Карточки с заданиями по развитию логического мышления на уроках обучения грамоте ( Школа 2100)
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему

В работе описаны задания, направленные на развитие логического мышления в рамках уроков обучения грамоте ( ШКОЛА 2100). Содержание заданий подобрано с учетом с учетом учебного материала учебника и влияет на развитие не только логического мышления, но и на формирование познавательного интереса учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточки с заданиями по развитию логического мышления на уроках обучения грамоте

                ( Школа 2100)

Программа развития логического мышления на уроках русского языка в начальной школе

Пояснительная записка

Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. В настоящее время содержание всех образовательных программ направлено на формирование логических навыков и умений. Это формирование происходит в зависимости от уровня их развития. Перед учителем встает проблема: на основании имеющегося уровня сформированности логических навыков и умений продолжить не просто развитие логического мышления, а, опираясь на имеющийся опыт учащихся, его саморазвитие, т.е. вовлечь учеников в процесс составления заданий. В качестве учебного материала можно использовать любую из школьных программ по русскому языку в начальной школе.

Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления учитель должен представлять, какие мыслительные операции он будет развивать на данном уроке, посредством каких приемов и методов, а также четко представлять: у кого развивать и как развивать. Для этого необходимо овладеть навыками диагностики для фиксации исходного уровня и контроля за развитием логического мышления. т.к. переход к понятийному отвлеченному мышлению совершается постепенно, по мере овладения детьми словарем, грамматическим строем языка, словесной речью. Но, в настоящее время, важно выработать у учащихся не только умения: сравнивать, обобщать, классифицировать, но и дорабатывать их путем составления собственных заданий, т. е. заниматься саморазвитием логического мышления, устраняя те недочеты, которые они увидели.

Для полноценного усвоения учебных знаний должны быть сформированы следующие логические навыки и умения:

  • Оперирование признаками предметов (слов);
  • Владение логическим действием классификации;
  • Определение знакомого понятия через род и родовое отличие;
  • Умение делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.

В первом классе отрабатывается умение детей оперировать признаками предмета (слов). В процессе выполнения данного вида работ идет развитие таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение и выделение главного. Во втором, третьем и четвертом классах происходит дальнейшее формирование умения оперировать признаками предметов слов с учетом содержания курса «Русский язык в начальной школе».

Во втором классе происходит знакомство учащихся с понятием «классификация» без обозначения термином «классификация», всех действий связанных с ним. В третьем и четвертом классах происходит дальнейшая отработка умений делить объекты (слова) по заданному основанию, относить объекты (слова) к классу, проверять результаты проведенной классификации, формировать умения выбирать основания для классификации. В третьем классе дети учатся определять понятия через род и видовое отличие. Происходит формирование умений относить объекты (слова) к роду. В четвертом классе происходит дальнейшее закрепление умений относить объекты (слова) к роду, а также отрабатывается умение ограничивать и обобщать эти понятия, проверять определения на соразмерность.

Там же учащиеся знакомятся с построением простейших умозаключений, опираясь на предметную модель и словесное описание.

Перечисленные логические умения должны формироваться исподволь, как побочный продукт усвоения учебного материала начальных классов.

Предлагаемая система заданий по саморазвитию логического мышления направлена на практическое владение содержанием логических понятий и действий.

Для того чтобы усвоение логических понятий и действий было доступно учащимся, в заданиях используется принцип их материализации, т.е содержание заданий, опираясь на пройденный материал предполагает изучение нового.

 1класс

Уроки обучения грамоте

                 

          Методические рекомендации

Образовательная система « Школа 2100»

Букварь, авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина

Для более полного и успешного усвоения знаний учащимися необходимо провести с детьми серию тренировочных упражнений по отработке плана действий (этапность выполнения задания):

-подчеркнуть гласные,

-поставить ударение,

- определить место ударного слога,

-вспомнить изучаемые правила и т. д.

Задание №1 необходимо разобрать вместе с детьми, для того, чтобы выявить признаки, по которым слова можно сравнивать:

- по наличию букв в начале, середине или конце слова;

- по количеству букв в словах;

- по нахождению ударного слога.

После проведения диагностирующего задания формируются группы детей, имеющих примерно одинаковый уровень сфомированности мыслительных операций. В зависимости от задания и степени усвоения программного материала состав групп меняется. Производится анализ выполненных учащимися действий, показываются возможные варианты. Затем учащимся предлагается выполнить работу по тренировке и корректировке данного упражнения. В карточках №1 и №2 дается подробное описание заданий, составляемых детьми.

