Оганизация сотрудничества школьников в групповых и парных формах работы.
статья на тему

Оганизация сотрудничества школьников в групповых и парных формах работы.

Коллективный способ обучения

     Известный немецкий педагог Дистервег советовал: "Приучай ученика трудиться. Сделай так, чтоб он не только полюбил труд, но и породнился с ним, чтоб он стал его второй натурой… Приучи к тому, чтоб ему было невозможно иначе, чем собственными силами что-либо усвоить, чтоб он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои возможности, вырабатывал в себе стойкого человека". Именно этим требованиям отвечает технология взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко. Оптимально использовать технологию коллективного взаимодействия с игрой, которая в учебной деятельности младших школьников может выполнять следующие функции:

- развлекательную - приносит удовлетворение, вызывает интерес, привлекает учащихся;

-- коммуникативную - открывает широкие возможности для непринужденных отношений с одноклассниками и учителем;

-- социализации - включает детей в систему общественных отношений, содействует усвоению норм и правил поведения в классе, школе, обществе;

-- терапевтическую - помогает преодолевать трудности, возникающие в процессе учебы;

-- коррекционную - вносит позитивные изменения в личностные показатели детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_deyatelnost.doc352 КБ

Предварительный просмотр:

ОганизациЯ

сотрудничества школьников в групповых и

парных формах работы.

Учитель начальных классов:  

Туманова В.С.

ГБОУ школа №302

г. санкт-петербурга

1 этап. Ознакомление учащихся с формами организации работы при

              групповых и парных формах учебной деятельности.

        Первый этап включает три под этапа:

        а) обучение сотрудничеству;

        б) повышение самооценки как условия самостоятельности личности;

        в) создание атмосферы доверия и сопереживания.

Рассмотрим эти под этапы.

а) Обучение сотрудничеству.

В качестве подготовки к групповым и парным формам учебной деятельности выполнялись упражнения по развитию сотрудничества. Упражнения по развитию сотрудничества – специальные занятия, на которых дети получают возможность сообща добиваться предложенной цели. Такие упражнения создают дружелюбную атмосферу и способствуют личному росту и уверенности в общении, формированию взаимоотношений.

Рассмотрим некоторые из этих упражнений.

Рисуем всей группой.

Совместное рисование может быть столь же захватывающим, как и рисование поодиночке. При выполнении этих упражнений необходимо побуждать детей сотрудничать не только в процессе рисования, но и на всех подготовительных этапах. Необходимо разрешать детям самим распределять свои обязанности еще до того, как они начнут рисовать. Надо делать акцент на самом процессе рисования, а не на конечном результате.

Играем на сцене всей группой.

Сценические игры способствуют формированию коллектива. Они даже более эффективные, чем групповые рисунки, так как требуют совместной физической работы. Они помогают создать атмосферу доверия, в которой дети могут свободно выражать свои чувства.

Групповые пантомимы.

Группа изображает профессию.

        Дети делятся на группы и выбирают какую-нибудь профессию для постановки пантомимы. Когда все пантомимы будут готовы, зрители высказывают догадки об изображаемой профессии.

Изображаем слова.

        Цель упражнения заключается в образовании слов из букв, которые изображают дети. Упражнение может выполняться как всем классом, так и в небольших группах.

Добавь слово, чтобы получился рассказ.

Упражнение на развитие сотрудничества в больших группах. Кто-нибудь начинает рассказ, произнеся одно слово, следующий добавляет новое слово, и так далее, по кругу, пока не получится законченная история. Эта быстрая и забавная игра помогает детям активно сотрудничать в поиске слов.

Музыкальные колени.

        Дети становятся в круг, держа за талию того, кто стоит к ним спиной. Если звучит музыка, то все движутся по кругу, а если она перестает звучать, тогда каждый садиться на колени того, кто стоит за ним. Если сотрудничества нет, то круг распадется. Дети любят эту игру и упорно стремятся сохранить круг.

б) Повышение самооценки как условие самостоятельности личности.

Низкая самооценка детей является причиной многих конфликтов в школе. Если дети не воспринимают себя положительно, им трудно испытывать такие же чувства по отношению к другим. А это мешает понимать точку зрения других и становится основой многих насильственных действий.

