Обобщение собственного опыта работы по системе учебников
учебно-методический материал по теме

Кудасова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Обобщение собственного опыта работы по системе учебников

«Начальная школа XXI века»

 «Образование - это не только становление ума, но и сердца».

В современном противоречивом мире педагогу необходимо заполнить добром и светом еще не окрепшую душу ребенка. Национальный образовательный идеал – воспитание патриота России – является главной педагогической задачей, определяет смыслы и характер воспитательного процесса. Давая ребенку знания, помогая ему расти здоровым и сильным, мы должны создать условия для формирования основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в мировой истории, воспитание чувства гордости за свою Родину и национальные достижения, любви к родной земле и природе, к своей семье, научить его различать добро и зло, правду и ложь, красоту и хаос. Эти высокие и значимые цели позволяет и помогает реализовывать основная общеобразовательная программа начального общего образования  «Начальная школа XXI века». И свое педагогическое будущее я связываю с обучением моих учеников по УМК Н. Ф. Виноградовой, так как работаю по нему с 1998 года и точно знаю: нашла то, что искала.

Программа «Начальная школа XXI века» направлена на сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка, на максимально широкое образование, помогающее ориентироваться в самых разных областях жизни и найти сферы своих собственных интересов. Педагог, работающий по системе учебников «Начальная школа XXI века», учит ребенка учиться, помогает обучающемуся предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть индивидуальность. На основе материалов, изучаемых по программе, в ребенке воспитываются те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении, в совместной деятельности, в повседневной жизни, чтобы расти умельцем, способным браться за любое дело.

Систематическое непрерывное патриотическое воспитание обучающихся своего класса я осуществляю в рамках проводимой внеурочной деятельности и при изучении учебных дисциплин – литературного чтения, окружающего мира, русского языка, математики, изобразительного искусства, технологии, музыки.

Урок – это часть жизни ученика. Он важен для ребенка в любом случае, но особенно, если стимулирует его собственную личностную и интеллектуальную активность, формирует жизненную позицию, создает атмосферу ежеминутного воспитания. Каждый учебник из комплекта «Начальная школа XXI века» содержит богатый материал, необходимый для формирования у обучающихся патриотических понятий  и представлений. Но особенно велика роль уроков литературного чтения. Отечественная литература является кладезем патриотических идей. Это учебник жизни и побудитель к духовной работе. Именно этот удивительный школьный предмет вобрал в себя и опыт семейного чтения, и методы «народной педагогики» Л. Н. Толстого, и именно он помогает ребенку задуматься о нравственных и духовных ценностях, испытать первое чувство гордости за свой великий народ, восхититься подвигами настоящих патриотов России, насладиться необыкновенной красотой родной природы.

«Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух… Желательно, чтобы такое чтение сделалось привычным и постоянным праздником среди рабочих будней» - говорил А. С. Макаренко. И такие «праздники» - уроки слушания в 1 классе – это школа обогащения нравственного и патриотического опыта, духовного и эмоционального развития. Слушая художественное слово, например стихотворения В. Серова «Мой дом» и Д. Павлычко «Где всего прекрасней на Земле?» из раздела «О Родине и родной природе», ребенок впитывает музыку родной речи, проникает в ее бездонные кладовые, где хранятся настоящие сокровища.

 - Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот,

Где всего прекрасней на земле

И какой понравился народ?

 - Каждый, - шепчет солнышко, - хорош

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растешь,

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей…

Родина! Она всего милей!

Именно на основе таких произведений у маленького слушателя и формируется чувство патриотизма: любовь к Родине, гордость за нее, служение ей. Работая со словом «Родина», прошу детей подобрать к нему однокоренные слова так, чтобы они несли разную смысловую нагрузку. Родина – род(как семья),народ(как менталитет),родник(как сила родной земли), природа(как среда, в которой ты живешь),родинка(как уникальность твоей личности). А в конце урока, как умозаключение звучат слова К. Симонова:

Ты знаешь, Алеша, а все - таки родина –

Не дом городской, где я празднично жил.

