Статья на тему "«Обобщение экспериментального опыта работы по теме: «Внедрение и закрепление комплекса профилактических игр и упражнений по снятию страха и тревожности у учащихся в процессе обучения и воспитания»»
статья по теме

Колосовская Надежда Викторовна

Цели нашей работы были следующими: просветительская (информирование о психологических особенностях учащихся); обучающая (обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказание им психологической поддержки); психопрофилактическая (выработка системы единых педагогических требований).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обобщение экспериментального опыта работы по теме: «Внедрение и закрепление комплекса профилактических игр и упражнений по снятию страха и тревожности у учащихся в процессе обучения и воспитания»»

                 Учитель начальных классов: Селькина Оксана Николаевна

Воспитатель группы продленного дня: Колосовская Надежда Викторовна

               

    Экспериментальная работа была направлена не только на сохранение эмоционального здоровья, но и психофизического состояния младших школьников.

    Цели нашей работы были следующими: просветительская (информирование о психологических особенностях учащихся); обучающая (обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказание им психологической поддержки); психопрофилактическая (выработка системы единых педагогических требований).

    Для достижения целей проводилась следующая работа:

- изучение методической и психологической литературы;

- выявление детей испытывающих чувство эмоционального напряжения, стресса;

- осуществление индивидуального подхода в урочное и во внеурочное время;

- использование игр, снимающих психологическое напряжение;

- создание благоприятного психологического климата в группе, способствующего снятию страхов и тревожности;

- проведение подвижных перемен между занятиями, физических пауз после занятий, физических минут на самоподготовке;

- наблюдение за осанкой учащихся;

- выполнение упражнений для глаз, укрепления осанки и профилактики плоскостопия;

- выявление межличностных отношений;

- применение здоровьесберегающих технологий;

- выявление учащихся с нарушениями развития психологической сферы;

- создание условий для успешной адаптации учащихся;

- создание условий для формирования положительных межличностных отношений, снятию страхов и тревожности у учащихся в процессе обучения и воспитания;

- проведение совместной работы с классным воспитателем, воспитателем, психологом, медицинскими работниками, родителями.

    Изучив, психолого-педагогическую литературу мы выделили несколько

факторов, воздействие которых способствует формированию школьных страхов и тревожности, а также их закреплению. В их число входят: учебные нагрузки; дизайн школьного помещения (или отдельные помещения школы); неспособность учащегося справить со школьной программой; неблагоприятные отношения с педагогами; столкновение с системой оценок; смена коллектива; непринятие детским коллективом;

изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых; необходимость поддерживать школьные правила; изменение режима дня;

несоответствие ожидания родителей демонстрируемым ребенком результата.

    Проанализировав, все вышеперечисленное мы пришли к выводу, что причинами возникновения могут стать отношения учащегося к различным компонентам образовательной среды, работа по профилактике и коррекции страхов и тревожности должна носит комплексный характер, охватывая различные сферы школьной жизни ребенка. Кроме, того, подобная работа должна строиться с учетом возраста учащегося, которым она адресована.

    Работа по данной тематике эксперимента предполагала несколько последовательных этапов, которые проходили с помощью консультирования школьных психологов:

Психодиагностика – выявлением учащихся «группы риска», связанных со школьными страхами и тревожностью.

Углубленная психодиагностика с учащимися «группы риска» и психопрофилактические мероприятия с учащимися, не попавшими в «группу риска».

Консультация родителей и педагогов.

Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися.

Итоговая психодиагностика.

    В течение всего времени проходило исследование данной проблемы. Для диагностики эмоциональной сферы ребенка чаще всего используют метод наблюдения, но в психологической литературе предлагаются некоторые стандартизированные анкеты и шкалы, облегчающие данный процесс. Исходя из этого нами (учителя, воспитатели, психологи) для диагностики эмоционального отношения к различным компонентам образовательной и окружающей среды младшего школьника были использованы методики такие как: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) – для определения уровня тревожности; «Рисовальные пробы» (рисунки «Я иду в школу», «Моя семья», «Несуществующие животное») – для оценивания эмоционального состояния; «Тест школьной тревожности Филлипса» - для изучения уровня и характера школьной тревожности; «Тест шкала явной тревожности CMAS» - для выявления тревожности; «Мой класс»; «Метод неоконченных предложений» – для выявления страхов в различных сферах общения и деятельности.

    Все эти методики проводились в начале, середине и конце учебного года для отслеживания динамики изменения эмоционального состояния отношения младших школьников к образовательной и окружающей среде, также делался анализ данных психологической службы.

