Учебно-методическое пособие «Дневник первоклассника» как способ создания образовательной среды для проявления детской самостоятельности
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему

Бацына Наталья Владимировна

 

Пособие «Дневник первоклассника» является учебно-методическим результатом (продуктом) многолетней работы коллектива учителей ЧОУ-СОШ «Развитие» по созданию «помощника» для формирования у первоклассников умения учиться.

Учебное пособие «Дневник первоклассника» позволяет:

  • учителю организовать фазу совместного планирования и проектирования учебного года, осуществлять пооперационный контроль освоения способов действий;
  •  учащимся оценить свои начальные возможности, видеть перспективы своего движения в учении, в результате чего формируются подлинно учебные мотивы, направленные на освоение общих способов действия.

«Дневник первоклассника» позволяет контролировать и оценивать уровень сформированности предметных умений, как самому ученику, так и учителю. Вовлечение первоклассника в активную деятельность по ведению Дневника позволяет удерживать на высоком уровне его познавательные интересы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краевой образовательный форум «Инновационный поиск» - 2014 Учебно-методическое пособие «Дневник первоклассника» как способ создания образовательной среды для проявления детской самостоятельности Бацына Наталья Владимировна, учитель начальных классов, город Армавир

Слайд 2

Самостоятельность Хочу быть самостоятельным! Где первокласснику проявить самостоятельность? Создать условия! Создать пособие!

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ «ДНЕВНИК ПЕРВОКЛАССНИКА»? Это способ создать образовательную среду для проявления детской самостоятельности Инновационная составляющая Пособие «Дневник первоклассника» даёт возможность : Ученику - зафиксировать оценочные процедуры всех предметных линий, а также внеурочной деятельности; Учителю организовать фазу совместного планирования и постановки учебных задач года, этап поиска и открытия способа действия, рефлексивную фазу.

Слайд 4

СТАРТ ФИНИШ Стартовая диагностика Карта знаний Место предъявления личных достижений Определить уровень готовности, обобщить дошкольный опыт Рефлексивная оценка Способ планирования и целеполагания Формирование контрольно-оценочной самостоятельности СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ «Волшебная линеечка» Оценочный лист Самооценка Соотнесение самооценки и оценки учителя

Слайд 5

Структура учебной деятельности Педагогические технологии Принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи «Стартовая работа» «Карта знаний» Постановка учеб­ной задачи Решение учебных ( частных) задач Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (пооперационный контроль) Контроль и оценка Формирующее оценивание: Безотметочное обучение Самооценка Критериальный принцип оценивания Формы трансляции Этап 1. Учитель переориентирует свои педагогические действия и осваивает педагогические технологии оценивания. Этап 2. а) Учитель использует пособие «Дневник первоклассника» в своей практике. б) Учитель использует электронное пособие-матрицу и самостоятельно наполняет содержание.



Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 «ДНЕВНИК ПЕРВОКЛАССНИКА» КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ

ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

«В рамках современного представления об обучении признаётся,

что в конечном итоге ответственность за учёбу должны нести сами учащиеся,

 так как никто не сделает этого за них. Поэтому оценка, способствующая

обучению, должна предусматривать участие учащихся, чтобы информировать

 их о том насколько хороши их результаты, и направлять дальнейшие действия».

(Assessment for Learning: Beyond the black box, Black & Wiliam, 1999)

Пособие «Дневник первоклассника» является учебно-методическим результатом (продуктом) многолетней работы коллектива учителей Частного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы «Развитие» по созданию «помощника» для формирования у первоклассников умения учиться.

Проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы умения учиться

Умение учиться или учебная самостоятельность 

В последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования: от ценности формирования знаний и умений школа переориентируется на ценности развития способностей. А умение учиться объявляется одной из генеральных целей современного образования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляться формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Умение учиться или учебная самостоятельность есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях.

Г.А. Цукерман характеризует человека, умеющего учиться, как выполняющего следующие действия: соизмеряя свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не казнит себя, не ждет, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, но ищет способы ее решения.

В умении учиться выделяются две составляющие:

  1. Способность осознать недостающее, понять, что неизвестно, опознать задачу как новую (первый вопрос самообучения: чему учиться?) Это способность рефлексии.
  2. Умение искать (второй вопрос самообучения: как научиться?): либо самостоятельно прорываться вперед, либо спрашивать умеющего и знающего человека, либо обращаться к информационным источникам.