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.  

Следуя концептуальным основам построения программы, учу детей воспринимать литературное произведение как художественное явление, в котором определенными выразительными средствами передается духовное содержание. Примером здесь может служить русская народная песенка «Березонька» («Литературное чтение», 1класс с. 39). Дети работают на уроке с огромным желанием и на необыкновенно высокой ноте любуются русской березкой – деревом – символом России. У них появляется желание читать и слушать стихи, дополнительно подготовленные для урока.

Ты до того, березонька, красива.

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы!

Ты так мила мне

До любой росинки.

В твоих просторах

Дремлет тишина,

Березовая, русская Россия,

Ромашковая, добрая страна!

На полянке, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурые березки – символ

Родины моей!

Реализуя деятельностный подход на практике – участие каждого ребенка в работе, проявляя свои творческие способности, авторы предлагают использовать метод моделирования. С этой целью в конце урока ученики моделируют обложку книжки – самоделки.

Воспитанию любви к родной природе посвящены целые разделы стихов и прозы, во всех учебниках литературного чтения по программе Н. Ф. Виноградовой («Литературное чтение», 3класс ч.1,с 157 К. И. Чуковский «Зеленый шум»; ч. 2 с. 14 С. Дрожжин «Привет»; ч. 2 с. 63 – 66 С. Есенин «Стихи о Родине»). С детства в жизнь каждого человека входят увлекательные рассказы и сказки о чудесах природы, о ее тайнах. Эти тайны наблюдают и дарят нам писатели, которые умеют слышать шелест травинки и песню ручейка. Они сообщают нам различные факты из жизни растений и животных, учат наблюдать и беречь родную природу («Литературное чтение», 3класс ч.2, с. 129 М. Пришвин «Моя Родина»)

Литературное чтение в проекте «Начальная школа XXI века» по замыслу автора – не тот урок, на котором руководствуются категоричной установкой читать не менее тридцати минут, а урок, на котором дети живут вместе с героем произведения, проявляя не только умственные способности, но и все свои лучшие качества и чувства. Приведу в качестве примера, стихотворение Ю. Коринец «Волшебное письмо». Патриотизм, любовь к родному народу, призыв к миру во всем мире струится из каждого слова в этом произведении.

… Этот рассказ мой о счастье, о мире

Люди читать будут в каждой квартире.

Тронет он душу любого народа.

Краскам не требуется перевода:

Русский, японец, француз и таджик

Каждый поймет живописный язык!

Кульминация урока – написание красками письма о мире для всех людей.

Уходя от жанрового и тематического однообразия, воспитывая маленького патриота своей страны, авторы дают пищу уму и сердцу ребенка через фольклор, научно – художественные и классические литературные произведения. Примером тому может служить произведение данные в учебнике «Букварь» часть 1, с. 144 Г. Юдин «Отец и мать».

Раскрытие тем патриотического воспитания усложняется от класса к классу. Уже во вором классе дети знакомятся с такими серьезными и значимыми произведениями в отечественной литературе как «Русь» И. Никитина, «Слово о русской земле» С. Романовского. Стараются всем своим детским умом и крошечным сердцем оценить подвиг советских солдат во время Великой Отечественной войны, читая произведения «Быль для детей» С. Михалкова, «Бессмертие» К. Курашкевича, «Урок родного языка» С Маршака («Литературное чтение», 3 класс ч.2 с. 88). При анализе былин раскрывается нравственная характеристика образов персонажей: русский богатырь предстает не только как «храбр и наряден муж», но и как образец служения обществу, Отечеству («Литературное чтение», 3 класс с. 6 -26). В третьем и четвертом классе, с целью знакомства обучающихся со «славными сынами нашего Отечества», памятными местами земли русской, в программу включаются произведения Ф. Н. Глинка «Москва», А. А. Блока «На поле Куликовом», А. М. Горького «В людях» и многие другие. Огромное значение для развития патриотизма имеет характер бесед, проводимых по прочитанному произведению. Они не нравоучительны, дети больше размышляют сами. Ученики познают любовь и преданность Отечеству на примерах положительных героев, отрицательных - в жизни предостаточно («Литературное чтение», 3класс ч. 2 с. 92 Л. Пантелеев «Честное слово»).