Следующие упражнения предназначены помочь детям испытать положительные эмоции как к самим себе, так и к своим сверстникам. Они вызывают у детей новые ощущения, которые позволяют им испытывать чувства гордости и доброты по отношению к самим себе.

Мешок с приятными записками.

        Упражнение может использоваться для улучшения навыков в чтении и письме. Напишите имя каждого ребенка на семи полосках бумаги и положите их в мешок. Дети вытаскивают по семь полосок и пишут на них что-нибудь приятное. Эти полоски можно раздать детям или зачитать вслух.

Если бы мои ноги могли говорить.

        Творческое письменное упражнение, которое поощрят детей думать и писать о самих себе. Дети находят идею о разговаривающих ногах забавной, что делает их письменные рассказы смешными. Эта идея аналогична разговору с помощью кукол; дети, испытывающие трудности в общении, часто свободно разговаривают с помощью другого средства (другого языка).

Дети могут прочитать свои сочинения перед классом, некоторые предпочтут, чтобы их рассказы прочитал кто-нибудь другой.

Куклы.

        Изготовление кукол  деятельность, повышающая самооценку. Застенчивые дети часто разговаривают с куклами свободно, особенно с теми, которые изготовили сами.

        Можно придумывать имена для своих кукол и знакомить их со своим классом. Дети не нуждаются в сценариях для кукольных представлений; они любят создавать свои собственные сценарии и разыгрывать представления.

в) Создание атмосферы доверия и сопереживания.

        Рассказы о своих чувствах сближают детей и формируют атмосферу доверия и открытости. В такой атмосфере дети развивают осознанное отношение к самооценке, сотрудничеству, общению и творческому разрешению конфликтов. Но чтобы развивать все эти навыки в полной мере, очень важно научиться разделять как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Следующие упражнения помогут детям достичь указанной цели.

Прогулка с завязанными глазами.

        Эта игра учит детей доверять друг другу. Разбейте детей на пары – ведомого, с завязанными глазами, и ведущего. Ведущий берет ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами. Ведомый должен полностью доверять ведущему. Партнеры меняются ролями. В конце упражнения дети обсуждают, что они чувствовали, выполняя роли ведомого и ведущего.

Прорвись вовнутрь.

        Данное упражнение также помогает детям познакомиться с состояниями отвергаемого и отвергающего. Сначала дети образуют круг и крепко берутся за руки. Один пытается проникнуть в центр круга с внешней стороны. Если кто-нибудь из детей прорывается в центр, тогда он становится в круг, а другой ребенок из круга пытается прорваться вовнутрь. Если кто-нибудь окажется неспособным проникнуть в центр круга, то он должен быть исключен из игры не более чем на одну минуту. После истечения этого времени необходимо поставить ребенка в круг и предложить кому-нибудь другому попытаться прорваться. В конце упражнения обсуждаются различные способы, с помощью которых можно проникнуть в центр круга, и как данное упражнение было воспринято детьми.

        2 этап. Организация учебной деятельности как сотрудничества при

                    выполнении групповых и парных заданий на уроках.

        Вся работа строилась с учетом возможностей детей, освоения ими различных форм работы. Поэтому первыми чаще использовались парные виды работ на более легком для них содержании (уроки труда), затем последовательно шло усложнение заданий, при этом учитывались возможности учащихся, их индивидуальные характеристики. Состав пар менялся, что обеспечивало использование возможностей каждого и создание предпосылки для успешного сотрудничества, создания атмосферы взаимопонимания. Затем шло обучение работы в группах.

        Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как игру и работают с большой отдачей.

        Организация КСО зависит от содержания урока, его структуры, а также от дидактических целей и задач обучения на данном этапе. Как сочетаются различные приемы в конкретных уроках, а также примеры уроков различного типа мы приводим в приложении №1 (см. стр.53).

        Не все этапы урока дают возможность использовать КСО. Например, при проверке, контроле знаний, умений, навыков учащихся сотрудничество учеников не всегда возможно. (Контрольные работы).

