Развитие интеллектуальных способностей в ходе игры.
методическая разработка (1 класс) по теме

Волкова Римма Александровна

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon docx.igrovaya_tekhnologiya.doc59.5 КБ
Office presentation icon ppt.igrovaya_tekhnologiya.ppt927 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры.

Наиболее популярными технологиями в школах стоит проектная деятельность и проблемное обучение. Но данные технологии пользуются популярностью среди обучающихся старших классов. В начальной школе преобладают информационные и игровые технологии.

С детства мы познаём мир, играя. Чем интереснее познание мира, тем легче его восприятие. Как правильно заметил В. Шаталов в своей работе «Эксперимент продолжается»:

Слайд

«Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряженному интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя. Как никогда ранее эта проблема актуальна сегодня. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты. Преодолеть трудности, которые утомляют ребят и наносят вред их здоровью можно с помощью введения в урок игровых моментов. Ведь именно

Слайд

« в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (В.Сухомлинский)

Ведь именно в игре

Слайд

«дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления, мышления смелого, масштабного, нестандартного» (В. Шаталов)

С детьми необходимо играть, как только возникает возможность. При любых формах общения с учащимися учителю следует пользоваться к месту и в меру стихотворной или художественно-прозаической цитатой.

Слайд

Среди существительных есть, не секрет,

Такие, что чисел менять не хотят.

И даже один называя предмет,

В числе, будто много предметов стоят.

Вспомнить ты их попытайся слов пять

И постарайся их все записать.

(Очки, духи, сливки, джунгли, брюки, ворота, плоскогубцы, ножницы, каникулы, шахматы, чернила, сумерки и т. д.)

Слайд

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Слайд

На наших уроках игровая деятельность выполняет функции:

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

  В процессе игры ребята чувствуют себя свободно, проявляют творчество. Важно при этом, что положительные эмоции в игре помогают решить сложные задачи: соперничество, состязательность, конкуренцию.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого ни секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Приведу несколько примеров игр, которые я использую на уроках русского языка.

«Цепочки ассоциаций»

Игра поводится в кругу. Учитель называет какое-либо слово, допустим «книга», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Игрок, допустим, отвечает «библиотека». Следующий игрок, услышав слово, должен назвать свою ассоциацию на это слово, например, «полки» и т. д., при этом названное слово должно быть именем существительным.

Книга -  библиотека – полка – магазин – игрушки – ребёнок и т. д.

Слайд

«Существительные на одну букву»

Существительных немало

Что с буквы «с» берут начало.

Подумай, вспомни, не спеши

И в столбики слова впиши.

Одно, иль два, а лучше три,

Но только правильно! Смотри!

Живые

предметы

Неживые

предметы

Явления

природы

События

Состояния

человека

Качества

 человека

слон

санки

снегопад

свадьба

стресс

смелость

 Работа проводится в группах.

Слайд

«Выбери три слова»

Её можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку.

Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учётом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На карточках записаны слова:

1-й набор: рыбка,  вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съёмка, клад, ворота, подъём, воробей.

Двое учеников  берут карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.

рыбка       вьюга         чулок

дубки       варенье       чум

грибки      ручьи          чучело

Слайд

Игра «Почтальон»

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного  слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Почтальон раздаёт группе детей (по 4-5 человек) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили, объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова. Составляют предложения, используя данные слова.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря. ки

доро. ки

пло. цы

кни. ки

хле. цы

кле. ка

кали. ка

бере. ки

фла. ки

обло. ки

пиро. ки

марты. ка

реди. ка

ду. ки

остро. ки

тетра. ка

ло. ки

решё. ка

морко. ка

тра. ка

сли. ки

ли. ки

голу. цы

Слайд

«Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, правописание собственных имён.

Составляют новые слова и предложения с этими словами, обозначают части слова, при помощи которых образовались новые слова.

Шар, стрела, орёл, рыжий, звезда.

Шарик, Стрелка, Орлик, Рыжик, Звёздочка.

Слайд

«Лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

Мак, ромашка, роза, лук.

Кошка, собака, воробей, корова.

Берёза, дуб, малина, осина.

Корова, лиса, волк, медведь.

Найти орфограммы, которые встретились в этих словах.

Слайд

Детям очень нравятся такие задания, как заменить словосочетание одним словом и к этому заданию дать дополнительное, например: распределить слова на две группы, найти родственные, выделить корень.

  • промежуток времени в 60 минут;
  • военнослужащий, стоящий на посту;
  • ребёнок, любящий сладкое;
  • очень смешной фильм

Слайд

«Закончи предложения»

Работа ведётся в группах, затем дети читают получившиеся сочинения, дома предложить написать свой рассказ.

У Ромы и Жоры есть…

Однажды они пошли…

Вдруг из кустов…

Потом ребята долго вспоминали как…

Слайд

«Составь рассказ по опорным словам»

Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создаёт положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребёнок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Слайд

На дополнительных занятиях по русскому языку применяю приёмы фантазирования, направленные на развитие воображения учащихся.

«Брошенный камень» (название дано Д. Родари)

Учащимся называется любое слово, которое подобно камню, брошенному в воду, вызывает в сознании детей волны мыслей, воспоминаний.

Слайд

«Фантастический бином» (название дано Д. Родари)

Школьникам предлагаются два предмета или слова, между которыми нет никакой связи на уровне обыденной логики. Для того чтобы ввести их в один контекст, требуется включение продуктивного воображения. Например: сочинение сказки «Собака и гардероб»

Слайд

«Если бы» (автор Станиславский К. С.)