    Проанализировав, тестирование и сделав, анализ данных психологической службы мы выявили 16 человек, которые попадают в «группу риска» по причинам: дезадаптации, очень высокой тревожности и различных страхов.

    С целью коррекции эмоционального состояния проводилась профилактическая работа. Цели этой работы таковы:

- составление системы игр и упражнений для снятия страхов и тревожности;

- установление здоровых психологических отношений;

- сохранение психологического и физического здоровья;

- использование здоровье сберегающих технологий;

- профилактика соответствующих страхов и тревожности у детей.

    Для этого использовались игры и упражнения для снятия страхов и тревожности.

Игра «Веселое путешествие».

    Цель игры: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

    Ход игры: игру рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение: начало игры — «Веселый ветер» И. Дунаевского, пребывание на острове — «Чунга-Чанга» В. Шаинского. Предлагается детям:

•    отправиться на своем корабле под парусами к волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны;

•    придумать название этому острову;

•    изобразить жителей чудесного острова;

•    нарядиться в одежду местных жителей (яркие юбочки, бусы, перья и тому подобное);

•    разрисовать лицо;

•    исполнить всем вместе гимн острова «Чунга-Чанга», сопровождая свое пение движениями.

Упражнение «Маленький храбрец».

    Цель: коррекция эмоции страха.

    Описание упражнения: до упражнения желательно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать страх на мелкие кусочки, а мелкие - еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите, весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.

    Замечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

Упражнение «Воспитай свой страх».

    Цель: коррекция эмоции страха.

    Описание упражнения: как и в предыдущем упражнении, проводится предварительная беседа, и ребенку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов, психолог предлагает ребенку перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе они придумывают, как это сделать. Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках у страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, веселый костюм и другие весёлые атрибуты.

Психотехника «Волшебный клубочек».

    Цель: повышение самооценки, снятие психического напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей.

    Описание техники: эта техника является альтернативой рисованию карандашами, фломастерами, красками и т.д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Педагог имеет клубок ниток или веревки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, «создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью рисовать». Затем передает клубок одному из детей и просит продолжить «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии: предметы, людей, пейзажи, какие-нибудь события и т. д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови, чего именно. Почему ты его боишься? Он какой? Когда он к тебе приходит?» и т. п. После того, как ответы первого ребенка прошли обсуждение и получили одобрение (поблагодарить за доверие), другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия. Игра может использоваться как индивидуально, так и в микрогруппах из 2-3 человек.  

    Также проводилась работа с учителями, работающими в этих классах и родителями. Им были даны рекомендации психологами школы по работе с детьми для снятия школьных страхов и тревожности:

Рекомендации педагогам и родителям.

Формирование психологически благополучного отношения к школе:

- Поддерживать постоянный контакт педагога и родителей для

своевременного выявления проблем ребенка в обучении и поведении и реализации совместных действий для коррекции этих проблем.

Обсуждать (как педагогу, так и родителям) с ребенком его школьные дела,

успехи и неудачи; определять субъективное отношение ребенка к ним и помогать в преодолении актуальных трудностей.

Развивать осознанное отношение к школе как институту социализации

(важно для будущей профессии, вхождение в социум, уважение других и тому подобное).

- Создать условия для реального успеха ребенка в школе на одном или

нескольких уроках за счет разноуровневого подхода, развития индивидуальных задатков и способностей, полноценной своевременной коррекции недостатка знаний. Хвалить за старания и за конкретные результаты, достижения. Стараться не ругать, не критиковать при всех.

Если ребенок является слабоуспевающим – помочь найти индивидуальную

сферу успешности, в которой ребенок способен достигать нормальных результатов, и регулярно хвалить за достижения в ней. Поддерживать субъективную ценность данной деятельности для ребенка. Развивать понимание того, что при целенаправленных усилиях достигнет успеха и в других делах.

- Помогать детям в самореализации не только в учебных, но и во

внеучебной деятельности.

- Для повышения ценности познавательной деятельности – использовать

различные формы  занятий с детьми, включающие познавательную деятельность (игры-соревнования, викторины, беседы на познавательные темы, решение кроссвордов, конструирование, креативно-изобретательская деятельность, и тому подобное).

- Для снижения школьной тревожности – адекватно, спокойно реагировать

на неудачи в обучении; обеспечить сферу успеха и самореализации в школе; максимально щадящие оценивать результаты учебной деятельности; создать эмоционально комфортную (спокойную, принимающую, поддерживающую) среду в школе и дома.