        При текущей проверке знаний и умении учащихся можно использовать работу в парах, при отработке каких-либо понятий эффективно использование работы в группах.

        Работа в группе осуществляется по следующему плану:

  1. Чтение и разбор задания (по группам);
  2. Выполнение задания (в группах);
  3. Обсуждение задания (в группах);
  4. Обсуждение задания (в классе);
  5. Выводы.

        Можно использовать сотрудничество школьников и на отдельных этапах урока. Например, изучение русского языка в 3 классе. В сентябре ученики повторяют пройденное в 1 и 2 классах. У каждого из учащихся имеется вопросник. Например:

Повторение за 1 и 2 классы.

  1. Как называются главные члены предложения?

Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает?

Что обозначает сказуемое? На какие вопросы оно отвечает?

Как называются остальные части речи?

  1. Какие слова называются родственными?

Что называется корнем? Какие слова называются однокоренными?

  1. Какая часть слова называется окончанием?
  2. Что такое приставка, Для чего она служит,
  3. Что такое суффикс? Для чего он служит?
  4. Как проверить безударные гласные?
  5. Как проверить парные звонкие и глухие согласные?
  6. Чем отличается приставка от предлога?
  7. Когда пишется разделительный твердый знак?

Каждый из учащихся получает индивидуальную карточку, на которой для него были записаны вопросы и предложено задание придумать ответ на эти вопросы, а также привести свои примеры.

        После подготовки ученики в парах излагают подготовленные ответы. После прослушивания первого ученика второй дает свою оценку, делает замечания, вносит коррективы. Затем сам рассказывает свой материал.

        Подобного рода организация работы в парах проводилась при изучении темы имени прилагательного. Однако вопросник был составлен в ходе фронтальной работы с классом. Каждый вопрос обсуждался, и к нему указывались страницы, где можно ознакомится с ответом на вопрос.

Образец:

Имя прилагательное.

        Подготовьте ответы на вопросы и приведите примеры:

  1. С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? (стр.176).
  2. Что обозначает имя прилагательное? (стр.138).
  3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (стр.138).
  4. С какой частью речи связано имя прилагательное? (стр.138).
  5. Приведи примеры прилагательных синонимов и антонимов? (стр. 179).
  6. Как определить род, падеж и число имени прилагательного?
  7. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам? (стр.184).

Теперь каждой паре предлагался полный перечень вопросов, каждый задавал другому определенный вопрос. Ответ оценивался, в случае трудности оценки ученик обращался к указанным страницам. Так обеспечивались правильность оценки и корректировка ответов.

Аналогично проходила работа по вопроснику на уроке математики в 3 классе в конце года при повторении изученного.

Вопросник по математике 3 класса.

1. Из чего состоит класс единиц?

2. Из чего состоит класс тысяч?

3. Назови единицы длины. Каково между ними соотношение?

4. Назови единицы массы. Каково между ними соотношение?

5. Назови единицы времени. Каково между ними соотношение?

6. Как найти расстояние по скорости и времени?

7. Как найти время движения предмета по расстоянию и скорости?

8. Как найти скорость предмет по расстоянию и времени?

9. Что называется произведением?

10. Как найти неизвестный множитель?

11. Как умножить однозначное число на многозначное?

12. Что такое квадратный сантиметр? квадратный дециметр? квадратный метр?

Взаимные диктанты.

Особым интересом пользуются взаимные диктанты.

Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить достаточно текстов.

Каждому ученику дается текст. Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам.

Работа идет в следующем порядке:

1. Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет.

  1. Другой ученик читает, а первый пишет.
  2. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и, не заглядывая в карточку, проверяет написанный им диктант.
  3. Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, потом – второй.
  4. Допустивший ошибки делает устный разбор своих ошибок.
  5. Каждый в своей тетради делает разбор своих ошибок.
  6. Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи.

Работа в паре заканчивается. Ее участники находят новых партнеров. Перед уходом к новому товарищу производится обмен карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды и т.д.

        Тексты должны быть насыщенными орфограммами, не быть большими по объему: в 1 классе  10-12 слов, в 3 классе – не более 20-30 слов, в 4 классе – не более 35 слов. К текстам диктантов можно присоединить вопросы теоретического характера и на повторение.