Безусловно, разделяю авторскую точку зрения о том, что, читая произведение, его нужно пропустить через себя, полностью окунуться в его мир, помня слова А. Экзюпери «Главное глазами не увидишь и ушами не услышишь, зорко лишь сердце». Поэтому девизом каждого урока литературного чтения, как и всей программы литературного образования Н. Ф. Виноградовой, служат слова В. Г. Белинского о том, что «произведение надо воспринимать сначала сердцем, затем анализировать и обобщать его содержание».

На уроке литературного чтения я словно режиссер. Но чтобы правильно распределить роли, и при этом, чтобы дети не оказались в руках учителя марионетками, а были партнерами, личностями творческими, необходимо проникнуться идеями авторов и учитывать концептуальную основу программы. Каждый урок литературного чтения развивает интерес к читательской деятельности, формирует умения и универсальные учебные действия. Прекрасен человек, любящий читать. Страсть к чтению – благородная страсть! И в конце каждого урока чтения мне всегда так отрадно думать, что я, сельская учительница, каждый день имею возможность воспитывать патриота своей Родины.

С первых уроков изучения предмета «Русский язык», я стараюсь вызвать у детей восхищение его богатством и образностью, аргументируя тем, что мы с вами говорим на том же языке, что и гениальный Пушкин, великий Ломоносов, мудрейший Толстой, непобедимый Петр I. Лица детей уже такие серьезные, да и сидят они уже так величественно и грациозно, что сразу понимаешь, что значат эти имена, что значит история и культура родной страны даже для такого маленького человека.

На уроках русского языка обучающимся предлагаются задания патриотического содержания в практических упражнениях и творческих заданиях. По теме урока «Многозначные слова» («Русский язык», 1 класс с. 49) рассматривается слово «Родина», дается два значения этого слова и, естественно, проводится воспитательная работа патриотической направленности. На процесс накопления патриотических знаний оказывает большое влияние содержание текстов. («Русский язык» 2класс ч.1 с. 102)

«Если ты живешь в России, то ты россиянин, а мы россияне».

(«Русский язык» 2класс ч.2 с. 25)

«…В Москве - Третьяковская галерея. Галерея названа по имени ее основателя – Павла Михайловича Третьякова, который в XIX веке собирал картины русских художников».

(«Русский язык» 1класс с. 49)

… Наша Родина – Россия. Это большая, прекрасная страна.

Люби свою Родину и гордись ею!

Далее весь урок подчиняется работе над одним предложением. Но каким! Записываю на доске «Моя страна – Россия!» И вот уже не удержать моих «первооткрывателей, путешественников, ученых». Дети сами предлагают задания, задают вопросы, делают анализ, стараются составить текст, продолжая придумывать предложение за предложением. Используя интерактивную доску, мы совершаем обзорную экскурсию, путешествуя по нашей необъятной Родине с севера на юг и с запада на восток, В это время у меня в душе восторг, а в голове только одна мысль: «Ученик – равноправный участник учебной деятельности! Прекрасно! А в деятельности формируется Человек – это догма!»

Начиная с первого класса, авторы учебников заботятся о возможностях расширения и углубления патриотического материала в содержании методического аппарата («Русский язык», 1 класс с. 51) Изучение темы «Заглавная буква в именах собственных» прекрасно строится на подробном изучении главного города нашей страны – Москвы. Ученики с воодушевлением принимают приглашение с помощью средств ИКТ посетить столицу, полюбоваться красотами города – исполина, почувствовать величие и ценность Москвы для русского человека. Работа по формированию универсальных учебных действий по этой теме полностью пропитывается духом патриотического воспитания и на последующих уроках («Русский язык», 1 класс с. 54).

