Инновационный проект "Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО с использованием компьютерных технологий"
проект по теме

Шурова Елена Анатольевна

В данном проекте раскрывается усовершенствование и внедрение проблемного метода, способствующего созданию учебно-методических пособий с использованием компьютерных технологий курса  ПервоЛого  силами детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

 

  Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО  с  использованием компьютерных технологий

       

                                                                              МБОУ СОШ № 4, г. Кызыл, Тыва
                                                                  Учитель начальных классов
                                                                   Шурова Елена Анатольевна

2014 г

Тема.   Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО  с  использованием компьютерных технологий

Тип проекта: практико-ориентированный, так как предусматривает усовершенствование и внедрение проблемного метода, способствующего созданию учебно-методических пособий с использованием компьютерных технологий курса  ПервоЛого  силами детей с ограниченными возможностями здоровья.

     В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ОВЗ. Это подтверждается данными психологов, медиков, логопедов, педагогов. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

       Актуальность данного проекта заключается в том, что современная школа должна обучать не только преуспевающих школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ОВЗ, определять и создавать не только условия для их обучения, но и обеспечивать  психолого-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах, в процессе воспитания и социализации.                                                                                         Инновационный проект по внедрению данного проблемного метода стал актуальным в связи с противоречием между психофизическими возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствием стратегии организации процесса обучения с использованием  информационно-коммуникативных технологий для реализации индивидуально-дифференцированного подхода.  Начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. 

                                                                                                               

Новизной  данного  проекта является усовершенствование и внедрение проблемного метода дистанционного учебно-воспитательного процесса, способствующего созданию учебно-методических пособий как результат проектной деятельности детей с ОВЗ с использованием компьютерных технологий по курсу  ПервоЛого.

        Цели и задачи проекта.

  • усвоение детьми-инвалидами основных технологических приёмов работы в ПервоЛого;
  • рост мотивации детей-инвалидов в сфере познавательной и развивающейся  деятельности;
  • готовность к саморазвитию;
  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития     личности, успешности обучения.
  • помощь в усвоении детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они смогут применить к условиям социальной среды, то есть социально адаптироваться.

     В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность ученика. Формирование и развитие учебной мотивации становится одной из важнейших психолого-педагогических задач, ученика с самого начала необходимо вовлечь в интерактивную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, а непременно предусматривающую их постоянное использование. Для этого эффективно использовать интерактивные формы работы. К таким формам относятся, например, интегративные проекты, в ходе которых происходит изучение и активное усвоение материалов курса ПервоЛого.

      Пробуждая фантазию, воображение и креативный потенциал детского ума, курс обеспечивает направленное формирование мыслительных способностей с широким спектром потребностей дальнейшего учения и самообучения.

Результатом работы ученика в каждом уроке является создание файла в программе ПервоЛого 3.0 по проектной теме, изучаемой на уроках русского языка, математики, литературы, естествознания.

Я работаю в центре дистанционного обучения с 2009 года учителем начальных классов.

Методика дистанционного обучения предусматривает изначально работу с компьютером.

Дисциплина «Информационные Технологии» введена в учебную программу дистанционного обучения детей с ОВЗ с 1 класса.

Основные задачи курса:

- Научить использовать мультимедийные возможности ПервоЛого для оформления и  презентации проектной деятельности.

-  Познакомить с основными технологическими приёмами работы в Перволого.

-  Познакомить с основами программирования в Перволого.

-  Научить использовать Интернет-ресурсы в проектной деятельности.

-  Сформировать общеучебные навыки.

За время работы я выпустила одного ученика, которого обучала 3 года. Оюн Алина поступила на обучение в ЦДО в 2009 году.  Кроме проблем со здоровьем, у неё наблюдалось недоразвитие моторики, рассеянное внимание, малый объём памяти, быстрая утомляемость. В настоящее время у меня новый ученик, которого обучаю второй год. У детей с ОВЗ в процессе обучения наблюдается так же и снижение интереса к изучаемым предметам. Чтобы активизировать процесс познания, усилить интерес к новому предмету, усилить мотивацию  в сфере развивающейся деятельности, я усовершенствовала и начала внедрять проблемный метод, способствующий созданию учебно-методических пособий с использованием компьютерных технологий курса ПервоЛого силами ребёнка-инвалида.

Поэтому моя проектная деятельность началась с ознакомления ребёнка с техническими характеристиками компьютера, с технологическими приёмами и компьютерными ресурсами.

