Рефлексия как одна из форм организации обучения,способствующая формированию младших школьников умению учиться.
учебно-методический материал по теме

Диакону Нина Сергеевна


Обобщение опыта работы по использованию рефлексивных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_.docx65.83 КБ

Предварительный просмотр:

Участник конкурса «Учитель года - 2014»: Диакону Нина Сергеевна

Рефлексия как одна из форм организации обучения,

способствующая формированию  младших школьников умению учиться.

        Образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе обучения в школе, а значит, необходимы новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Стране нужны современно образованные и нравственные люди, которые смогут самостоятельно принимать решения, прогнозировать их последствия, обладать мобильностью, способностью к сотрудничеству. Разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Актуальной и необходимой задачей сегодня является создание такой системы обучения, которая сможет обеспечить здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком.

        Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью работы учащихся и соответствием их поведения социальным нормам. Такого рода активность возникает только вследствие целенаправленных управленческих педагогических воздействий и благодаря правильной организации педагогической среды на уроке, которая позволяет обеспечить новое, современное, качество образования.

        Под ним понимается формирование ключевых компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в сфере информационных технологий, в сфере межличностных отношений, в социальной сфере и т.п.  

        Именно поэтому современный образовательный процесс направлен на то, чтобы в результате обучения и воспитания получить активного субъекта, умеющего адаптироваться к новым условиям, способного занять должное место в обществе, принимать решения и нести за них ответственность. Для этого у учащихся должны быть сформированы ключевые компетенции.

        Среди ключевых компетенций наиболее приемлемыми для школы являются компетенции, предложенные А.В.Хуторским: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и  компетенция личностного самосовершенствования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии.
        Одной из основных таких компетенций является рефлексия, то есть осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем. Ученик может овладеть данной способностью, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, в которых учащиеся будут тренироваться в этих способах. Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя.
        Если рассматривать конкретно процесс обучения, то рефлексия – это отражение чувств, возникающих у учеников в ходе занятия, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы учителя и учеников, это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе урока, конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате преодоления его силой воли собственного характера. Благодаря проведению рефлексии достигается значительный образовательный эффект.

  • Рефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность, для приближения содержания обучения к ребёнку;
  • Эффективность в овладении учащимися необходимыми учебными действиями обеспечивается только при включении направляемой рефлексии, за счёт которой выделяют этапы деятельности;

Осуществляя на уроке рефлексию, ученики усваивают соответственные мыслительные процедуры, что очень важно для последующей успешности во взрослой жизни.

        На современном этапе учитель должен видеть каждого школьника в процессе обучения, для этого каждого учащегося необходимо активно вовлекать в деятельность. Личность включается в деятельность только тогда, когда это нужно именно ей, когда имеются определенные мотивы для её выполнения. Именно начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность к сотрудничеству, к совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения.  

        Проблему повышения мотивации школьников к саморазвитию невозможно решить без правильно организованной рефлексивной деятельности. Одним из направлений новаторского подхода к обучению младших школьников является формирование регулятивных учебных действий, в основе которых лежит определённая технология рефлексивной деятельности ученика на уроках.

        Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса, поэтому в начальной школе необходимо обучать детей рефлексивной деятельности.

        Реализуя в своей практике компетентностный подход с целью формирования предметных и ключевых компетенций, считаю наиболее актуальным развитие рефлексивных умений ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности.

         Актуальность темы опыта вызвана также обострением в теории и практике образования ряда противоречий между:

- общественной потребностью в социально-активной, целостной личности, в полной мере осуществляющей самореализацию, и неумением человека в реальности актуализировать свое личностное начало;

- признанием педагогической теорией приоритета субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью содержания и методики педагогической деятельности, обеспечивающей признание субъектности личности.

        Долгое время понятием рефлексия оперировала только философия. Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы. Сократ, Платон, Аристотель. Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека. Затем были последователи данной теории Декарт, Дж. Локк, Кант, Гегель.