Ребёнок переносит себя или другого человека в воображаемую ситуацию, Например: «Если бы я имел машину времени».

Слайд

«Старая сказка на новый лад»

Переработка известной сказки с введением нового элемента или новой ситуации. Например: «Красная шапочка и вертолёт».

И ещё один приём, который можно использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира и русского языка: приём «Кластер»

Кластер – это графическая схема в виде текста или рисунков

Слайд

Задание. Выделить основные положения по теме и графически показать связи между ними.

Этапы работы. Изучение нового материала, повторение пройденного.

Эффект

 1. Выработка умений и навыков оценивать текст.

2. Выделение главных ключевых слов.

3. Умение группировать, систематизировать информацию.

4. Умение сравнивать и обобщать информацию.

Стадии работы.

1. Вызов

2. Осмысление

3. Рефлексия

Слайд

Кластеры (гроздья)

Слайд

Кластеры (автор Гудлат)

Рассмотрим кластер «Гудлата» на примере изучения темы: «Природа», учебный  предмет – окружающий мир.

Слайд

Учителя нашей школы используют данный приём при обучении написанию изложения. Удобно использовать кластер «гроздья».

Слайд

Текст назывался «Лесной дом». Дети работали в группах, каждая составляла свой кластер, после этого дети защищали свои работы. Вот, что получилось: текст поделили на части и озаглавили каждую часть.

1. Спор зверей.

2. Звери трудятся.

3. Все стали удивлять своими делами.

4. Медведь удивился?

5. Пир на весь мир.

 Также выписали опорные слова, трудные для запоминания. По ходу работы  учащиеся делали дополнения в своих схемах, исправляли неточности, ошибки. Прослушав все группы (у меня их в классе пять), дети хорошо запомнили текст и написание трудных слов, после чего приступили к написанию изложения текста самостоятельно.  Так в игровой форме учимся писать , пересказывать и запоминать тексты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры» МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа» Волкова Р. А., учитель начальных классов

Слайд 2

Рейтинг наиболее популярных технологий по опросу ОУ Томской области.

Слайд 3

«Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя.» (В. Шаталов)

Слайд 4

«…в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» (В. Сухомлинский)

Слайд 5

«…дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия раскрепощённые и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления, мышление смелого, масштабного, нестандартного» (В. Шаталов)

Слайд 6

Среди существительных есть, не секрет, Такие, что чисел менять не хотят. И даже один называя предмет, В числе, будто много предметов стоят. Вспомнить ты их попытайся слов пять И постарайся их все записать. (Очки, духи, сливки, джунгли, брюки, ворота, ...)

Слайд 7

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Слайд 8

Функции игровой деятельности: - коммуникативная; - самореализация в игре; - игротерапевтическая; - диагностическая; - социализации.

Слайд 9

Существительных немало, Что с буквы "с" берут начало. Подумай, вспомни, не спеши И в столбики слова впиши. Одно иль два, а лучше три, Но только правильно! Смотри!

Слайд 10

живые предметы неживые предметы явления природы события состояния человека качества человека слон санки снегопад стресс смелость свадьба

Слайд 11

1 набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, грибки. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. "Выбери три слова" рыбка дубки грибки вьюга варенье ручьи чулок чум чучело

Слайд 12

« Почтальон» гря.ки доро.ки пло.цы кни.ки хле.цы кле.ка кали.ка берё.ки фла.ки обло.ки пиро.ки марты.ка реди.ка ду.ки остро.ки тетра.ка ло.ки решё.ка морко.ка тра.ка сли.ки ли.ки голу.цы огород парк море школа столовая зоопарк

Слайд 13

У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как…….. Закончи предложения:

Слайд 14

Приёмы фантазирования, направленные на развитие воображения учащихся. Фантастический бином (название дано Д. Родари) Брошенный камень (название дано Д. Родари) Старая сказка на новый лад. Если бы... (автор Станиславский К. С. )

Слайд 15

Приём «Кластер» Задание. Выделить основные положения по теме и графически показать связи между ними. Этапы работы. Изучение нового материала, повторение пройденного. Эффект. Выработка умений и навыков оценивать текст. Выделение главных, ключевых слов. Умение группировать, систематизировать информацию. Умение сравнивать и обобщать информацию. Стадии работы . Вызов. Осмысление. Рефлексия.

Слайд 16

Кластеры (гроздья)

Слайд 17

Кластеры (автор Гудлат)

Слайд 18

Природа Живая природа Неживая природа Царство растений, Царство животных Царство грибов Царство бактерий Цветы, травы Кустарники Рыбы Птицы Насекомые Звери Ядовитые грибы Съедобные грибы Микробы Деревья ? ? Воздух, вода камни, почва.

Слайд 19

Кластеры (гроздья) Лесной дом Спор зверей Звери трудятся Все стали удивлять своими делами Медведь удивил? Пир на весь лес поспорили всех удивить поднатужился никто не восхищался плотина наводили мост пустой и унылой засажена

Слайд 20

Спасибо за внмание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" -  обобщения опыта...

Проект по методической теме: "Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики через дидактические игры."

Актуальность проекта: Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: “Как учить?” Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами &ldquo...

Развитие интеллектуальных способностей на уроках математики через дидактические игры

                Актуальность проекта:                     Актуальным для каждого учителя сегодня я...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни. Интеллектуальное...