На основании исследований российских психологов, центром развития учебной самостоятельности ребенка в начальной школе, ее ядром и основной формой проявления является контрольно-оценочная самостоятельность. Именно для ее формирования необходимо радикально пересмотреть системы оценивания в начальной школе. Целенаправленная работа учителя должна быть направлена на становление у младшего школьника способности к оценке границ своих знаний и умений. Эта способность является условием самостоятельной постановки учеником задачи следующего шага обучения в основной школе.

Проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования. Это проблема всей школы. От того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи в целом на последующих этапах образования.

Учебное действие оценки

Создание пособия «Дневник первоклассника» – это попытка объединить оценочные действия ребёнка и педагога, технологии контроля и оценки индивидуального прогресса, личных достижений. Почему именно оценочные действия и процедуры рассматриваются нами как ключевые в первый год обучения? По мнению Г.А. Цукерман учебная самостоятельность начнёт возникать у школьника только, если: а) он будет уверен в себе, б) у него будет сформировано учебное действие оценки. А формирование учебного действия оценки должно опережать формирование других учебных действий, потому что оценка – это сигнал о том, как осуществляются другие учебные действия. Сформированное учебное действие оценки – это способность точно знать о своём знании или незнании, умение провести границу между известным и неизвестным, умение сформулировать запрос на недостающее знание не в форме призыва «Помогите!», а в форме «Я смогу решить эту задачу, если буду знать о …».

Обычно знанием границ ученических возможностей «ведает» педагог: это учитель знает, чего еще не проходили его ученики, и старается давать задания в рамках усвоенного. Сам ученик обычно не ведает, где проходит граница его знаний и поэтому не знает, что ему следует узнать. И не пробует узнавать… Сам ученик  обычно не принимает решения о том, что он готов предъявить свои знания взрослому для оценки. Это решение почти всегда ученику навязывается. Сам ученик  почти никогда не участвует в принятии решения о том, усвоена ли тема, можно ли переходить к изучению нового материала. Сам ученик крайне редко имеет возможность соизмерить уровень сложности задачи к своим возможностям. Таким образом, одна из проблем современной школы состоит в том, что на самом деле ученику редко предоставляется возможность приобрести и проявить контрольно-оценочную самостоятельность.

Контрольно-оценочная самостоятельность  младших школьников в  оценке своих знаний и умений

Первый класс, по мнению автора педагогической технологии контроля и оценки в развивающем обучении А.Б. Воронцова, – это первый этап формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.

В контрольных действиях основная задача для ребёнка состоит в обучении сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). На этом этапе дети учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие; договариваются о выборе образца для сопоставления. Постепенно дети переходят от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.

В оценочной деятельности оценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого является сходство или различие между детской самооценкой и оценкой учителя. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, ступеньки, оценочные листы и т.п.).

На этом же этапе закладываются основы будущей рефлексивной оценки – знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях или достижениях и ограничениях. Такой подход к оцениванию побуждает школьников к ответственному действию.

Принятая педагогом новая «философия оценивания» по взращиванию учебной самостоятельности и организованная таким образом оценочная деятельность позволяет к концу первого класса сформировать у большей части детей следующие умения:

- сравнивать действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

- по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

- предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

- отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом), задать «умный» вопрос.

При создании условий по формированию учебного действия оценки необходимо учитывать, что:

  • учебное действие оценки – это действие самого ученика;
  • учебное действие оценки является одним из многочисленных оценочных действий ребёнка;
  • предметом работы ребёнка, осуществляющего учебное действие оценки, являются другие учебные действия;
  • учебное действие оценки не возникает у ребёнка само по себе, а также как и другие учебные действия нуждается в выращивании.

Содержание пособия «Дневник первоклассника» продиктовано требованиями ФГОС к оценке планируемых образовательных результатов и основано на современных педагогических технологиях по формированию контрольно-оценочной самостоятельности. Перечислим основные содержательные линии:

  • «Стартовая диагностика», основной целью которой является оценка индивидуальных стартовых возможностей первоклассников.
  • «Карта знаний» как средство планирования, удержания предметной логики в ходе учебного года и рефлексии индивидуального пути движения учащихся в учебном предмете.
  • «Оценочный лист», позволяющий оценивать пооперационный состав формирующего действия.
  • «Рефлексивное сочинение» или анкетирование учащихся, позволяющие первоклассникам на заключительном этапе рефлексивной фазы учебного года продемонстрировать свое понимание изучаемого на протяжении года материала и представить личные достижения для их оценки.  
  • Оценка внеурочных достижений, как оценка личностных образовательных результатов, которые формируются через участие школьников в разных видах внеурочной деятельности.

Пособие «Дневник первоклассника» является по сути учебным «Портфолио», местом, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Глоссарий

(образовательная  система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Действие  оценки – действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает. Действие оценки – умение  определять наличие или отсутствие у самого себя общего способа решения тех или иных задач.

Детская учебная самостоятельность –  способность самостоятельно преодолевать ограниченность собственных знаний и умений. Эта способность имеет два источника:

  • Овладение содержанием и способами действия позволяет ребенку обходиться без помощи взрослого, быть самостоятельным при осуществлении интрапсихического, индивидуализированного действия;
  • Овладение способами взаимодействия делает ребенка инициативным, самостоятельным в осуществлении интрепсихического, совместного действия, которому он учится.

Личность -  субъект деятельности, производящий новый материальный иди духовный продукт. Произвести такой новый продукт – значит осуществить акт творчества. Понятия «личность» и «творчество» неотделимы друг от друга.

Общая самооценка (самоуважение, самопринятие) состоит в переживании собственной ценности или никчемности, глобальной удовлетворенности или недовольства собой, ощущении собственной значимости или ничтожества.

Оценка – есть мера, которая показывает соотношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения возрастных и учебно-воспитательных этапов освоения культуры (Ю.А.Полуянов)

Рефлексия – индивидуальная способность человека по установлению границы собственных возможностей, знать, чего знает (умеет) и чего не знает (не умеет).

Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях, которые связаны с двумя способностями: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. Эти две способности формируются в большей степени в рамках учебного действия оценки.

Учебная  деятельность – деятельность, имеющая своим содержанием овладением обобщенными способами действий в сфере научных  понятий (Д.Б.Эльконин)

Умение учиться или учебная самостоятельность есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. (Г.А. Цукерман)

Принцип развивающего обучения по В.В.Давыдову – это такое построение обучения, когда можно закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающих воздействий. Такое обучение должно создать у детей те условия и предпосылки психического развития, которые могут отсутствовать у них с точки зрения высоких норм и требований будущей школы. Развивающее обучение – есть активная форма осуществления развития ребенка.

Аналоговый анализ

Проблема формирования учебной самостоятельности более 20-ти лет является актуальной для школ, реализующих развивающую систему обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Весомый вклад внесён группой учёных-практиков экспериментального учебного комплекса «Школа развития» (структурное подразделение школы №1133 г. Москвы), являющегося сетевой Федеральной инновационной площадкой (ФИП) Открытого института «Развивающее образование». Руководители проекта: А.Б. Воронцов, Б.Д. Эльконин.

Материалы, рассматривающие проблемы формирования учебной самостоятельности в начальной школе:

  • Цукерман Г.А. Что оценивает объективная оценка?  // Психологическая наука и образование. 1997. №4.
  • Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова // Психологическая наука и образование. 2003. №4.
  • Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №4. С.77–90.
  • Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. №2.
  • Воронцов А.Б. Построение школьной системы оценки как элемента общероссийской системы оценки результатов и качества образования / https://docs.google.com/document/d/10JiXyvaYxx4FPDx5jdL6kieVmekyqal5kiNUUSeBj-8/edit?pli=1
  • Грибкова В. А. Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся / http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/01/22/novye-podkhody-k-kontrolno
  • Матвеева Е.И., Панкова О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе (из опыта работы). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Учебно-методические материалы, рассматривающие проблемы оценки образовательных результатов в начальной школе:

  • Математика. 1 класс: Система оценивания на всех этапах учебного года: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, С.Ф. Горбов, В.М. Заславский и др. Под редакцией А.Б. Воронцова/ Серия «Оценка образовательных результатов в начальной школе». - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 112 с.
  • Диагностика учебной успешности в начальной школе/под ред. П.Г.Нежнова, И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. – М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009. – 168 с.
  • Русский язык. 2 класс. Контрольно-диагностические работы. ФГОС.  Е.В.  Восторгова/ Серия «Оценка образовательных результатов в начальной школе». - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  • Литературное чтение. 2 класс. Контрольно-диагностические работы. М. Ю. Алексеева, Е. И. Матвеева/ Серия «Оценка образовательных результатов в начальной школе». - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Авторы указанных статей рассматривают процесс формирования учебной самостоятельности, как основы умения учиться. Учебное действие контроля и оценки являются, по мнению авторов, основной формой проявления учебной самостоятельности младшего школьника.

