Современные образовательные технологии
статья на тему

Кудрявцева Наталья Николаевна

Статьи публикаций 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудрявцева Наталья Николаевна

МБОУ г. Иркутска СОШ № 66

Внедрение современных образовательных технологий в условиях общеобразовательной школы I ступени обучения.

       Развитие школы в условиях модернизации системы образования мы видим в создании такой образовательной стратегии, которая могла бы обеспечить обучающимся возможность достижения реальных образовательных результатов, которые позволили бы им повысить уровень своей конкурентоспособности и на рынке услуг в сфере образования.

Обновлению содержания образования способствует использование технологии системно-деятельностного подхода и типовых задач, как механизма формирования универсальных учебных действий.

Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике педагоги  школы применяю проблемное обучение. Суть его в том, что   перед учениками  ставится проблема (учебная задача) и вместе с ними рассматривается. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе  начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, что кажется очевидным, а с  загадки, проблемы.

Групповая работа на уроках весьма привлекает   школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы убедило нас в том,  что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.

Учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения.   Использование учебного диалога, позволяет осуществлять личностно ориентированный образовательный процесс, развивает пытливость и самостоятельность ребёнка, способствует обогащению его субъектного опыта.

Проектная деятельность эффективно используется нами, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Система оценивания, утвержденная ООП НОО ОУ,  соответствует системе оценивания  педагогов. Личностные результаты – наблюдение (характеристика класса, листы наблюдения), тестирование. Предметные результаты – наблюдение, проверочные работы (уровень усвоения), самооценка. Метапредметные результаты – метапредметные контрольные работы (определение уровня готовности к школе). Для более лёгкого отслеживания личностных и метапредметных результатов, разработан диагностический минимум, который заполнял классный руководитель на каждого ученика в конце каждой четверти.

    Учителям начальных классов удалось осуществить плавный переход от разных дошкольных видов сотрудничества к учебному сотрудничеству. К концу данного переходного периода можно уверенно констатировать, что у учителей сложились доверительные отношения как с детьми, так и с родителями учеников.

   



Предварительный просмотр:

Особенности влияния стилей семейного воспитания

на успешную социализацию младшего школьника

Н.Н. Кудрявцева

( Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 66

г. Иркутск)

    Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начиналась здесь в этой, или какой-то другой школе, здесь сформировалось ваше сознание и формируется  сознание ваших детей. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества.

                          « Добрая школа – это хорошо,

                          Умная школа – это великолепно,

                          Но ребенок должен быть еще и

                          подготовлен к жизни.»

Д.Дьюи

    Что такое социализация?  Социализация – это процесс и  результат практического усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Сотрудничество ребенка с учителем нацелено на последовательное введение ребенка в социальный мир, предполагает формирование основ поведения, взаимоотношения со сверстниками, с незнакомыми людьми.

    Показателем готовности ребенка к школьному обучению является "внутренняя позиция,  школьника" – которая  представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной.

   Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. [Загвязинский В. И. «Личностно-социальный подход в воспитании» // журнал «Педагогика»-№ 3, 2006г]

   Для маленького ребёнка семья – это целый мир. В нём он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.

   Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.      Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для успешной социализации ребенка. [Першина Л.А. «Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2005г]

    В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания.. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

     Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей.     Опека в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.       Существует также противоположное понятие - гипероопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля.

    Существует 3 стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический, попустительский.

     При авторитарном стиле желание родителя - закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов.    

    Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и дисциплину.

     При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.

     Таким образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.

     На протяжении многих столетий родители не могут понять одну простую вещь, что в итоге от ребёнка они получают то, что в него вкладывают. Казалось бы, вкладывают в него всю любовь, а отдачи никакой, или наоборот вроде бы и особо не опекали, а получился благодарный ребёнок, почему так? На всё есть своё объяснения, если родители в состоянии принять их, так как это подразумевает принятие своих ошибок и просчётов в воспитании.

    Учитывая выше написанное, мы можем сказать, что самый высокий уровень социализации будет в семьях с демократическим стилем воспитания.

      Социализация детей младшего школьного возраста будет успешной в том случае, если их родители будут прилагать максимум усилий для этого. Если они будут осознавать важность воспитания, захотят приблизить свой стиль воспитания к демократическому стилю семейного воспитания.

           Проведя исследование, мы выяснили, что именно стили семейного воспитания имеет самое сильное влияние на успешную социализацию младшего школьника.

Исследуемая работа показала, что дети, в семье которых демократический

стиль воспитания, лучше и легче ко всему адаптируются. Они чувствуют уверенность в себе, нужность семье, сверстникам, учителям. Что и повышает уровень их социализации.

     Общая цель современного воспитания - сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

      Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

 Список используемой литературы

1. Мудрик А.В. «Социализация человека» - 2007.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс,2005.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 2005.

4. Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М.: изд. Центр «Академия», 2005г.

5. Земская М.Р. «Семья и личность», М.: изд. «Прогресс»,2006 г.

6. Першина Л.А. «Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2005г.

7. «Педагогика». Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. – Кн. 2. Процесс воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...