1этап.                                                                                                                                                        На данном этапе работы по курсу ПервоЛого , ученица 2 класса, Оюн Алина, под моим руководством освоила составление простых проектов, предусмотренных курсом Перволого.

2 этап.

На этом этапе, в 3 классе, я поставила перед ребёнком конкретные цели: создать учебно-методическое пособие по математике для 1 класса по теме «Простые задачи на сложение и вычитание». (в сотрудничестве со мной).

3 этап.

Затем, в 4 классе, последовали такие проекты как  (перечислить…

Алина настолько заинтересовалась этой работой, что с большим удовольствием  начала создавать учебные пособия для младших школьников уже самостоятельно, как бы представляя себя учителем.  Побуждающим мотивом здесь послужила пословица «Уча других, учишься сам». Сначала в сотрудничестве со мной, а затем самостоятельно, моя выпускница, ученица 4 класса Оюн Алина, создала несколько учебно-методических пособий по математике, окружающему миру, для применения на уроках в 1-2 классе, выйдя за рамки проектной деятельности, предусмотренной курсом ПервоЛого.

Таким образом,  ставя конкретные цели перед ребёнком-инвалидом, я повысила уровень мотивации и активизировала его познавательную и творческую деятельность.

Результативность.

Моя ученица 4 класса, Оюн Алина, успешно закончила курс начальной школы в ЦДО,  по результатам обученности  и усвоения учебных навыков, грамотно построенной коррекционной работе,  была переведена на обучение по программе  общеобразовательной школы.

Ресурсное обеспечение.

Информационные технологии работы в ПервоЛого.

«ПервоЛого 2.1» справочное пособие, Институт Новых Технологий, под редакцией С.Ф.Сопрунова, А.С. Ушакова, Е.И. Яковлевой, 2004

Программа курса информатики для начальной школы по комплекту учебных пособий А.Л. Семёнов и др.  «ИНФОРМАТИКА» с включением элементов информационных технологий, информационной культуры и социальной информатики.

http:// window.edu.ru/ window_catalog/ files/ r28014/ mto081,pdf

Материально-техническое оснащение курса.

Для работы в курсе требуется следующее программное обеспечение:

- ПервоЛого 3.0 (для платформ  PC и Mac)

      - Любой броузер (Explorer,  Safari, Mozilla).

-QuickTime  для просмотра  видеоинструкций.

Система социального партнерства.

- центр дистанционного обучения (ЦДО);

- фельдшер МБОУ СОШ №4;

- родители.

Участники.

Учащиеся начальной школы центра дистанционного образования.

План реализации проекта.

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2009-май 2010)

П№\п

Мероприятия

Задачи

Сроки

Ожидаемые результаты

11.

Разработка проектного замысла.

Разработать шаблон проекта «Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО  с  использованием компьютерных технологий»

сентябрь 2009г.-декабрь 2009г.

Создание шаблона проекта.

22.

Обсуждение проекта на школьном уровне, утверждение итогового варианта проекта на методическом совете школы.

Обсудить проект на педагогическом совете, скорректировать согласно внесенным предложениям и утвердить на методическом совете школы.

Апрель-май 2010г.

Окончательная корректировка и утверждение проекта.

33.

Ознакомление с психофизическими особенностями конкретного участника проекта – ребёнка с ОВЗ.

Обсудить кандидатуру участника проекта на

школьном ПМПК.

Апрель-май 2010г

Утвердить участником проекта.

  1. Реализационный этап (июнь 2009-май 2012г.)

П№\п

Мероприятия

Задачи

Сроки

Ожидаемые результаты

11.

Ознакомление ребёнка с техническими характеристиками компьютера, с технологическими приёмами и компьютерными ресурсами.

 Ознакомить ребёнка с техническими характеристиками компьютера, с технологическими приёмами и компьютерными ресурсами.

Сентябрь 2009г.-май 2012г.

Наличие навыков работы с компьютером, владение технологическими приёмами и компьютерными ресурсами.

22.

Создание простых проектов, предусмотренных  курсом ПервоЛого.

Способствовать раскрытию креативного потенциала и формировать мыслительные операции.

Сентябрь 2009г.-май 2012г.

Активное участие ребёнка с ОВЗ в создании простых проектов.

33.

Создание учебно-методического пособия для младших школьников по математике. (в сотрудничестве с учителем.)

Создать  учебно-методические пособия для младших школьников по математике. (в сотрудничестве с учителем).

 Сентябрь 2010г.-май 2012г.

Наличие учебно-методического пособия для младших школьников по математике.