№1.Даны слова: ПАРТА, ТАРА, ПОРА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

ТАРА- не совпадает первая буква в слове; в остальных словах буква П

ПАРТА- не совпадает количество букв; в остальных словах по 4.

ПОРА- не совпадает место ударного слога, ударный слог-2, в остаьных словах-1.

        

Попробуй сам

2.Даны слова: ПИРОГИ, ПОРОГ,ОПОРА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

ОПОРА - не совпадает первая буква в слове;

ПОРОГ- не совпадает количество слогов;

ПИРОГИ – не совпадает количество букв;

ПИРОГИ( ПИРОГ)- не совпадает место ударного слога.

ПИРОГИ- обозначает много предметов

Карточка №1

Даны слова: ПИР, ПОРА, ПАРА, ГИРИ

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить

ПИР-слово состоит из 1 слога, остальные из 2.

ПОРА-2 слог-ударный, в остальных словах -1.

ГИРИ- начинается на букву Г, остальные на П.

 

Упражнение в составлении саморазвивающих заданий.

Даны слова: РАНА, ТИНА, ПОРТ, ПОНИ, РОТА, ИГРЫ, ТРАТА, РОГА.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

 Могут быть подобраны следующие группы слов:

1)РАНА, ТИНА, РОТА (ТИНА- по первой букве, РОТА – по отсутствию слога НА)

2)ПОРТ, ПОНИ, ИГРЫ ( ИГРЫ- начинается на гласную, обозначает много предметов, ПОРТ- заканчивается на согласную, нет буквы И, ПОНИ- есть согласная буква, обозначающая мягкий согласный звук)

3)РОГА, РОТА, ТРАТА( ТРАТА- 5 букв, в остальных словах-4, РОГА- обозначает много предметов, РОГА- ударный 2 слог) и т. д.

 Карточка№2.

Даны слова: ПИРАТЫ, ТАТАРЫ, РАПИРА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить

« Лишним» может быть слово:

РАПИРА- не совпадает последняя буква в слове ( обозначает один предмет);

РАПИРА – обозначает неодушевленный предмет;

ТАТАРЫ – нет согласной буквы, которая обозначает мягкий согласный звук.

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ТОРОПИ, РИТОР, ОРАТОР, ПИРАТЫ, ТРОПА,ПАРТА,ОТАРА,ПАРА.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

 Могут быть подобраны следующие группы слов:

1) ТОРОПИ, РИТОР, ОРАТОР (ТОРОПИ- не совпадает последняя буква в слове, ОРАТОР- нет согласной буквы, которая обозначает мягкий согласный звук, ТОРОПИ- обозначает действие предмета)

2)ПИРАТЫ, ТРОПА, ПАРТА-( ПИРАТЫ- не совпадает последняя буква в подобранных словах, ТРОПА- не совпадает первая буква в словах, ПАРТА- ударный слог- первый) и т. д.

4. Карточка №3.

 Даны слова: ОНИ, ОПИ, ОСЫ, ПНИ

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить

« Лишним» может быть слово:

ОПИ- не имеет лексического значения;

ПНИ – не совпадает первая буква;

ПНИ- состоит  из одного слога;

ОСЫ – не совпадает последняя буква.

Упражнение в составлении  развивающих заданий.

Даны слова: ТОРГИ, ТИТРЫ, ОТИТ, ТОРТЫ, ПОРОГИ, ГИТАРА, ОПОРА, ГОРА, ТУСА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

 

Карточка№4.

 Даны слова: УТРО, УРОК, КРУПА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить

« Лишним» может быть слово:

УТРО- ударный первый слог, УРОК- заканчивается на согласную, КРУПА- начинается на согласную.

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: УТРО, УРНА,ИКРА, КУСТИК,УСИК, СОСНА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании

Карточка№5. 

Даны слова: КОРОТКО, ГАЛИНА, КРАСОТА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить

Упражнение в составлении   развивающих заданий.

Даны слова: ТОРГИ, ТИТРЫ, ОТИТ, ТОРТЫ, ПОРОГИ, ГИТАРА, ОПОРА, ГОРА, ТУСА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании

Карточка №6.  Даны слова: ЛАПКА, ПОЛКА, ПИЛКА, ПЫЛКО

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»

« Лишним» может быть слово:

1)ЛАПКА- начинается на букву Л, остальные на- П.

2)ПИЛКА-есть буква, которая обозначает мягкий согласный звук.

