Главные вкладки

    Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" (3 класс, 8 вид).
    рабочая программа (3 класс) по теме

    Колодовская Элла Владимировна

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарно -тематическое планирование, Основные требования к знаниям и умениям, критерии и нормы оценки знаний, а также учебно - методическое, материально - техническое обеспечение учебного процесса и

    перечень рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа I и II видов»

    Центр дистанционного образования

    Рабочая программа учебного предмета

    « Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами

    и явлениями окружающей действительности»

     («Окружающий мир»)

    Класс: 3 (8 вид)

    Разработчик:

    учитель начальных классов

     Колодовская Элла Владимировна

    Смоленск

    2013

    Пояснительная записка

    1.  Нормативно-правовыми документами реализации программы являются:
    2. Закон РФ  «Об образовании»;
    3. Рабочая программа, составленная на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы по ред. Воронковой В.В., доктора педагогических наук, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 201
    4. Учебный план ЦДО на 2013-2014 учебный год.

    Цель:

    Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

    Задачи:

    -Привлекать учащихся к участию в беседе.

    -Добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

    - Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

    -Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

    - Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

       Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках,  во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей (виртуально), на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов,  предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самой обучающейся. Учитель руководит ее речевой деятельностью , активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающейся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, она учится связному высказыванию.
     Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
    Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

                                    Особенности содержания курса в 3 классе:

       Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
      Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
      Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
      Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
      Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

    Место учебного предмета в учебном плане

     В учебном плане ЦДО данный предмет в 3 классе (8 вида) входит в блок основных дисциплин. Количество часов в КТП распределено в соответствии  с ИУП обучающейся и составляет 34 часа.

    Тематическое планирование.

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    1

    Сезонные изменения

    7

    2

    Человек

    8

    3

    Растения

    10

    4

    Животные

    7

    5

    Охрана здоровья

    1

    6

    Повторение

    1

                                                                                                                                                                                                 

    Итого: 34 ч.

     

    Календарно-тематическое планирование

    Обучающаяся: ...

    Название подраздела

    № п/п

                      Тема урока

    Коли-

    чество часов

    Сезонные изменения ( 8 ч.)

    Сезонные изменения ( 7 ч.)

    1

    Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег).

    1

    2

    Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов.

    1

    3

    Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.

    1

    4

    Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.

    1

    5

    Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.

    1

    6

    Детские игры в разные времена года.

    1

    7

    Участие детей в работах в саду и на огороде.

    1

    Человек ( 8 ч.)

    Человек ( 8 ч.)

    1

    Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы.

    1

    2

    Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

    1

    3

    Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус.

    1

    4

    Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

    1

    5

    Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Практическая работа по уходу за посудой (мытье, хранение).

    1

    6

    Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

    1

    7

    Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Практическая работа по уходу за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

    1

    8

    Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Практическая работа по уходу за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

    1

    Растения ( 10 ч.)

    Растения ( 10 ч.)

    1

    Овощи

    1

    2

    Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

    1

    3

    Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

    1

    4

    Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние.

    1

    5

    Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

    1

    6

    Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние.

    1

    7

    Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

    1

    8

    Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

    1

    9

    Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

    1

    10

    Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

    1

    Животные ( 7 ч.)

    Животные ( 7 ч.)

    1

    Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

    1

    2

    Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

    1

    3

    Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело.

    1

    4

    Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности

    1

    5

    Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

    1

    6

    Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

    1

    7

    Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

    1

    Охрана здоровья ( 1ч.)

    Охрана здоровья ( 1ч.)

    1

    Охрана здоровья

    1

    Повторение (1 ч.)

    Повторение

    ( 1ч.)

    1

    Повторение

    1

    Основные требования к знаниям и умениям

          Учащаяся должна уметь:
          называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
          участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
          связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
          ухаживать за одеждой и обувью;
          поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
          соблюдать правила личной гигиены;
          соблюдать правила уличного движения.
          Учащаяся должна знать:
          названия и свойства изученных предметов;
          выученные правила дорожного движения.

     Критерии и нормы оценки знаний

              Знания и умения учащейся  оцениваются по результатам    индивидуального  опроса.

    Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

    Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

    Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

     Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей    части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.                                                                                                                                                                       

    Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

     Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

     - Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:

      - DVD с видео-инструкцией по работе с программой Skype

     - DVD с видео-инструкцией по работе с электронной почтой

    • Ресурсы интернет:

    http://e-school67.ru/ - сайт нашей школы

              http://iclass.home-edu.ru/ - сайт i-школы

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Ресурсы интернет:

    http://e-school67.ru/ - сайт нашей школы

    http://iclass.home-edu.ru/ - сайт i-школы

    • Материальная база учителя:

    MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет — подключение.

    • Материальная база учащегося:

    MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет — подключение, мышь, цифровой фотоаппарат.

    Перечень рекомендуемой литературы  для учителя и обучающихся

    1. Н. Б. Матвеева, М. А. Попова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  8 вида «Живой мир»; М.; «Просвещение»; 2013

    2. «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 1—4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"

    Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика». 3 класс

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной пр...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика». 2 класс, I ступень, базовый уровень

    Рабочая программа составлена на основе программы «Школа России»(под редакцией Плешакова), сб. Концепция и программы для начальных классов,Ч 1., М., Просвещение, 2010г. Авторы: М.И.Моро, Ю.М. Колягин, ...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» для второго класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федерального государственного стандарта начального...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

    Рабочая программа учебного предмета "Математика" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе программы "Математи...

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» 1 класс УМК "Школа России"

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы  и ...