        Выполнение взаимных диктантов ограничивается во времени. На выполнение задания дается 15 минут.

        Для организации сотрудничества учеников использовались также нетрадиционные формы обучения.

Использование игр и игровых приемов в коллективных и групповых формах  работы.

В этой части работы представлены нетрадиционные подходы к работе на уроках в начальных классах: нестандартные приемы, развивающие познавательные и творческие способности учащихся, направленные на развитие самостоятельной мысли, познавательных интересов каждого ученика, активизацию его творческих возможностей; работа учащихся в диалоге (пары постоянного и сменного состава, малые группы); нетрадиционные типы уроков (уроки-сказки, игры, путешествия, праздники). Примеры таких уроков с использованием групповых форм работы представлены в приложении №2 [стр.55]. В работе содержится практический материал; разнообразные задачи, варианты карточек для коллективной работы учащихся, а также разные виды уроков.

Игры-соревнования дают возможность закрепить ранее изученный грамматический и орфографический материал.

«Аукцион». Дети должны подобрать как можно больше слов по схеме за 2 минуты.

                                

Работа проходит в малых группах. Активность детей удивительна: в отведенное учителем время они подбирают в группе до 20-25 слов.

                        

                        

                        

                                и т.д.

«Конкурс» - кто больше подберет слов на изучаемое правило, кто больше подберет синонимов, антонимов.

«Эстафета». Работа проводится в малых группах. Предлагается задание: в кратчайшее время предложенный корень «одеть», т.е. подобрать как можно больше однокоренных слов. Кто быстрее?

Однокоренные слова дети называют или записывают по очереди. Игра продолжается до победы одной из играющих команд.

В начальных классах игра возникает на каждом уроке, на каждом этапе и содержит как бы два элемента – познавательный и игровой. В работе важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе эффективность игры может быть сведена к нулю.

Не менее важна задача - научить детей самостоятельно работать с карточками. Карточки составляются по вариантам, их может быть две, а может быть и больше (8-10) в зависимости от учебного материала. В карточке предусматриваются теоретические и практические вопросы. Задания на карточках могут быть одинаковые, чтобы можно было проверить работу каждого ученика по плану, записанному на доске.

Вариант алгоритма работы ученика.

  1. Прочитай и подумай, что дано в первой части карточки.
  2. Ответь на вопросы.
  3. Проверь по учебнику.
  4. Расскажи товарищу о том, что дано в первой части карточки, и выслушай его ответ.
  5. Прочитай вторую часть карточки.
  6. Выполни это задание в тетради.
  7. Проверь себя.
  8. Обменяйся карточками и тетрадями с товарищем.
  9. Проверьте второе задание друг у друга.

Допущенные ошибки дети карандашом зачеркивают и доказывают написание той или иной буквы. Если в классе есть ученики, быстро справившиеся с работой и выполнившие все верно, они помогают учителю в работе с учащимися или выполняют дополнительные задания повышенной трудности. После работы в парах подводятся итоги. Одна из пар в слух может проговорить все, что нужно по карточкам, остальные ученики проверяют себя. В случае необходимости, если работа в парах не получается, учитель может вызвать одну из пар, чтобы показать образец, или сам провести работу с одним из учеников класса. Учитель говорит: «Мы с тобой будем работать в паре. Сначала я буду ученицей, ты – учителем, а потом – наоборот». После показа образца все ученики работают в парах. Учитель внимательно слушает пары, чтобы вовремя прийти на помощь в случае затруднения. Мы использовали разнообразный дидактический материал. Варианты карточек представлены в приложении №3 (стр.72).

Дети работают по памятке.

Алгоритм работы с предложенными карточками.

Внимательно прочитай первую часть карточки, вспомни правила и доказательства написания окончаний имен прилагательных.

1. Посмотри на образец, вспомни, как нужно письменно обосновывать написание окончаний имен прилагательных.

2. Выполни задание.

3. Проверь себя.

4. Обменяйся с товарищем карточками и тетрадями.

5. Расскажи товарищу задание и выслушай его.

6. Проверьте задание друг у друга. Обменяйтесь впечатлениями.