Основной приоритетной задачей обучения русскому языку является то, что, письменная речь должна быть орфографически грамотно оформлена. И мне хотелось бы, используя свои секреты, более конкретно остановиться на изучении правописания словарных слов, воспитательной деятельности, осуществляемой по каждому конкретному слову. Всегда помню о том, что образование без надлежащего воспитания – дом без фундамента.

Я разработала памятку по работе над словом.

1. произношу (орфоэпически, орфографически)

2. записываю

3. проникаю в тайну (лексическое значение)

4. размышляю о душе слова

5. слово в литературных жанрах

6. слово и образ

7. слово и рифма

8. многозначность слова

9. родственные слова

10. слово в предложении

11. слово в тексте

12. анализ слова (морфемный, фонетический, морфологический)

13. слово - воспитатель

Работая над словом «береза», предлагаю понаблюдать над возможностью формирования патриотических понятий и чувств, используя слово (краткий вариант).

 - На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, шапочки зелены.

(отгадка в словаре)

 - слово и образ (деревня, дерево, Родина, русская девушка в национальном костюме, родной край, роща и т.п.)

 - однокоренные слова

Он родился в день дождливый

Под березой молодой:

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой тонкой и прямой (подберезовик). И т. п.

 - уменьшительно – ласкательная форма (березонька)

 - размышления о душе слова (родное, любимое, простое, русское, крестьянское, трепетное, нежное, и т. п.)

 - слово в предложении (составляют разные виды)

 - поэтический материал (зачитывают пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, читают наизусть стихи, поют песенки).

 - слово – воспитатель (символ России, красота, душа Родины)

 - слово - рисунок

Девизом изучения материала о фамилиях, именах и отчествах («Русский язык», 1 класс с.23 – 27; «Русский язык», 3 класс ч.1 с. 104) служат слова: «Если народ теряет связь с прошлым, значит, у него нет будущего». Дети совместно с родителями проводят мини - исследования на темы: «О чем рассказывает моя фамилия?», «Что скрыто в имени моем?». Все полученные материалы оформляются в портфолио.

Наиболее богатым, включающим максимум тем патриотической направленности, является учебный предмет  «Окружающий мир». В последние годы появилось осознание важности изучения этой учебной дисциплины не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно – нравственного и патриотического развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте  второго поколения, где цели изучения это предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. По замыслу автора, предмет «Окружающий мир» представляет собой в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом. И на этой основе формирует у обучающегося понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт. Учебная дисциплина «Окружающий мир», представляет собой поле деятельности, где я могу повлиять на душу ребенка, развивая его творческие и креативные способности, что является актуальной задачей с точки зрения автора Н. Ф. Виноградовой и современной педагогики. Важны не просто система знаний по истории России, уважение и соблюдение ее традиций, сохранение культуры. Важно сформировать стержень личности.

Родина для ребенка начинается с семьи. Семья – колыбель духовного рождения человека. В семье ребенок учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь он учится любви и ненависти. Горше сиротства бывает воспитание во зле, но счастлив человек, если через любовь отца и матери на протяжении всей жизни он получает урок человеколюбия. Потому первостепенной задачей для учителя считаю необходимость научить ребенка любить и беречь свою семью, дух своего дома.

И прекрасно это понимая, автор включает в учебник для первого класса темы «Семья», «О маме», «Любимые занятия» «Воскресный день» с самых первых уроков знакомства с предметом («Окружающий мир», 1 класс с. 23 – 30). Во втором классе по теме « Кто живет рядом с тобой?» рассматриваются взаимоотношения членов семьи. Восстанавливается связь поколений (семейное древо). Приобщение к духовному опыту прежних поколений воспитывает в маленьком человеке высокий патриотизм и любовь к Родине, желание быть полезным своему Отечеству, помогает становлению полноценной личности. Потому первостепенной задачей для учителя считаю необходимость научить ребенка любить и беречь свою семью, дух своего дома.