        С начала XX века особый интерес к данной проблеме проявили психологи: в 20-е 30-е годы появилась идея выделить исследования по рефлексии и самопознанию в особую отрасль психологии и назвать её психологией рефлексии. В большинстве разработок проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации. Многочисленные исследования первой половины XX века обосновывают значимость рефлексии на стыке психологии и педагогики. Работы Л.С. Выготского, Д.Дьюи, Ж.Пиаже определяют проблему развития мышления и значимость рефлексивных процессов. В 70–80-е годы изучению особенностей рефлексии в педагогике посвящены психолого-педагогические исследования Ю.Н. Кулюткина, И.Н.Семёнова, С.Ю. Степанова, Г.С. Сухобской. Объектом этих исследований является рефлексия, проявляющаяся в индивидуальной мыслительной деятельности человека. В 80-е годы рефлексия входит в понятийный аппарат педагогической науки как метод осмысления педагогической науки в целом.         Одновременно в зарубежной педагогике ведутся разработки стратегий, технологий, приёмов, усиливающих рефлексивные процессы. Особое значение для педагогической науки и для нашего исследования имеют следующие положения: положение о субъектности учения (Ю.Н. Кулюткин); рассмотрение рефлексивных процессов как механизмов самосознания (И.С. Кон, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская); теоретико-экспериментальные исследования рефлексивной организации мышления на теоретическом уровне (И.С. Ладенко, И.Н. Семенов); положение о метакогнитивизме в психологии и педагогике (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский); исследования в области интеллекта (М.А. Холодная).

        В 90-е годы ведущие педагоги и психологи стали рассматривать рефлексию в контексте подготовки специалистов в области образования, в постдипломном образовании учителя. Это потребовало более глубокого анализа рефлексии, раскрытия специфики педагогической рефлексии, точнее, «механизмов рефлексии в системе педагогической деятельности». Отдельные направления или комплекс педагогических условий, влияющих на успешность процесса формирования профессиональной педагогической рефлексии у будущего педагога рассматриваются в работах А.А. Бизяевой , Б.З. Вульфова и В.Н. Харькина, И.Н.Семенова и С.Ю.Степанова,  Г.П.Щедровицкого.

        В современной мировой философской науке пределы категории рефлексии существенно расширились. Помимо традиционной, ретроспективной функции рефлексии – критического анализа накопленного наукой знания – активно применяется ее конструктивная, творческая функция: разработка ценностей, целей, программ и самих средств научной деятельности. Рефлексия широко используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая либо в качестве методологического средства междисциплинарных разработок, либо объяснительного принципа для некоторых социальных и гуманитарных дисциплин (искусствоведение, социология, лингвистика и др.).

        Наконец, понятие рефлексии перестало быть только философским или общенаучным. Оно является теперь и специально научным, в частности, психологическим понятием. Психологическая наука на протяжении последних десятилетий активно исследует проблематику рефлексии.

        В педагогической литературе в последнее время широко применяется понятие рефлексии. Рефлексия - это личностное качество, проявляющееся в способности педагога быть сосредоточенным не на предмете собственной деятельности, а на самой деятельности и себе как ее субъекте. Рефлексия в педагогике может рассматриваться на разных уровнях: от осознания учителем собственной деятельности и ее результатов до осмысления задач педагогики на современном этапе. Таким образом, можно выделить «практическую» рефлексию, присущую интеллектуальной деятельности человека, в ней заложены механизмы планирования, корректировки собственной педагогической деятельности, самообразования, и рефлексию в широком смысле, как логическое основание человеческого познания. Большинство исследований последних десятилетий посвящены именно этой проблеме.

        Под рефлексией можно понимать и технику осмысления процессов, способов и результатов мыслительной деятельности и практических действий. Способность к рефлексии — одна из важных способностей, обеспечивающая эффективность в достижении образовательных задач, а глубина рефлексии, самоанализ зависят от степени образованности человека и уровня его самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой».

        В традиционной педагогике рефлексии не уделялось специального внимания. Авторитарная педагогика исходит из того факта, что весь процесс обучения и воспитания находится под контролем педагога: он один знает, что хорошо, что плохо, и ученик не вправе решать, как оценивать свои действия.