44.

Создание учебно-методического пособия для младших школьников по математике, окружающему миру. (самостоятельно.)

Создать  учебно-методические пособия для младших школьников по математике, окружающему миру (самост-но).

Сентябрь 2010г.-май 2012г.

Наличие учебно-методического пособия для младших школьников по математике, окружающему миру, созданному самостоятельно.

  1. Аналитический этап  (май 2012- май 2013гг)

П№\п

Мероприятия

Задачи

Сроки

Ожидаемые результаты

11.

Составление аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта.

Подготовить  аналитические материалы об итогах реализации проекта.

Сентябрь 2012г

Оформление аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта

22.

1.Выступление на республиканском  семинаре «Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО  с  использованием компьютерных технологий».

2.Проведение мастер-класса по данной теме.

3. Публикация материала на интернет-сайте.

Подготовить выступление на республиканском семинаре; обобщить и распространить имеющийся опыт.

Октябрь 2012г

Проведение республиканского семинара, открытых мероприятий по обобщению и распространению опыта.

33.

Проектирование дальнейшей стратегии  своей работы по данному направлению.

Спланировать дальнейшую стратегию своей работы по данному направлению.

Ноябрь 2012-май 2013г

Наличие плана дальнейшей стратегии своей работы по направлению.

Воспроизводимость.

Так были созданы учеником пособия:

  1. 1 класс. Математика. Решение простых задач на сложение и вычитание.
  2. ИТД…

Этими пособиями я пользовалась и включаю в уроки в настоящее время при обучении ученика 2 класса дистанционного центра, Хойлаарак Саши.

Продолжение проекта планируется с учеником 2 класса Центра дистанционного обучения Хойлаарак Сашей.

Список литературы:

  1. Введение в информатику для дистанционного обучения. Учебное пособие, Кухаренко В. Н. Харьков, ХГПУ, 1997. - 74 с. С обучающими программами
  2. Волкова О. Г., Кухаренко В. Н., Рыбалко Е. В. О педагогических способностях преподавателей дистанционного обучения. Материалы Шестой международной конференции по дистанционному образованию (Россия, Москва, 25-27 ноября 1998
  3.   Дистанционное обучение - шаг в будущее// Поиск. -1995. -1 -7 июля (№26). - С.7-8. Хранение: ЗП
  4.   Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М. Наука, 1997. -223с.
  5.   Кравец В. А. Кухаренко В. Н. Рыбалко Е. В. Критерии эффективности дистанционного образования при личностно-ориентированном подходе. Международная конференция "ИТО-2001" "Информационные технологии в образовании" Москва 2001
  6.   Основы дистанционного обучения. Дистанционный курс. Учебное пособие. Кухаренко В. Н., Олейник Т. А., Рибалко Е. В., Савченко Н. В. Под редакцией Кухаренко В. Н. Харьков: ХГПУ. - 1999. - 182 с.
  7.   Основы Интернет. Дистанционный курс. Учебное пособие. Кухаренко В. Н., Кудрявцева С. П., Колос В. В., Монако А. Ф., Цыбенко Ю. В. Под редакцией Кухаренко В. Н. Харьков, ХГПУ, 1998. - 88 с. С обучающими программами и дистанционным курсом на сервере Института кибернетики НАН Украины.
  8. Скибицкий Э. Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. - Новосибирск: НИПК иПРО, 1999. - 138с.
  9.   Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей./ Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. - М.: Российское педагогическое агенство, - 1998. -102с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Учебно-методическое пособие: Здоровьесберегающие технологии в школе

Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья...

Учебно-методическое пособие «Дневник первоклассника» как способ создания образовательной среды для проявления детской самостоятельности

Пособие «Дневник первоклассника» является учебно-методическим результатом (продуктом) многолетней работы коллектива учителей ЧОУ-СОШ «Развитие» по созданию «помощника» для формирования у первокл...

Учебно – методический комплекс на базе средств информационных технологий

Реферат по теме "Учебно – методический комплекс на базе средств информационных технологий"...

Учебно - методическое пособие. Книга для логопеда "Логопедические занятия в школе" (методическое пособие)

Конспекты логопедических занятий. Рекомендуются учителям - логопедам общеобразовательных школ....

Учебно-методическое пособие "Методика создания и использования презентаций в работе с учащимися начальной школы"

Учебно-методическое пособие «Методика создания и использования презентаций в работе с учащимися начальной школы»  обращена к школьным учителям. Её цель:акцентировать внимание на метод...