Диагностическое сопровождение формирования личностных и метапредметных результатов в условиях внедрения ФГОС
консультация на тему

Ходарева Виктория Михайловна

Данный материал поможет учителям при оценке достижения планируемых результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_uud_v_usloviyakh_vnedreniya_fgos.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическое сопровождение формирования личностных и метапредметных результатов в условиях внедрения ФГОС.

           Основная  задача новых образовательных стандартов  заключается в формировании универсальных учебных действий (УУД), которые направлены на развитие личности ребенка.   (слайд 2)         

Портрет выпускника начальной школы по ФГОСу:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения формирования личностных и метапредметных   результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт   в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты. (слайд 3,4 ). Программой  предусмотрена вот такая цветовая гамма результатов.(слайд 5). Что касается диагностики предметных результатов, то тут все более или менее понятно, ведь существуют различные привычные предметные контрольные работы. Вместе с тем диагностика личностных и метапредметных результатов в настоящее время практически не разработана.

Что же такое педагогическая диагностика?         

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий,  направленных на оценку   метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

(слайд 6)          Образовательная система «Школа 2100» с 2004 года занимается решением проблемы по созданию диагностики и предлагает учителям и родителям диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребенка, как идет его личностное развитие.   Предложенная «Школой 2100» диагностика является педагогической. Ею может воспользоваться любой учитель (в отличие от психолого-педагогической диагностики, которую осуществляет школьный психолог). Данная диагностика включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах. Первая работа направлена на выявление личностных и метапредметных (регулятивных и познавательных УУД)  результатов. Вторая работа носит интегрированный характер и строится на основе текста: она дает возможность проверить все три группы результатов (личностные, метапредметные и предметные).

Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что дает возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.  Результаты  конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.

Рекомендуется выполнять работу в заданной последовательности в течение одного урока.

Как показывают полученные нами результаты, среднее время выполнения работы 45 мин. Но это усредненные показатели, которые могут существенно различаться у отдельных учащихся. Так, примерно 25% детей затрачивают на выполнение всех заданий работы от 20 до 35 мин. Около половины учащихся выполняют все задания за 40—50 мин. А примерно трети учащихся на выполнение работы требуется от 1 до 1,5 ч. Особенно много времени на задания затрачивают плохо читающие дети. При этом медленно работающие учащиеся вполне успешно справляются с работой, если дать им необходимое время.

Поэтому в зависимости от уровня подготовки класса целесообразно затратить на проведение работы столько времени, в течение которого учащиеся могут работать в своем индивидуальном темпе.

ЭТО ВАЖНО!  ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ ОГРАНИЧИВАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.

 Если ученик не успел выполнить работу за отведенное время, необходимо дать ребенку возможность закончить ее выполнение.

Проверку работ проводили с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные учеником, мы не переводим в отметки.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.     Такая  диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.      Личностные  результаты в основном фиксируются   по классу в целом. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы кто-то из учеников получил от педагога оценку вроде: «у тебя «два» по нравственности, незачёт по патриотизму» и т.п.

В нашей школе проверка личностных и метапредметных результатов   в 1 и 2  классе проводится два раза в год.

  Диагностические  работы   потребуют от учителя выделить:

– около 2–3 ч. учебного времени в год (за счёт резерва) на проведение всех диагностических работ, т.е. это будет не дополнительное время, а то, которое и так тратится учителем;

– около 2–3 ч. на проверку этих работ, фиксацию результатов в таблице и их анализ (в электронном виде проверка и анализ могут осуществляться полуавтоматически, значительно экономя время учителя).

  Для  фиксирования показателей диагностики формирования и развития личностных и метапредметных результатов    мы разработали свою таблицу.(слайд7, 8 ). Вашему вниманию я представила таблицу результатов за 1 класс. Она состоит из нескольких ячеек: 1- ФИ учащегося, 2 – номер варианта (как я говорила выше их 4 в каждой работе), количество следующих ячеек будет зависеть от того, сколько вопросов в тесте, и итоговая ячейка. Здесь же мы проставляем баллы, которые ребенок получил за выполненное задание и в скобочках указывается какой максимальный балл он мог получить. Также каждая ячейка имеет свой цвет, в зависимости от того на проверку какого умения направлено задание.

Фиксация результатов позволяет увидеть уровень результатов каждого ученика (по ФГОС – ниже базового уровня, базовый и повышенный).  Для мониторинга сформированности метапредметных результатов нами были разработаны следующие уровни сформированности УУД.

•        Ниже базового уровня – 0-50%

•        Базовый уровень – 51-85%

•        Повышенный уровень – 85-100%

Самое главное, что все помещаемые в таблицах результаты  нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития, для осуществления  необходимой коррекции. (слайд 9 - Сравнительный анализ)

А теперь более детально рассмотрим     задания из теста.  Это интегрированная проверочная работа строится на основе чтения текста. (слайд 10)

Попробуйте определить, какие умения проверяются заданиями, предложенными в тесте. (слайд 11 - 16)

 

Задание 1  проверяет  умение правильно списывать с печатного образца

(предметный результат   по русскому языку)

Задание 10  проверяет умение озаглавливать текст.

Коммуникативные и познавательные УУД.

Задание 12  проверяет умение находить математическую информацию

в тексте и фиксировать ее на схеме.

Познавательные УУД.

В заключении мне хотелось сказать, как можно использовать результаты диагностики в образовательном  процессе:

- результаты показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД.;

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

- определить насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;

- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям ребёнок успешен, а по каким требуется помощь педагога или родителей)

На основании анализа показателей в школе в каждой параллели делается вывод о необходимой коррекции работы по формированию определённых универсальных учебных действий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС

Таблицы личностных и метапредметных результатов 1-4 классы ФГОС 2020...

Семинар на тему: "Формирование личностных и метапредметных результатов у младших школьников"

Этот материал можно использовать для учителей начальных классов...

Окружной семинар "Пути и способы формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"

Введение.               1.1. Запрос современного общества.Основная часть....

«Методики мониторинга метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с ц...

Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

ФГОС  определяют в требованиях к результатам освоения знаний  помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов.   Знания, умения и навыки...

Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

ФГОС  определяют в требованиях к результатам освоения знаний  помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов.   Знания, умения и навыки...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...