Чувство любви к родине – священно. И это великое чувство возникнуть «вдруг» не может, оно формируется на основе пробуждения в ребенке любви к родной земле, малой родине, родной сторонке и даже улочке. Способствуют этому темы из раздела «Родной край» («Окружающий мир», 1класс с. 77).

Слышишь песенку ручья?

Это - Родина твоя…

Школа, где твои друзья, -

Это Родина твоя…

И в лесу смородина –

Это тоже Родина!

Разделяя точку зрения автора, считаю, что любая экскурсия или поход заменят многочасовую лекцию о том, как прекрасна природа нашего края, как красиво родное село, как богата его история и традиции. Организованная встреча с поэтами – земляками, посвятившими множество произведений своему Отечеству и малой родине, производит неизгладимые впечатления на детей и затрагивает все струны их души.

Богатейшая природа России, ее величественные леса и бескрайние поля, быстрые реки и хрустальные родники, способны поразить и напитать возвышенными чувствами сердце ребенка навсегда («Окружающий мир, 1класс с. 18 – 24; «Окружающий мир» 2 класс ч.1 с. 148 «Родная природа – часть Родины»).

         По замыслу автора, активный, развивающий и просветительский характер урока позволяет ученикам в творчески – игровой атмосфере почувствовать свою причастность к истории и культуре русского народа. («Окружающий мир», 1 класс с. 25, тема «Мы – Россияне»; «Окружающий мир», 3 класс ч.2 с. 29 - 36). Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости, обрядам и обычаям необходимо воспитывать с раннего возраста, так как именно народная культура обладает уникальным воспитательно – развивающим потенциалом. И именно в младшем школьном возрасте начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Человек только тогда становится человеком, когда с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа. И присутствие культурологического аспекта в таких учебных дисциплинах как русский язык, литературное чтение и окружающий мир и других в программе «Начальная школа XXI века» помогает работать в одном из приоритетных направлений - воспитание патриота своей страны.

Начиная с первого класса, на страницах учебников рассказывается о символах нашей страны («Окружающий мир», 1класс с. 13; «Окружающий мир», 2класс с. 97)

Многовековой опыт России показывает, что любовь россиянина к своей Родине беспредельна и беззаветна. Бесчисленные примеры из истории нашего государства могут быть иллюстрацией этого великого патриотического чувства («Окружающий мир», 1класс с. 52; «Окружающий мир», 3класс ч. 2 с. 11 - 18).

Дат и событий в русской культуре и истории, способных вызвать гражданско – патриотические чувства, множество.

Главное – пропустить освоенные знания через свои переживания и чувства, и тогда эти знания останутся надолго, неоднократно возвращая человека к пережитому опыту в осмыслении себя и своего долга перед Родиной. А со временем, эти высокие патриотические чувства перерастут в убеждения.

На примерах великих людей России дети учатся действенной любви к своей Родине. Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда не известный летчик. Но весть о его полете наполнила радость всю страну. И теперь мы с гордостью говорим, что мы соотечественники Юрия Гагарина. («Окружающий мир», 1класс с. 78)

И Родину, и ценности мы получаем в дар от предшествующих поколений. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших. И великое счастье иметь таких замечательных прародителей как Дмитрий Донской, Александр Невский, Петр I, А. Суворов, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, и многие другие.

«Окружающий мир» - самый любимый учебный предмет у детей. Здесь мои ученики, благодаря прекрасно подобранному методическому аппарату, и «боги», и «древние славяне», и «отважные мореплаватели», и «рыцари», и «правители».

Формирование патриотических чувств и убеждений происходит и на предметах эстетического цикла, на основе лучших традиций отечественной культуры. У человека всегда есть тяга к прекрасному. Я хочу научить детей видеть прекрасное в окружающем мире, потому что человек, не способный ощущать красоту, духовно беден, взгляд его на жизнь примитивен и убог.

И поэтому учу детей создавать прекрасное, воспитываю художественный вкус на уроках изобразительного искусства, технологии, музыки. Дети вырастут и с легкостью будут отличать Чайковского от Моцарта, картины кисти Репина от картин Перова.

