Развитие логического мышления в процессе обучения русскому языку и математике
статья по математике (4 класс) по теме

Дондокова Хандама Дашинимаевна

     В новой концепции образования приоритетными направлениями являются развивающие. Рассматривая развивающие возможности математики и русского языка в большей степени говорят о развитии логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления в процессе обучения русскому языку и математике.

Что такое развивающее обучение?

    Лаборатория Л. В. Занкова, рассматривая проблему обучения и развития как соотношение обучения и общего развития психики ребенка, создавала новую дидактическую систему начального обучения, которая была направлена на оптимальное общее развитие школьника. Исследователи признавали: термин «оптимальное» не означает, что оптимальное развитие может быть достигнуто только в этой дидактической системе. Данный термин означает лишь, что столь высокое развитие достигается при традиционной методике обучения; соответственно была выдвинута руководящая идея дидактической системы – идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьников.

         Основная линия развития психической деятельности заключается в новообразовании «»функциональной системы разнохарактерных способов действий: анализирующего наблюдения, классифицирования, группирования учебного материала на основе различения соответствующих понятий, выделения существенного, обобщения и т. д», т.е. то, что мы говорим «умственное развитие» или развитие логического мышления.

Развитие логического мышления на уроках математики и русского языка.

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешность реализации этой задачи во многом зависти от сформированности у учащихся познавательных интересов. Ученье – процесс двусторонний; работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит им умственной деятельностью, организует и направляет ее.

       Чему нужно научить ребенка при обучении? Размышлять, объяснять получаемые результаты. Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное для учителя не только самому научиться задавать вопросы, но и научить этому детей. Каждый вопрос ребенка – это возможность получить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.

        Задания разделены на 9 блоков.

1.     Анализ и синтез

2.     Сравнение

3.     Классификация

4.     Аналогия и сообщение

5.     Суждение и умозаключение

6.     Причина и следствие

7.     Закономерности и в числах и фигурах; в буквах и словах

8.     Логические задачи

Анализ и синтез

Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез.

Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, т.к анализ осуществляется через синтез, синтез – это анализ. Способность к аналитико-синтетической деятельности свое выражение в умении включать в новые связи, увидеть их новые функции. Формированию этих умений может способствовать:

а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий

б) узнавание объектов по данным признакам

в) постановка различных заданий к данному математическому объекту

а) II. Найди отрезок ВС. Что ты можешь рассказать о нем? (ВС – сторона треугольника ВСЕ. ВС – сторона треугольника DBC; ВС меньше, чем DC, ВС меньше, чем АВ; ВС – сторона угла ВСD и угла ВСЕ)

б) I. Сколько отрезков на данном чертеже? Сколько треугольников? Сколько многоугольников?

в) Запишите числа от 2 до 20 и от 1 до 9. Разделите на две группы.

    I – четные;                      II – нечетные

Используем эти математические объекты для составления заданий:

1)    разбей числа каждого ряда на 2 группы так, чтобы в каждой были числа, похожие между собой.

2)    По какому ряду записан первый ряд? Продолжи его.

3)    Какие числа нужно вычеркнуть в первом ряду, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего?

4)    Можно ли выполнить это задание для 2-го ряда?

5)    Подбери из первого ряда пары чисел, разность которых равна 10?

(2 и 12; 4 и 14…)

                6) Подбери из 2-го ряда пары чисел, разность которых равна 10?

                7) Какая пара лишняя? (10 и 20)

Используя три числа придумай различные задания.

Я предлагаю вам игру

И три числа вам даю.

А вы на числа посмотрите,

Что с ним делать, предложите.

     8, 3, 24.

1.     рассказать

2.     лишнее (3)

3.     в порядке убывания и возрастания

4.     составлять выражения, задачу

5.     составлять четырехзначное число

6.     расставить 8 стульев в прямоугольной комнате, так, чтобы у каждой стены стояла по 3 стула.

Прием сравнения

Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников играет прием сравнения. Формирование умения пользователя этим приемом следует осуществить поэтапно в тесной связи с изучением конкретного содержания. Опыт показывает, что в начале задания на сравнение вызывает у детей затруднения. Поэтому с первого урока нужно учить их сравнивать предметы и явления. Задания блока представлены группами:

1.     Задания на обнаружение сходных признаков.

а) Чем похожи числа 9 и 91?

    Что общего в числах 12, 26, 28, 24, 82, 62?

    Назови общие признаки чисел, получаемых в результате действий 42:6; 48:6. (7 и 8)

    В чем сходство и различие выражений?

               4+3                                 3+4

               9+6                                 6+7

               4+4+4                             4+5+3

    б) сравни задач

2.     Задания на обнаружение отличных признаков.

- Найди лишний рисунок. (котята)

- Чем отличается каждое  число от предыдущего? (12, 18, 26, 36)

- Чем отличаются равенства?

   (9+2)х= 22                                  9х2+2х2

    (умножение)                                 (сложение)

- Найди лишний ряд

   1, 2, 4, 8, 16

   2, 6, 18, 54, 162 . Увеличивается в 3 раза.

   5, 10, 20, 40, 80

   7, 14, 28, 56, 112

3.     Задания на полное сравнение

1)    Найди сбежавшего человечка

В домике кукол переполох

Человечек убежал

Какой кошмар, какой скандал!

Скорей его вы разыщите

И домой приведите.  (2 –й человечек)

2. Найди сходства и различия.

3. Вставь недостающую фигуру. (пятиуг-к)

3. Какой рисунок недостающий.

4. Найди одинаковые домики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)

Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников

Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию ло...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Карточки с заданиями по развитию логического мышления на уроках обучения грамоте ( Школа 2100)

В работе описаны задания, направленные на развитие логического мышления в рамках уроков обучения грамоте ( ШКОЛА 2100). Содержание заданий подобрано с учетом с учетом учебного материала учебника и вли...

Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности

Формирование мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями. Сег...

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников

В данной работе представлено моё видение и видение опытных педагогов России по развитию логического мышления в процессе обучения младших школьников....