7 Поблагодари друга за общение.

Для учителя такая организация работы учащихся представляет определенную сложность, так как необходимо каждый раз составлять карточки, тщательно продумав их содержание. Но карточки для товарищей могут готовить и дети, например, получив домашнее задание: подобрать пять слов с безударной гласной в корне.

Когда ученики научатся работать в постоянной паре, можно перейти к работе в парах сменного состава. Пара получает одинаковое задание, объясняет его выполнение, а затем переходит к разным партнерам, продолжая работать дальше. Напарники помогают друг другу, объясняют, проверяют, выслушивают, уточняют, т.е. идет активное общение с разными партнерами. Эта работа получается не сразу, т.к. малыши ждут того, с кем хочется пообщаться, в результате чего работа затягивается. Но постепенно учащиеся осознают, что работать надо с тем, кто освободился, и темп увеличивается.

Работая по карточкам в парах постоянного и сменного состава, дети учатся самостоятельно делать выводы и обобщения, задавать вопросы по прочитанному материалу, активнее подбирать интересный дополнительный материал. Организуя работу в парах сменного состава, учитель готовит карточки с одинаковыми заданиями по числу учащихся в ряду. В младших классах эта работа, как правило, проходит в игровой форме типа: «Пчелки и цветочки», «Эскалатор», «Ручеек» и другие. Суть игры «Эскалатор», «Ручеек» заключается в том, что ученики (первого или второго варианта) передвигаются с последней парты на предыдущую так, как движется лента эскалатора или течет ручеек. Когда в ряду решены все грамматические и орфографические задачи (математические), дети меняются карточками с учащимися другого ряда.

Работа в парах сменного состава по взаимному обмену заданиями предполагает и работу в малых группах. Общение в малых группах наиболее эффективно при повторении и закреплении изучаемого материала. Работа учащихся в группах, сформированных с учетом их пожеланий, повышает интерес к учебным занятиям, способствует овладению умениями трудиться в коллективе, делить задание на части, выбирать каждому ту часть, которая отвечает его возможностям и способностям.

   Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми ролей учителя и ученика. При этом данная технология позволяет широко использовать занимательный материал, дидактические игры, игровые ситуации не только в подготовительном, но и в 1-3 классах.

   Урок организуется таким образом, чтоб каждый школьник по очереди был то "учителем", то "учеником" и отвечал не только за свои знания, но и за знания товарища.

   Усвоение КСО начинается с подготовительного класса. Сначала учитель учит детей работать в парах постоянного состава. С этой целью заготавливаются карточки с заданиями. Например, по теме "Прибавление и вычитание единицы" можно приготовить карточки:                  Карточка№1

                                  1+1                5+1

                                  2+1                9+1

На обратной стороне написать: " Прибавить один - это назвать последующее число".

                                          Карточка№2

                                        2-1                   8-1

                                        3-1                   7-1

На обратной стороне: "Вычесть один - это назвать предыдущее число".

   Дети получают по одной карточке, и в течение нескольких учебных дней (на уроках, переменах и т.д.) учитель объясняет каждому (и не один раз), как надо выполнять задание. Затем ученик объясняет учителю, как он будет выполнять это задание. Таким образом осуществляется первый шаг подготовительной работы.

    Второй шаг - работа в парах. Каждый ученик получает карточку и выполняет задание. Затем показывает свою карточку соседу по парте и помогает ему разобраться в новом задании.

    Далее учитель предлагает детям, которые сидят за одной партой, поменяться карточками и выполнить задание товарища - третий шаг.

   Четвертый шаг - обучение работать в парах сменного состава или динамичных парах. Сначала объединяются 4 чел., которые сидят за двумя партами. Обмен карточками осуществляется следующим образом: по горизонтали, по вертикали, по диагонали.

   В итоге каждый школьник выполняет по четыре задания. Такая организация работы удобна и для учителя, и для учеников.

   Пятый шаг - создание сменных составов по типу игры "ручеек". Дети сидят парами один за одним в три ряда. Сначала задания на карточках выполняют ученики в парах постоянного состава (сосед с соседом). Затем осуществляется смена пар между детьми каждого ряда, которые сидят справа.

