Главные вкладки

    Развивающее обучение
    учебно-методический материал по теме

    Алексеева Анна Алексеевна

    Развитие ученика зависит от деятельности учителя. достигается она лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно - воспитательной работы педагог отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующих сложные познавательные процессы: анализ, обобщение, оценку явлений и.т.д и осваивает их специфику; способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на творчество; использует тактику качественного изменения заданий, а не их количественное увеличение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvivayushchee_obuchenie.rar611.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом-школа»

    городского округа Орехово–Зуево

    Московской области

    ДОКЛАД

    «Развивающее обучение»

    на заседании творческой группы

    04 декабря 2013 года

    Прежде, чем ознакомить вас с содержанием моего доклада, я хочу привести некоторую автобиографическую справку. В 1993 году в декабре месяце в Приморском крае, я вышла на работу в 1 класс, который обучался по системе Л. В. Занкова. В это время я знала об этой системе исключительно понаслышке. К сожалению, в те непростые для страны времена мне никто не мог предложить пройти курсы и научиться работать по этой системе, поэтому, чтобы правильно организовать  педагогическую деятельность, мне пришлось проштудировать ни одну книгу. Так путём проб и ошибок, я перестраивала в своём классе учебный процесс соответственно системе Л.В. Занкова, опираясь на учебники и методическую литературу.

     Проработав по системе 3 года, я уяснила, на мой взгляд, самое главное: развитие детей не должно пониматься, как развитие отдельных сторон - внимания, памяти, воображения и т.п., а как общее развитие личности, проявляющиеся не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности :  логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие личности связано с развитием воли – умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение её. Развитие личности – это, безусловно, развитие эстетических, нравственных, интеллектуальных чувств, которые составляют духовное богатство человека. СЛАЙ № 2

     К сожалению, больше мне не представилось возможности работать по системе Л.В. Занкова, но полученный опыт дал мне возможность использовать в работе интересные методики (о которых я расскажу ниже), дал широкий простор для творческих поисков.

    Для начала, я хочу немного рассказать о самой системе Л.В. Занкова, о её сущности и принципах, о всех, на мой взгляд «за» и «против». Еще в нaчaлe 30-x гг, выдaющийcя pyccкий пcиxoлoг - гyмaниcт Л.C. Bыгoтcкий oбocновaл вoзмoжноcть и цeлecooбpaзнocть oбyчeния, opиeнтиpoвaннoгo нa paзвитиe peбeнкa кaк нa cвoю нeпocpeдcтвeннyю ocнoвнyю цeль. Пo егo yбeждeнию, "пeдaгoгикa дoлжнa opиeитиpoвaтьcя нe нa вчеpaшний, a нa зaвтpaшний дeнь дeтcкoro paзвития.... Oбyчeниe xopoшo тoлькo тoгдa, кoгдa oнo идет впepeди paзвития". Paзyмеeтcя, Л.C. Bыгoтcкий ни в кoeй мepе не oтpицaл нeoбxoдимocть ycвoения знaний, yмений и нaвыкoв. Ho oни являютcя не кoнeчнoй цeлью oбyчeния, a вceгo лишь cpeдcтвoм paзвития yчaщиxcя. Выготский впервые вводит понятие «зона ближайщего развития»: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до этого не мог делать самостоятельно, т.е. психическое развитие благодаря обучению делает шаг вперед. «Развитие, говорил психолог, - именно из сотрудничества». Термин «сотрудничество» определяет характер помощи, которую следует оказывать ребёнку. Эта помощь не прямая подсказка, как выполнить то или иное задание, а организация совместного поиска. Даже при минимальном участии в совместной деятельности ребёнок чувствует себя соавтором, соучастником и раз от разу накапливает умения и развивает способность к самостоятельной деятельности. СЛАЙД № 3

     Эти положения Л.С. Выготского были развиты Л. В. Занковым и его лабораторией.  Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". СЛАЙД № 4

    Цели обучения:

    • общее психическое развитие личности;
    • создание основы для всестороннего гармоничного развития. СЛАЙД № 5

    Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.  СЛАЙД № 6

    1. Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. Преодоление трудностей, но не каких бы то ни было, а определённых, доступных для ребёнка, таких, которые идут в зоне его ближайшего развития, вызывает у него духовный подъём, укрепляет веру в свои силы. Занков предупреждал, если мера трудностей не будет соблюдаться, если ученики из урока в урок встретятся с непреодолимыми трудностями, тогда принцип из положительного фактора превращается в отрицательный, вызывающий спад духовных сил ребёнка и интереса к учению. Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Но, эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.