Развитие познавательных способностей:

- Помнить, что способности развиваются в деятельности, поэтому для

развития определенной способности, умения, навыка необходимо регулярно заниматься с ребенком соответствующей деятельностью. При этом эмоциональный фон занятий должен быть благополучным; ребенок не должен переутомляться; типы заданий должны чередоваться; успех и усилия ребенка – поощряться.

- При запоминании учебного материала лучше опираться на ведущий (более развитый) тип памяти. У большинства ведущий тип запоминания – это зрительное запоминание. Поэтому важно использовать наглядные материалы (карточки, рисунки, простые схемы и таблицы; вывешивать опорные материалы на доску и над рабочим столом ребенка дома; при трудностях запоминания правил и тому подобное – изготавливать рисунки, карточки, плакаты с наглядно изложенным материалом).

- Развивать общую осведомленность, обогащать запас знаний ребенка об

окружающем. Развивать навыки логического мышления: понимание причинно-следственных связей; умение выделять существенные признаки понятий, сравнивать понятия; понимание родовидовых отношений.

- Своевременно и систематично контролировать уровень усвоения

школьных знаний ребенком; помогать в преодолении пробелов знаний.

Давать развивающие занятия с некоторым опережением: задание не

должно слишком легко решаться ребенком; для развития мышления необходимо выполнять задания, для решения которых ребенку нужно приложить некоторое усилие.

Повышение произвольности деятельности:

- Играть с ребенком в любые игры по правилам, а также в игры с

несколькими участниками – это приучает к соблюдению инструкций взрослого.

- Развивать функцию контроля за деятельностью, для этого строить

деятельность ребенка по следующему алгоритму. Деятельность начинается с постановки и осознания (на первых этапах – озвучивания ребенком при помощи взрослого) цели и конкретных задач деятельности; затем происходит поэтапная реализация поставленных задач с контролем на каждом этапе достигнутых результатов; по завершении деятельности – сравнение достигнутого результата с идеальным, анализ успехов и неуспехов. Учить планировать не только школьные, но и бытовые дела.

- Повышать произвольное внимание (применять специальные упражнения

типа «найди отличия», «лабиринты», «тексты с ошибками», и тому подобное).

    Подводя, итоги нашей работы мы сделали вывод: что к достижению положительной динамики по снятию страхов и тревожности в процессе обучения и воспитания у 7 учащихся из «группы риска» привело использование разработанных в процессе эксперимента комплекса игр и упражнений и применение здоровьесберегающих технологий. Все это помогало устранению неблагоприятного психического фона, сглаживанию негативных эмоциональных переживаний, связанных с необходимостью самораскрытия, позволяло улучшить общее эмоциональное состояние каждого ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы и класса.

    Также для сохранения здоровья учащихся проводились различные мероприятия:

Два урока физической культуры в неделю.

Двух часовые прогулки в день.

Профилактические процедуры в медицинском центре (ФТО, галотерапия, массаж, фиточай и так далее).

Посещение психолога и логопеда.

Формирование и закрепление гигиенических умений и навыков.

Весь учебно–воспитательный процесс был построен с учетом психических, физических и эмоциональных особенностей детей и с применением здоровьесберегающих технологий.

    Дети вовлекались в различные спортивно-оздоровительные мероприятия; получали сбалансированное питание в школьной столовой; на переменах и самоподготовках проводились динамические паузы, подвижные игры; помещение постоянно проветривалось; на всех уроках использовались конторки Базарного.

    В дальнейшем планируется продолжить исследование данной проблемы здоровья детей со схожими страхами и видами тревожности, работа по преодолению имеющихся страхов и тревожности.

     В нашей школе ведется комплексная работа с детьми, осуществляются психолого-медико-педагогические мероприятия. Такая работа позволяет обеспечить максимально благоприятные условия для обучения и воспитания детей. Таким образом, педагогический коллектив школы успешно реализует здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании, включая их в общешкольную систему оздоровительных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

обобщение опыта работы по теме "Формирование активной позиции учащихся в учебном процессе"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование активной позиции учащихся в учебном процессе"...

Обощение опыта работы по теме "Эффективные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка"

Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только ...

Обобщение опыта работы над темой: "«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».

Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения  встала  важна проблема: организация образовательного проце...

Коррекционные упражнения по снятию страхов у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются коррекционные упражнения по снятию страхов у детей младшего школьного возраста...