Работа с одарёнными детьми
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Ежова Марина Викторовна

В документе представлены разнообразные формы, методы работы с одарёнными детьми и три закона развития способностей (одарённости).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Стандарты II поколения

Работа с одарёнными детьми

  • В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства.
  •    Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на практическую значимость в образовании.
  • В традиционной системе обучения основная деятельность учителя направлена на среднего ученика. Образование детей в Новой школе направлено, в том числе, на:
  • àизучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом,
  • à на создание условий для развития природных задатков и самореализации.

  • По новым стандартам, каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает Основную образовательную программу основного общего образования,   содержащую обязательную часть, которая составляет 70% программы, и часть, формируемую участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В рамках этих 30% предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся и внеурочная деятельность, которые направлены на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся.
  • В школе может быть разработана система мероприятий, включенная в  основную образовательную программу  школы для развития разных видов одаренности. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Если раньше родители сами решали, стоит ли отдавать ребенка в кружки, секции и музыкальные школы в индивидуальном порядке, то теперь ребенок будет заниматься внеурочной деятельностью в обязательном порядке — такой, какой пожелает.

В период каникул организация тематических лагерных смен, летних школ, предусмотренная ФГОС, создаст дополнительные возможности для развития одаренных детей.

  • Формы работы:
  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских портфолио  и др.

Основными являются методы творческого характера —

  • проблемные,
  • поисковые,
  • эвристические,
  • исследовательские,
  • проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

  • Стандартами предусмотрена возможность разработки индивидуальных  учебных планов  для развития одарённых детей. Индивидуальные планы могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей.
  • Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
  • ФГОС не противоречит, а, наоборот, расширяет возможности использования основных подходов к разработке содержания учебных программ для обучения одаренных школьников.  К основным подходам относятся:
  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных  детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
  1. Углубление - особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.
  1. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.
  • 4.    Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся (через спецпрограммы).

В то же время всегда необходимо помнить три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:

  • 1. развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;
  • 2. для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);
  • 3. деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).
  • Интернет источники: 
  • http://mimc.org.ru/2011-02-10-05-56-03 - ФГОС в основной школе.
  • http://mimc.org.ru/docs/doc_download/518- Башева Е.И. «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними».
  • http://mimc.org.ru/docs/doc_download/521- Сергеенкова Г.П. «Комплексный системный проект «Одарённые дети».  
  • http://mimc.org.ru/docs/doc_download/525- Гришина М.В. «Диагностические аспекты предметной одарённости».
  • http://mimc.org.ru/docs/doc_download/528- Пичугина В.А «Научно - исследовательская деятельность как способ развития одарённости в условиях внеурочного образования».
  • http://mimc.org.ru/docs/doc_download/529 Лапицкая Л.Е. "Новые технологии исторического образования".
  • http://mimc.org.ru/docs/doc_download/531 - Тотмина Н.В. «Подготовка к олимпиадам как условие развития одаренности».  
  • http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,48076/Itemid,118/ -     Осипова Л. В., « Работа со способными и одаренными детьми по новому ФГОС» .азрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....