        В гуманистической педагогике специально подчеркивается необходимость формирования самооценки, оценки действий партнеров. Только научившись объективно оценивать свой и чужой труд, свои и чужие поступки, можно говорить и о нравственном росте личности.

        В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов, что является обязательным условием создания развивающей среды на  уроке. Организация рефлексивной деятельности создаёт условия для выявления и осознания школьником основных компонентов деятельности – её смысла, способов, проблем, путей их решения и получаемых результатов.

        Так как «Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

        Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу, ведь он приступает к учебной деятельности? Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто. Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения.

        В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Как учителю работать по новым стандартам? Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем. Только мы - учителя поможем детям учиться по новым стандартам.  Ребёнок подходит и просит меня: «Подскажите-ка…» Я подсказываю, а он не слушает, смотрит в другую сторону и не берёт то, что я даю. Почему?

        Ответ простой – нет деятельности. Обучение, которое предполагает возможность прямой передачи знаний от учителя к ученику, есть самое неэффективное обучение. Оно только загружает память учащихся, оставляя знания словесными и формальными. Вот почему в стандартах на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание. На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.        

        Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе я и начинаю обучать школьников рефлексивной деятельности.

        Доминантой педагогического процесса является развитие. Так как развитие – процесс внутренний, судить о нем может, прежде всего, сам субъект развития, субъект деятельности. Оценка результативности, продуктивности развития осуществляется субъектом через самонаблюдение, самоанализ, т.е. через рефлексию.

        Таким образом, рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования субъектами состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

        Рефлексия многофункциональна. Можно выделить ее основные функции: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная.

        Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

1) эмоциональная - описание своих эмоций, настроения.
2) деятельностная - описание своей деятельности «Что делал? Какой способ применил?
3) коммуникативная - описание общения «Кто помог справиться с заданием? Кому хотите сказать спасибо?».

        Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

        Ребенок осознает потребность в учебной деятельности и ее цель, а также понимает учебную задачу в рамках урока, способ деятельности, направленной на ее решение, и обосновывает, почему именно так, а не иначе он ее осуществляет. Ученик соотносит свой результат с целью деятельности, осмысливает, достиг ли он цели и почему или по каким причинам не смог этого сделать.
        Таким образом, передо мной как учителем начальных классов стоит задача так организовать урок, чтобы стимулировать рефлексию учащихся. Для осознания цели деятельности младшему школьнику необходимо ощутить потребность в деятельности. Это происходит, когда ученик сталкивается с противоречием между имеющимися у него знаниями и тем, чего он еще не знает. После этого осознает свое незнание и словесно формулирует его в виде учебной задачи. Таким образом, формируется внутренний мотив к выполнению учебной деятельности. Например, при изучении новой темы «Сложные слова» учащимся сначала предлагаю вспомнить способы образования слов в русском языке, а потом задаю вопрос: «Как вы думаете, а есть еще другие способы образования новых слов»? Учащиеся осмысливают границу своего знания: слова образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами. Попадают в новые условия: в однокоренных словах: - паровые, пароход, паровоз определяют способ образования. «Кто догадался, как образованы слова «пароход» и «паровоз»!

