ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
методическая разработка на тему

Ануфриева Алевтина Юрьевна

Определены проблемы адаптации детей при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу и дальнейшего их перехода в среднюю школу. Выявлены и обоснованы механизмы взаимодействия педагогов каждого звена для достижения целей гармоничного непрерывного образования, как инновационный подход в работе учреждений образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_podkhod_k_organizatsii_preemstvennosti_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А.Ю. Ануфриева

Определены проблемы адаптации детей при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу и дальнейшего их перехода в среднюю школу. Выявлены и обоснованы механизмы взаимодействия педагогов каждого звена для достижения целей гармоничного непрерывного образования, как инновационный подход в работе учреждений образования.

Каждому человеку, кто когда-либо переходил из одной школы в другую, либо менял место работы, известно то чувство неопределенности и подсознательного страха перед предстоящим. Пугающая обстановка нового и неизведанного. Как говорят психологи – маленький шок. Но, что же это значит для детей, которых мы встречаем из детского сада? Ребенок, выходя из дошкольного учебного заведения, попадает в совершенно незнакомую и чуждую ему обстановку. Из мира игр и режима, привитого ему детским садом, человек оказывается в совершенно другой среде. Вот здесь и возникает проблема преемственности между дошкольным заведением и начальной школой.

Собственный опыт в условиях реализации инновационных технологий в сфере образования создал условия для отхода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в область практики.

Считаю, что основное и главное противоречие состоит в том, что педагоги разных уровней имеют совершенно разное представление о преемственности образования. Учители начальной школы всегда недовольны уровнем подготовки детей, выпускаемых из дошкольного заведения. Им необходимо видеть у ребенка, поступающего в школу имеющего определенный багаж знаний, умений и навыков. Они уверены, что дети из дошкольных заведений попадают к ним не ознакомленными с правилам и нормам школьного поведения и недостаточно подготовлены к восприятию программы начальной школы.

Воспитатели стремятся и уверены в том, что выпускают детей готовыми к их последующей учебе в начальной школе и, более того, считают, что их воспитанники имеют более весомый багаж знаний, такой, что школа и не способна востребовать в своей программе.

Противоречие и антагонизм очевидны. Определенно – это несогласованность программ подготовки детей в дошкольных учреждениях и младшей школе.

Зачастую воспитатели дошкольных учреждений дают детям значительно больший объем знаний, чем это требует начальная школа. И наоборот – встречаются случаи, когда дети после детского сада приходят в школу совершенно не подготовленными к восприятию программы первого класса.

И в первом, и во втором случаях перекосы, с моей точки зрения, недопустимы и могут быть скорректированы правильным подходом к взаимодействию педагогов дошкольного воспитания и начальной школы.

Преемственность между дошкольным детским воспитательным учреждением и школой должна обеспечивать ориентацию работы воспитателей дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе. А учитель начальной школы должен исходить из достигнутого на этапе дошкольного образования и, полученных ребенком знаний, умений основ нравственного восприятия окружающего мира и подготовленности к переходу в новое качество – учеба в школе. Здесь необходимо поднять уровень развития ребенка-дошкольника на качественно новый уровень. И сделать это максимально безболезненно для хрупкой психики человека.

Из опыта своей педагогической практики могу с уверенностью сказать, что такие составляющие, как :

1) мотивационно-целевая, обуславливающая взаимосвязь мотивации и целеполагания обучения;

2) содержательно-информационная, которая свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;

3) учебно-операциональная, обеспечивающая развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организационно-рефлексивная, – включающая навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей,

без взаимодействия между педагогами дошкольного воспитания и начальной школы невозможно.

Обратимся к другой ситуации. Мы из четвертого уходим в пятый класс.

Каждому из нас знакомо ощущение расслабленности и состояние ожидания, когда же придет тот момент, когда настанет новая жизнь.  заканчивается важная часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но еще пока неопределенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности... В таком же состоянии находится ребенок в промежутке между дошкольным и школьным детством, а также переходя из начальной школы в среднюю.

Ребенок уходит от знакомого, важного для него человека - первого учителя - и попадает сразу к нескольким новым для него учителям, каждый из которых предъявляет ему особые требования. Усложняется содержание учебных предметов, существенно меняются методы их преподавания, становится необходимой большая самостоятельность, возрастает значение отношений со сверстниками.

5-й класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Первые 4 года учения в школе один учитель преподает детям все основные предметы: математику, русский язык, чтение, природоведение. Он требует одинаково успешного овладения ими всеми. Можно сказать, что учитель в начальной школе заинтересован в успешном овладении детьми знаниями по всем основным школьным предметам в равной степени.

Данный переходный период, как правило, сопровождается проявлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов.

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

И в данном случае, тесное взаимодействие педагогов средней школы и учителей начальных классов решает большинство проблемэ

Мой опыт общения с учениками  выпускниками начальной школы, их родителями, педагогическим коллективом и первого звена средней школы говорит о необходимости консолидации всех образовательных программ. Но, как самое важное, отмечу необходимость организации взаимодействия педагогов на каждом уровне образовательного процесса.

В итоге, хочу подчеркнуть, что только согласованное и гармоничное взаимодействие педагогов каждого звена, задействованного в процессе образования наших детей, может привести к поставленной цели  воспитанию достойного человека нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Современные подходы в организации преемственности и непрерывности дошкольного и начального школьного образования»

  Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственностидошкольного и школьного образования...

СТАТЬЯ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования...

Преемственность в обучении между начальной и основной школой

Выступление на педагогическом консилиуме по теме "Преемственность в обучении между начальной и основной школой"...

Преемственность основных направлений деятельности учителей начальной и основной школы в условиях реализации и освоения ФГОС

В основе ФГОС ООО лежит принцип единства  преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего  образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.Ещ...

Преемственность в обучении между начальной и основной школой в свете реализации программ ФГОС.

Данная статья посвящена проблеме преемственности между начальной и основной школой при перехде к ФГОС при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Современные подходы к организации преемственности между дошкольным и школьным образованием: проблемы, перспективы, пути решения

Дошкольная и начальная – две смежных ступени в системе образования, где дошкольное образование является фундаментом. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении вариативных...