    2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы.

    3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней.

    4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.

    5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.  Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии. Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.  

    Работая по системе Л.В. Занкова, мне, как и другим учителям необходимо было осваивать методы обучения, кардинально отличающиеся от традиционных методов и приёмов. Методы, направленные не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращённые к пробуждению не только ума, но и эмоциональной сферы, ведь пережитые знания становятся убеждением. Дидактическим стержнем урока должна являться ёдеятельность самих учеников. Ученики не просто решают, обсуждают, но и наблюдают. Сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Однажды познакомившись с такими методами, я стараюсь применять их на своих уроках, продолжая учиться, экспериментировать, искать. В этом докладе я хочу рассмотреть некоторые из методов развивающего обучения.

    Метод проблемного изложения.

    При проблемном обучении учитель либо не даёт готовых знаний, либо даёт их на особом предметном содержании – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).        

     Структура проблемного урока:

     Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного).

    Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки).

     Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задачи, выражение «новых» знаний научным языком). СЛАЙД № 7

    Например, на уроках математики в 4 классе я выдвигала следующие проблемные ситуации:

    1) Тема «Угол. Виды углов»

    На доске начерчены углы. Задание : Есть ли среди этих углов тупые углы? СЛАЙД № 8

    Поиск решения проходит через самостоятельное изучения материала учебника и через практическую деятельность, а именно измерение углов с помощью прямого угла линейки.

    Полученные знания дети применяют при выполнении заданий.

    2) Тема «Ар. Гектар»

    На доске: Площадь дачи Ольги Николаевны 6 соток. Правда ли, что площадь дачи равна 6 гектар, 6 ар? СЛАЙД № 9

    Поиск решения через знакомство с новыми единицами измерения площади: ар и гектар. Дети учатся переводить одну единицу в другую.

    Знания применяют при решении практических задач, связанных с площадью.

    На уроках русского языка в 4 классе

    1. Тема «Однородные члены предложения»

    План на доске: Какие члены предложения называются однородными?

    Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

    Поиск решения проходит через разбор следующих предложений:

    Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.

    Они щебечут, суетятся, устраиваются.

    Появились гнёзда на деревьях, под крышами, в кустах. СЛАЙД № 10

    Сделав вывод по плану дети смогут определять однородные члены предложения по следующим признакам:

    - -ни отвечают на один вопрос;

    - они являются одним членом предложения;

    -они относятся к одному и тому же слову в предложении.

    2) Тема «Три склонения имён существительных»

    На доске слова: страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь.

    - Прочитайте слова. Что в них общего.

    - Чем отличаются эти слова? (разный род)

    -Все существительные в русском языке можно разделить на три группы.

    Эти группы называются (на доске тема): Склонения имён существительных.

    Существительные с доски я уже разделила на три группы и выделяю у всех существительных окончания:

    1 склонение     2 склонение   3 склонение

    Страна             Стол                Мышь

    Земля               озеро              дочь

    дедушка           поле        

    дядя                                                                   СЛАЙД № 11

    - Так какие существительные можно отнести к 1 склонению? Назовите признаки этих существительных.

    На уроке окружающего мира

    1. Тема «Моря, озёра и реки России»

    На доске: Байкал, Балтийское, Амур, Онежское, Обь, Волга, Чёрное, Каспийское, Енисей, Лена, Ладожское. СЛАЙД № 12

    Задание: Разделите эти слова на три группы: моря, озёра, реки .

    Дети самостоятельно делят и записывают в тетрадь.

    После работы по карте и чтения статьи учебника, дети исправляют сами свои ошибки, вновь деля слова на три группы.

    В заключении описания этого метода мне хочется уточнить, что при создании проблемных ситуаций необходимо учитывать возрастные особенности школьников.      Поиск решения в начальных классах более эффективно проходит в форме эвристической беседы. Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части. При этом методе обучения объяснение учителя сочетается с поисковой деятельностью школьников на всех или на отдельных этапах познавательного процесса. После постановки преподавателем учебных задач учащиеся сами ищут правильное решение и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Реже я использую на уроках поисковую беседу. В зависимости от сложности задания степень охвата учащихся поисковой деятельностью различна: от выступлений сравнительно небольшой группы наиболее подготовленных учеников до фронтального письменного ответа всего класса. Независимо от количества активных участников ученики, как правило, выполняют самостоятельно не все этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем.