        Совместно мы делаем вывод, что, оказывается, сложение бывает не только в математике! Это маленькое открытие позволяет детям определить цель урока. Организация осознания границ знания и незнания осуществляется не только на этапе постановки учебной задачи, но и на этапе закрепления, а также на уроке систематизации знаний.
        Понимание способа действия позволяет ученику обосновывать решение частных задач, сознательно осуществлять контроль и оценку собственной деятельности. После выполнения каждого задания учащиеся выявляют причины ошибок, соотносят результат выполнения задания с его целью.
        При подведении итога урока важна актуализация новых знаний, которые дети получили на занятии. Необходимо соотнесение учебной задачи и результатов урока. Это также стимулирует рефлексию, которая осуществляется через различные рефлексивные техники.
        Их можно использовать на разных этапах урока.  На начальном этапе учебного занятия стараюсь организовать учеников на работу, привлечь их внимание. В этом мне помогает рефлексивная техника.
«Мои ожидания»:
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.) Сегодня урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо
        Как вариант использую технику
«Шкала самооценки».  Для этого прошу ребят в начале урока оценить себя, обозначив на шкале значком, на каком уровне находятся их знания по теме. В конце урока возвращаюсь к этому заданию. Дети видят, насколько пополнились их знания, объективно оценивают себя.
        При взаимодействии с учащимися использую учебную рефлексию, отражающую интеллектуальную сферу человеческой сущности. Она осуществляется через технику
«Мудрые совы»: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки: « + » - знаю « - » - не знаю « ! »- узнал новое « ? » - удивило
        Обязательное условие для такой работы:
 - наличие в тексте, как знакомой, так и новой информации (Конечно, для кого-то новой информации будет много, а кто-то будет ощущать ее дефицит, ведь запас знаний у детей разный);
- в тексте должна содержаться правильная информация, если мы хотим вывести детей не на спор, а на усвоение нового.
        Поэтому часто приходится не просто брать текст из учебника, а составлять его.
После работы с текстом задаю вопросы:
- Выберите ту информацию, которая вам знакома.
- А какая информация ранее была неизвестна?
- Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?
- У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
- Что бы вы еще хотели узнать?

Кроме этой техники использую технологию развития критического мышления, направленную на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, затем представить ему условия для осмысления материала и помочь обобщить приобретенные знания.

        

Использую технику

«Я - исследователь»   Знаю - Хочу знать - Узнал
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

        Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

        Какие варианты?  Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось; «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;  «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;
        На последнем этапе занятия организую рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме Учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока.

        Что можно применять? 
- карточки с изображением лица;
- показ большого пальца вверх или вниз;
- «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
- «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;
- «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
        Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание. Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

        

        Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания « Я не знал… - Теперь я знаю…»); используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

        Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:
         (Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока». Этой картой я рекомендую пользоваться не только на уроке, но и при работе дома детей и их родителей. «Карты рефлексии урока», используемой в классе
        Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

        Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

        На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни

        Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
- трудности в общении

        Какой стиль общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека
- ориентированный на выполнение задания

        Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- в группе сохранилось единство и партнерские отношения
- единство группы в ходе работы было нарушено

        Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание наладить контакт большинства участников группы
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- сама задача оказалась неинтересной, трудной

        Обычно в конце урока подводятся итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

        Рефлексия в обучении подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. Рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цели для дальнейшей работы. 

        Обучать рефлексии можно с помощью различных приемов. При создании банка приемы были разделены на устные и письменные (графические).

        Устные: вопросы, «Температура урока», «Заверши фразу», «Цепочка пожеланий», «Зарядка», «Рефлексивный круг», «Лестница». «Психологический портрет», «Ассоциации», «Настроение и цвет», «Интервью», «Знаковая рефлексия». «Встреча с героем», «Мимическая гимнастика».

        Письменные: «Рефлексивная мишень», «Ключевое слово», «Прогноз погоды», «Книга отзывов», «Анкета», «Письмо учителю», «Шкала успеха», «Рисуем настроение», «Какой я? Какой герой?», «Открытка (телеграмма) герою», «Вершина».

        Одним из самых распространенных приемов устной рефлексии являются вопросы. Их я сгруппировала по целям использования: с целью выяснения степени усвоения учащимися учебного материала; с целью выявления активности учащихся на уроке; с целью выявления эмоционального состояния учащихся; с целью прогнозирования дальнейшей работы; с целью оценки эффективности взаимодействия.

        Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
        Рефлексивная деятельность в школе и рефлексивная деятельность дома - это единый неразрывный процесс. Ведь педагогический союз учителя и родителей - могучая воспитательная сила. Моя задача - помочь родителям осознать свою родительскую – воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка и формировать педагогическую рефлексию родителей.
        «Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Эта задача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинает вырабатываться родительская позиция.         От сформированности умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем

Методы формирования у родителей «педагогической рефлексии»:
• разбор педагогических ситуаций;
• решение педагогических задач;
• анализ собственной воспитательной деятельности.