3)ПЫЛКО- отвечает на вопрос КАК?, остальные- ЧТО?

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова:ЛАПА, ЛУПА, ЛИПА,ЛИСТ,ПАПА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании

 Карточка №7 

Даны слова: КОСТРОМА, КРИТ, КОЛОМНА, ЛУГАНСК

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)ЛУГАНСК-начинается на букву-Л, остальные на букву К.

2) КРИТ- название острова, остальные названия городов.

3) КРИТ- есть буква, которая обозначает мягкий согласный звук, в остальных словах нет.

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ИНТА, МИНСК, ЛИМПОПО, МИССИСИПИ, МИССУРИ, НИАГАРА, НИЛ, КОТЛАС,КУРГАН,

Задание для самостоятельной работы: подобрать объяснение любому из слов, записанных на карточке, составить  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточка №8

 Даны слова: САЛАТ, САЛАКА, САЛАТНИК, САЛАТИК

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)САЛАКА- заканчивается на А, остальные на согласную

2)САЛАТ-2 слога, в остальных словах-3.

3)САЛАКА- не является однокоренным к остальным словам.

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: МРАК, СУМРАК,ГРУСТИТ, ГРУСТНО,РОСТ, НАРОСТ, ПРИРОСТ.

Задание для самостоятельной работы: подобрать объяснение одному из непонятных слов, составить   группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании

Карточка №9

 Даны слова: МУШКА, МОШКА, МИШКА, МАСКА, СУШКА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)СУШКА- начинается на букву Л, остальные на –М.

2)МАСКА- нет буквы Ш, в остальных словах есть.

3)МИШКА- есть согласная буква, которая обозначает мягкий согласный звук.

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ШИШКА, КОШКА, МЫШКА,ШАРИК, ШКОЛА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании

Карточка №10 

Даны слова: МАКУШКА,МАТУШКА,СТАРУШКА, МЫШОНОК

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)СТАРУШКА-начинается на букву С,остальные на М.

2)МЫШОНОК- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.

3)МАТУШКА- ударным является первый слог, в остальных словах- второй

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: КАРТИНЫ, КАРТИНКИ, РИСУНКИ, ПЛАСТИЛИН, ПАЛИТРА,ПРОПИСИ

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании

Карточка №11

 Даны слова: МЫШОНОК, КАМУШКИ, ЛАДОШКИ, ДУША

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)МЫШОНОК- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.

2)МЫШОНОК- все согласные буквы обозначают твердые согласные звуки.

3)ДУША- 2 слога, в остальных словах-3.

4)КАМУШКИ- ударный 1 слог, в остальных словах-2.

«Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: КРОШКА, ОКРОШКА, КРЫША, КРЫШКА,ТУШКА, ШУТКА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточка№12

Даныслова:ДАМА, ДУМА,ДУША,ДОМИК,ДЫМОК,ДЫРКА 

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить.

«Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ЛОШАДКИ, СКЛАДКА, ПОДКЛАДКА,ДОГАДКА,ОТГАДКА 

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточка №13

 Даны слова: ЛАПА, ЛАПКА, ЛАПНИК, ЛАПУШКА, ЛАМПА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»

« Лишним» может быть слово:

1)ЛАПНИК- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.

2)ЛАПУШКА- 3 слога, в остальных словах по 2 слога.

3)ЛАМПА- не имеет общего лексического значения с остальными словами.

«Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: УШИ, УШКО, НАУШНИК, СОВА, СОВУШКА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточка№14 

Даны слова: ТРАВУШКА, РАКУШКА, ТРАВИНКА, ТРАВА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)РАКУШКА- начинается на согласную букву Р, остальные на согласную Т.

2)ТРАВА- 2 слога, в остальных словах по 3 слога.

3)РАКУШКА - не имеет общего лексического значения с остальными словами.

4)ТРАВУШКА- ударный 1 слог, в остальных словах-2.

«Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: УШИ, УШКО, НАУШНИК, СОВА, СОВУШКА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточка №15 

Даны слова: КНИГА, ПАРТА, ЛАСТИК,УРОК, СМЫСЛ 

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)УРОК - ударный 2 слог, в остальных словах-1.

2)СМЫСЛ- 1 слог, в остальных словах по 2 слога.

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: МИСКА, МИШКА,КАШКА, ОПУШКА, ШАШЛЫК.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточка №16

Даны слова: АРИША, АЛИСА, АЛИК, АННУШКА, АНГАРА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1) АЛИК- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.

