивает, тем самым, возникновение дружеских отношений, взаимоконтроля, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность. При организации групповой формы работы возникает целый ряд проблем. Одна из них как разделить класс на группы? Деление класса на группы проходит по способностям учащихся. В каждой группе равное количество сильных и слабых детей. Ученик – консультант руководит ходом работы в каждой группе.

Фрагмент групповой работы при изучении темы «Письменная нумерация в пределах 1000».

  1. На столах лежит конверт № 1, в котором даны задания по письменной нумерации. Задание читает помощник учителя в каждой группе.  Затем дети коллективно выполняют его. Проверка проводится по ключу. Помощник учителя докладывает, как справилась с заданием его группа.  
  2. Конверт № 2. Задачи.

Каждой группе дается своя задача. Помощник учителя распределяет работу между членами группы:

а) чтение задачи;

б) составление краткой записи условия задачи;

в) анализ решения задачи;

г) запись решения задачи и ответ.

Групповой отчет происходит поочередно. Учащиеся внимательно следят за ходом обоснования решения задачи. Затем к доске идет представитель от каждой группы и по заданию учителя,  по краткой записи задачи, решенной учащимися другой группы, записывает выражение. Этот прием способствует развитию внимания, оценивается в течение урока работы всей группы. Большую активность проявляют дети, когда урок проходит в игровой форме. Критерии соревнования: правильность выполнения задания, организованность работы в группе.

       Рекомендации при организации работы в паре:

  1. недопустима пара из двух слабых учеников;
  2. детей, отказывающихся сегодня работать вместе нельзя принуждать;
  3. если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает без комментариев;
  4. не заниматься совместной работой более 15 минут;
  5. не требовать абсолютной тишины;
  6. нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

Таким образом, учащиеся, сотрудничая друг с другом, задумываются над вопросами совместной деятельности, которая способствует осознанному формированию умений и навыков. Названные преимущества групповой формы работы вовсе не означают, что этот вид работы нужно включать в каждый урок. Это далеко не всегда возможно, так как для групповой работы нужно подбирать соответствующие задания. Кроме того. Групповая форма работы эффективна, только в том случаи, если она сочетается с индивидуальной.

После проведенной работы проходил контрольный этап исследования.

Качество знаний по предметам

Из диаграммы видно, что повысилось качество знаний по предметам. Оно стало составлять 78%.

Исследование уровня мотивации учащихся, по годам обучения:

У 8 человек - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности;

у 10 человек - хорошая школьная мотивация;

у 7 человек - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью;

0 человек - низкая школьная мотивация.

Результаты социометрии :

Таким образом, благодаря коллективной работе ученики умеют:

  • формулировать свою точку зрения;
  • выяснять точки зрения своих партнеров;
  • обнаруживать разницу точек зрения;
  • пытаются разрешить разногласия с помощью логических аргументов.

Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной работой:

  • обсуждаются разные варианты решений;
  • отвергаются ошибочные варианты;
  • ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении.

При организации групповой формы работы на уроке решаются и воспитательные задачи, такие, как:

  • дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
  • учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся: учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять больше внимания «слабым»;
  • воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

Наблюдения показали, что на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени при коллективной работе, возрастает познавательная активность учащихся на уроках.

На уроках коллективной работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается – двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Коллективный способ обучения способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса

Приложение.

Я предлагают при изучении нового материала организовать работу в парах постоянного состава по следующим карточкам.

Ниже приведены примерное содержание карточек по теме «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа» в 4 классе.

           Тема

Карточка 1

дубок (какой ?)

молодой

дубок (какой ?)

красивый

дубок (какой ?)

высокий

Сделай вывод, проверь себя по правилу,

помещенному в учебнике.

Вставь пропущенные окончания, поставь

ударение, выдели окончания.

соседск… дом

делов… разговор

дружн… класс

чудесн… земля

       Тема

Карточка 2

ветер (какой ?)

холодный

ветер (какой ?)

весенний

ветер (какой ?)

степной

Сделай вывод, проверь себя по правилу,

помещенному в учебнике.

Вставь пропущенные окончания, поставь

ударение, выдели окончания.

городск… парк

пушист… елка

пионерск… галстук

красив… значок

Дети работают по знакомому им алгоритму:

  • прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
  • ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);
  • прочитай нижнюю часть карточки;
  • выполни это задание в тетради;
  • проверь себя;
  • расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;
  • обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

Если в тетради товарища  найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 10-12 минут.

Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает (или подбирает несколько слов-синонимов, которые могут являться ответом) слова, а другой проверяет написание этих слов по словарю.

 Тема: Образование слов при помощи приставок.

Работа в парах

От слов снять (I в.) и отнять (II в.) образовать при помощи приставок: в-, об-, от-, под-, раз-, с- новые слова.

По окончании работы ученики меняются тетрадями со своим соседом по парте и проверяют выполнение задания своего соседа.

  • Что интересного заметили? (слова у I и II в. получились одинаковые)
  • Найдите и выделите корень во всех этих словах.
  • Не показался ли вам странным этот корень? Что значит ня(ть)? Ничего не значит. Может быть, это и не корень вовсе?
  • Оказывается все-таки корень. Если вы сравните слова отнять, снять, принять, то убедитесь, что в них есть общее значение – «взять»: отнять – значит «взять силой у кого-то»; снять – «взять откуда-то сверху»; принять – «взять, получить у кого-то для себя». Вот это общее их значение и заключено в корне -ня-. Но, в отличие от большинства других корней, он без приставки не употребляется и без них непонятен.
  • С помощью приставок и корня -езд- образуйте слова:

 Въезд, изъездил, объезд, отъезд, подъезд, разъезд, съезд.

  • Какую орфограмму заметили вы во всех словах?(ъ)
  • Если разделительный знак стоит перед корнем, то пишется буква Ъ. Во всех остальных случаях пишется разделительный Ь.

4. Работа по опоре. Разделительный Ъ и Ь знаки.

5. Запишите слова в два столбика (работа в четверках). Слова записаны на доске:

дерев_я, обез_яна, об_еду, осен_ю, об_явился, с_ежился, л_ет, с_ехал, в_юга, с_ел.

6. Диктант (работа в парах)

Ночью разыгралась вьюга. Под старой елью была лисья нора. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Подъехал к стройке кран подъемный. Знают люди с давних пор - несъедобен мухомор.

По окончании работы учащиеся меняются диктантами между собой, проверяют их и оценивают.

Работа в группах.

Учитель. Прочитайте текст.

Найдите в тексте слова с орфограммой с шипящей на конце.

Выпиши в 3 столбика:

1)слова, в которых ь знак в конце не пишется и ты не можешь объяснить почему;

2) слова, в которых ты можешь объяснить, почему эта буква пишется;

3) слова, в которых эту орфограмму ты пока объяснить не можешь.

мяч

выучишь

передач

ключ

подумаешь

неудач

товарищ

прилечь

дочь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

Статья "Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе"

В данной статье рассказывается о игровых ситуациях, влияющих на мотивацию учащихся в начальной школе...

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Психологи утверждают, что для развития логического мышления, природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Опоздание с развитием логик...

«Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе»

laquo;Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе»...