        Использование данных методов приводит родителей к пониманию того, что готовых рецептов воспитания не существует, есть только общие рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Успешными могут быть и различные методы активизации родителей: дискуссии, обсуждение различных точек зрения, приведение примеров, адекватных сложившейся ситуации, и т.д. Они способствуют формированию у родителей критического, осознанного отношения к своей воспитательной деятельности, актуализации полученных знаний.
        В просвещении родителей мне помогают родительские конференции, их уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Например тема родительской конференции «Как научить детей выполнять домашнее задание самостоятельно» после обсуждения приемов и методов пришли к выводу, что не надо учащимся объяснять задание к упражнению, а главное научить вчитываться в задание, анализирую каждое слово в задании с помощью рефлексии - это я знаю…. это мне нужно уточнить….
        Четкая и хорошо отлаженная работа родителей приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных проектах, в исследовательских работах. Они гордятся участием своих родителей в жизни класса, по этому чаще всего при защите проектных работ по «лесенке успеха» дети с удовольствием выбирают человечка – руки подняты вверх - мне все удалось.
        При взаимодействии с родителями придерживаюсь мнения Василия Александровича Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

        Все, что делается на уроке и дома по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии - развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

        Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя и родителей , позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  Но важно знать, что ни один прием не будет реализован эффективно, если не будет создан благоприятный психологический климат на уроке; если не будет постоянного поощрения к участию в рефлексии всех учащихся; рефлексия может проводиться и в паре, и в группе; важными являются не только логические умозаключения учащихся, но и эмоциональные переживания; нельзя навязывать свою точку зрения; акцентируйте внимание на искренних, интересных высказываниях; проводите рефлексию на всех этапах урока.

        Использование рефлексивных технологий на уроках развивает в учащихся ценностно-смысловую, учебно-познавательную, коммуникативную компетенции. Школьники учатся  анализировать собственные учебные достижения, адекватно оценивать себя, фиксировать состояние и причины развития, свободно выражать свое мнение, не бояться критики, учатся уважать друг друга.

        Я считаю, что именно рефлексивное обучение помогает развивать у школьников субъектность, диалогичность самосознания, «помогает ребенку заглянуть в себя и определить некоторый набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью» (Абрахам Маслоу).

        Рефлексия способствует развитию важных качеств человека, которые потребуются ему в будущем: самостоятельности (ученик, анализируя свою деятельность, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности); предприимчивости (в случае ошибки или неудачи он не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их); конкурентоспособности (умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно). Из всего сказанного сделаем вывод: рефлексия — это не пустая трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса в начальной школе. Все, что делается на уроке по формированию рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, формирование рефлексивной деятельности на уроках – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахметжанова, Г.В. Многоуровневая педагогическая система формирования готовности личности к педагогической деятельности / Г.В. Ахметжанова. — Саратов: Научная книга, 2002. – 212 с.

2. Выготский, Л.С. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1992, С. 138— 142.

3. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов.— М.: Институт психологии РАН, 2004. – 424 с.

4. Семенов, И.Н. Развитие проблематики рефлексии, и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики // Психология: Журн. Высш. шк. экономики. — 2007. – № 3.

5. Степанов, С.Ю. Психология думающего учителя. Рефлексия / С.Ю. Степанов. — М.: Эксмо-Сидиком, 2008, –148 с.

6. Степанов, С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития / С.Ю. Степанов. — М.: Наука, 2004. – 174 с.

7. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Я.А. Пономарев, — М.: МФО: ИФ АН РФ, 2000. – 127 с.

8. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Изд-во «Просвещение», 2010, С.31. (Стандарты второго поколения).

9. Цукерман, Г.А. Становление самоконтроля и самооценки/ Г.А. Цукерман //, Текст, М.: 2013. – 14 с

                

.