2) АЛИК- 2 слога, в остальных словах по 3 слога.

3) АНГАРА- название реки, а остальные слова-имена людей.

4) АННУШКА- удвоенная согласная НН

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ВАДИМ, ВЛАДИСЛАВ, ВЛАСТА, ВИКТОР, ВЛАДИК

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточка №17

 Даны слова: РЕКА, СЕЛО, ВЕТЕР,ГЕРОИ

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является  « лишним» и объяснить.

 
1)ВЕТЕР - заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.

2)ГЕРОИ- 3 слога, в остальных словах по 2 слога.

3) ВЕТЕР- 1 слог- ударный, в остальных слогах ударным является 2 слог.

«Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ВЕДРО, КЛЕВЕР, МЕТРО, ПЕСОК,ЕНОТ,ЛЕОПАРД

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

 

Карточка №18

 (стр.106-109 учебника)

Даны слова: ЕЛКА,ЕРШ, ЕРШИК, ОСЕЛ

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)ЕЛКА- заканчивается на гласную букву, остальные на согласную.

2)ЕРШ- 1 слог, в остальных словах по 2 слога.

3)ОСЕЛ- буква Е обозначает мягкость предыдущего согласного, в остальных словах- 2 звука.

«Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ЕВА, ЕГОР,ПЕТР, ЕРШОВ

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

 

Карточка №19

 (стр.110-114 учебника)

Даны слова: УЛЕТ,  ВЫЛЕТ, ПОЛЕТ, ПОХОДКА.

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)ПОХОДКА- 3 слога, в остальных словах-2.

2)ВЫЛЕТ-ударение на 1 слог, в остальных словах на 2.

30 УЛЕТ- слово начинается с гласной буквы, остальные с согласной.

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ОТНЕС, ЗАНЕС, ВЫНЕС, ЗАНОС,ЗАНОСИТ.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточка №20

 (стр.112-115 учебника)

Даны слова: БРАТ, БАНТ, БИНТ, БОРТ, БРА, БАНКРОТ.

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)БРА- заканчивается на гласную букву, остальные на согласную.

2)БАНКРОТ- 2 слога, в остальных словах по 1 слогу.

3)БИНТ-согласная буква Б обозначает мягкий согласный звук.

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ГЕРБ, ГОРБ, ГРИБ, КРАБ,СУГРОБ,ШУБКА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточка №21

(стр.116-121 учебника)

Даны слова: БЛАГИНИНА, БЕРЕСТОВ, БАРНАУЛ

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1) БЛАГИНИНА- заканчивается на гласную букву, остальные на согласную.

2) БЛАГИНИНА- 4 слога, в остальных словах по 3слога.

3) БАРНАУЛ- название города, остальные- фамилии.

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ЗВОН, ЗВОНИЛ, ЗАЗВОНИЛ, ПЕРЕЗВОН,ЗВОНКИЕ.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

 Карточка №22

 Даны слова: ЯША, ЯНА, ЯРОСЛАВ,ЯМА

(стр.122-125 учебника)

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.

« Лишним» может быть слово:

1)ЯРОСЛАВ- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.

2)ЯРОСЛАВ- 3 слога, в остальных словах по 2 слога.

3)ЯМА- будем писать с маленькой буквы, остальные слова- имена людей

Упражнение в составлении развивающих заданий.

Даны слова: ЛЕДОК, МИША,МЕДОК, МОСТОК, МЫШОНОК.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.

Карточки- задания для учащихся

Примерный план работы со словами

Даны слова: ПАРТА, ТАРА, ПОРА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

« Лишним» может быть слово:

ТАРА- первая буква Т, в остальных словах-П

ПАРТА- в этом слове 5 букв, в остальных по 4.

ПОРА- ударный2 слог, в остальных словах ударение на 1 слоге.

        

Попробуй сам

2.Даны слова: ПИРОГИ, ПОРОГ,ОПОРА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

 ПИРОГИ……………………………………………………………

ПОРОГ……………………………………………………………….

ОПОРА…………………………………………………………

Карточка №1

Даны слова: ПИР, ТИР, ТРИ, ГИРИ

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

 ПИР…………………………………………………………………

ТИР………………………………………………………………….

ТРИ…………………………………………………………………

ГИРИ………………………………………………………………

Упражнение в составлении задания для проверки

 своих знаний

Даны слова: РАНА, ТИНА, ПОРТ, ПОНИ, РОТА, ИГРЫ, ТРАТА, РОГА.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка№2.

