Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников
учебно-методический материал на тему

Деменкова Ирина Николаевна

Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию логического мышления в процессе обучения младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Как известно, в период от 6 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. И именно в этот период для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.

          Однако надо помнить, что уровень знаний, способностей, темпа работ у учащихся не одинаков. Дети уже в школу идут с разной подготовкой, с разным восприятием и т.д., и если учитель будет строить работу с расчетом на «среднего» ученика, то он погасит интерес к учению у сильных и слабых учащихся. И поэтому при организации индивидуально групповой деятельности преследовать не только ближайшую цель – отработать умения и навыки по той или иной теме, но и осуществлять более отдаленную, но не менее важную цель: подтягивать «слабых» до уровня «хороших», а «хороших» и «сильных» учащихся развивать максимально. Учителя (мы) должны стараться не «уравнивать» всех учащихся, а дать возможность каждому развивать свои способности. На определенном этапе изучения темы задания групп варьировать, т.е. каждый, справившийся со своим заданием, получает задание другой группы, более сложное. Кроме того, ученик может выбрать сам задание той или иной группы.

          Другой вид дифференциации, который также можно применять – это использование дополнительных заданий к одному и тому же упражнению или задаче. Т.е. по мере выполнения основного задания, общего для всех, учащиеся приступают к дополнительным заданиям, для решения которых требуются определенные навыки умственной деятельности(изменить вопрос задачи так…, составить самостоятельно 2-3 аналогичных примера, найди их значение).

          Необходимо развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а также постоянно повышать интеллектуальный уровень учащихся. Помимо традиционных путей, это возможно через привлечение доступного энциклопедического материала, через раскрытие значения новых слов и понятий, через интересную дополнительную информацию, и конечно, через систему определенных заданий и упражнений.

          Вот некоторые из них:

          1) «Гласные – близнецы»

          Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают. Дома дети продолжают игру – поиск, игру – наблюдение. На следующих уроках учащиеся обмениваются новыми интересными словами, запоминают их правописание (по ходу разбирается значение слов). С большим интересом дети ищут слова, в которых встречаются три, четыре или даже пять неповторяющихся гласных. Так легче воспринимаются трудные для написания существительные.

          2) «Зашифрованное слово»

          Слова: автор, товарищ, мотор, бильярд

          Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (ав-то-мо –биль). Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, из второго – второй, из третьего – третий слог: урожай, почемучка, садовник (у – че – ник). Эту игру можно усложнить. Дети должны самостоятельно увидеть и почувствовать «спрятанное» слово:    пластинка, картинка, павлин  (плас-ти-лин); сапоги, парашют, фантазия  (са-ра-фан); косари, заморозки, летчик (са-мо-лет)

          3) «Третий лишний»

          Дается три слова. Например: птицы, лисица, огурец. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят «лишнее» слово, которое им не соответствует. За две-три минуты повторяются и систематизируются полученные ранее знания. Итак, «лишним» может быть слово огурец. Во-первых, оно начинается с гласной, а остальные слова- с согласной. Во- вторых, огурец -неживой, а птицы и лисица – живые существа. В-третьих, в слове огурец ударный гласный – Е -, а в других словах –И. Другой ученик доказывает, что лишнее слово птицы, и доказывает это: в нем два слога, а в словах лисица и огурец по три слога. И еще, птицы – во множественном числе, а другие – в единственном. От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравниваются слова, заметно увеличивается.

          4) «Выбывание слов»

          Слова: строит, бежать, видит, решал, рисовали, пишет. Дети анализируют написанное и ищут то единственное слово, с которого необходимо начать игру:  1. Бежать – единственный глагол, стоящий в неопределенной форме(каждое разобранное слово стирается с доски); 2. Рисовали – только этот глагол имеет множественное число; 3.Решал – глагол стоит в прошедшем времени, а остальные – в настоящем; 4.Пишет – глагол 1-ого спряжения, остальные – 2-ого спряжения

На доске остаются два глагола: строит и видит. Ученики сравнивают их, находят, что оба 2-ого спряжения, но глагол «видит» является глаголом-исключением.

          Следует учить ребенка вдумываться, всматриваться, вслушиваться в каждое слово. Расширением  кругозора  детей, разъяснением значения слов необходимо заниматься и на уроках математики.

          Этот вид работы мы назвали «Числа вокруг нас»:                                                                                                                                          

1 – единица, единство, одинокий, однажды;

2 – вторник, двойник, двойняшки, двушки;

3 – треугольник, тройник, трезубец, трио;

4 – четверг, четверть, четырехугольник;

5 пятница, пятидневка, пятачок, пятиугольник;

6 – шестигранник, шестерка(лодка с шестью веслами), шестилетка;

7 – цветик-семицветик, семиструнная гитара, семилетка;

8 – осьминог, «восьмерка»(делает колесо велосипеда);

9 – «девятый вал», девятиэтажный, девятилетний;

10 –десятиугольник(звезда), десятка (в мишени), десятина.

          Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если такое возможно. Для этого необходимо установить закономерность  записи чисел: …5, 7, 9…; …5,6,9,10,…; 0,1,4,9.16…

          «Лишнее число»

          Даны: 1, 10, 6. Лишним числом может быть 1, т.к. это нечетное число, а 10 и 6 – четные. Лишним числом может быть 10, т.к. оно двузначное, а 1 и 6 – однозначные. Да и число 6 можно назвать лишним в связи с тем, что для написания других чисел использована единица. А вот другая группа чисел: 6, 18, 81. Кроме вышеизложенных признаков, эти можно сравнивать и по наличию одинаковых делителей. Число 6 и18 делятся на 6 ( или на 2), а число 81 – нет. Числа 18 и 81 делятся на 9, а число 6 – нет.

          Сравнивать можно не только числа , но и математические выражения. На первый взгляд, в примерах 3+4 и 1+6 нет ничего общего, кроме действия. Но, внимательно присмотревшись, можно заметить, что первые слагаемые меньше вторых, первые слагаемые – нечетные числа, а вторые – четные. Да и результаты сложения тоже одинаковые.

          Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «ошибки-невидимки». На доске несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учащихся, ничего не стирая и не зачеркивая сделать ошибку «невидимой». Дети дают различные варианты исправления ошибок.

      10<10                       8=7                      6+3=10       

      10<100                     8=7+1                 6+3=10-1

      10<10+5             15-8=7                  1+6+3=10          

15-10<10

          Именно начальная школа закладывает основу знаний учащихся, формирует их отношение к окружающему миру, учит самостоятельно мыслить и творчески работать. Нужно помочь ученику самоутвердиться, искать и находить свои пути в решении задач.

          Представленные задания и упражнения вызывают у детей большой интерес. А ведь именно он должен лежать в основе обучения младшего школьника. Только интерес порождает желание познать мир и самого себя.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)

Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....

Развитие логического мышления в процессе обучения русскому языку и математике

В новой концепции образования приоритетными направлениями являются развивающие. Рассматривая развивающие возможности математики и русского языка в большей степени говорят о ра...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Развитие коммуникативной компетентности в процессе обучения младших школьников

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, так как имеет особую значимость в жизни человека. Поэтому ее формированию следует уделять особое внимание....

Карточки с заданиями по развитию логического мышления на уроках обучения грамоте ( Школа 2100)

В работе описаны задания, направленные на развитие логического мышления в рамках уроков обучения грамоте ( ШКОЛА 2100). Содержание заданий подобрано с учетом с учетом учебного материала учебника и вли...

Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности

Формирование мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями. Сег...

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников

В данной работе представлено моё видение и видение опытных педагогов России по развитию логического мышления в процессе обучения младших школьников....