Урок ОРКСЭ на тему "Икона"
план-конспект урока (4 класс) по теме

урок по ОПК и ОРКСЭ на тему "Икона" составлен по ФГОС, имеется презентация, что позволяет сдела урок более привлекательным. Включает в себя групповую работу учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_urok_ikona.doc43 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_1.doc62 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_2.doc68 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_3.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_4.doc167 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_5.doc49 КБ
Microsoft Office document icon ikona_1.doc25.5 КБ
Office presentation icon master_ikona.ppt1.14 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №59, Отрадненский район.

Учитель истории, ОПК – Горячко И.В.

Мастер-класс по предмету

«Основы православной культуры» 4 класс.

Тема: «Икона».

Цели: создавая условия для развития наблюдательности, любознательности, формировать умения отличать икону от живописи, сформировать отношение уважения к объектам православного искусства.

Планируемые результаты:

Личностные – готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни; способность характеризовать собственные знания по предмету; познавательный интерес к основам православной культуры.

Метапредметные – устанавливать взаимосвязи между иконой и живописью; строить алгоритм поиска необходимой информации; умения моделировать и решать учебные задачи; планировать,  контролировать и корректировать ход учебной задачи.

Формируемые УУД: личностные – ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»; Регулятивные – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу; Познавательные – планировать работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе сообщений; уметь передавать содержание в сжатом виде; Коммуникативные – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, договариваться с другом.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Построение проекта выхода из затруднений.
  5. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
  6. Рефлексия.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Иконка.

Над кроваткой, чуть в сторонке,

Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд Ее лучиться;

Если мама отлучится,

То не страшно мне одной –

Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь

На иконку помолюсь.

                                         Нина Орлова

Повторение:

Вставьте, пропущенные буквы и убедитесь, что все выполнено правильно.

Ч_совня. Б_жница. Зодч_е. Ц_рские вр_та.  Икон_стас. _лтарь. Пр_твор. Пап_рть.

  1. Актуализация опорных знаний.

(Детям на экране одновременно показываем икону и 2 пейзажа.)

- Как вы думаете, что мы с вами видим на экране? (ответы детей)

- На экране изображены только картины? (ответы детей)

- А что такое икона? (ответы детей)

(следующий ряд)

- Как вы думаете, что в этом живописном ряду лишнее? (ответы детей)

(далее на экране показываем икону и 2 портрета)

- А теперь, что в этом ряду является лишним? (ответы детей)

- А где вы видели иконы? (ответы детей)

  1. Постановка учебной проблемы.

Рефлексия.

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

Почему у нас возникли затруднения? Чего мы с вами еще не знаем?

- У вас дома есть иконы?

- Где она расположены?

- Какая икона вам нравится больше всего?

Мы с вами сегодня узнаем: что такое икона, чем отличаются иконы от картин, какая икона была первой.

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

Деление детей на группы (раздаются жетоны красного, желтого, синего и зеленого цвета с написанными ролями в группе, цвета зависят от количества человек).

1 группа – работа со словарями (толковым и словарем-справочником школьника по основам православной культуры).  Дать толкования слов: Икона, иконопись.

2 группа – используя раздаточный материал (символика иконы), ответить на предложенные вопросы.

3 группа –  используя раздаточный материал (символика цвета в иконе) выписать, что обозначают цвета в иконописи.

4группа - сравнить икону и картину по предлагаемым параметрам.

  1. Что общего в этих изображениях?
  2. Чем они отличаются?

5 группа – работа с сетью Интернет. Найти материал о первой иконе (нерукотворной).

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Выступление членов группы, на доску вывешиваются рабочие листки, знакомя всех с новыми понятиями.

Расположите слова так, чтобы получилось предложение:

окно, через, небо, которое, Икона, смотрим, это, мы, в.

  1. Рефлексия.

-Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…



Предварительный просмотр:

Группа №1

Рабочий листок урока.

Икона.

ib204

Икона – (словарь С.И. Ожегова) - ________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Икона – (словарь-справочник школьника) - _________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Иконопись – (словарь-справочник школьника) - _________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Группа №2

Рабочий листок урока.

Икона.

ib204 Символика иконы

На православном Востоке икона всегда была связана с мировоззрением, и это нашло отражение в ее художественно-символическом языке. <…> Уходя от скульптуры и достаточно натуралистических раннехристианских изображений, церковное искусство становится все более условным, тяготеющим к плоскостности. Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончалась, подчеркивая духовную наполненность образа. Можно сказать, что икона, накапливая, аккумулируя дух, стремилась преобразить плоть, лишить ее грубой материальности, растворить в свете, переплавить в духовной плазме. Икона – это священный образ, в котором находит свое отражение телесное и духовное, человеческое и божественное, видимое и невидимое. Икона дает нам возможность приобщиться к опыту Церкви, прежде всего к опыту святых отцов, помогает понять ту Весть, что несет миру Православие, воспринять тот взгляд на мир, который присущ христианскому миросозерцанию в целом.

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает то, что привычно для человека в его повседневности, а являет нам Царство будущего века. Икона изначально стала писаться с точки зрения вечности, изображая мир иной, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа – победа добра над злом, жизни над смертью. Поэтому для иконы не подходит реалистический, вернее – натуралистический способ передачи, язык иконы – символы и знаки, в которых прозревается образ грядущего Царства.

(Игумен Лука Головков. История иконописи. М., 2002. С. 13)

Илл. 2. Христос Вседержитель. Икона VI в. Первая сохранившаяся икона (образ написанный красками на доске) Иисуса Христа выполнена в реалистической манере.

Илл. 3. Андрей Рублев. Христос Вседержитель. Центральная часть Звенигородского чина. XIV в.

  1. Какой мир изображает икона?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Почему для иконы не подходит натуралистический тип изображения?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Группа №3

Рабочий листок урока.

Икона.

ib204

 Символика цвета в иконе

Красный_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Синий -___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Зеленый - _________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Белый -_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Золотой -_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Черный -_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Группа №4

Рабочий листок урока.

Икона

Задание 1.

Перед тобой портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Ушаков_2

Ушаков_5

Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? __________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем они отличаются? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Группа №5

Рабочий листок урока. Икона.

Спас Нерукотворный.

О происхождении иконы "Спас Нерукотворный"

Почитание Нерукотворного образа – плата с ликом Спасителя – берет свое начало после исцеления царя Авгаря, правившего в Едессе с 9 по 46 гг.  Едесское царство первым признало учение Христа государственной религией. Слава о чудесах Спасителя дошла до г.Едессы, за рекой Евфратом. Князь этого города Авгарь, страдавший проказой, послал к Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа прийти к нему и исцелить его или позволить Анании изобразить Свой лик и принести в Едессу. После того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с исповеданием веры). О Нерукотворном образе Спасителя пишет Иоанн Дамаскин в «Трех речах в защиту святых икон»: «Некто рассказывал историю: когда Авгарь, царь Едессы, отправил своего художника, дабы тот написал образ Господа, но тот был не в состоянии сделать это из-за лучезарного сияния лика Его. Тогда Господь положил верхнее платье на Свой божественный, животворящий лик и таким образом запечатлел его на платье и отправил изображение жаждущему Авгарю».  Авгарь с благоговением принят Нерукотворный образ Спасителя и исцелился. Спас Нерукотворный был помещен в нише над городскими воротами Едессы; впоследствии, при язычниках замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком - на черепице.  В царствование Константина Багрянородного, в 944 году,  Нерукотворный образ Спасителя был принесен в Царьград 16 августа. В этот день и установили празднество. Утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г., но иконы Нерукотворного образа, или иначе “Спас Нерукотворный”,  встречаются очень часто.



Предварительный просмотр:

Символика цвета в иконе

Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло». Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы – это отблеск красоты Царства Небесного.

(Игумен Лука Головков. История иконописи. М., 2002. С. 16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ №59, Отрадненский район. Учитель истории, ОПК – Горячко И.В. Мастер-класс по предмету «Основы православной культуры» 4 класс. Тема: «Икона».

Слайд 2

Ход урока. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Построение проекта выхода из затруднений. Включение нового знания в систему знаний и повторений. Рефлексия.

Слайд 3

Мотивация к учебной деятельности. Иконка. Над кроваткой, чуть в сторонке, Божьей Матери иконка. Добрый взгляд Ее лучиться; Если мама отлучится, То не страшно мне одной – Матерь Божия со мной. Утром рано я проснусь На иконку помолюсь. Нина Орлова

Слайд 4

Повторение: Вставьте, пропущенные буквы и убедитесь, что все выполнено правильно. Ч_совня. Б_жница. Зодч_е. Ц_рские вр_та. Икон_стас. _лтарь. Пр_твор. Пап_рть.

Слайд 5

Актуализация опорных знаний.

Слайд 7

Постановка учебной проблемы. Знаю Не знаю Хочу знать

Слайд 8

Постановка проекта выхода из затруднений. 1 группа – работа со словарями (толковым и словарем-справочником школьника по основам православной культуры). Дать толкования слов: Икона, иконопись. 2 группа – используя раздаточный материал (символика иконы) выписать, что обозначают цвета в иконописи. 3 группа – используя раздаточный материал (символика цвета в иконе), ответить на предложенные вопросы. 4группа - сравнить икону и картину по предлагаемым параметрам. Что общего в этих изображениях? Чем они отличаются? 5 группа – работа с сетью Интернет. Найти материал о первой иконе (Нерукотворной).

Слайд 9

Включение нового знания в систему знаний. Расположите слова так, чтобы получилось предложение : окно, через, небо, которое, Икона, смотрим, это, мы, в.

Слайд 10

Рефлексия. Выберите и продолжите любое предложение. На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...