 Даны слова: ПИРАТЫ, ТАТАРЫ, РАПИРА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

ПИРАТЫ…………………………………………………………

ТАТАРЫ……………………………………………………………

РАПИРА…………………………………………………………

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ТОРОПИ, РИТОР, ОРАТОР, ПИРАТЫ, ТРОПА,ПАРТА,ОТАРА,ПАРА.

 Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Карточка №3. 

Даны слова: ОНИ, ОПИ, ОСЫ, ПНИ

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

ОПИ……………………………………………………………

ПНИ ………………………………………………………………….

ПНИ……………………………………………………………

ОСЫ……………………………………………………………

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ТОРГИ, ТИТРЫ, ОТИТ, ТОРТЫ, ПОРОГИ, ГИТАРА, ОПОРА, ГОРА, ТУСА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка№4.

 Даны слова: УТРО, УРОК, КРУПА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

УТРО………………………………………………………………

УРОК……………………………………………………………

КРУПА………………………………………………………………

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: УТРО, УРНА,ИКРА, КУСТИК,УСИК, СОСНА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка№5. 

Даны слова: КОРОТКО, ГАЛИНА, КРАСОТА

Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»

КОРОТКО…………………………………………………………

ГАЛИНА……………………………………………………………

КРАСОТА ………………………………………………

ГАЛИНА…………………………………………………………….

Упражнение в составлении задания для себя

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

 

Даны слова: ТОРГИ, ТИТРЫ, ОТИТ, ТОРТЫ, ПОРОГИ, ГИТАРА, ОПОРА, ГОРА, ТУСА

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №6.

Даны слова: ЛАПКА, ПОЛКА, ПИЛКА, ПЫЛКО

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

ЛАПКА……………………………………………………………

ПОЛКА…………………………………………………………

ПИЛКА……………………………………………………………

ПЫЛКО……………………………………………………………

 Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова:ЛАПА, ЛУПА, ЛИПА,ЛИСТ,ПАПА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №7

Даны слова: КОСТРОМА, КРИТ, КОЛОМНА, ЛУГАНСК

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

КОСТРОМА……………………………………………………

КРИТ………………………………………………………………

КОЛОМНА………………………………………………………

ЛУГАНСК………………………………………………………

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ИНТА,МИНСК, ЛИМПОПО, МИССИСИПИ, МИССУРИ, НИАГАРА,НИЛ,КОТЛАС.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №8

 Даны слова: САЛАТ, САЛАКА, САЛАТНИК, САЛАТИК

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

САЛАТ………………………………………………………………

САЛАКА…………………………………………………………

САЛАТНИК………………………………………………………

САЛАТИК………………………………………………………

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: МРАК, СУМРАК,ГРУСТИТ, ГРУСТНО,РОСТ, НАРОСТ, ПРИРОСТ.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №9

 Даны слова: МУШКА, МОШКА, МИШКА, МАСКА, СУШКА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

МУШКА……………………………………………………………

МОШКА……………………………………………………………

МИШКА……………………………………………………………

МАСКА……………………………………………………………

СУШКА……………………………………………………………

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ШИШКА, КОШКА, МЫШКА,ШАРИК, ШКОЛА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №10

Даны слова: МАКУШКА, МАЛЫШКА, МАТУШКА,СТАРУШКА, МЫШОНОК

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

МАКУШКА……………………………………………

МАЛЫШКА……………………………………………………….

МАТУШКА……………………………………………

СТАРУШКА……………………………………………

МЫШОНОК……………………………………………

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: КАРТИНЫ, КАРТИНКИ, РИСУНКИ, ПЛАСТИЛИН, ПАЛИТРА,ПРОПИСИ

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №11

 Даны слова: МАКУШКА, МАТУШКА,СТАРУШКА, МЫШОНОК

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

МЫШОНОК

МАТУШКА

СТАРУШКА

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: КРОШКА, ОКРОШКА, КРЫША, КРЫШКА,ТУШКА, ШУТКА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка№12

Даны слова: ДАМА, ДУМА,ДУША,ДОМИК,ДЫМОК,ДЫРКА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

ДАМА

ДУМА

ДУША

ДОМИК

ДЫМОК

ДЫРКА

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова:

ЛОШАДКИ, СКЛАДКА, ПОДКЛАДКА,ДОГАДКА,ОТГАДКА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №13

 Даны слова: ЛАПА, ЛАПКА, ЛАПНИК, ЛАПУШКА, ЛАМПА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