С первой парты ученик идет на последнюю, а остальные перемещаются на одну парту вперед. Движение осуществляется до того момента, пока все дети, которые сидят справа, не займут свои места. На следующий день можно провести смену пар между учениками, которые сидят слева. При такой смене потребуется 8 карточек для каждого ряда. Когда проводится игра "ручеек", каждый ученик может проговорить решение 16 примеров.

   Шестой шаг включает обучение школьников работе в парах свободного перемещения по классу. Дети сначала работают в парах постоянного состава. После того, как задания выполнены и проверены обоими учениками, пара распадается. Чтоб показать, что они свободны, дети поднимают руки (сигнальные карточки). Из свободных учеников создаются новые пары, которые продолжают обучать друг друга по своим карточкам. Когда возникают сомнения, школьники могут свериться с карточками "Проверь себя", которые лежат в конверте (коробке) на столе педагога. Во время работы ученики свободно перемещаются по классу, обсуждают с партнерами способы решения примеров, выясняют спорные вопросы. При необходимости обращаются к учителю.

   Работая в парах, дети за правильный ответ ставят друг другу отметки или +. Если партнер не справляется с заданием, ему помогает "учитель". Понятно, что в классе появляется рабочий шум, однако педагог следит за тем, что бы он не мешал окружающим, учит культуре коллективного труда. Для большей эффективности хорошо использовать коллективные и индивидуальные памятки-опоры.

    Технология ТСО имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными формами обучения:

-- у детей совершенствуются навыки умственной деятельности, логического мышления, актуализируются приобретенные знания и предыдущий опыт;

-- активизируются и развиваются все виды памяти - слуховая, зрительная, моторная;

-- каждый ребенок чувствует себя комфортно, т.к. работает в индивидуальном темпе;

--у учеников повышается ответственность не только за себя, но и за товарищей;

-- формируется адекватная самооценка личности, ребенок определяет собственные возможности и способности;

-- формируется познавательная активность школьников, у них возникает потребность в знаниях.

Опыт работы доказывает, что в начальных классах эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для их развития; помогают учителю организовать работу каждого ученика. Весь класс изучает тему, отвечает на вопросы, данные в учебнике или на карточках, все задают друг другу вопросы, участвуют в диалоге. Такие уроки проходят живо и интересно.

Дети положительно отзываются о таких уроках. Они говорят, что им нравится общение в парах, которое проходит в виде диалога, а также общение в малых группах. Им нравится проверять друг у друга задания, выяснять, почему его нужно выполнять так, а не иначе.

При коллективном обучении коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива участвует в обучении своих товарищей по совместной учебе, когда половина учащихся говорит, а вторая половина слушает.

В групповых формах работы ребят привлекает то, что они выступают то в роли учителя, то в роли ученика. Все учат каждого, и каждый учит всех по очереди до полного овладения материалом. Ученики отмечают, что при работе в группах они учатся: внимательно слушать соседа, считаться с его мнением, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарищей, а также объяснять так, чтобы тебя услышали и поняли; уметь задавать вопросы по прочитанному, выделять главное; объективно оценивать свою работу. При подведении итогов работы в паре они также учатся говорить добрые слова о работе своего товарища. Ребята считают, что это, несомненно, способствует созданию спокойной, доброжелательной обстановки в классе и более чуткому отношению друг к другу. Детям работать в парах нравится. Нужно видеть, с какой ответственностью они относятся к обязанностям «учителя», сколько сил и терпения отдают обучению своих товарищей, как строго и принципиально оценивают их работу. Они свято верят, что их учитель знает почти все, поэтому, помогая товарищу, они тоже обязаны знать многое. Ученики чувствуют себя в ответственности за знания других. Ребятам нравится работать в парах и группах, «они больше узнают», «лучше запоминают», «им так интереснее работать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников

Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...

использование групповых и парных форм работы

использование групповых и парных форм работы...

Парная и групповая формы работы - способ формирования УУД младших школьников

Одним из  способов  формирования  УУД младших школьников являются групповые формы работы. Работа в группах помогает детям самораскрыться, самоисследоваться и познать самого себя....

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...

"Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"

Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников...