Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры
учебно-методический материал

Холкина Татьяна Святославовна

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни.

Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности ребёнка. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде ребёнок должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности  детей развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

    Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  интеллектуальных способностей младших школьников

                                                 в ходе игры

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни.

Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности ребёнка. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде ребёнок должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности  детей развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

    Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

    Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с  учебной и игровой деятельностью.

         Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.

         Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют  думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.  

Цели применения дидактических игр следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

Виды игр для детей очень разнообразны.

Игра “Кто больше запомнит?”

     Участники игры сидят в кругу.

УСЛОВИЯ ИГРЫ: первый участник называет любое слово, например, карандаш, следующий должен повторить это слово и назвать любое свое, например, лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д.

    Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью.

    Игру можно начинать несколько раз

Игра “Украшаем слова”.

Эта игра развивает память и мышление детей.

Участники игры сидят в кругу.

УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя.

Побеждает тот, кто остается последним.

Игра “Антонимы и синонимы”.

Эта игра развивает память, мышление и внимание ребенка.

Участники игры делятся на две команды.

УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий называет прилагательное – горячий. Первая команда называет синоним к данному слову, а вторая – антоним. Затем ведущий называет другое слово, теперь первая команда называет антоним, а вторая – синоним и т. д. За каждое правильное названное слово команда получает 1 очко. Если какая-либо из команд не может подобрать антоним или синоним, то такая возможность предоставляется команде-сопернице.

Игра “Пословицы”.

Участники игры сидят в кругу.

УСЛОВИЯ ИГРЫ: ведущий произносит начало какой-либо пословицы. Первый из игроков должен продолжить эту пословицу, а затем должен вспомнить начало новой. Если кто-то из игроков не сможет продолжить или не вспомнит новую, то он выбывает из игры.

Побеждает тот, кто остается последним.     И другие

В своей совокупности дидактические игры  (развивающие, познавательные)  должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Мы выяснили, что дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших школьников

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распозна...

Развитие интеллектуальных способностей в ходе игры.

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе....

Игра как средство развития познавательных способностей младшего школьника.

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающи...

Игра в образовательном процессе и её роль в развитии способностей младших школьников

В школе автор работет уже много лет. За плечами большой практический багаж, да и в школе за это время произошло много изменений. В свое время использовались различные педагогические технологии, а вот ...

Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей младшего школьника.

Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей младшего школьника....

" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...