Должна сказать, что и на уроках математики, на основе текстовых задач можно успешно воспитывать маленького патриота. Нужно всего - то несколько минут для проведения краткой, но такой важной беседы («Математика», 1 класс с. 11 № 10)

В парк привезли для посадки 10 елочек. Четыре из них уже посадили. Сколько елочек осталось посадить?

Работая над задачей, следует обратить внимание на воспитание стремления людей заботиться о красоте и благоустройстве места, где родился и живешь. Проанализировать личный опыт детей в подобной работе.

(«Математика», 1 класс с. 27 №9)

Первоклассники поехали на экскурсии: часть из них - на кондитерскую фабрику, часть – в музей, а остальные – в зоопарк. Какие три группы детей можно выделить в этом тексте?

Анализируя группы детей, выделенные обучающимися, воспитательную беседу можно провести на примере экскурсии, которая поехала в музей. Сообщая о том, что музеи – грандиозная памятная книга человечества».

(«Математика», 1 класс с. 38 № 104; «Математика», 3 класс с. 38 № 15).

Девочки делали флажки к празднику. Кате осталось сделать 9 флажков, а Оле – 2. Сколько флажков осталось сделать обеим девочкам?

Воспитательный момент при изучении этого задания направлен на выяснения особенностей новогоднего праздника, истории его происхождения и значения для русского человека.

(«Математика», 1 класс с.57 №13; с.113№17; с.134 №1)

На примерах заданий из перечисленных упражнений педагогу нужно воспитывать любовь к родной природе, учить видеть и чувствовать сердцем ее красоту, уметь беречь ее и охранять.

(«Математика», 1 класс с.64 №5)

В прятки играли шестеро детей. Потом четверо детей ушли. Сколько детей продолжали игру?

Выполнив решение задачи, учителю следует завести беседу об играх детей, познакомить с одной – двумя народными играми. Приобщение к народной культуре способствует развитию и воспитанию патриотических понятий и чувств.

Рубрика «Путешествие в прошлое» знакомит обучающихся с тем, как в старину вели счет, узнавали массу предметов, какие единицы измерения длины использовались.

Примером патриотического воспитания может служить и такой подход. Изучая тему «Прибавление и вычитание числа 1», необходимо показать ценность единицы, в значении первый, помочь почувствовать величие первых людей России. Урок начинается с того, что я обращаю внимание детей на интерактивную доску и прошу рассмотреть фотографии, на которых люди и предметы. Все они каким – то образом связаны с числом один. Юрий Гагарин, Петр 1, Иван Федоров, первобытный человек, копейка, и др. Ученики оживленно делятся своими знаниями о каждом из названных героев и предметов, а я тем временем незамедлительно подчеркиваю значимость и важность каждого предмета и каждой личности в судьбе России.

Таким образом, грамотно сформированный методический аппарат учебников проекта «Начальная школа XXI века», имеет важное значение для патриотического воспитания младших школьников. Материал, включенный в учебники, пробуждает в ребенке любовь к родной земле и побуждает защищать Родину, воспитывает уважение к ее бессмертному поэту – русскому народу, способствует правильному формированию образа Родины – России, закладывает важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, доброту, трудолюбие.

Работая по учебникам комплекта много лет, ежеминутно воспитывая лучшие душевные качества детей на основе предлагаемого материала, делаю вывод: после уроков у каждого ребенка есть мир и покой в душе, чистосердечная вера в добро, беззаветная любовь к Отечеству, и главное богатство – человеколюбие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "«Обобщение экспериментального опыта работы по теме: «Внедрение и закрепление комплекса профилактических игр и упражнений по снятию страха и тревожности у учащихся в процессе обучения и воспитания»»

Цели нашей работы были следующими: просветительская (информирование о психологических особенностях учащихся); обучающая (обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказание им психологической по...

Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"

СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...

Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова учителя начальных классов первой квалификационной категории Титовой Татьяны Алексеевны

Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова  учителя начальных классов первой квалификационной категории...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества.Таким образо...