    Частично-поисковый метод.

     Применение частично-поискового метода учит учеников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе познания. Учитель не сообщает и не излагает, а организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств. Ученики под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникшие задачи, разрешают проблемные ситуации, проводят анализ, сравнение, приходят к выводу, в результате данной работы у учеников формируются прочные знания. Частично-поисковый метод получил своё название потому, что ученики не всегда самостоятельно решают проблему от начала до конца. Исходя из этого учебная деятельность развивается по схеме- ученики- учитель- ученики. Часть знаний сообщает учитель, часть ученики добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания. СЛАЙД № 13

    Приведу несколько примеров.

    Математика 4 класс

    1. Тема «Сравнение чисел»

    Задание: сравните числа.

    На доске:

    1. 234.527

    234. 536     234.526

    234.636       234.536

    234.636       236.536

    221.636       236.500

    334.526       234.527       СЛАЙД № 14

    Сравнивая каждую пару чисел, дети приходит к выводу, что сравнивать надо по разрядно, начиная с высших разрядов.

    1. Тема «Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз»

    Тема записана на доске.

    - Что значит увеличить число в 10 раз. (умножить число на десять)

    - Придумайте выражение: любое число увеличить в 10 раз.

    Записываю пример

    123*10=1.230 (ответ записывает сам учитель)       СЛАЙД № 15

    -Как изменилось число 123 в ответе? (справа появился нуль)

    - Что надо сделать с числом, чтобы увеличить его в 10 раз.

    Аналогично работа проводиться с увеличением в 100 и в 1000 раз.

    Русский язык 4 класс

    Тема «Отличие существительных в форме именительного падежа от существительных в форме винительного падежа»

    На доске:

    Вокзал находится на окраине города.

    На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

    Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.     СЛАЙД № 16

    - Прочитайте первое предложение. Подчеркните главные члены предложения.

    - Определите падеж существительного, которое в предложении является подлежащим.

    - Существительное в именительном падеже употребляется с предлогом или без предлога?

    -  Прочитайте второе и третье предложение. Подчеркните в них главные члены предложения.

    - Определите, каким членом предложения является существительное вокзал в данных предложениях.

    - Определите падеж существительного вокзал во втором и третьем предложении.

    - Существительное вокзал употребляется с предлогом или без предлога?

    - Сделайте вывод, как отличить существительное в именительном падеже от существительного в винительном падеже. Используйте план:

    1. Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

    2. Употребляется ли с предлогом существительное в именительном падеже?

    3. Каким членом предложения является существительное в винительном падеже?

    4. Как употребляется существительное в винительном падеже с предлогом или без предлога?

    В начальных классах применение частично-поискового метода я считаю наиболее оправданным и эффективным. Четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения- поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.

    В заключении хочу ещё раз вернуться к тому, чему меня научила системе развивающего обучения Л.В. Занкова. В решающей степени развитие ученика зависит от деятельности учителя. Достигается она лишь в тех случаях, когда во всех видах учебно-воспитательной работы педагог отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы: анализ, обобщение, оценку явлений и.т.д,- и осваивает их специфику; способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на творчество; использует тактику качественного изменения заданий, а не их количественное увеличение. На любом этапе урока не следует давать готовую информацию, необходимо предоставлять учащимся право формулировать понятия, правила, задания, темы уроков, чаще давать возможность ребятам задавать вопросы, создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества, уважения к юным собеседникам.

    СЛАЙД № 17

    Используемая литература:     СЛАЙД № 18

    Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З. Д. Обучаем по системе Л.В. Занкова.- М: Просвещение, 1991,-240с.

    Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 1 класс. – М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-144с.

    Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3 класс. – М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-216с.

    Интернет ресурсы:

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/library/sistema-lv-zankova

    http://rudocs.exdat.com/docs/index-482.html

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/tekhnologii-razvivayushchego-obucheniya-obzor-p

    http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/d00213653.html

    http://rudocs.exdat.com/download/docs-19903/19903.doc

    http://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=466856

    http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/sovremennye-metody-sovershenstvovaniya-uchebnogo-processa-v-nachalnoy-shkole


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

    Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

    Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

    Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

    Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

    Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

    Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

    Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

    Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

    Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

    Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

    Данное календарно- тематическое планирование разработано  на основе ФГОС.  Описаны планируемые результаты изучения каждой темы и характеристика деятельности учащихся...