Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей младшего школьника.
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

Хольшина Ирина Михайловна

Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_na_muzyk_instrumentah_kak.docx24.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей младшего школьника.

 « Музыкальное творчество детей –

 самый действенный способ их развития»

Бори́с Влади́мирович Асафьев

Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. В  Законе «Об Образовании» сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации.  Необходимо развивать общую культуру учащихся, воспитывать активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика.

Считаю данную тему актуальной. В своей работе стараюсь находить все больше новых методов и форм работы с детьми, направленных на развитие активной, творческой личности.

ОДНОЙ из активной формой обучения является игра на музыкальных инструментах.

Занятия игрой на детских музыкальных инструментах и музыкально-творческое развитие способствует общему развитию; развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей младшего школьного возраста. Игра на детских музыкальных инструментах как внеурочная деятельность во многом помогает решить эту проблему. Наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке. Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка.

Младшие школьники с различным уровнем музыкальных способностей принимают активное участие в совместном инструментальном музицировании. У детей со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает ощущение своей музыкальной неразвитости, неполноценности. Полученные навыки игры на детских музыкальных инструментах позволяют импровизировать, находить собственные ритмы и мелодии, сочинять коллективно, подбирать аккомпанемент к песням, играть несложные пьесы.

Решаются следующие конкретные задачи:

- образовательные: формируются навыки исполнительских приемов на простейших музыкальных инструментах;

- воспитательные: пробуждается интерес к инструментальному творчеству и музицированию детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время, воспитывается чувство единения;

- развивающие: развиваются музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух).

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов есть все основные группы:

- ударные (барабан, бубен, ложки, трещотки, погремушки, маракас, треугольник, румба, ритмические палочки, кастаньеты, ксилофон, металлофон, колокольчик);

- струнные: цимбалы, цитры, арфы, гусли;

- духовые: триолы, симоны, свирели, свистульки;

- клавишные: пианино и рояль;

- клавишно-язычковые: баян, аккордеон, гармонь;

- электромузыкальные инструменты: органолы типа «Пилле», «Фаэми» и др.

С первых занятий целесообразно использовать инструменты всех типов – мелодические (звуковысотные) и немелодические (ритмические, шумовые).

Неоценимо значение ДМИ в развитии звуковысотного слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах:

1 этап – восприятие и воспроизведение унисона, попевок на одном звуке («Небо синее», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Мы идём с флажками», «В школу», «Смелый пилот», «Барашеньки», «Месяц», «Снегири», «Котик», «Барабанщик» и т.д.);

2 этап – восприятие и воспроизведение мелодий на двух звуках (соседних и на расстоянии): «Сорока», «Лепёшки», «Гармошка», «Дождик», «Спите, куклы», «Два кота», «Гори ясно», «Верблюд», «Уж как шла лиса» и т.д.;

3 этап – на трёх звуках («У кота-воркота», «Кап-кап», «Ходит зайка» и т.п.);

4 этап – на четырёх звуках («Василёк», «Скок-скок», «Как под горкой», «Труба» и т.п.).

На последующих этапах идёт постепенное расширение диапазона.

Большую роль играют ДМИ и в развитии ритмического слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах (в 2-х и 3-х дольной музыке):

1 этап – равномерная пульсация долей;

2 этап – восприятие и воспроизведение только СИЛЬНЫХ долей;

3 этап – восприятие и воспроизведение только СЛАБЫХ долей;

4 этап – восприятие и воспроизведение ритма, т.е. точного ритмического рисунка произведения

Наибольшей эффективностью в работе по обучению игре на ДМИ пользуются следующие методические приёмы:

- с помощью нотной графической записи (на «нитке» - 1 линейке; вертикальными, горизонтальными палочками), «лесенка», табличек, графического изображения музыкальной формы (с помощью небольших геометрических фигур);

- с сопровождением и без него;

- с помощью «музыкального эха» - буквального повторения музыкальных фраз на различных музыкальных инструментах;

- с анализом общих и различных моментов ритмических рисунков каждой партии;

- с остановкой на трудном месте;

- с «перестановкой мотивов»;

- с помощью преднамеренных ошибок учителя в роли исполнителя (приём «разрушения»).

При обучении детей игре на ДМИ большое значение отводится музыкальному репертуару. Он должен быть доступным, художественным, небольшим по форме, объёму и диапазону. Важно, чтобы на начальном этапе обучения мелодии исполняемых произведений были бы построены на повторяющихся звуках, оборотах, поступенном восходящем движении или на небольших интервалах (ритмы – несложные).

  Самым важным, для музыкально-творческого обучения является естественный и простой путь в музыкальную импровизацию. Техническая лёгкость игры звуками, полная свобода фантазии и способов манипуляции является основой для творческих проявлений детей. Однако считается нужным определить целесообразную последовательность действий педагога, выраженную в словах, побуждающих к определённым действиям детей:

1. «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки, постарайся найти разные».

2. «Сыграй свою музыку на инструменте – как ты хочешь» - свободные индивидуальные и коллективные импровизации, спонтанная комбинаторика.

3. «Будь дирижёром, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, которую ты хочешь» - ребёнок дирижирует оркестром из нескольких музыкальных инструментов.

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них музыку дождя, песню ветра, танец ёжика, солнечный свет, гром, твоё сегодняшнее настроение. Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций, типа «кап-кап», «тик-так», имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредования ассоциативной связи.

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» - здесь используется метод наложения свободной в метро-ритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.

6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь» - диалоги инструментов, например коробочки и маракаса. В дальнейшем можно разыгрывать различные сценки с помощью инструментов. Например, коробочка обиделась на маракас, маракас и коробочка давно не виделись, маракасу грустно, коробочка хочет его развеселить. Участие в подобных музыкальных диалогах, которые дети вынужденно будут дополнять мимикой и пантомимой, способно дать им возможность почувствовать многогранную природу музыкальной интонации и интуитивно понять очень многое.

7. «Сыграем вместе» - переходная форма от игр звуками в свободной аметричной форме к импровизациям в заданной структуре. Используется метод наложения – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной импровизации педагога на фортепиано (ксилофоне, металлофоне).

Важным моментом работы при организации шумового оркестра является соблюдение четырех основных условия:

- быть доступной для детей;

- быть интересной для детей;

- быть систематической формой обучения;

- быть групповой формой обучения.

   Таким образом, игры звуками, являясь первичной формой осуществления игры на детских музыкальных инструментах, системно организует музыкально-творческую работу с детьми, охватывая звучащие жесты и все виды элементарных музыкальных инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.

Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса...

Игра как средство развития познавательных способностей младшего школьника.

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающи...

Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе хорового пения на урочных и внеурочных занятиях в общеобразовательной школе

В статье повествуется о возможностях развитие музыкальных способностях (ладового и ритмического слуха) у младших школьников в общеобразовательной школе. Представлено поурочное планирование для  и...

«Игра на шумовых музыкальных инструментах как средство развития творческих способностей учащихся».

Презентация из опыта работы с детским шумовым оркестром.Примерный перечень инструментов, доступных для использования в начальной школе , а так же репертуар произведений....

Развитие музыкальных способностей младших школьников

Формирование навыков и умений школьников младших классов...