Авторы методических пособий (Серия «Оценка образовательных результатов в начальной школе») представляют целостную систему контрольно-измерительных материалов для оценки образовательных результатов учащихся по отдельным предметам.

Учебное пособие «Дневник первоклассника» отличается от перечисленных материалов возможностью зафиксировать оценочные процедуры всех предметных линий, а также внеурочной деятельности учащихся. Пособие позволяет учителю организовать фазу совместного планирования и постановки учебных задач года, рефлексивную фазу.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении учебного-методического  пособия «Дневник первоклассника»

Ресурсами, обеспечивающими эффективное использование данного методического продукта, являются:

  1. Мотивация учителя по овладению технологией формирующего оценивания (автор А.Б. Воронцов).
  2. Создание административным аппаратом образовательной среды школы (В.В. Рубцов)  для полноценного развития личности школьников.
  3. Обеспечение учащихся печатными учебными пособиями «Дневник первоклассника».

Технология внедрения инновационного продукта

Учителем принимается новая философия оценивания, осуществляется дальнейшая работа с учебным пособием.

Администрацией создаются условия для построения контрольно-оценочной деятельности школы как единой «оценочной политики» на всех ступенях школьного образования. Осуществляется диагностика эффективности внедрения пособия: уровень сформированности учебных действий контроля и оценки.

Описание эффектов, достигаемых при использовании учебного-методического  пособия «Дневник первоклассника»

Учебное пособие «Дневник первоклассника» прошло апробацию на базе ЧОУ-СОШ «Развитие» города Армавира в 2010-2011 учебном году в пилотном классе по введению ФГОС НОО. Данный опыт распространялся на заседании круглого стола «Модернизация педагогического образования в Краснодарском крае» в рамках работы секции «ФГОС в практической деятельности учителя начальных классов», (Армавирская педагогическая академия, 2012 г.) Пособие рекомендовано к публикации и реализации в педагогической практике ученым советом кафедры ПиТДиНО АГПА в 2012 году. 

Опыт использования педагогической технологии «Карта знаний» был представлен на XXXI-х Международных психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах» в рамках работы секции «Инновационные технологии современного образовательного пространства» (АГПА, 2012 г.)

Учебное пособие «Дневник первоклассника» позволяет:

  • учителю организовать фазу совместного планирования и проектирования учебного года, осуществлять пооперационный контроль освоения способов действий;
  •  учащимся оценить свои начальные возможности, видеть перспективы своего движения в учении, в результате чего формируются подлинно учебные мотивы, направленные на освоение общих способов действия.

«Дневник первоклассника» позволяет контролировать и оценивать уровень сформированности предметных умений, как самому ученику, так и учителю. Вовлечение первоклассника в активную деятельность по ведению Дневника позволяет удерживать на высоком уровне его познавательные интересы.

На основании мониторингов по оценке образовательных результатов, проводимых  АНО «Институтом проблем образовательной политики «Эврика» в 2013 году, ГБОУ Краснодарского края ККИДППО в классах, использующих пособие «Дневник первоклассника» (в том числе в пилотном классе) наблюдается высокий уровень формирования универсальных учебных действий.

Возможные сложности при использовании учебного-методического  пособия «Дневник первоклассника» и пути их преодоления

  1. Эффективность использования учебно-методического продукта возможна при условии построения контрольно-оценочной деятельности школы как единой «оценочной политики» на всех ступенях школьного образования. Нужна образовательная среда, в которой все участники образовательного процесса «играют по одинаковым правилам».
  2. Самообразование педагога и повышение квалификации в области освоения технологии формирующего оценивания. Необходима переориентация педагогических действий по предоставлению учащимся возможности приобрести и проявить контрольно-оценочную самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

Создание творческой среды для становления детской одаренности впроцессе обучения анлийскому языку

Творческая активность – одна из существенных характеристик личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные особенности. Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регул...

доклад "повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся"

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на пов...