ЛАПА

ЛАПКА

ЛАПНИК

ЛАПУШКА

ЛАМПА

 Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: УШИ, УШКО, НАУШНИК, СОВА, СОВУШКА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка№14 

Даны слова: ТРАВУШКА, РАКУШКА, ТРАВИНКА, ТРАВА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

ТРАВУШКА

РАКУШКА

ТРАВИНКА

ТРАВА

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: УШИ, УШКО, НАУШНИК, СОВА, СОВУШКА Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №15

Даны слова: КНИГА, ПАРТА, ЛАСТИК,УРОК, СМЫСЛ

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

КНИГА

ПАРТА

ЛАСТИК

УРОК

СМЫСЛ

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: МИСКА, МИШКА,КАШКА, ОПУШКА, ШАШЛЫК.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №16

Даны слова: АРИША, АЛИСА, АЛИК, АННУШКА, АНГАРА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

 АРИША

АЛИСА

АЛИК

АННУШКА

АНГАРА

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ВАДИМ, ВЛАДИСЛАВ, ВЛАСТА, ВИКТОР, ВЛАДИК

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №17

 Даны слова: РЕКА, СЕЛО, ВЕТЕР,ГЕРОИ

  Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

РЕКА

СЕЛО

ВЕТЕР

ГЕРОИ

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ВЕДРО, КЛЕВЕР, МЕТРО, ПЕСОК,ЕНОТ,ЛЕОПАРД

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №18

 Даны слова: ЕЛКА,ЕРШ, ЕРШИК, ОСЕЛ

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему? 

ЕЛКА

ЕРШ

ЕРШИК

ОСЕЛ

Упражнение в составлении задания для себя

 Даны слова: ЕВА, ЕГОР,ПЕТР, ЕРШОВ

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №19

 Даны слова: УЛЕТ,  ВЫЛЕТ, ПОЛЕТ, ПОХОДКА.

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?

УЛЕТ

ВЫЛЕТ

ПОЛЕТ

ПОХОДКА.

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ОТНЕС, ЗАНЕС, ВЫНЕС, ЗАНОС,ЗАНОСИТ.

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №20

Даны слова: БРАТ, БАНТ, БИНТ, БОРТ, БРА, БАНКРОТ. 

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему? 

БРАТ

БАНТ

БИНТ

БОРТ

БРА

БАНКРОТ

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ГЕРБ, ГОРБ, ГРИБ, КРАБ,СУГРОБ,ШУБКА

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №21

 Даны слова: БЛАГИНИНА, БЕРЕСТОВ, БАРНАУЛ

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему? 

БЛАГИНИНА

БЕРЕСТОВ

БАРНАУЛ

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ЗВОН, ЗВОНИЛ, ЗАЗВОНИЛ, ПЕРЕЗВОН,ЗВОНКИЕ. 

Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №22

 Даны слова: ЯША, ЯНА, ЯРОСЛАВ, ЯМА

Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему? 

ЯША

ЯНА

ЯРОСЛАВ

ЯМА

Упражнение в составлении задания для себя

Даны слова: ЛЕДОК, МЕДОК, МОСТОК, МЫШОНОК, МИША. Задание для самостоятельной работы: подобрать  группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнении

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Литература

1.Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка./ Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова М.: Роспедагентство, 1994.

2. Букварь, Учебник по обучению грамоте и чтению, 1 класс, Бунеев P.H., Бунеева Е.В., Пронина О.В., 2012. 

3.Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. М.: Наука.

4.Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация школьников и преемственность

обучения при переходе из начальной в основную школу. /Н.В. Литвиненко //Антропологический подход в начальном образовании. Материалы региональной научно-практической конференции в г.Бугуруслане. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1989.

5.Львов, М.Р. Школа творческого мышления. /М.Р. Львов М.: Дидакт, 1993.

6.Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст.: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. — М.: Просвещение, 1988.

7.Тигранова, Л.И. Развитие логического мышления у слабослышаших детей. /Л.И. Тигранова М.: Просвещение, 1991.

8.Тихомирова, Л.Ф., Развитие логического мышления у детей./Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов Ярославль, ТОО «Гринго», 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)

Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников

Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию ло...

Развитие логического мышления в процессе обучения русскому языку и математике

В новой концепции образования приоритетными направлениями являются развивающие. Рассматривая развивающие возможности математики и русского языка в большей степени говорят о ра...

Развитие логического мышления на уроках математикив системе развивающего обучения Л. В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит методические приемы по развитию логического мышления на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова....